Взаимодействие специалистов Роспотребнадзора с лечебно-профилактическими учреждениями и другими организациями в области гигиенического воспитания населения

К настоящему времени Вы заработали баллов: 0 из 0 возможных.

Начало формы

Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации определила ключевые области деятельности по укреплению здоровья:

- разработка государственной социальной политики, направленной на увеличение потенциала здоровья, и ее законодательное закрепление;

- создание окружающей среды, обеспечивающей поддержание здоровья человека;

- усиление деятельности по укреплению здоровья на региональном и местном уровнях:

- развитие и совершенствование индивидуальных умений и навыков здорового образа жизни и профилактики заболеваний;

- переориентация служб здравоохранения на активные действия по профилактике заболеваний и укреплению здоровья.

Политика в области охраны здоровья населения предусматривает прежде всего воздействие на индивидуальные привычки людей, многие из которых (нерациональное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя, нарко- и токсикомания, рискованное сексуальное поведение и др.) могут являться факторами риска развития массовых неинфекционных заболеваний. Поэтому для реализации положений Концепции необходимо:

- улучшение структуры и качества питания населения;

- снижение распространенности потребления табачных изделий;

- повышение доступности физической культуры, туризма и спорта;

- снижение потребления алкоголя;

- профилактика употребления наркотиков и наркотических средств;

- уменьшение уровня психосоциального стресса, повышение качества жизни;

- снижение распространенности социально обусловленных заболеваний (туберкулеза, ВИЧ-инфекции и других заболеваний, в том числе передающихся половым путем);

- повышение медицинской активности граждан.

Формирование здоровья необходимо рассматривать как системную междисциплинарную проблему, которая должна решаться объединенными силами медицинских и не медицинских структур. Установка на здоровый образ жизни появляется у человека не сама по себе, а формируется в результате определенного психологического и педагогического воздействия. Формирование здоровья педагогическими средствами представляет собой длительный процесс, требующий учета многих составляющих: возраста, пола, социального и культурного статуса семьи, индивидуальных особенностей организма. Средой для развития воспитательной деятельности должны являться семья, образовательные, медицинские и социальные учреждения, предприятия и учреждения, на которых трудится население. В связи с этим гигиеническое воспитание и обучение населения должны осуществляться на основе внутрисекторального и межсекторального сотрудничества.

Внутрисекторальное сотрудничество - это совместная работа:

- органов и учреждений Роспотребнадзора;

- центров медицинской профилактики;

- профилактических отделений лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений;

- центров по профилактике СПИДа и борьбе с ним.

Создание центров медицинской профилактики (центов здоровья) – это новое направление профилактической работы. Центры здоровья рассчитаны на здорового человека, повышение уровня его знаний и практических навыков по ведению здорового образа жизни. В эти центры можно обратиться за консультацией, пройти первичную диагностику на факторы риска и получить рекомендации по формированию ЗОЖ.

Основные функции центров медицинской профилактики определены «Положением об организации деятельности республиканского, краевого, областного, окружного, городского Центра медицинской профилактики», утвержденным приказом МЗ РФ № 455 от 23.09.2003 г. «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации». Среди них:

- проведение и анализ мониторирования неинфекционных заболеваний и их факторов риска;

- организация, контроль и анализ деятельности отделений, кабинетов медицинской профилактики и кабинетов здорового ребенка по разделу профилактики неинфекционных заболеваний, гигиенического обучения, воспитания и оздоровления лечебно-профилактических учреждений;

- организация и проведение мероприятий в области гигиенического обучения и воспитания населения;

- организация и проведение обучения медицинских работников в области профилактики заболеваний, охраны и укрепления здоровья населения;

- участие в проведении подготовки специалистов других ведомств (работников системы образования, средств массовой информации, работников культуры и пр.) по актуальным проблемам профилактики заболеваний, охраны и укрепления здоровья населения;

- организация массовых профилактических и оздоровительных мероприятий совместно с лечебно-профилактическими учреждениями;

- организация, проведение и анализ медико-социальных опросов населения для определения уровня информированности о здоровом образе жизни, потребности и удовлетворенности профилактической помощью;

- оказание населению профилактической и консультативно-оздоровительной помощи;

- информационное обеспечение лечебно-профилактических учреждений и населения по вопросам профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья населения;

- координация организации и проведения научно-обоснованных мероприятий по первичной и вторичной профилактике неинфекционных заболеваний и укрепления здоровья населения на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях;

- взаимодействие по координации и совершенствованию профилактической работы в учреждениях системы образования;

- участие в международных и национальных проектах по вопросам профилактики заболеваний и укрепления здоровья.

Основными задачами первичной медико-социальной помощи населению, оказываемой профилактическими отделениями (кабинетами) лечебно-профилактических учреждений, являются:

- обучение пациентов основным принципам сохранения и укрепления здоровья;

- обучение мерам личной и общественной первичной профилактики основных заболеваний, в том числе:

- рациональному питанию,

- соблюдению санитарно-эпидемиологического благополучия;

- лечение и вторичная профилактика имеющихся заболеваний, включая оказание медикаментозной помощи.

Основными функциями Отделения, согласно приложению № 7 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. № 543н, являются:

участие в организации и проведении диспансеризации;

участие в организации и проведении профилактических медицинских осмотров;

раннее выявление заболеваний и лиц, имеющих факторы риска развития заболеваний;

контроль и учет ежегодной диспансеризации населения;

подготовка и передача врачам медицинской документации на больных и лиц с повышенным риском заболеваний для проведения дополнительного медицинского обследования, диспансерного наблюдения и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий;

санитарно-гигиеническое воспитание и пропаганда здорового образа жизни (борьба с курением, алкоголизмом, избыточным питанием, гиподинамией и другие).

 

Межсекторальное сотрудничество - это совместное планирование и участие в реализации региональных программ профилактики, актуальность которых может быть определена результатами социально-гигиенического мониторинга. Партнерами в таком сотрудничестве могут быть:

- органы законодательной и исполнительной власти регионов;

- департаменты образования;

- органы социальной защиты;

- организации культуры и спорта, управления внутренних дел;

- предприятия и учреждения;

- молодежные организации.

Для совместной борьбы с вредными привычками молодежи и по другим вопросам профилактики может было налажено сотрудничество с религиозными конфессиями. Однако опыт показывает, что служителям культа независимо от вероисповедания необходимо предоставлять информационный материал для включения его в проповеди.

Политическая и организационная поддержка администрации является необходимой для осуществления долгосрочных профилактических программ. Опыт показывает, что только хорошо организованное и поддержанное администрацией территории сотрудничество может дать ощутимые положительные результаты по профилактике таких социально-значимых болезней, как ВИЧ/СПИД, нарко- и токсикозависимость, ограничить развитие вредных привычек среди молодежи.

Для того чтобы политики и лица, принимающие решения, были заинтересованы в поддержке профилактических программ, их надо убедить в том, что:

- основные проблемы здравоохранения можно решить путем проведения профилактики заболеваний и реализации стратегии укрепления здоровья;

- первичная профилактика - реальный путь повышения эффективности системы здравоохранения в условиях ограниченного объема ресурсов;

- при обеспечении дополнительного финансирования, а также выделении средств на профилактику отдельной строкой в бюджете здравоохранения можно добиться значительных успехов в сохранении здоровья населения.

Подготовка кадров и координация деятельности медицинских и немедицинских учреждений и специалистов в области гигиенического воспитания и обучения населения также должны быть учтены при составлении целевых, региональных и учрежденческих программ профилактики, при принятии управленческих решений на уровне парламентариев и правительства города.

Большую роль в увеличении объема мероприятий медицинской профилактики в деятельности всех структур здравоохранения, в создании информационной системы управления для стимуляции внедрения ресурсосберегающих технологий и повышения качества медицинской помощи, а также введения более современной системы оплаты труда медицинских работников могут играть профессиональные и общественные медицинские объединения.

Для координации деятельности этих и других заинтересованных учреждений на территориальном уровне может быть создан межведомственный Координационный совет по гигиеническому воспитанию населения при территориальном управлении Роспотребнадзора (или ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии») или при территориальном (городском) Центре медицинской профилактики.

Цель его создания - координация деятельности Центра медицинской профилактики, лечебно-профилактических учреждений, территориального управления Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия населения, высших и средних медицинских образовательных учреждений, научно-исследовательских институтов, научных медицинских обществ. Кроме того, педагогов, психологов, социологов, социальных работников, представителей СМИ и общественных организаций - в области формирования навыков здорового образа жизни у населения и обучения специалистов и руководителей знаниям и умениям по соблюдению профессиональных гигиенических требований.

Основными задачами Совета можно признать следующие.

1. Разработку стратегии развития гигиенического воспитания населения как одного из основных направлений медицинской профилактики.

2. Развитие межведомственных связей для создания целевых и общих программ по укреплению здоровья и профилактике заболеваний.

3. Внедрение системы всеобщего непрерывного гигиенического обучения и воспитания населения.

4. Разработку стратегии развития системы платных медико-профилактических образовательных услуг.

5. Экспертную оценку разрабатываемых (региональных, учрежденческих) профилактических программ.

6. Внедрение интегрированных программ повышения квалификации медицинских работников в области гигиенического обучения и воспитания, профилактики заболеваний и укрепления здоровья с использованием дистанционного обучения и системы академических кредитов.

7. Совершенствование системы профессионального гигиенического обучения специалистов, в том числе медицинских работников (врачей и медицинских сестер лечебно-профилактических учреждений).

8. Разработку системы обучения немедицинских работников (педагогов, социальных работников, психологов, работающих с детьми и группами риска, других специалистов) принципам и организации работы с населением по формированию здорового образа жизни.

9. Распространение опыта и оказание помощи по организации школ обучения пациентов в лечебно-профилактических учреждениях.

По вопросам организации профилактической работы и проведения гигиенического обучения и воспитания населения целесообразно осуществлять партнерство с международными организациями ЮНИСЭФ, TACIS, «Врачи без границ», «СПИДинфосвязь», Международным Красным Крестом и др.

Следует шире использовать методы социальной мобилизации и организации населения для осуществления профилактических кампаний или мероприятий.

Конец формы

Конец формы

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: