Как языка южнославянского

 

1). Неполногласные сочетания ра, ла, рh, лh между согласными (г ра дъ, б рh гъ, м лh ко).

2). Начальные ра, ла (ра вьнNъ - «равный», русск. ро вный).

3). Начальные зв, цв: цвhтъ («цвет»).

4). На месте праславянских сочетаний *dj, *tj, *kj возникли сочетания ж’д’, ш’т’: межда (межа), свhшта (свеча), ношть (ночь).

5). Праславянские * dl, *tl дают л: велъ (вёл), плелъ (плёл) – это элевые причастия, которые участвовали в образовании сложных временных форм.

6). Вставное [л’] после губных согласных: земл├а (*zemja), коупл├а (*kupja).

7). Начальное [je] ~:   ~ динъ (один), ~ лень (олень), ~ сень (осень).

 

3. Общественно-исторические условия возникновения старославянской письменности. Деятельность Кирилла и Мефодия.

  Старославянский язык – первый письменный язык славян и древнейший литературный язык славян. Возник во второй половине 9 в. и дошёл до нас в текстах (письменных памятниках) 10–11 вв., т.е. списки  9 в. до нас не дошли. Это язык переводов греческих богослужебных книг (т.е литературный, письменный), выполненных славянскими первоучителями Кириллом и Мефодием, а также их учениками в 9-11 вв. на основе солунского диалекта южноболгарского языка.

Общественно-исторические условия возникновения старославянской письменности были таковыми, что стоял вопрос о принятии славянами христианства и ведении богослужения на родном славянском языке. В Европе господствовали немецкие епископы, подчинявшиеся Римскому Папе, а Византия влияла на те территории, которые непосредственно к ней примыкали. Великоморавский (Великая Моравия)  князь Ростислав решил опереться на союз с Византией, с этой целью он принял православие, которое допускало ведение служб на родном языке (в отличие от Римской церкви, которая вела богослужение на латыни и греческом).

  В конце 862 г. Ростислав посылает к византийскому императору Михаилу III послов, с просьбой прислать учителей, которые бы могли быть проповедниками новой веры, дать славянам письменность и начать православное богослужение на родном языке славян. Михаил III отправляет с миссией братьев Константина и Мефодия. К. и М. - уроженцы города Солуни, т.е. братья изначально знали 2 языка: греческий + солунский диалект. Получили хорошее образование. Константин заведовал библиотекой, был приглашен на Хазарскую полемику. Приблизительно в 860 г. Константин по дороге в Хазарию посещает Крым. Там он обрел   псалтырь, русскими письменами написанный ( возможно, восточные славяне имели письменность до глаголицы и кириллицы). Вероятно, что до начала миссии в Моравию Константин уже начал работу над составлением славянской азбуки и переводом богослужебных книг для славян (греческого Евангелия), что и явилось причиной назначения его руководителем моравской миссии.

  Летом 863 г. К. и М. прибыли в Великую Моравию и работали там до 866 г. В 866 г. братья направляются в Рим с целью получить благословение папы на деятельность славянской церкви на родном языке (богослужение, перевод книг, писание книг). По пути они останавливаются в Паннонии (бывшая римская провинция в районемежду р. Дунаем и р. Дравой, её населяли хорутяне или словенцы – в настоящее время западная Венгрия). Паннонский князь Коцел дал Константину и Мефодию 50 учеников для обучения славянскому письму и священным книгам. Примерно в 869 г. братья прибывают в Рим. Римский папа Адриана II официально признал церковную письменность на славянском языке(стремился укрепить своё влияние в славянских княжествах). В 869 г. Константин заболел и умер в Риме в возрасте 42-х лет. Незадолго до смерти он принял монашество и стал называться Кириллом (под именем Кирилл причислен к лику святых). Мефодия папа назначил епископом моравским и паннонским.

  После смерти брата Мефодий возвратился в Моравию. Новый моравский князь Святополк, племянник Ростислава, по наущению немецкого духовенства уничтожил всё, что было создано братьями и их учениками, и к тому времени принял богослужение на латыни. На учеников К. и М. обрушились гонения. Самого же Мефодия подвергали жесточайшим пыткам, проверяя в вере (более двух лет провёл в тюрьме). К тому времени Адриан II умер и его заменил Стефан V, который запретил богослужение и письменность на славянских языках. Мефодия и его учеников изгнали из Моравии. Мефодий умер в 885 г. В 12 в. старославянская письменность и богослужение на старославянском были вытеснены латынью на территории их первоначального распространения.

  Изгнанные из Моравии, ученики Кирилла и Мефодия бежали в двух направлениях: на юг к хорватом и на юго-восток к болгарам. В 864 году в Болгарии царь Борис принимает христианство и примыкает к греческой церкви. В это время в Болгарии  - век расцвета старославянской письменности («золотой век»), что связано с царствованием царя Симеона (893-927). В это время составляются многочисленные списки с кирилло-мефодиевских оригиналов, переводятся греческие книги, создаются оригинальные произведения на старославянском языке. Старославянская письменность в чистом виде существовала до 11 в.. В Болгарии после 11в. говорят уже о среднеболгарском языке.

  Центр славянской письменности с конца 10 в. перемещается в Киевскую Русь, где христианство становится государственной религией. Все дошедшие до нас памятники русской письменности 11 в. – это списки южнославянских книг (Остромирово Евангелие (1056-1057), Изборник Святослава (1073 г., представляющий собой сборник текстов разнообразного содержания, переведенный с греческого в симеоновское время)).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: