Групповые формы гигиенического воспитания

Групповые формы гигиенического воспитания - это формы гигиенического воспитания населения, основанные на непосредственном или опосредованном общении между специалистом с группой лиц, на которых направлен воспитательный процесс. Предусматривают сообщение специалистом информации и обмен мнениями по данным вопросам.

Формы группового воздействия применяются для дифференцированного гигиенического воспитания различных групп населения (обучение в школах здоровья; гигиеническое обучение должностных лиц и работников, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения и др.). Эффективность групповых форм гигиенического воспитания определяется однородностью возрастного профессионального состава группы, наличием обратной связи и т.д. Наиболее оптимальный количественный состав группы – 15- 20 человек.

В процессе группового общения устная речь специалиста может быть дополнена изобразительными средствами, печатными изданиями, использованием современной компьютерной техники.

Групповая беседа - групповая форма гигиенического воспитания, ос­нованная на непосредственном общении между специалистом и группой лиц, на которых направлен воспитательный процесс. Предусматривает как сообщение специалистом информации профилактической направленности, так и обмен мнениями между собеседниками.

Характер групповой беседы зависит от цели, которую ставит перед собой специалист. Групповая беседа сочетает в себе информационную и репродуктивную направленность, которая предполагает наличие у данной группы лиц определенного уровня адекватных гигиенических знаний и воспроизведение их. С целью стимулирования поисковой активности обучаемой группы специалист может строить беседу эвристического характера.

Заседание «круглого стола» - групповая форма гигиенического вос­питания, основанная на обсуждении группой специалистов конкретных вопросов, связанных с сохранением и укреплением здоровья, в присутствии заинтересованных слушателей. Предусматривает участие слушателей в обмене мнениями как полноправных участников. Заседание круглого стола проводится под руководством ведущего (модератора).

Дискуссия - групповая форма гигиенического воспитания, основанная на непосредственном общении между специалистом и группой лиц, на которых направлен воспитательный процесс. Предусматривает совместное обсуждение под руководством специалиста вопросов, касающихся формирования стиля жизни, профилактики заболеваний, которое позволяет выявить различия в их понимании и толковании. Дискуссия позволяет стимулировать познавательный интерес к проблемам сохранения и укрепления здоровья, формировать позитивные установки, способствует коррекции поведения в отношении здоровья.

Клубы здоровья - групповая форма гигиенического воспитания, предполагающая объединение людей для совместной деятельности по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья (спортивные клубы, клубы трезвости, клубы диабетиков, клубы, объединяющие лиц, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, клубы молодых матерей, вдов, близнецов и др.).

Демонстрация фильмов по вопросам сохранения и укрепления здоровья - групповая форма гигиенического воспитания, предполагающая предоставление группам лиц информации по вопросам сохранения и укрепления здоровья посредством демонстрации фильма. Сочетание устной речи с изображением делает процесс восприятия информации более эффективным. Применение видеозаписи может рассматриваться также в качестве массовой и индивидуальной форм гигиенического воспитания.

Игра - групповая форма гигиенического воспитания, представляющая собой развлекательное занятие с совокупностью определенных правил, приемов, тематика которого отражает различные аспекты поведения человека в отношении своего здоровья и здоровья окружающих. Игры могут быть представлены настольными, ролевыми, спортивными, деловыми, викторинами. Игра может носить характер соревнования, что стимулирует познавательный интерес участников. Эмоциональное восприятие информации во время игры способствует лучшему ее усвоению и запоминанию.

Деловая игра - групповая форма гигиенического воспитания, преду­сматривающая моделирование разнообразных условий жизнедеятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и со­циального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обу­чения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером обучения и реальным характером деятельности. Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников как с помощью специальных методов работы (например, методом «Мозгового штурма»), так и с помощью модеративной работы.

Практическое занятие - групповая форма гигиенического воспитания, основанная на непосредственном общении специалиста с группой лиц, на ко­торых направлен воспитательный процесс, путем организации выполнения обучающимися упражнений, предусматривающих практическое применение полученных теоретических знаний в области формирования здорового образа жизни, профилактики заболеваний (выполнение упражнений на тренажере, занятия аутотренингом, занятия по оказанию первой медицинской помощи, обучение уходу за больными, занятия по приемам самоконтроля и самообследования и т.д.).

Занятие по решению задач - групповая форма гигиенического воспитания, основанная на непосредственном общении специалиста с группой лиц, на которых направлен образовательный процесс, путем постановки вопросов, требующих поиска решения по определенным данным с соблюдением известных условий. Задачи могут иметь проблемный характер, способствовать формированию творческого потенциала, умению самостоятельно применять полученные гигиенические знания.

Семинар - это групповая форма гигиенического воспитания, представ­ляющая собой коллективное, публичное рабочее обсуждения научной ин­формации по формированию здорового образа жизни, профилактике заболеваний заинтересованными лицами. Цели обсуждений направлены на формирование компетенции участников в объёме новых знаний, формирование навыков профессиональной полемики, закрепление обсуждаемого материала и оптимизацию взаимодействия.

Урок по укреплению здоровья - групповая форма гигиенического воспитания, основанная на непосредственном общении специалиста с учащимися в ходе учебного процесса в рамках учебной программы по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

Курсовое гигиеническое обучение - групповая форма гигиенического
воспитания, предусматривающая проведение одним или несколькими специалистами цикла занятий с группами лиц, объединенных по дифференцированному признаку по специальной учебной программе с целью систематического формирования знаний и практических умений по их применению. Курсовое гигиеническое обучение проводится преимущественно среди беременных, родителей, молодежи, работников промышленных предприятий, общественного питания, сельского хозяйства и т.д.

Курсовое гигиеническое воспитание включает в себя сочетание различных форм гигиенического воспитания. Может осуществляться путем создания школ здоровья, школ матерей, курсов отцов и т.д. Тематические циклы занятий проводятся также непосредственно на промышленных, сельскохозяйственных и др. объектах.

Школы здоровья - одна из форм курсового гигиенического обучения, предусматривающая формирование групп в зависимости от уровня здоровья. Обучение проводится по специальной учебной программе с целью формирования знаний и практических умений, направленных на формирование здорового стиля жизни, снижения последствий от имеющегося заболевания, устранения фактора риска. Количество занятий в школе здоровья может быть различным.

Лекция в группе - групповая форма гигиенического воспитания, предусматривающая изложение специалистом непосредственно или опосре­довано какой-либо темы, касающейся определенных аспектов формирования здорового стиля жизни, профилактики заболеваний.

Театрализованная постановка в группе - групповая форма гигиени­ческого воспитания, предусматривающая сообщение группе лиц посредством сценической постановки информации и показа конкретных предметов, процессов и явлений, а также их изображений по проблемам формирования здорового стиля жизни, профилактики заболеваний.

Тестирование по вопросам гигиенического воспитания в группе - групповая форма гигиенического воспитания, представляющая систему оценки уровня знаний по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики заболеваний, основанную на применении тестов. Включает в себя подготовку тестов, собственно проведение тестирования и последующую обработку результатов тестируемых. Тест - это инструмент, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.

Анкетирование по вопросам гигиенического воспитания в группе - групповая форма гигиенического воспитания, представляющая письменную форму опроса, в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по вопросам гигиенического воспитания. Анкетирование в отличие от интервьюирования дает возможность респондентам тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник (анкету). Анкета, состоит из опросного листа, паспортных данных, преамбульно-инструктивного раздела. В преамбуле говориться о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой. По форме вопросы разделяются на открытые (свободный ответ, например, «Что вы думаете делать?») и закрытые (ответ заключается в выборе из нескольких предлагаемых в анкете утверждений).

Опрос по вопросам гигиенического воспитания в группе - групповая форма гигиенического воспитания, представляющая сбор первичной ин­формации, основанный на непосредственном или опосредованном взаимо­действии специалиста и опрашиваемых лиц, по вопросам гигиенического во­спитания. Источником информации служат словесные или письменные суждения опрашиваемых лиц.

Викторина - групповая форма гигиенического воспитания, представ­ляющая собой игру, заключающуюся в ответах на устные или письменные вопросы по профилактике заболеваний, формированию здорового образа жизни населения. Викторины в основном отличаются друг от друга правилами, определяющими очерёдность хода, тип и сложность вопроса, порядок определения победителей, вознаграждение за правильный ответ.

Конкурс - групповая форма гигиенического воспитания населения, представляющая соревнование нескольких лиц, организаций, учреждений по различным аспектам гигиенического воспитания населения с целью выделить среди них претендента на победу. Конкурсом считается процесс определения самого лучшего претендента на победу (конкурсанта), или лучших претендентов на победу (конкурсантов), в соответствии с правилами, определёнными перед началом проведения процесса. Определение победителей осуществляется путём «качественного исследования» (экспертизы) и/или «количественного исследования» (голосования). В «качественном исследовании», конкурсантов оценивает жюри (судейская коллегия, группа специально уполномоченных лиц), способных профессионально и объективно оценить качественные характеристики конкурсантов по определённым правилами конкурса.

Определение победителей осуществляется путём суммирования оценок, которые были даны конкурсантам от каждого члена жюри, и выделение конкурсанта или конкурсантов, которые получили высочайшие оценки. В «количественном исследовании», конкурсанты выбираются путём общественного голосования, в котором участники голосования выражают свою симпатию к конкурсантам, пользуясь субъективными мотивами. Принять участие в голосовании может либо любой человек, либо лица, определенные по каким-то критериям (например, по возрасту). Определение победителей становится возможным за счёт суммирования голосов, отданных конкурсантам в период проведения исследования, и построения рейтинга всех конкурсантов, где победителем считается конкурсант, получивший наибольшее количество голосов и занял первое место в рейтинге.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: