Лаг показывает пройденное расстояние нарастающим итогом, поэтому для определения пройденного судном расстояния необходимо заметить отсчеты лага в начале плавания ОЛ1и при его окончании ОЛ2и рассчитать разность (ОЛ2-ОЛ1). Полученную разность отсчетов лага обозначают аббревиатурой (рол ).
Как всякий прибор, лаг показывает пройденное расстояние с некоторой погрешностью, поэтому рол S. Для определения пройденного судном расстояния необходимо определить погрешность лага и учесть ее в виде поправки к рол. С этой целью на скоростных испытаниях сравнивают относительное расстояние, пройденное судном, So, с расстоянием, которое показал лаг (рол). Данные работы проводятся на специальных полигонах, так называемых мерных линиях оборудованные секущими створами и ведущим створом. Направление секущих створов всегда перпендикулярно линии пробега судов. Правила использования мерной линии даются в специальных описаниях.
Рис. 5
Поправка лага. Для определения поправки лага, а также соответствия скорости судна
оборотам движителей судно, развив должную скорость хода, ложится на курс, перпендикулярный секущим створам. Если имеется ведущий створ, то курс судна надо держать на него. В момент пересечения первого секущего створа (см. рис.5) наблюдатель с биноклем дает команду «Ноль». По этой команде замечают показания лага и пускают секундомер. В момент пересечения второго секущего створа снова дается команда «Ноль», секундомер стопорят и одновременно замечают показание лага. Зная расстояние между секущими створами (оно дается в лоциях, на картах и в специальных описаниях), показания лага в момент пуска секундомера и в момент его остановки (т. е. показания лага при пересечении первого и второго секущих створов), можно рассчитать скорость судна, соответствующую оборотам движителей и поправку лага.
Скорость судна в узлах определяется по формуле
где t — время между моментами пересечения первого и последующего створов (по секундомеру) в секундах;
S — расстояние между секущими створами в милях.
Поправка лага в процентах определяется по формуле
где РОЛ= ОЛ2-ОЛ1 — разность отсчетов лага, взятых в моменты пересечения второго и первого секущих створов. Эта разность условно обозначается рол.
Наиболее точные данные получатся, если судно на каждом режиме движения совершает пробег не только в прямом, но и в обратном направлении. В этом случае влияние ветра и течения удается исключить путем осреднения результатов наблюдений на прямом и обратном пробегах.
Пройденное судном расстояние относительно воды Sл с учетом поправки лага определится по формуле:
или
Коэффициент лага. Очень часто вместо поправки лага пользуются коэффициентом лага КЛ. Коэффициент лага рассчитывается по формуле
Коэффициент лага рассчитывают с точностью до 0,01. Между коэффициентом лага и поправкой лага существует зависимость
;