В программе представлена концепция развивающего обучения иностранному языку, разрабатываемая в институте общего образования МО РФ.
В программе рассматриваются такие основные вопросы, как:
1) место и роль иностранного языка в системе общего образования молодежи на современном этапе развития общеобразовательной школы;
2) цели и содержание обучения иностранному языку;
3) характеристика основных этапов обучения иностранному языку в рамках модели 1-11 и 5-11 классы;
4) основные особенности современного учебного процесса по иностранному языку в школе, учет которых необходим для выполнения программных требований.
В приложениях представлены:
Примерный перечень языкового материала по английскому, немецкому, французскому и испанским языкам для 3- х этапов обучения, а также список рекомендованной литературы. Программа предназначена для учителей, методистов и всех, интересующихся вопросами преподавания иностранного языка в школе.
В содержательном отношении акцент в программе сделан на характеристике общих концептуальных основ обучения и основных составляющих учебно-воспитательного процесса (цель, содержание, ученик, учитель) с позиции современных требований теории и практики преподавания иностранного языка.
|
|
Программа состоит из следующих разделов:
1. Цели и содержание обучения иностранного языка;
2. Характеристика основных этапов обучения иностранному языку в средней школе;
3. Основные особенности современного учебного процесса по иностранному языку;
4. Приложения.
В целом процесс обучения иностранному языку призван сформировать у учащихся способность участвовать в непосредственном и опосредованном диалоге культур, совершенствоваться в иностранном языке и использовать его для углубления своих знаний в различных областях науки, техники и общественной жизни.
Эта способность предполагает формирование у школьников:
- умений понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения;
- в области обучения устной речи учащиеся овладевают умениями:
- понимать на слух иноязычную речь, построенную на программном материале;
- участвовать в общении с одним или с несколькими собеседниками;
- логично и последовательно высказываться в соответствии с ситуацией общения;
В области обучения чтению ставятся задачи научить школьников:
- читать вслух и про себя;
- читать, понимать и осмысливать содержание текстов с разным уровнем проникновения в содержащуюся в них информацию.
В области обучения письму учащиеся овладевают следующими умениями:
- графически правильным письмом;
|
|
- письма как самостоятельного вида речевой деятельности в ограниченном объеме (написания поздравления, приглашения и др.);
- письма как средства обучения другим видам речевой деятельности (составление плана устного сообщения, плана и тезисов прочитанного текста и др.).
Перевод как вид речевой деятельности в данном варианте программы не является целью обучения; в учебном процессе рекомендуется использовать его в качестве средства обучения, помогающего лучше осмыслить и осознать особенности изучаемого языка.
В ходе обучения иностранному языку школьники овладевают не только специальными, но и общеучебными навыками и умениями, которые складываются в определенный стиль учебной деятельности, помогающий им не только в освоении содержания обучения иностранного языка, освоении школьного образования и включении в производственную деятельность.
1-ая группа общеучебных умений – учебно-организационные – связана с формированием у школьников способности работать в различных режимах: учитель-ученик; ученик-ученик; ученик – класс и др.; пользоваться разнообразными ТСО и объективно и правильно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей.
2-ая группа умений – учебно-интеллектуальные – связана с овладением способа мыслительной деятельности и приемами логического мышления.
3-яя группа умений – учебно-информационные, в которых находят отражение способы и приемы самостоятельного приобретения знаний из различного рода источников. В эту группу умений входят умения школьников ориентироваться в письменном и аудиотексте, прогнозировать его содержание, находить нужную информацию, пользоваться различного рода памятками, справочной литературой и т.п.
4-ая группа умений – учебно-коммуникативная – проявляется в культуре общения, т.е. в умении слушать партнера по общению, прогнозировать его речевое поведение, обосновывать свою точку зрения и др.
Что включает в себя приложение по данной программе. Оно включает конкретный материал по 4 языкам (английский, немецкий, французский и испанский). Освоение учащимися этого материала составляет основу практического владения ими иностранным языком и формирования соответствующих лингвистических и лингвострановедческих знаний. Языковой материал распределен по 3 этапам обучения: начальному, среднему и завершающему. Для каждого этапа предлагается лишь минимальный объем лексического и грамматического материала, который может быть превышен в практике обучения. Какой конкретный языковой материал включен в программу по немецкому языку (словообразование и грамматика) см. самостоятельно программу с.167-173.
И очень кратко: О программе курса «Преподавание иностранных языков с естественно- математической направленностью» (Английский, немецкий, французский языки) 7-11 классы.
Программа разработана в лаборатории обучения иностранному языку Института общего образования Министерства образования России. Ведущие авторы: А.Ю. Горчев, В.Н. Иванова.
В программе представлена концепция профильного обучения иностранным языкам, начиная с 7 класса средней общеобразовательной школы. Рассматриваются также основные вопросы, как цель и задачи, а также содержание обучения иностранному языку с естественно – математической направленностью по 2 этапам:
1. подготовительному (7-9 кл.) и 2. основному (10-11 кл.), особенности учебного процесса с профильным обучением иностранному языку, учет которых необходим для реализации программных требований. В содержательном отношении упор сделан на формирование общеучебных умений и познавательных интересов школьников, чтение и перевод технической литературы, использование иностранного языка как средства получения профессионально-значимой информации в контексте межпредметных связей. Программа предназначена для учителей, методистов и всех интересующихся вопросами преподавания иностранного языка в школе на современном этапе ее развития.
|
|
В программе развиваются и углубляются важнейшие положения общей программы по иностранному языку для средней школы в ее новой редакции применительно к особенностям курса.
Предполагается, что учитель, проводящий занятия по данному курсу, будет пользоваться обеими программами, соотнося одну с другой с конкретными условиями обучения. Данная программа содержит следующие разделы:
1. Цели и задачи курса.
2. Содержание обучения.
3. Особенности учебного процесса.
4. Приложения, содержащие различного рода методические материалы для учащихся и учителя, а также библиографию.
В приложениях содержатся образцы памяток для учителя:
1. Памятка по рациональной организации технического перевода;
2. Памятка по составлению реферата;
3. Памятка по составлению аннотации;
4. Памятка по подготовке и проведению устного сообщения (более подробно об этих памятках см. стр. 199-201) данной программы. (Что касается конкретных разделов программы и особенностей учебного процесса см. стр. 178-203). Основные связи между элементами содержания предметов естественно-математического цикла и предмета «иностранный язык» представлены в программе в виде таблицы на стр. 181.Таблица содержит следующие разделы: 1) взаимодействие, отражающее общую проблематику (тематику);
2) средства реализации взаимодействия (с примерами);
3) что подлежит формированию и развитию (воспитанию).
Литература:
1. Проект временного государственного образовательного стандарта иностранного языка. // ИЯШ № 2, с. 4-15.
2. Диссертация к.п.н. Поторочиной Г.Е. Дидактические условия формирования интеркультурной компетенции студентов педвуза.(с. 18-33, Гл. 1).
3. Савинова Н.Б. Иностранные языки в системе развивающего обучения. Оренбург: Изд-во ОИУУ, 1997. 35 с.
4. Программа по иностранному языку для различных типов школ (англ., нем., франц., испанский) 1-11 классы.