М.Е. Салтыков – Щедрин (1826 – 1889). Роман «История одного города»

Литература. Занятие.

Вне литературы нет ни блага, ни наслаждения, ни жизни…

М.Е. Салтыков – Щедрин

       М.Е. Салтыков – Щедрин – публицист, критик, писатель – сатирик, пришедший в русскую литературу, чтобы сказать своё слово, отдать свои силы борьбе с крепостничеством и с самодержавным строем. Всё, что он делал и писал, всё это во имя любви к своей родине, к своему народу. Он бесконечно верил в силы и возможности человека, в торжество добра и справедливости. Главная тема творчества – сатирическое обличение пороков общества.

Основные этапы жизни и творчества.

1826 (15 января). Родился в селе Спас – Угол Тверской губернии в богатой помещичьей семье (атмосфера вражды, лицемерия и жестокости). Отец будущего писателя Евграф Васильевич Салтыков был слабохарактерным человеком и полностью находился во власти своей жены Ольги Михайловны – жестокой, властной и расчётливой помещицы.

М.Е. Салтыков – Щедрин: «Я видел глаза, которые ничего не могли выражать кроме испуга, я слышал вопли, которые раздирали сердце. В царстве испуга, физического страдания и желудочного деспотизма нет ни одной подробности, которая бы минула меня, которая в своё время не причинила мне боли».

1836 – 1838. Московский дворянский институт.

1838 - 1844. Царскосельский лицей (плохие преподаватели). М.Е. Салтыков – Щедрин: «Для нас нанимали целую уйму Вральманов, Цыфиркиных, Кутейкиных… Вральманы пичкали нас коротенькими знаниями, а холоп высшей школы внушал, что цель знания есть исполнение начальственных предначертаний». На одном из курсов был объявлен продолжателем Пушкина. Чтение запрещённых книг, увлечение В.Г. Белинским, споры о будущем России. Дружба с социалистом – утопистом М.В. Петрашевским.

1844. Чиновник в канцелярии Военного министерства. "...Везде долг, везде принуждение, везде скука и ложь...", такую характеристику дал он бюрократическому Петербургу. Другая жизнь более привлекала Салтыкова - Щедрина: общение с литераторами, посещение "пятниц" Петрашевского, где собирались философы, ученые, литераторы, военные, объединенные антикрепостническими настроениями, поисками идеалов справедливого общества.

1847. Начало творческой деятельности: повести «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848) - тема социального неравенства и критика существующего строя, противоречия между идеалами добра и справедливости и пошлостью и жестокостью окружающей жизни.

Николай 1: «стремление к распространению идей, потрясших уже всю Западную Европу» - арест и 8 лет ссылки в Вятку, по распоряжению Николая 1, несмотря на то, что писатель служил чиновником в канцелярии военного министерства. Писатель возвратился в Петербург из ссылки только после смерти Николая 1.

1850. Советник в Вятском губернском правлении.

1856. Возвращение в Петербург. «Губернские очерки» (итог Вятской ссылки) – публикация в «Русском вестнике»: обличение самодержавно – крепостнической системы в целом. В «записках», пейзажах, зарисовках, сценах и лирических монологах перед читателем открылся мир несправедливости и насилия, мир чиновников – хищников, купцов – стяжателей, взяточников и казнокрадов. О М.Е. Салтыкове – Щедрине заговорили как о наследнике Н.В. Гоголя.

Н.В. Гоголь М.Е. Салтыков – Щедрин
Поражённый «безобразием фактов», изображал негативные явления действительности, но не объяснял их обстоятельствами жизни. Был убеждён, что дурные привычки вызываются обстоятельствами жизни -- надо изменить эти обстоятельства – революция.

Н.Г. Чернышевский: «Щедрин пошёл дальше Гоголя»

1862-1864. Чиновник в Министерстве внутренних дел.

1862. Переезд в Петербург. По приглашению Н.А. Некрасова входит в редакцию "Современника", который в это время испытывает огромные трудности (Добролюбов скончался, Чернышевский заключен в Петропавловскую крепость). Салтыков берет на себя огромную писательскую и редакторскую работу. Но главное внимание отдает ежемесячному обозрению "Наша общественная жизнь", которое стало памятником русской публицистики эпохи 1860-х годов.

 

1864-1868. Председатель казенной палаты в Туле, Пензе и Рязани. Справедливый и принципиальный, М.Е. Салтыков – Щедрин пресёк немало нарушений, возбудил несколько дел о жестоком обращении помещиков с крестьянами, отстранил от службы погрязших в должностных преступлениях местных чиновников.

 

1868. Член редколлегии «Отечественных записок».

1869 – 1870. Роман «История одного города».

1875 – 1880. Роман «Господа Головлёвы» - трагический распад семьи.

1878. После смерти Н.А. Некрасова возглавляет «Отечественные записки» до их закрытия в 1884.

Журнальной деятельности писатель – сатирик отдаёт все свои силы и знания. После закрытия журнала он писал: «Теперь у меня всё … отняли. Можно ли представить себе что-нибудь более жестокое, унизительное, позорное».

Последние пять лет жизни писателя были особенно трудны. Он чувствовал себя одиноким. Единственным спасением была работа. Один из современников писателя вспоминал: «Он работал … до последнего вздоха … продолжая выпускать произведение за произведением, умирал в полном смысле этого слова воином на поле битвы».

 

В последние годы жизни создал свои шедевры:

1882-1886. "Сказки" - обличение пороков, освещение злободневных вопросов русской действительности, выражение народных идеалов, передовых идей.

1886-1887 "Мелочи жизни"

1887-1889"Пошехонская старина"

За несколько дней до смерти он написал первые страницы нового произведения "Забытые слова", где хотел напомнить "пестрым людям" 1880-х годов об утраченных ими словах: «совесть, отечество, человечество...»

 

1889 (28 апреля/10 мая) Смерть писателя в Петербурге. Незадолго до смерти он написал «завет» своему 18-летнему сыну Косте: «Милый Костя, так как я каждый день могу умереть, вот тебе мой завет: люби мать и береги её, внушай то же и сестре … Старайся хорошо учиться и будь безусловно честен в жизни. Вот и всё. Любящий тебя отец. Ещё паче всего люби родную литературу и звание литератора предпочитай всякому другому».

«История одного города» (1869 – 1870)

«История одного города», в сущности,

сатирическая история русского общества.

И.С. Тургенев

«История одного города» (опубл. в «Отечественных записках») – величайшее сатирическое произведение, наполненное подлинными событиями и фактами русской жизни, поднятыми на уровень грандиозного обобщения.

Сатирические приемы

Ирония  Сарказм Аллегория
Скрытая насмешка, имеющая двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное Едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества Иной смысл, скрытый за внешней формой
"Эзопов язык" Гипербола Гротеск
Художественная речь, основанная на вынужденном иносказании Чрезмерное преувеличение Предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия

Сатира – обличительное литературное произведение,

изображающее отрицательные явления жизни в смешном, уродливом виде.

 

Щедрин обращается к историческому прошлому, чтобы обличить современный ему государственный строй. Глупов – это образ Российского государства с его бедами, уродствами, мрачными и деспотичными правителями, бесправным и пассивным народом.

Основная тема – отношения народа и власти: самовластие строится на покорности народа и несёт ему одни несчастья. Жанр - сатирический роман, пародия на летопись (написан в форме летописного повествования о лицах и событиях, приуроченных к 1731-1826 годам. Сатирик и в самом деле творчески преобразовал некоторые исторические факты .)

Прототипы градоначальников

Угрюм-Бурчеев Грустилов Негодяев Перехват-Залихватский
Аракчеев Александр I Павел I Николай I

Практикум 1: Чтение и анализ фрагментов глав «Органчик» и «Подтверждение покаяния. Заключение». Вопросы для обсуждения: [2] стр. 36 – 37

 

Смысл финала

ОНО

Наступление реакции Будущая революция Появление нового градоначальника, ещё ужаснее, чем Угрюм - Бурчеев

Гениальность этой книги в том, что она, к сожалению, актуальна и в России сегодняшнего дня.

1. Здание для самостоятельной работы: гот. к тесту по творчеству Н.Г.Чернышевского, Н.С.Лескова, М.Е.Салтыкова-Щедрина,   чит. «Преступление и наказание», [1] стр. 230 – 257; подготовить 10 вопросов для проведения дискуссии «Личность Раскольникова».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: