Лекция №1.6
Тема: Определение скорости и расстояния пройденного судном.
(в соответствии с рабочей программой дисциплины)
Время 2 часа.
Вопросы выносимые на лекцию
1. Классификация современных измерителей скорости судна.
- Определение пройденного судном расстояния по относительному лагу.
3. Работа на мерной линии по определению скорости судна и поправки лага.
Классификация современных измерителей скорости судна.
Для определения скорости и пройденного расстояния на судах устанавливают технические средства, которые получили название лагов. Лаги классифицируют по виду измеряемой скорости и по физическим принципам измерения скорости.
Перемещающееся по водной поверхности Земли судно, в общем случае совершает движение и в водной и в воздушной средах. Водные и воздушные массы, кроме того, имеют самостоятельное движение относительно земной коры (дна морей и океанов). Таким образом, движение судна - сложное движение. За абсолютную систему отсчета в морской навигации принята система, неподвижная относительно поверхности Земли, и поэтому перемещение судна относительно дна морей и океанов называют абсолютным.
Движение судна относительно водной среды принято считать относительным движением, а перемещение судна за счет движения водных или воздушных масс называют переносным движением. Каждый вид движения характеризуется соответствующим вектором скорости – абсолютной Va, относительной Vo и переносной
Vп.При этом
(рис.1).

Рис.1
Современные лаги подразделяются на абсолютные и относительные, исходя из того, какую скорость судна они измеряют.
Существует несколько физических принципов измерения абсолютной скорости, из которых в настоящее время на практике реализованы два: измерение абсолютной скорости по доплеровскому сдвигу частот и определение абсолютной скорости по результатам измерения ускорений судна в инерциальном пространстве. Первый принцип реализован в гидроакустических доплеровских лагах. Второй принцип реализован в инерциальных навигационных системах (ИНС).
Наибольшее распространение получили относительные лаги, которые измеряют скорость судна относительно воды, однако не учитывают движения судна вместе с ее массами. Это переносное движение судна судоводителям приходится учитывать отдельно решая задачу графического счисления с учетом течения.
Относительные лаги по физическим принципам измерения скоростей подразделяются на гидродинамические и индукционные (электромагнитные) лаги.

Рис.2
Принцип работы гидродинамических лагов (см. рис.2) основан на измерении динамического давления воды РД возникающего при движении судна относительно массы воды. Величина этого давления зависит от скорости судна Vo относительно воды:
РД = f(Vo); Vo = F(РД).
Достоинством гидродинамических лагов является относительно низкая стоимость при достаточной для практики точности измерения скорости. К недостаткам этих лагов относят низкую надежность работы на скоростях до трех узлов. Во всех лагах устанавливается интегрирующее устройство, которое по измеренной относительной скорости Vo и времени плавания t вырабатывает пройденное судном расстояние относительно воды 
Показания измеренной скорости и выработанного пройденного расстояния транслируются на репитеры лага - указатели скорости и счетчики пройденного расстояния (СПР), установленные в различных частях судна.

Рис.3
Принцип работы индукционного лага (см.рис.3)основан на явлении электромагнитной индукции. В таких лагах с помощью специального устройства за бортом судна создается магнитное поле. При движении судна в морской воде как в проводнике наводится электродвижущая сила Е (ЭДС). Величина ЭДС зависит от скорости судна. Измеряя величину ЭДС, определяют относительную скорость судна - скорость судна относительно воды Vo:

Достоинством индукционных лагов является высокая точность работы на всем диапазоне скоростей судна, в том числе и на заднем ходу. Некоторые их модели позволяют измерять скорость судна и в боковом направлении. К основным недостаткам таких лагов относят ненадежность работы в пресной воде, а также подверженность помехам при воздействии на измерительное устройство внешних электромагнитных полей.

Рис.4
Принцип работы гидроакустического лага (см.рис.4)основан на явлении действия эффекта Доплера, заключающимся в изменении частоты волны переданного и полученного сигнала. Лаг работая как гидролокатор на определенной частоте под известным постоянным углом наклона, излучает импульсы ко дну моря, а по величине сдвига частоты определяется абсолютная скорость судна. Надо отметить, что на глубинах более 300 метров работа такого лага становится не устойчивой, так как приемники начинают принимать сигнал не только от дна моря но и от плотных слоев воды, и появляются помехи.






