Методы, формы и средства, применяемые при гигиеническом обучении и воспитании

К настоящему времени Вы заработали баллов: 0 из 0 возможных.

Начало формы

Методы гигиенического воспитания - это способы управления по­знавательной и практической деятельностью индивидуумов, групп лиц, со­циальной общности, направленные на формирование их гигиенической куль­туры, позитивного в отношении здоровья стиля жизни и реализуемые в условиях взаимосвязанной деятельности специалиста с лицами, на которых направлен процесс гигиенического воспитания. Совокупность приемов, применяемых при реализации каждого метода, обусловле6на его целями и содержанием.

В качестве методов гигиенического обучения и воспитания предлагается использовать следующие методы:

1.Информационно-рецептивный метод

2.Репродуктивный метод

3.Метод проблемного изложения информации

4.Эвристический метод.

Начинается гигиеническое воспитание населения, будь то индивидуум, либо группа лиц, либо популяция с применения информационно-рецептивного метода.

Информационно-рецептивный метод - это метод гигиенического воспитания, заключающийся в сообщении специалистом готовой информации гигиенического характера, обучаемым лицам, которые усваивают ее на уровне осознанного восприятия и запоминания.

Цель метода - повышение уровня гигиенических знаний населения, привлечение внимания населения к проблеме, формирование общественного мнения, достигается в результате использования различных средств гигиенического воспитания, позволяющих осуществлять объяснение и иллюстрирование устным и письменным словом, действием, изображением, реальным предметом.

Формы реализации метода могут иметь индивидуальный, групповой или массовый характер: консультации, инструктаж, лекции и т.д.

Средства гигиенического воспитания - это способы реализации метода, которые позволяют говорить о том, с помощью чего метод гигиенического воспитания получает реальное воплощение. Средства, используемые при реализации информационно-рецептивного метода, направлены на осуществление объяснения и иллюстрирования устным и письменным словом, действием, изображением, реальными предметами.

Метод устной пропаганды (распространения знаний) используется чаще других методов, так как обладает рядом преимуществ: более простой в организационном отношении, экономичнее с точки зрения материальных затрат и затрат времени на его подготовку и проведение. Непосредственное слово или слово, записанное на носитель, как средство гигиенического воспитания позволяет установить личный контакт со слушателями, быстро реагировать на вопросы дня, на срочные показания, дифференцировать выступления в соответствии с возможностями, потребностями, интересами, составом тех или иных групп населения. Данный метод как никакой другой обеспечивает реализацию такого важного принципа, как конкретность.

Формами реализации метода устной пропаганды являются: лекции, беседы, лектории, консультации, вечера вопросов и ответов, дискуссии, научно-практическая конференция, громкое чтение, выступление по радио и др.

Метод печатной пропаганды (распространение знаний) с каждым годом становится все популярнее. Расширяется сотрудничество со средствами массовой информации, появляются новые печатные издания, увеличивается тираж санитарно-просветительной литературы. Преимущества метода печатной пропаганды: возможность размножения материала не ограничен временем и пространством, можно найти любой материала по интересующему вопросу, установить для себя удобный способ чтения, читать по частям, перечитывать отдельные главы, иметь под руками информацию как справочник, хранить, делают его удобным для населения.

Формами реализации данного метода являются публикация статей, интервью в средствах массовой информации; написание книг, брошюр, памяток, буклетов, листовок; подготовка санитарно-просветительной стенной газеты (бюллетеня), информационных листков, информации для размещения на web-сайтах и др.

Метод изобразительной (наглядной) пропаганды (распространения знаний) самый разнообразный по числу входящих в него средств. В основе метода лежит воздействие окружающих нас предметов преимущественно на орган зрения. Живое или печатное слово воздействует в течение определенного времени, иногда довольно длительно. При этом восприятие целого происходит по частям, постепенно. Зрительный образ, в отличие от слова, дает сразу представление о целом, воспринимается быстрее и лучше, чем описание. Не каждый зрительный образ может быть выражен словесно, поэтому изобразительный (наглядный) метод - неотъемлемая часть гигиенического воспитания.

Формами реализации данного метода являются применение в процессе гигиенического воспитания натуральных и искусственных предметов, графических изображений, показ действий, деловая игра, организация выставки, применение проекционных средств и др.

Комбинированные методы гигиенического воспитания представлены различными комбинациями основных методов. Наиболее популярными среди них являются использование кино, театра и телевидения. Комбинированные методы гигиенического воспитания позволяют воздействовать одновременно на несколько способов восприятия информации; передавать информацию в движении и динамике, осуществлять связь времен, связь между поведением и последствиями от неправильного поведения. При применении комбинированных методов население становится соучастником событий, наблюдаемых при просмотре кино, телевизионных передач, театрализованных представлений, тем самым формируя свое отношение к проблемам сохранения и укрепления здоровья. Формами реализации данного метода являются кино/видео-лектории, кинофильмы, мультипликационные, телевизионные фильмы, телевизионная реклама, телевизионные передачи, театрализованные представления, КВН и др.

Сформированные при помощи информационно-рецептивного метода уровень знаний и убеждения являются первым этапом в гигиеническом воспитании. Прекращение процесса на данном этапе приведет к потере полученной информации, и как следствие, к снижению эффективности обучения.

Вторым этапом гигиенического воспитания является применение репродуктивного метода гигиенического воспитания.

Репродуктивный метод - это метод гигиенического воспитания, заключающийся в организации специалистом воспроизведения имеющихся знаний со стороны обучаемых лиц, как на теоретическом, так и на практическом уровнях.

Цель метода – формирование убеждений, способности применять имеющиеся гигиенические знания на практике, что способствует не только лучшему усвоению знаний, но и формированию практических умений, необходимых для их применения (использование в качестве средств реальных предметов и приспособлений, различных приборов, иллюстрирующих процессы и явления, связанные с гигиенической тематикой).

Реализация метода происходит с использованием в качестве средств реальных предметов и приспособлений, различных приборов, иллюстрирующих процессы и явления.

Формы реализации метода - репродуктивная беседа, практические занятия, письменные задания и др. Выработка умений может быть заключительным этапом обучения только при отсутствии времени для дальнейшего продолжения процесса.

Метод проблемного изложения информации продолжает последовательное формирование компонентов гигиенической культуры – это метод гигиенического воспитания, заключающийся в постановке пропагандистом-воспитателем перед обучаемыми лицами научно-познавательных и практических задач, в раскрытии логики поиска их решений.

Цель метода - повышение уровня знаний, развитие практических умений и навыков, формирование творческого отношения к здоровью, соответствующих ценностных ориентации и установок.

Достижение поставленной цели становится возможным благодаря тому, что метод позволяет обучающимся лицам наблюдать за логикой мышления специалиста, который разъясняет гипотезы, ставит мысленный эксперимент, делает выводы из различных его вариантов.

Формы реализации метода - живое слово специалиста, дополненное другими средствами, например, кинофильмами, звукозаписями, слайдами и т.д. В качестве основных форм выступают индивидуальные и групповые занятия (решение задач, беседы, дискуссии и т.д.).

Метод проблемного изложения информации дополняя репродуктивный метод обучения, закрепляет отработку практических умений и способствует переходу их в практические навыки.

Эвристический метод завершает процесс воспитания и обучения – это метод гигиенического воспитания, заключающийся в постановке специалистом перед обучаемыми лицами научно-познавательных и практических задач, в раскрытии логики поиска, а также в организации самостоятельного решения этих задач обучаемыми.

Цель метода – формирование ценностных ориентации и установок в отношении здоровья, умения творчески решать проблемы, связанные со здоровьем, что достигается не только наблюдением обучаемых за деятельностью специалиста, но и самостоятельным участием в поиске.

Средства, используемые для реализации эвристического метода: живое слово, представленное непосредственно или опосредовано (на носителе).

Формы реализации метода – эвристическая беседа, в ходе которой специалист направляет поиск, последовательно ставит промежуточные задачи, формулирует противоречия и т.д. Способность обучающихся лиц принимать самостоятельные решения является критерием эффективности процесса обучения.

Каждый из методов может быть реализован с помощью определенных форм и средств.

Средства гигиенического воспитания – это способы реализации методов гигиенического воспитания, основанные на речи, изображении, действии, а также реальные предметы и приспособления, имеющие отношение к гигиенической тематике.

Для реализации методов гигиенического воспитания используются многочисленные средства.

1. Демонстрационные и обучающие средства:

- натуральные предметы (спортивный и гимнастический инвентарь, целебные травы, продукты питания),

- искусственные предметы (муляжи, модели),

- обучающие и проверочные технические средства,

- учебная панель, автоматический справочный информатор.

2. Речевые и изобразительные средства: лекция, памятка, книги, журналы, газеты, плакат, листовка, брошюра, картинки для раскрашивания для детей.

Речевые средства

Устные речевые средства - основаны на устной речи и позволяют реализовывать методы гигиенического воспитания вербальным (словесным) путем. К ним относят как «живое слово» специалиста при непосредственном общении его с аудиторией, так и возможные опосредованные способы передачи речевого процесса (речь или звукозапись, транслируемую по радио или по телевидению, передаваемую по телефону, звукозапись на CD).

Письменные речевые средства — основаны на письменной речи и позволяют реализовывать методы гигиенического воспитания путем отображения с помощью системы графических знаков и представляют собой печатные издания, рукописные или машинописные текстовые материалы.

Листовка - издание в виде листка агитационно-информационного характера, содержащего гигиенические сведения. В листовке могут быть даны лаконичные советы и рекомендации. Текст листовки часто сопровождается мотивированным призывом к участию в тех или иных профилактических оздоровительных мероприятиях.

Буклет - это иллюстрированное издание в виде определенным образом сложенного листка бумаги, содержащее краткую информацию по отдельным вопросам укрепления и охраны здоровья.

Памятка представляет собой издание в виде книжки небольшого формата, содержащей перечень конкретных советов, правил, сведений гигиенического характера. Памятка предназначается для отдельных целевых групп населения. Особенно широко используется в работе лечебно-профилактических учреждений.

Журнал - научно-популярное периодическое иллюстрированное издание, которое содержит материал по различным аспектам здоровья и профилактики заболеваний.

Газета— периодическое издание, освещающее текущую информацию гигиенического характера, в основном по различным вопросам здоровья и профилактики заболеваний.

Существуют так называемые стенные газеты, которые выпускаются силами работников лечебно-профилактических учреждений.

Рецепт представляет собой бланк, содержащий совет индивидуального характера в отношении здоровья. Может быть печатным и рукописным. Совет дается в виде рекомендации, касающейся двигательного режима, характера питания, режима труда, отдыха и т.д. Рецепт как средство гигиенического воспитания особенно распространен в лечебно-профилактических учреждениях (поликлиниках, амбулаториях и т.д.); вручается пациенту во время врачебного приема.

Конец формы

 

Конец формы

 

Изобразительные средства - это образное воспроизведение предметов, процессов и явлений, связанных со здоровьем.

Плакат - рисунок, который может сопровождаться кратким текстом, с изображением предмета, процесса или явления, связанного с тематикой здоровья, профилактикой заболеваний. Призван привлекать внимание, поддерживать интерес населения к трактуемой проблеме, побуждать к осуществлению гигиенических рекомендаций и советов. Рисунок и текст на плакате взаимно дополняют друг друга и составляют единое целое.

Фотографический снимок - изображение предмета, процесса или явления, связанных с тематикой здоровья, профилактики заболеваний.

Картотека - это тематический набор рисунков, наклеенных на картонные листы небольшого формата, каждый из которых сопровождается пояснениями, рекомендациями гигиенического характера.

Диапозитив (слайд) - представляет собой фотографический снимок на прозрачном материале, тематика которого отражает вопросы охраны здоровья, профилактики заболеваний.

Наиболее часто диапозитив используется в качестве иллюстрированного материала для бесед и лекций. Крупногабаритные диапозитивы применяются для оформления лечебно-профилактических учреждений, выставок и пр.

Диафильм - представляет собой фильм составленный из диапозитивов, тематика которого отражает вопросы охраны и укрепления здоровья и профилактики заболеваний.

Диафильмы используются в целях динамической сюжетной иллюстрации материала бесед и лекций.

Аппликация - представляет собой рисунок или набранный текстом шрифт, отражающие тематику охраны и укрепления здоровья, которые прикрепляются к специальному устройству, предназначенному для их показа.

Изобразительно-речевые средства - это способ передачи информации о здоровье, профилактике заболеваний с изображением предметов, процессов и явлений, иллюстрирующих эту информацию (телевидение, кино, театр, видео).

Применение этих средств в гигиеническом воспитании предполагает их использование и на местном уровне (местное телевидение позволяет освещать проблемы охраны и укрепления здоровья, специфичные для данного промышленного предприятия, городского или сельского района и т.д.).

Предметные средства - это средства гигиенического воспитания, представляющие собой реальные («натуральные») предметы, имеющие отношение к здоровью – практически любые предметы, используемые в процессе жизнедеятельности человека и имеющие отношение к его здоровью: посуда для приготовления и хранения пищи; предметы индивидуальной защиты поверхности кожи, глаз, органов дыхания на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях; средства ухода за кожей, волосами, зубами, одеждой; средства, используемые для обеспечения чистоты жилых и рабочих помещений; спортивные снаряды; лекарства; предметы для оказания первой медицинской помощи, ухода за больными, за детьми грудного возраста и т.д.

К предметным средствам гигиенического воспитания относятся также кукольные персонажи, используемые в целях формирования у детей позитивного с точки зрения проведения (Айболит и др.)

 

3. Аудиовизуальные средства: кинофильмы, слайды, видеозапись, плакат.

Технические средства обучения используются в ГВ как для обучения, так и самообучения населения, а также для контроля усвоения знаний:

o технические средства информации (звуковые, записывающие, воспроизводящие, переговорные устройства);

o технические средства контроля (программированный тестовый машинный контроль);

o технические средства программированного обучения (обучающие и мультимедийные программы);

o слайды по разным темам;

o наглядные средства соответственно содержанию и теме

o муляжи, тренажеры;

o видеофильмы;

o использование сети Интернет;

o видео-аудио-конференции, лекции и другие телемедицинские и телепросветительские информационные технологии.

4. Малые формы: наклейки, аппликации, почтовые марки, календари.

5. Символы гигиенического воспитания – условные изобразительные знаки, которые используются при проведении массовых кампаний.

С учетом способов передачи информации выделяют средства:

Устной пропаганды

лекции;

беседы (групповая, индивидуальная);

выступления;

вечер вопросов и ответов;

дискуссия;

викторина;

конференция;

занятия;

инструктаж.

Печатной пропаганды

брошюры;

листовки;

буклеты;

бюллетени;

книга;

журнал;

лозунг;

стенная газета;

методические руководства.

Основные требования к печатной продукции: актуальность тематики, оперативность.

Листовки незаменимы в тех случаях, когда надо быстро предупредить население о необходимости проведения срочных мероприятий по охране здоровья. Они адресуются широкому кругу населения, нося агитационный характер.

Памятки имеют конкретного адресат (школьники, будущие мамы, больные с различными заболеваниями). Даются советы здоровым и больным.

Санитарный бюллетень посвящается отдельной узкой теме, имеет название. Информационный материал должен носить профилактический характер соотношение, текст рисунок 1:2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: