Тема 4.1. Издержки производства и реализации продукции

План:

1. Понятие и значение себестоимости.

2.Себестоимость по элементам затрат.

3.Себестоимость по статьям калькуляции.

4.Классификация затрат на производство продукции.

5.Планирование себестоимости продукции.

       1. Себестоимость продукции, товаров, услуг (С/с) – это затраты предприятия на производство и реализацию продукции в денежной форме. Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, т.к. она показывает сколько всего было израсходовано ресурсов предприятия. 

       С/с выполняет следующие функции:

1.Учет и контроль всех затрат.

2.Является основой для расчета оптовой цены на продукцию.

3.Является экономическим обоснованием инвестиций, расходов на реконструкцию и техническое перевооружение.

       С/с предприятия бывает:

1. Цеховая себестоимость - затраты отдельного цеха на производство продукции.

2. Производственная себестоимость - помимо цеховой       с/с включает в себя остальные затраты на производство продукции по заводу в целом.

3. Полная себестоимость = Производственная С/с + Внепроизводственные расходы.

Внепроизводственные расходы -расходы на транспортировку, упаковку, хранение.

       Большое значение имеет снижение себестоимости, т.к. при этом:

1. увеличивается прибыль предприятия;

2. появляется возможность метериального стимулирования работников;

3. снижается цена на продукцию, что увеличивает ее спрос и реализацию;

4. улучшается общее финансовое состояние предприятия.

       Смета затрат на производство и реализацию продукции предприятия.

№пп Элементы затрат Сумма, руб.
1 Материальные затраты, в т.ч.: -сырье и материалы -покупные полуфабрикаты -топливо -энергия 25500 20100 3200 1200 100
2 Амортизация 4300
3 Затраты на оплату труда 12600
4 Прочие затраты 1500
5 Проценты за кредит 642
6 Затраты, списанные на непроизводственные счета 1650
7 Прирост (-), уменьшение (+) расходов будущих периодов +600
8 Прирост (-), уменьшение (+) остатков незавершенного производства +1200
9 Внепроизводственные расходы: -упаковка -реклама -транспорт -прочие расходы 1350

       В соответствии с Налоговым кодексом (ч.2) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) предприятием. Расходы подразделяются на:

а ) расходы, связанные с производством и реализацией, т.е. от обычных видов деятельности (изготовлением, хранением, доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и реализацией продукции);

б) внереализационные расходы ( расходы на содержание переданного по договору аренды имущества, включая амортизацию по этому имуществу; % по долговым обязательствам; расходы, связанные с эмиссией собственных и обслуживанием приобретенных ценных бумаг, консервацией ОС, судебными исками, услуги банков, убытки от простоев по внутрипроизводственным причинам, от стихийных бедствий, аварий, пожаров, ЧС.

       2. Себестоимость продукции складывается из затрат, которые различны по своему назначению и содержанию, поэтому возникла необходимость классифицировать затраты. Затраты классифицируются   по элементам и по статьям калькуляции. На основании этих группировок разрабатываются такие важные документы как:

1. смета затрат на производство;

2. калькуляция продукции.

       Для бухгалтерского учета применяется группировка затрат по экономическим элементам:

1. Материальные затраты – они включают в себя сырье, материалы, топливо, энергию. Из материальных затрат вычитается стоимость возвратных отходов. Возвратные отходы – это стоимость отходов производства, которые после переработки можно снова использовать в производстве.

2.Затраты на оплату труда – это затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия, включая премии за производственные результаты, стимулирующие и компенсационные выплаты, стоимость бесплатно выдаваемых работникам предметов, услуг, продуктов питания, остающихся в их личном пользовании.

3.Затраты на социальные нужды -единый социальный налог, ежемесячно составляющий 35,6% ЗОТ. ЕСН перечисляется во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд (ПФ), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фондсоциального страхования (ФСС).

4.Износ основных производственных фондов равный сумме амортизационных отчислений.

5.Прочие затраты- суммы налогов и сборов, относимые на себестоимость, расходы на сертификацию продукции, обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности, расходы по набору работников, гарантийному ремонту и обслуживанию, арендные и лизинговые платежи, содержание служебного транспорта, командировочные, подготовка и переподготовка сотрудников, расходы на рекламу, изучение рынка.

 

Себестоимость по элементам затрат = МЗ + ЗОТ+ ЕСН +А + Прочие затраты

           

       3. Чтобы определить затраты ресурсов на одно изделие, используется группировка по статьям калькуляции. Она позволяет рассчитать себестоимость одного изделия и расписать затраты по ассортименту продукции. На каждом предприятии будет своя калькуляция продукции, но в общем виде она выглядит как типовая:

1. Сырье и материалы;. возвратные отходы (-).;

2. Покупные изделия и полуфабрикаты.

3. Топливо и электроэнергия на технологические цели.

4.Основная заработная плата и дополнительная заработная плата производственных рабочих.

5.Отчисления на социальное и медицинское страхование производственных рабочих.

6. Расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования.

7.Расходы на подготовку и освоение нового производства.

8. Цеховые расходы.

Цеховая себестоимость;

9.Общепроизводственные расходы;

10 .Потери от брака

Производственная себестоимость

11.Внепроизводственные (коммерческие) расходы.

Полная себестоимость

 

 Себестоимость по ст. калькуляции = Производственная с/с + Коммерческая с/с =                                               Полная себестоимость

           

       Пример. Фирма занимается пошивом одежды. Рассчитать себестоимость женского платья, если затраты на единицу продукции составили: ткань-382 руб., отделочные материалы-85 руб., ЗП работникам – 63 руб., электроэнергия- 18,8.руб., износ оборудования- 17,2 руб., аренда помещения -19 руб., другие производственные издержки-14,8 руб., издержки по сбыту- 30 руб., административные издержки – 17,7 руб..

Итого с/с единицы продукции составила 647,5 руб..

       4. Классификация затрат предполагает группировку затрат по ряду признаков:

Признак классификации Подразделение затрат
1 По экономической роли в процессе производства Основные и накладные
2 По составу (однородные) Одноэлементные и комплексные
3 По способу включения в себестоимость продукц. Прямые и косвенные
4 По отношению к объему производства Условно-переменные и условно- постоянные
5 По периодичности возникновения Текущие и единовременные
6 По участию в процессе производства Производственные и коммерческ.
7 По эффективности Производственные и непроизвод.

Основные расходы связаны с производством продукции, накладные – с обслуживанием производства.

Постоянные расходы всегда одинаковые, не зависят от объема производства (арендная плата, охрана, отопление и т.п.), переменные – зависят от объема произведенной продукции (сырье, материалы, энергия).

Прямые расходы – это затраты на 1 рубль товарной продукции, рассчитываются по формуле: Полная себестоимость продукции / объем произведенной продукции в руб.

Косвенные расходы – связанные с работой цеха и предприятия в целом, обычно они берутся в % к ЗП.

       5. Для целей планирования и анализа затрат применяют группировку затрат в зависимости от объема выпуска продукции, т.е. базирующуюся на разделении общих издержек предприятия на постоянные и переменные. В западной системе такая система учета себестоимости называется «директ-костинг».

      Себестоимость = Зпостоянные + З переменные = Директ-костинг

Главной особенностью директ-костинга является то, что с/с продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собираются на отдельном счете и с определенной периодичностью списываются непосредственно на финансовый результат.

           

 

 

К основным инструментам       системы управления затратами «директ-костинг» относятся: 1) Маржинальный доход

       Прибыль =  Выручка -  Себестоимость

                              (Доходы)        (пост.З + перем.З)

_______________________________________________________________

       Маржа =   Выручка -  Переменные затраты, т.о.

       Маржинальная прибыль - это управленческая прибыль.

2) Точка безубыточности – минимальный объем выпуска (и реализации) продукции, при котором доходы от реализации покрывают затраты на ее производство, т.е.

       Доходы = Затраты, следовательно Прибыль = 0.

3)Запас финансовой прочности = Фактическая выручка – Точка безубыточности.

       Главная задача планирования С/с продукции - экономическое обоснование установленных затрат на ее производство и реализацию. Важной составной частью планирования С/с является разработка плановых калькуляций на каждый вид изделия. При составлении калькуляции используется группировка по статьям расходов, принятая в данной отрасли. Материальные затраты ( сырье, материалы) – исчисляются исходя из норм их расхода на производство данного вида продукции в планируемом году и оптовых цен соответствующих видов материальных ресурсов. Зарплата производственных рабочих складывается из З/п за выполнение операций по изготовлению единицы продукции. Отчисление на социальные нужды определяется в размере 35,6 % от ЗОТ. Общепроизводственные и общехозяйственные расходы определяются по смете. Их плановые суммы включаются в калькуляции отдельных изделий пропорционально З/п. Производственная с/с продукции определяется суммированием вышеперечисленных затрат. Внепроизводственные расходы определяются по предварительной смете и включаются в с/с различных видов продукции пропорционально производственной с/с.   В себестоимости товарной продукции учитываются не все затраты предприятия, поэтому разрабатывается смета затрат на производство, где показывается полный объем затрат на производство и услуги. Для определения с/с валовой продукции из общей суммы затрат на производство исключаются затраты на работы и услуги (стоимость услуг по капстроительству). Производственная с/с определяется путем корректировки с/с валовой продукции, т.е. увеличением или уменьшением ее на изменение с/с остатков незавершенного производства (прирост «-«, уменьшение «+»). С/с реализованной продукции – путем суммирования производственной с/с в планируемом году и с/с остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода и вычитанием С/с остатков нереализованной продукции на конец планируемого года.

Задания и упражнения. Решите задачи:

Задача № 28.  Внепроизводственные расходы по заводу в планируемом году составили 500 тыс. руб., производственная с/с продукции -16500 руб., производственная себестоимость изделия «А» - 62 руб.. Определить 1)сумму внепроизводственных расходов; 2) полную себестоимость изделия «А».

Задача 29.   Затраты на производство единицы продукции предприятия составляют (руб):

 

Сырье и материалы 213
Заработная плата 12
Общепроизводственные расходы 26
Общехозяйственные расходы 23
Внепроизводственные расходы 5,5% от производств. себестоимости

Определить производственную и полную себестоимость производства единицы продукции предприятия.

Задача № 30. За отчетный год на предприятии объем товарной продукции составил 15 млн. руб., ее С/с -12 млн. руб., в т.ч. ЗП с отчислениями – 4,8 млн.руб., материальные ресурсы -6 млн. руб., постоянные расходы в себестоимости продукции составили 50%. В плановом периоде предусматривается увеличить объем товарной продукции на 15 %, повысить производительность труда на 10 %, среднюю ЗП на 8%. Нормы расхода материальных ресурсов снизятся на 5%, а цены возрастут на 6%.

       Определить:1) плановую себестоимость товарной продукции,

                              2) плановые затраты на 1 рубль товарной продукции.

 

Валовые издержки производства (сумма постоянных и переменных издержек) определяют минимальную ее величину.

Существенное влияние на цену оказывают поведение конкурентов и цены на их продукцию.

 

       Государственное регулирование цен является важным фактором ценообразования. Существуют прямые и косвенные способы воздействия государства на цены.

Прямые (административные) способы – это установление определенного порядка ценообразования; косвенные (экономические) – направлены на изменение конъюктуры рынка, создание определенного положения в области финансов, валютных и налоговых операций, оплаты труда.

  

      3. В зависимости от сферы оборота цены классифицируются:

- внутренние цены предприятия (фирмы) - используются для оборота средств внутри предприятия

- отпускные (оптовые) цены, по которым предприятия реализуют продукцию потребителям; верхний предел внутренней цены.  

       Классификация внутренних цен:

  1. Внутритрихозяйственные цены, по которым осуществляют внутренние поставки цеха, участки, производства внутри одного предприятия. Это сумма переменных расходов и прибыли подразделения.
  2. Внутрифирменные, по которым самостоятельные предприятия (юр. лица) осуществляют поставки внутри объединения; это сумма переменных расходов и доход, который идет на покрытие постоянных расходов подразделения и фирмы.
  3. Трансфертные – внутрифирменные цены, обслуживающие оборот между подразделениями, находящимися в различных регионах.

Структура внутренней цены предприятия, отражающая соподчиненность видов фирменных цен:

     

Оптовая цена предприятия

Переменные Расходы Прибыль подразделения

Постоянные расходы

Влияние оегиональных факторов

Факторы рынка

Внутрихозяйственная цена

подразделения фирмы

Внутрифирменная цена

Трансфертная цена

           

 

По характеру оборота различают следующие цены:

- закупочные цены, по которым реализуютсясельскохзозяйственная продукция (колхозами, фермерскими хозяйствами, населением) государственным и коммерческим организациям;

- розничные цены, по которым товары реализуются в розничную и торговую сеть.

По степени и способу регулирования цены классифицируются:

- регулируемые цены (их величина регулируется государственными органами). Но это носит ограниченный, косвенный характер, осуществляется посредством воздействия на спрос и предложение, например, налоги;

- фиксированные, твердые цены, устанавливаются органами ценообразования или другими госучреждениями. Они назначаются по ограниченному кругу товаров;

- договорные цены - это цены, величина которых определена предваряющим акт купли продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцом и покупателем. При этом может оговариваться допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие инфляции, форс- мажорных обстоятельств. Принятия новых законов;

-свободныецены- освобождены от ценового вмешательства государства, формируются под воздействием конъюктуры рынка, законов спроса и предложения.

По степени обоснованности различают следующие цены:

- базисные, применяемые в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные изделия. Их использование необходимо в связи с естественным изменением многих цен, процессами инфляции;

- прейскурантные цены - фиксируются в документальной форме

(прейскуранты- указатели цен);

- фактические цены сделок, учитывающие применение различных надбавок, скидок к базисной цене.

Цены по виду рынка определяет рынок, на котором они образуются:

биржевые цены, аукционные цены, комиссионные цены.

   4. Принципом ценообразования является возмещение затрат на производство и реализацию продукции, услуг, работ и получение прибыли в размере, достаточном для расширенного воспроизводства и выплаты соответствующих налогов государству.   Решение этой задачидостигается установлением уровня цен на продукцию, выпускаемую предприятием. При этом издержки производства продукции, производимой предприятием, зависят от усилий самого предприятия, а формирование уровня цены и объема продаж связано с конъюктурой рынка.

       Американские компании применяют следующую последовательность в разработке и расчете цен.

 

Постановка задачи по ценообра- зованию Определение спроса Оценка издержек производства Анализ Цены  конкурентов Выбор метода ценообразования Установление окончательной цены

 

       В конечном итоге уровень устанавливаемой цены должен находиться в промежутке между низкой ценой (издержки производства), не приносящей прибыли, и теоретически высокой ценой, определяемой спросом (рыночная цена) без учета задач предприятия.

 

Возможная цена

Минимальная цена (издержки производства) С/с продукции + наценка. Учет цены конкурента Издержки производства + уникальные возможности товара. Максимальная цена

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow