План:
1. Понятие и значение себестоимости.
2.Себестоимость по элементам затрат.
3.Себестоимость по статьям калькуляции.
4.Классификация затрат на производство продукции.
5.Планирование себестоимости продукции.
1. Себестоимость продукции, товаров, услуг (С/с) – это затраты предприятия на производство и реализацию продукции в денежной форме. Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, т.к. она показывает сколько всего было израсходовано ресурсов предприятия.
С/с выполняет следующие функции:
1.Учет и контроль всех затрат.
2.Является основой для расчета оптовой цены на продукцию.
3.Является экономическим обоснованием инвестиций, расходов на реконструкцию и техническое перевооружение.
С/с предприятия бывает:
1. Цеховая себестоимость - затраты отдельного цеха на производство продукции.
2. Производственная себестоимость - помимо цеховой с/с включает в себя остальные затраты на производство продукции по заводу в целом.
|
|
3. Полная себестоимость = Производственная С/с + Внепроизводственные расходы.
Внепроизводственные расходы -расходы на транспортировку, упаковку, хранение.
Большое значение имеет снижение себестоимости, т.к. при этом:
1. увеличивается прибыль предприятия;
2. появляется возможность метериального стимулирования работников;
3. снижается цена на продукцию, что увеличивает ее спрос и реализацию;
4. улучшается общее финансовое состояние предприятия.
Смета затрат на производство и реализацию продукции предприятия.
№пп | Элементы затрат | Сумма, руб. |
1 | Материальные затраты, в т.ч.: -сырье и материалы -покупные полуфабрикаты -топливо -энергия | 25500 20100 3200 1200 100 |
2 | Амортизация | 4300 |
3 | Затраты на оплату труда | 12600 |
4 | Прочие затраты | 1500 |
5 | Проценты за кредит | 642 |
6 | Затраты, списанные на непроизводственные счета | 1650 |
7 | Прирост (-), уменьшение (+) расходов будущих периодов | +600 |
8 | Прирост (-), уменьшение (+) остатков незавершенного производства | +1200 |
9 | Внепроизводственные расходы: -упаковка -реклама -транспорт -прочие расходы | 1350 |
В соответствии с Налоговым кодексом (ч.2) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) предприятием. Расходы подразделяются на:
а ) расходы, связанные с производством и реализацией, т.е. от обычных видов деятельности (изготовлением, хранением, доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и реализацией продукции);
б) внереализационные расходы ( расходы на содержание переданного по договору аренды имущества, включая амортизацию по этому имуществу; % по долговым обязательствам; расходы, связанные с эмиссией собственных и обслуживанием приобретенных ценных бумаг, консервацией ОС, судебными исками, услуги банков, убытки от простоев по внутрипроизводственным причинам, от стихийных бедствий, аварий, пожаров, ЧС.
|
|
2. Себестоимость продукции складывается из затрат, которые различны по своему назначению и содержанию, поэтому возникла необходимость классифицировать затраты. Затраты классифицируются по элементам и по статьям калькуляции. На основании этих группировок разрабатываются такие важные документы как:
1. смета затрат на производство;
2. калькуляция продукции.
Для бухгалтерского учета применяется группировка затрат по экономическим элементам:
1. Материальные затраты – они включают в себя сырье, материалы, топливо, энергию. Из материальных затрат вычитается стоимость возвратных отходов. Возвратные отходы – это стоимость отходов производства, которые после переработки можно снова использовать в производстве.
2.Затраты на оплату труда – это затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия, включая премии за производственные результаты, стимулирующие и компенсационные выплаты, стоимость бесплатно выдаваемых работникам предметов, услуг, продуктов питания, остающихся в их личном пользовании.
3.Затраты на социальные нужды -единый социальный налог, ежемесячно составляющий 35,6% ЗОТ. ЕСН перечисляется во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд (ПФ), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фондсоциального страхования (ФСС).
4.Износ основных производственных фондов равный сумме амортизационных отчислений.
5.Прочие затраты- суммы налогов и сборов, относимые на себестоимость, расходы на сертификацию продукции, обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности, расходы по набору работников, гарантийному ремонту и обслуживанию, арендные и лизинговые платежи, содержание служебного транспорта, командировочные, подготовка и переподготовка сотрудников, расходы на рекламу, изучение рынка.
Себестоимость по элементам затрат = МЗ + ЗОТ+ ЕСН +А + Прочие затраты |
3. Чтобы определить затраты ресурсов на одно изделие, используется группировка по статьям калькуляции. Она позволяет рассчитать себестоимость одного изделия и расписать затраты по ассортименту продукции. На каждом предприятии будет своя калькуляция продукции, но в общем виде она выглядит как типовая:
1. Сырье и материалы;. возвратные отходы (-).;
2. Покупные изделия и полуфабрикаты.
3. Топливо и электроэнергия на технологические цели.
4.Основная заработная плата и дополнительная заработная плата производственных рабочих.
5.Отчисления на социальное и медицинское страхование производственных рабочих.
6. Расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования.
7.Расходы на подготовку и освоение нового производства.
8. Цеховые расходы.
Цеховая себестоимость;
9.Общепроизводственные расходы;
10 .Потери от брака
Производственная себестоимость
11.Внепроизводственные (коммерческие) расходы.
Полная себестоимость
Себестоимость по ст. калькуляции = Производственная с/с + Коммерческая с/с = Полная себестоимость |
Пример. Фирма занимается пошивом одежды. Рассчитать себестоимость женского платья, если затраты на единицу продукции составили: ткань-382 руб., отделочные материалы-85 руб., ЗП работникам – 63 руб., электроэнергия- 18,8.руб., износ оборудования- 17,2 руб., аренда помещения -19 руб., другие производственные издержки-14,8 руб., издержки по сбыту- 30 руб., административные издержки – 17,7 руб..
|
|
Итого с/с единицы продукции составила 647,5 руб..
4. Классификация затрат предполагает группировку затрат по ряду признаков:
№ | Признак классификации | Подразделение затрат |
1 | По экономической роли в процессе производства | Основные и накладные |
2 | По составу (однородные) | Одноэлементные и комплексные |
3 | По способу включения в себестоимость продукц. | Прямые и косвенные |
4 | По отношению к объему производства | Условно-переменные и условно- постоянные |
5 | По периодичности возникновения | Текущие и единовременные |
6 | По участию в процессе производства | Производственные и коммерческ. |
7 | По эффективности | Производственные и непроизвод. |
Основные расходы связаны с производством продукции, накладные – с обслуживанием производства.
Постоянные расходы всегда одинаковые, не зависят от объема производства (арендная плата, охрана, отопление и т.п.), переменные – зависят от объема произведенной продукции (сырье, материалы, энергия).
Прямые расходы – это затраты на 1 рубль товарной продукции, рассчитываются по формуле: Полная себестоимость продукции / объем произведенной продукции в руб.
Косвенные расходы – связанные с работой цеха и предприятия в целом, обычно они берутся в % к ЗП.
5. Для целей планирования и анализа затрат применяют группировку затрат в зависимости от объема выпуска продукции, т.е. базирующуюся на разделении общих издержек предприятия на постоянные и переменные. В западной системе такая система учета себестоимости называется «директ-костинг».
Себестоимость = Зпостоянные + З переменные = Директ-костинг
Главной особенностью директ-костинга является то, что с/с продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собираются на отдельном счете и с определенной периодичностью списываются непосредственно на финансовый результат.
К основным инструментам системы управления затратами «директ-костинг» относятся: 1) Маржинальный доход
|
|
Прибыль = Выручка - Себестоимость
(Доходы) (пост.З + перем.З)
_______________________________________________________________
Маржа = Выручка - Переменные затраты, т.о.
Маржинальная прибыль - это управленческая прибыль.
2) Точка безубыточности – минимальный объем выпуска (и реализации) продукции, при котором доходы от реализации покрывают затраты на ее производство, т.е.
Доходы = Затраты, следовательно Прибыль = 0.
3)Запас финансовой прочности = Фактическая выручка – Точка безубыточности.
Главная задача планирования С/с продукции - экономическое обоснование установленных затрат на ее производство и реализацию. Важной составной частью планирования С/с является разработка плановых калькуляций на каждый вид изделия. При составлении калькуляции используется группировка по статьям расходов, принятая в данной отрасли. Материальные затраты ( сырье, материалы) – исчисляются исходя из норм их расхода на производство данного вида продукции в планируемом году и оптовых цен соответствующих видов материальных ресурсов. Зарплата производственных рабочих складывается из З/п за выполнение операций по изготовлению единицы продукции. Отчисление на социальные нужды определяется в размере 35,6 % от ЗОТ. Общепроизводственные и общехозяйственные расходы определяются по смете. Их плановые суммы включаются в калькуляции отдельных изделий пропорционально З/п. Производственная с/с продукции определяется суммированием вышеперечисленных затрат. Внепроизводственные расходы определяются по предварительной смете и включаются в с/с различных видов продукции пропорционально производственной с/с. В себестоимости товарной продукции учитываются не все затраты предприятия, поэтому разрабатывается смета затрат на производство, где показывается полный объем затрат на производство и услуги. Для определения с/с валовой продукции из общей суммы затрат на производство исключаются затраты на работы и услуги (стоимость услуг по капстроительству). Производственная с/с определяется путем корректировки с/с валовой продукции, т.е. увеличением или уменьшением ее на изменение с/с остатков незавершенного производства (прирост «-«, уменьшение «+»). С/с реализованной продукции – путем суммирования производственной с/с в планируемом году и с/с остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода и вычитанием С/с остатков нереализованной продукции на конец планируемого года.
Задания и упражнения. Решите задачи:
Задача № 28. Внепроизводственные расходы по заводу в планируемом году составили 500 тыс. руб., производственная с/с продукции -16500 руб., производственная себестоимость изделия «А» - 62 руб.. Определить 1)сумму внепроизводственных расходов; 2) полную себестоимость изделия «А».
Задача 29. Затраты на производство единицы продукции предприятия составляют (руб):
Сырье и материалы | 213 |
Заработная плата | 12 |
Общепроизводственные расходы | 26 |
Общехозяйственные расходы | 23 |
Внепроизводственные расходы | 5,5% от производств. себестоимости |
Определить производственную и полную себестоимость производства единицы продукции предприятия.
Задача № 30. За отчетный год на предприятии объем товарной продукции составил 15 млн. руб., ее С/с -12 млн. руб., в т.ч. ЗП с отчислениями – 4,8 млн.руб., материальные ресурсы -6 млн. руб., постоянные расходы в себестоимости продукции составили 50%. В плановом периоде предусматривается увеличить объем товарной продукции на 15 %, повысить производительность труда на 10 %, среднюю ЗП на 8%. Нормы расхода материальных ресурсов снизятся на 5%, а цены возрастут на 6%.
Определить:1) плановую себестоимость товарной продукции,
2) плановые затраты на 1 рубль товарной продукции.
Валовые издержки производства (сумма постоянных и переменных издержек) определяют минимальную ее величину.
Существенное влияние на цену оказывают поведение конкурентов и цены на их продукцию.
Государственное регулирование цен является важным фактором ценообразования. Существуют прямые и косвенные способы воздействия государства на цены.
Прямые (административные) способы – это установление определенного порядка ценообразования; косвенные (экономические) – направлены на изменение конъюктуры рынка, создание определенного положения в области финансов, валютных и налоговых операций, оплаты труда.
3. В зависимости от сферы оборота цены классифицируются:
- внутренние цены предприятия (фирмы) - используются для оборота средств внутри предприятия
- отпускные (оптовые) цены, по которым предприятия реализуют продукцию потребителям; верхний предел внутренней цены.
Классификация внутренних цен:
- Внутритрихозяйственные цены, по которым осуществляют внутренние поставки цеха, участки, производства внутри одного предприятия. Это сумма переменных расходов и прибыли подразделения.
- Внутрифирменные, по которым самостоятельные предприятия (юр. лица) осуществляют поставки внутри объединения; это сумма переменных расходов и доход, который идет на покрытие постоянных расходов подразделения и фирмы.
- Трансфертные – внутрифирменные цены, обслуживающие оборот между подразделениями, находящимися в различных регионах.
Структура внутренней цены предприятия, отражающая соподчиненность видов фирменных цен:
Оптовая цена предприятия | |||||
Переменные Расходы | Прибыль подразделения | Постоянные расходы | Влияние оегиональных факторов | Факторы рынка | |
Внутрихозяйственная цена | подразделения | фирмы | |||
Внутрифирменная цена | |||||
Трансфертная цена | |||||
По характеру оборота различают следующие цены:
- закупочные цены, по которым реализуютсясельскохзозяйственная продукция (колхозами, фермерскими хозяйствами, населением) государственным и коммерческим организациям;
- розничные цены, по которым товары реализуются в розничную и торговую сеть.
По степени и способу регулирования цены классифицируются:
- регулируемые цены (их величина регулируется государственными органами). Но это носит ограниченный, косвенный характер, осуществляется посредством воздействия на спрос и предложение, например, налоги;
- фиксированные, твердые цены, устанавливаются органами ценообразования или другими госучреждениями. Они назначаются по ограниченному кругу товаров;
- договорные цены - это цены, величина которых определена предваряющим акт купли продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцом и покупателем. При этом может оговариваться допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие инфляции, форс- мажорных обстоятельств. Принятия новых законов;
-свободныецены- освобождены от ценового вмешательства государства, формируются под воздействием конъюктуры рынка, законов спроса и предложения.
По степени обоснованности различают следующие цены:
- базисные, применяемые в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные изделия. Их использование необходимо в связи с естественным изменением многих цен, процессами инфляции;
- прейскурантные цены - фиксируются в документальной форме
(прейскуранты- указатели цен);
- фактические цены сделок, учитывающие применение различных надбавок, скидок к базисной цене.
Цены по виду рынка определяет рынок, на котором они образуются:
биржевые цены, аукционные цены, комиссионные цены.
4. Принципом ценообразования является возмещение затрат на производство и реализацию продукции, услуг, работ и получение прибыли в размере, достаточном для расширенного воспроизводства и выплаты соответствующих налогов государству. Решение этой задачидостигается установлением уровня цен на продукцию, выпускаемую предприятием. При этом издержки производства продукции, производимой предприятием, зависят от усилий самого предприятия, а формирование уровня цены и объема продаж связано с конъюктурой рынка.
Американские компании применяют следующую последовательность в разработке и расчете цен.
Постановка задачи по ценообра- зованию | Определение спроса | Оценка издержек производства | Анализ Цены конкурентов | Выбор метода ценообразования | Установление окончательной цены |
В конечном итоге уровень устанавливаемой цены должен находиться в промежутке между низкой ценой (издержки производства), не приносящей прибыли, и теоретически высокой ценой, определяемой спросом (рыночная цена) без учета задач предприятия.
Возможная цена | |||
Минимальная цена (издержки производства) | С/с продукции + наценка. Учет цены конкурента | Издержки производства + уникальные возможности товара. | Максимальная цена |