Лекция № 1
Тема: Методика обучения основному иностранному языку как наука. Ее предмет и основные методические категории.
Вопросы:
1. Научно-теоретические основы методики обучения иностранного языка в средней школе.
2. Методика как наука, ее связь с другими науками.
3. Основные методические понятия.
Научно-теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе.
Термин «методика обучения иностранным языкам» используется для обозначения разных по содержанию понятий. Например, описание конкретных приемов и форм работы отдельных учителей – новаторов, мастеров своего дела, описание методов их работы в журнале «ИЯШ» в рубриках «Нам пишут» или из «Опыта работы школы» можно охарактеризовать как практическую методику обучения иностранного языка.
Термин «методика обучения» обозначает также учебную дисциплину в педагогических учебных заведениях, которая должна обеспечить теоретическую и практическую подготовку студентов по методике.
В педагогической и методической литературе существует положение о том, что методика обучения иностранному языку является «относительно самостоятельной наукой».
|
|
Методика как наука имеет собственный предмет и объект исследования.
Объектом исследования методики обучения иностранному языку является процесс обучения иностранному языку и закономерности усвоения его как нового средства коммуникации, а также особенности образования и воспитания всесторонне развитой личности средствами иностранного языка в разных условиях, в том числе и в средней школе.
Научную основу методики обучения иностранному языку составляют теоретические положения общей методики и экспериментальные данные методических исследований, закономерности базисных и смежных с методикой наук: педагогики, лингвистики, психологии, психолингвистики (лингвопсихологии), теории информации, кибернетики и др.
Методика как наука, ее связь с другими науками.
Предметом методики обучения иностранного языка является научное обоснование целей, содержания обучения, т.е. объема материала, его организации, последовательности его изучения, его воспитательной ценности, характера требований к уровню владения им, а также научная разработка наиболее эффективных методов, приемов и форм обучения и учения с учетом поставленных целей, содержания и конкретных условий обучения.
В своем научном обосновании методика опирается на данные базисных и смежных с ней наук. К базисным наукам относятся:
· психология (общая, возрастная, педагогическая, в т.ч. психология речевой деятельности);
· лингвистика;
|
|
· дидактика.
Наряду с базисными науками методика опирается на данные смежных с нею наук, к которым относятся:
· теория информации;
· методика преподавания русского языка в национальной школе.
Научность методик определяется тем, насколько обоснованно она привлекает данные базисных и смежных с ней наук при решении общетеоретических и практических вопросов обучения, что позволяет избежать односторонней ориентации методики на какую-либо одну базисную науку, например, лингвистику, как это было раньше.
К.Д. Ушинский указывал на вред односторонней ориентации педагогики на какую-либо одну науку, т.к. на практике такая ориентация оборачивается, по его словам, крайностями и просчетами. Одной из главных задач методики как теоретической науки является научный синтез данных базисных и смежных с нею наук и создание на этой основе цельной и стройной теории обучения языкам.
3. Основные методические понятия.
К основным понятиям в методике относятся:
- принцип обучения;
- метод обучения;
- система обучения;
- методический прием;
- методическое средство.
Методические принципы обучения любому школьному предмету, в т.ч. и иностранному языку в своей совокупности «определяют содержание,методы и организацию обучения».
В методической литературе последних лет высказывается точка зрения о том, что школьный предмет «Иностранный язык» отличается особой спецификой и дидактическими принципами обучения, общепринятыми в других предметах. Для методики преподавания иностранного языка эти принципы неприемлемы, потому что они разработаны на основе исследования процесса обучения основам наук, в то время как школьный предмет «иностранный язык» приобщает учащихся к речевой деятельности, расширяя их возможности в сфере речевого общения, а не к какой-либо науке. Дидактические принципы (такие как мотивированность, осознанность, доступность, научность социально-ценностная и культурно-ориентированная направленность, соблюдение коммуникативно-деятельностного, проблемно-тематического, индивидуально-личностного подходов в обучении иностранному языку) - являются основными принципами обучения иностранного языка в средней школе.
Расшифруем основные методические категории:
1) Метод обучения в общепедагогической литературе определяется как «система целенаправленных действий учителя, организующего познавательную и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую усвоение им содержания образования.
2) Под «методом обучения иностранному языку» понимается совокупность педагогических действий учителя и форм деятельности учащихся, обеспечивающих достижение коммуникативных, воспитательных и образовательных целей обучения иностранному языку. В методической литературе последних лет получил распространение термин «методическая система обучения иностранному языку» в связи с системно-структурным подходом к явлениям педагогической действительности.
И.Л. Бим следующим образом дефинирует понятие «система обучения иностранному языку»: прежде всего это информационная система, построенная на процессах приема, переработки, хранения, передачи информации в целях приобщения учащихся к иноязычному речевому поведению, общественному опыту с тем, чтобы обеспечить соответствующий общеобразовательный уровень абитуриента и создать предпосылки для его дальнейшего самообразования»
«Система обучения» реализуется в учебном комплексе» и включает ряд взаимосвязанных компонентов: цель, средства и методы обучения.
«Метод» как методическая категория находит свое воплощение в системе приемов, способов и средств обучения.
Под «методическими приемами» следует понимать элементы метода, «составные его части», определенные организационно-методические мероприятия. (И.Л.Бим).
|
|
Под «средствами обучения» подразумевается, с одной стороны, - «материальные средства обучения», т.е. предметы и материалы (учебники, пособия, ТСО), а с другой – виды деятельности, (например, чтение как средство обучения иностранному языку).
Термин «способ» употребляется часто в таких сочетаниях как способ (прием) семантизации, способы (приемы) активизации и т.д.
Способы (приемы) могут варьироваться также в зависимости от этапа обучения, особенностей, условий, характера материала.
Выводы по лекции:
1. Методика обучения иностранному языку ставит своей целью научное обоснование целей, содержания обучения и воспитания учащихся, определение наиболее рациональных методов обучения в конкретных условиях.
2. Методика опирается на данные базисных и смежных с нею наук в их органическом единстве, позволяющем избежать односторонней ориентации ее на одну из них.
3. Методами исследования в методике является:
– обучающий
- естественный
- разведывательный
- основной
- повторный
- лабораторный эксперимент
- опытное массовое обучение
- анкетирование
- тестирование
- наблюдение
- изучение и обобщение опыта учителей.
4. К основным методическим понятиям относятся: принцип обучения, метод, методическая система обучения, способ и средство обучения.
Литература:
1. И.Л. Бим. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. – М.: «Просвещение», 1988. 273 с.
2. И.Л. Бим. Обучение иностранному языку: поиск новых путей // ИЯШ, 1989. № 1. с. 25-32.
3. И.Л. Бим, М.З. Биболетова, М.Л. Вайсбурд, О.З. Якушина. К проблеме базового уровня образования по иностранному языку в средне школе. // ИЯШ, 1990. № 5. с.16-26.
4. С.Ф. Шатилов. Курс лекций по методике преподавания немецкому языку. –М.:
Лекция № 2
Тема: Содержание, цели, задачи и средства обучения иностранному языку в средней школе на современном этапе. Программа по иностранному языку для различных типов школ.
|
|
Вопросы:
1. Цели, задачи, средства, содержание обучения иностранному языку.
2. Компоненты содержания обучения иностранному языку.
3. Программа по иностранному языку для различных типов школ.
1. Цели обучения иностранному языку в средней школе определяются общественными запросами, государственными интересами воспитания всесторонне развитого и образованного человека.
Цель обучения иностранному языку должна быть реальной для достижения в заданных условиях, а содержание и методы обучения адекватны целям и заданным условиям.
Новая программа по иностранному языку так формулирует цели обучения иностранного языка в средней школе: «Обучение иностранному языку в средней школе преследует комплексную реализацию практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей, при этом воспитательная, образовательная и развивающая цели достигаются в процессе практического овладения иностранным языком».
Иными словами, ведущей целью обучения иностранным языкам коммуникативная и культурно-сравнительная цели, т.е. практическое овладение иностранным языком как средством устной и письменной коммуникации.
Практическое владение иностранным языком в устной и письменной форме даже в ограниченных пределах развивает познавательные интересы учащихся, расширяет их кругозор, знакомит с культурой, искусством, традициями и обычаями страны изучаемого языка.
Поскольку обучение иностранным языкам в средней школе преследует комплексную реализацию практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей, следует рассмотреть в программе обучения, какие изменения будут иметь место при их реализации в условиях образовательной ситуации.
Ø При реализации практической цели с учетом существующих в методике обучения новых теоретических подходов недостаточно рассматривать формирование только коммуникативной или только лингвистической компетенции учащихся. Необходимо вести речь о формировании межкультурной компетенции в процессе обучения иностранного языка в целом.
Ø Воспитательная цель может быть интерпретирована со следующей позиции:
- ориентация на гуманизацию образования;
- обучение в духе диалога культур;
- воспитание взаимопонимания и терпимости по отношению к чужой культуре, способность относится к ней с уважением, доверием, симпатией, но в то же время критически;
- воспитание ценностных ориентаций по отношению к культурному наследию своей страны (своего региона).
Толкование образовательной цели может быть сформулирована следующей формулировкой:
- более глубокое освоение родной (региональной) культуры посредством соприкосновения с чужой культурой и взаимоотношения с ней;
- расширение языкового, социального, эмоционального и интеллектуального горизонта обучающихся.
Достижение развивающей цели обучения иностранному языку и иноязычной культуре должно полагать:
- развитие способности «проникновения» в культуру страны изучаемого языка в ходе сопоставления общественных культурных и языковых реалий;
- развитие умения использовать социокультурный фон для понимания социокультурной принадлежности к национальному (региональному) и мировому сообществу;
- развитие способности ориентироваться в ценностных категориях собственного и чужого общества.
Необходимыми задачами в обучении иностранному языку в средней школе на современном этапе являются такие как:
- приобщение учащихся к приобретению общеобразовательной информации (чтение периодической печати, просмотр познавательных телевизионных передач, прослушивания радиопередач на родном и где возможно, иностранном языках);
- использование общеобразовательных возможностей иностранного языка в урочной и внеурочной работе;
- формирование у школьников правильного представления об историко-культурном прошлом села, района республики, используя краеведческий материал;
- организация экскурсионных поездок по историко-архитектурным и культурно-просветительным местам.