Тема 5 – Локальные и глобальные информационные сети

 

1. Возможности использования Internet в логистике и УЦП.

2. Технология электронного документооборота (EDI) в цепях поставок.

3. Виртуальные логистические центры/операторы в цепях поставок.

4. Internet-локализации и WAP-технологии (мобильный Internet) в логистике и УЦП.

 

1. Сеть Интернет и связанные с ней технологии продолжают активно и весьма эффективно вторгаться в сферу логистики. Это связано с тем, что логистика невозможна без цивилизованного информационного пространства. Ведь только лишь при наличии результативных и своевременных информационных потоков мыслима высокая точность, стремительность и качество товарооборота при меньших тратах. Современные логистические технологии неразрывно связаны с интенсивным информационным обменом. Именно благодаря своевременно поступающей информации обеспечивается высокая точность, скорость и согласованность товарообращения в логистических цепях.

За последнее время структура логистического пространства Интернет существенным образом изменилась, что выразилось в трансформации содержания логистически ориентированных сайтов. Если раньше там доминировала рекламная информация, то теперь нередко в интерактивном режиме представлены организационные, справочные, проектные услуги. В настоящее время в сети представлены интерактивные планировщики маршрутов перевозки, специализированные службы по проектированию логистических цепей и каналов доставки товаров, информационно-аналитические центры и базы бизнес-партнеров, службы поиска, продажи и аренды транспортной техники и оборудования, виртуальные экспедиторские службы, юридические и таможенные консультации.

Интернет-технологии позволяют решать оперативные логистические задачи, например, диспетчер транспортной компании имеет возможность наблюдать за ситуацией на пограничных переходах Финляндия-Россия, с помощью специально организованных видеоокон, а владелец груза может контролировать его транспортировку по запросам.
Расширение использования Интернета в логистике предусматривает международная логистико-телематическая программа TEDIM. Роль этой программы в современной логистике делает необходимым дать ей краткую характеристику.

В 1994 г. Россия, Германия и Финляндия приняли решение о разработке программы сотрудничества по развитию и применению информационных технологий в международных грузоперевозках и логистике. Программа получила название Telematics in Foreign Trade Logistics and Delivery Management Program to impove logistics system in the Baltic seabord and adjacent areas («Телематика во внешнеторговой логистике и управлении поставками товаров в бассейне Балтийского моря и прилегающих регионах»). Сокращенное ее название — TEDIM. В 2002—2003 гг. к участию в программе присоединились Эстония, Латвия, Литва, Польша. Планируют свое участие Дания, Швеция и ряд других стран Балтийского моря. В рамках программы был принят и успешно реализуется целый ряд проектов, регулярно проводятся заседания ее Международного координационного комитета (МКК TEDIM) и семинары.
Сегодня специалисты в области логистики констатируют начало нового этапа в развитии логистики. Этот этап характеризуется не только широким использованием на практике Интернет-технологий, но и активизацией деятельности в области логистического проектирования реновации и интерактивного обеспечения логистических цепей.

Считается, что одним из наиболее удачных обобщений новых, формирующихся направлений в логистике с традиционными является макровременная концепция жизненного цикла логистической цепи. Эта концепция базируется на методологии CALS и представляет собой, по сути, реализацию системного подхода в логистике.
Отличительной особенностью нынешнего периода развития практической транспортной логистики является активизация деятельности интерактивных Internet-служб. Функциональная и структурная сложность современных транспортно-логистических сетей обусловливают особые требования к объемам, качеству и скорости передачи и обработки информации. Эти требования удовлетворяются путем внедрения электронного документооборота (EDI) на локальном и глобальном уровнях, а также за счет существенного расширения специализированного информационно-организационного сервиса в сети Интернет.

 

2. Технология электронного документооборота (EDI) в цепях поставок.

Сложность, большая размерность и огромное число документов, используемых при управлении материальными, информационными и сервисными потоками в логистической системе способствовали появлению за рубежом концепции EDI (электронного обмена данными). EDI представляет собой компьютерный обмен между пользователями с применением стандартного формата данных, обслуживающий современные телекоммуникационные технологии, что отображено на рисунке.

Рисунок – Схема электронного обмена данными

 

Технология EDI достаточно развита и широко представлена в крупных международных экономических, телематических и транспортно-логистических программах и проектах (TACIS, TEDIM и др.). Целый ряд компаний уже высказали свою заинтересованность в сервисе EDI. В настоящее время к инициативе ECR присоединились более 20 компаний, в том числе крупнейшие российские и западные розничные торговые сети: «Лента», «Metro Cash & Carry», «Auchan», «Ramstore», «Эльдорадо», а также целый ряд поставщиков и производителей: «Вимм-Билль-Данн», «Procter&Gamble», «Gillette», «Johnson&Johnson», «Nestle Foods», «Coca-Cola» и др. Государственный таможенный комитет (ГТК РФ) реализует EDI-проект взаимодействия с информационной системой МПС (министерства путей сообщения).

EDI повышает достоверность, своевременность и качество логистической информации. Для реализации всех преимуществ EDI необходимо связать все звенья логистической системы, а также потребителей и других внешних пользователей логистической информации телекоммуникационными каналами. Эта связь осуществляется через фирменные локальные сети, коммерческие и некоммерческие телекоммуникационные сети, действующие в пределах региона, страны или глобально (например, America Online, Internet и др.) А.Календарев Понятие XML/EDI: CNews.ru

Непосредственная выгода от применения EDI в логистической системе проявляется в следующих основных моментах:

- рост производительности в функциональных областях логистики;

- улучшение канальных возможностей между звеньями логистической системы;

- возрастание производительности подсистем логистической системы;

- достижение полной интеграции действий логистической системы;

- снижение операционных и административных (трансакционных) логистических издержек.

Повышение производительности достигается за счет быстрой передачи и обработки информации, а точности и достоверности данных – за счет уменьшения числа бумажных документов и возможности ошибок ввода данных. Сокращение логистических издержек достигается за счет уменьшения доли живого труда и материальных затрат, связанных с печатью, почтой, процедурами бумажного документооборота; сокращения телефонных, телексных и факсимильных коммуникаций; снижения административных и трансакционных затрат. [ Корпоративная логистика,684-686 ]

По оценке экспертов, EDI может сократить затраты на выполнение заказа на покупку на 80 % [ Murphy, Paul R., James M. Daley, and Patricia K. Hall. “EDI Issues in Logistics”. Journal of Business Logistics 19, no. 2 (1998). Pp. 89-102 ]. Также возможно в значительной степени сократить запасы за счет улучшенной точности и сокращенного времени выполнения заказа. Существуют многочисленные примеры успешной реализации EDI.

Компания Oregon Steel Mills небольшой производитель стальных пластин, используемых в строительстве и военных заказах, внедрила EDI в транспортном подразделении. Используя только персональные компьютеры, компания передавала коносаменты своему основному железнодорожному перевозчику в электронном виде. Число ошибок сократилось; контроль местоположения вагона теперь занимает минуты, а не часы, как было раньше; число работников в подразделении сократилось, а уровни обслуживания потребителей повысились [ Sacedo, Simon, and Ann Grackin. “The e-Value Chain.” Supply Chain Management Review 3, no. 4 (2000), pp. 63-70 ].

Крупные ритейлеры и производители требуют, чтобы их поставщики осуществляли специальную маркировку штрих-кодами и в режиме EDI своевременно извещали об отправке грузов, и это оказало большое влияние на складские операции и информационные системы [ Shary, Philip B., and James Coakley. “Logistics Organization and the Information System.” The International Journal of Logistics Management 2, no. 2 (1991), pp. 22-29 ].

Еще одним примером удачного внедрения EDI-технологии является компания Baxter Healthcare. Компания Baxter Healthcare использует EDI для передачи информации о подвозе грузов и их прохождении через каждые 500 миль. Все основные перевозчики компании имеют теперь системы оплаты за перевозки в режиме EDI и электронного перевода денежных средств. В настоящее время компания занимается разработкой и внедрением системы самостоятельного выписывания перевозчиком счетов [ Sheffi, Josef. “The Shipment Information Center”. The International Journal of Logistics Management 2, no. 2 (1991), pp. 1- 12]. Канадская национальная железная дорога применяет EDI для более рациональной перевозки грузов между США и Канадой. EDI стали широко использоваться в цепях поставок, связанных с потребительскими и промышленными товарами. Такие компании, как Eastman Kodak, Xerox, American Express, Ford, Honda of America применяют EDI для большинства своих продуктов, перемещающихся по их цепям поставок [Weiss, Martin A. “Implications of Electronic Order Excange Systems for Logistics Planning and Strategy”. Journal of Business Logistics 5, no. 1 (1984), pp. 16-39 ].

 

3. Сегодня процесс накопления транспортно-логистических ресурсов в сети достиг уровня, позволяющего говорить о возможности формирования коммерческих и условно-коммерческих виртуальных логистических центров (VLC) с функциями электронного маркетинга, консалтинга и фрахта. Последующая интеграция VLC с информационными службами официальных организаций и транспортных ассоциаций позволит в конечном итоге сформировать в Интернете логически единое транспортно-логистическое информационное пространство.

Активное использование Интернета для повышения интенсивности потока заявок на услуги транспортных логистических компаний и создания условий для самоорганизации потребителей транспортных услуг - очевидная примета времени. Без обеспечения высокоинтенсивного потока заявок на услуги автоматизация производственных процессов и делопроизводства не будет экономически эффективной. Обобщенная схема работы виртуального логистического оператора представлена на рисунке.

Рисунок – Виртуальная логистика

 

Интернет как технология глобальных открытых сетей - наилучшее средство для привлечения широкого круга потребителей транспортно-логистических услуг. С помощью этой технологии могут быть обеспечены: реклама компании; предоставление перечня услуг и прайс-листов; учет постоянных клиентов и компаньонов; предоставление потребителям необходимых документов на платной и бесплатной основе; интерактивная консультационная служба; служба поиска контрагентов; реестры транспортных логистических компаний и база информационно-логистических ресурсов в сети; электронный фрахт; мониторинг грузов и транспортных средств; виртуальное агентирование и экспедирование. Такая система достаточно гибкая и может легко настраиваться на другой вид перевозок, формируя общетранспортное информационное пространство и практически обеспечивая эффективность виртуальной логистики. По сути, это – один из возможных вариантов предметно-ориентированной коммерческой интерактивной службы в логистике. Представленная схема реализована в виде интернет-проекта для обеспечения международных автоперевозок VLC (АТ-логистика). В качестве хранилища данных в проекте используется Microsoft SQL Server, в качестве сервера имен – WINS или DNS. За основу взята операционная система Microsoft Windows NT Server  с использованием встроенного программного продукта Интернетом Information Server. Проект построен с использованием новой технологии Active Server Pages (ASP), что позволяет в качестве связующего между страницами и БД на SQL Server использовать ActiveX Data Object (ADO) через ODBC Data Source (источник данных). Технология ASP полностью скоординирована с Internet Information Server. Именно по такой схеме спроектирована домашняя страница корпорации Microsoft. Адресация а \интернете осуществляется по протоколу TCP/IP.

Проект располагается на сервере, а в качестве клиентской части используется стандартный Web browser типа Microsoft Internet Expoler в варианте «тонкий клиент». Не исключается использование в качестве дополнения блоков, созданных под Java, Visual Basic, Visual FoxPro и т.д., уже на стороне клиента. Система имеет внутреннюю службу администрации, дополнительные закрытые возможности и внешнюю (предоставляемую для использования в Интернете) составляющие.  [ Корпоративная логистика,749-751 ]

 

4. С появлением новых направлений в логистике, расширением и усложнением логистического пространства в Интернете возникает ряд серьезных проблем практического характера. Прежде всего, существенно затрудняется поиск нужных ресурсов в сети. Если раньше эта проблема была связана с недостатком сетевых ресурсов, то теперь - с избыточностью несущественной информации, усложнением доступа к нужным данным и услугам. Очевидно, это проявление синергетических эффектов в открытых информационных системах требует серьезного осмысления и разработки новых технологий. Применительно к Интернету такая технология может базироваться на проблемной или проблемно-тематической (в данном случае транспортно-логистической) Интернет-локализации. Схематично  Интернет-локализация отражена на рисунке.

 

Рисунок – Возможная структура логистической Интернет-локализации

 

Под Интернет-локализацией в логистике понимается интеграция логистических и информационно-логистических ресурсов сети в специальные проблемно-ориентированные ссылочно-аннотационные базы или тематические каталоги, размещаемые на страницах коммерческих или условно коммерческих VLC.

Работоспособность и эффективность такой технологии будет обеспечиваться политикой актуализации баз, наличием качественных информационных каналов и профессионализмом логистиков-аналитиков из группы обеспечения центра. Примером простейшей реализации этой технологии является размещенная в российском логистическом Интернет-кольце справочная система для транспортников "Инфотранс".

Серьезной проблемой является обеспечение надежности и гарантий в коммерческих сетевых операциях. Вообще проблема правового регулирования интерактивных отношений в Интернете может оказаться определяющей для перспективы активного коммерческого использования этой технологии в логистике и на транспорте, особенно в системах электронного фрахта, приобретения техники, планирования, внешнего документооборота и платежей. Практика свидетельствует о не всегда добросовестном отношении клиентов открытых виртуальных служб и партнеров по фрахтовым операциям к обязательствам. В силу неразвитости систем коммерческой безопасности и правовой базы в этой сфере деятельности пострадавшие могут прибегать порой к весьма острым и небесспорным формам защиты. В частности, практикуется публикация "черных" списков недобросовестных, по мнению пострадавших, партнеров, отказ нарушителям в регистрации на сайте и др. Плодотворным может оказаться практика публикаций в сети Интернет разборов арбитражных споров с комментариями специалистов. [ Транспортная логистика и Интернет: Виртуальные службы и центры http://transmap.ru/ar ticles/41]

Рассмотрим применение WAP-технологии (мобильный Internet) в логистике и УЦП. Уникальные возможности для обеспечения истинной мобильности в управлении бизнесом на рынке логистических услуг открываются благодаря появлению WAP-интернет-технологий.

Одним из важнейших преимуществ WAP-технологий в управлении цепями поставок товаров (модуле SCM) является возможность мониторинга и документирования логистических операций, связанных с товародвижением. Этим обеспечиваются не только точность поставок и синхронность взаимодействия контрагентов, но и ускорение взаиморасчетов за счет быстрой и объективной оценки выполненных всеми участниками логистического процесса объемов работ. Эти технологии получат дополнительное развитие после реализации 2003-2005 гг. проектов глобальной мобильной связи ICO-Teledesic (www.ico.com, www.teledesic.com). С введением в коммерческую эксплуатацию предусмотренных в этих проектах новых высокоскоростных систем мобильной связи GPRS понятия «мобильный Интернет» и «мобильное управление в логистике» совсем потеряют свойство исключительности, а использующие их логистические технологии станут обычными.

Ознакомимся с мобильными решениями WAP компании Navision. Данные мобильные решения для продуктов Navision помогают работникам предприятий, поставщикам и клиентам оперативно принимать верные решения. Особенностями данных решений являются:

- обеспечивают немедленный доступ к любой информации из любой1 точки мира;

- помогают работникам предприятия немедленно реагировать на стремительно меняющуюся ситуацию в бизнесе;

- повышение качества работы мобильных работников.

Мобильные решения открывают перед пользователями возможности немедленного доступа к информации через портативные беспроводные устройства – такие, как мобильный телефон. Верное мобильное решение может улучшить способы функционирования бизнеса за пределами стен компании. Мобильные решения для продуктов Navision легко настраиваются под уникальные требования бизнеса каждой компании. Всякое поле или таблица системы Navision могут быть показаны в беспроводном приложении, например, на дисплее мобильного телефона или Palm Pilot. Любой элемент бизнес-логики (например, то, как предприятие рассчитывает наличие свободных складских платежей) также можно перенести на WAP. Таким образом. Топ-менеджмент предприятия имеет возможность получить мгновенный доступ к любой информации предприятия, находясь в любой точке земного шара. Мобильные решения для продуктов Navision Financials позволяют немедленно повысить эффективность труда работников. Вне зависимости от местонахождения они получают доступ к жизненно важной информации, которая позволит на ходу принимать верные решения. М-бизнес позволяет работникам сконцентрировать усилия там, где закладывается реальный успех бизнеса: в офисах клиентов. Мобильные решения для продуктов Navision позволяет предприятию лучше отвечать на запросы клиентов и поставщиков.

Корпорация Navision создала WAP Resource Kit, который позволит центрам решений Navision создавать высоко адаптируемые мобильные бизнес-приложения. В свою очередь, за счет дистанционного доступа к важной деловой информации эти приложения облегчат процесс принятия решений сотрудниками, поставщиками и клиентами, находящимися на выезде или командировке. Выпуск WAP-решения является одним из тех предложений, которые позволяют клиентам компании с помощью Интернета в полной мере реализовать свой потенциал, так как этой компанией разработан мощный и гибкий инструментарий для создания настраиваемых решений. Применения WAP Resource Kit, центры решений Navision теперь могут сделать любой элемент системы Navision Financials доступным через портативное устройство, например сотовый телефон или Palm Pilot. Специалисты NSC получили возможность разрабатывать любые компоненты мобильных решений (поля, таблицы или элементы бизнес-процессов).

Мобильные решения к системе Navision Financials способны во много раз повысить эффективность и производительность труда работников фирмы независимо от их местоположения. Любой работник, находящийся вне стен своей организации, теперь имеет постоянный доступ к информации, необходимой для выполнения задания. Таким образом, работники имеют доступ к контактной информации, могут просматривать свой календарь, отвечать на сообщения электронной почты, формировать свой график и отчеты о накладных расходах. Менеджеры могут постоянно обновлять важную деловую информацию, баланс наличных средств или показатели объемов продаж. Кроме того, мобильные решения к системе Navision Financials отличаются простотой обслуживания, а также сокращают риск человеческой ошибки. Постоянная интеграция в режиме реального времени с back-office-системой гарантирует корректность и актуальность данных и заказов, напрямую введенных в модуль «Продажа и Клиенты» приложения Navision Financials.

Беспроводное соединение с Navision Financials помогает менеджерам, работающим в офисе, предоставлять свои клиентам максимально высокий уровень сервиса. Не запуская ПК, работники определенного предприятия всегда смогут получить любую интересующую их информацию относительно запросов поставщика или клиента, просмотреть актуальные каталоги, узнать о текущем состоянии склада, значении скидок, резервирования товаров, заказах, статистических сведениях и данных из карточек поставщиков/клиентов.

В свою очередь, клиенты смогут самостоятельно заходить в систему, просматривать каталоги, формировать заказы, контролировать их выполнение и оплату – и все это через карманное устройство.[корпоративная логистика, 754-758]

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: