Антон Павлович Чехов (1860 – 1904)

Творчество Чехова можно условно разделить на три периода. Первый – (1880-1888) – связан с юмористическими произведениями, публикуемыми под различными псевдонимами. Основным жанром в его творчестве этого периода является традиционный для массовой периодики короткий рассказ – сценка, этюд, – основой сюжета которого служит любопытный или смешной случай из жизни. Произведения этого времени составили сборники «Пестрые рассказы» (1886) и «Невинные речи»(1887).

Второй (1888-1899) этап в творческой биографии Чехова связан с началом его регулярного сотрудничества в газете А. С. Суворина «Новое время» (1886), где произведения Чехова впервые появились под его настоящим именем, и выходом сборника «В сумерках» (1887), выделенного критикой из общего потока массовой беллетристики (признавалась способность Чехова немногими штрихами рисовать картины природы и человеческие типы, создавать поэтическое настроение). Внимание критики, и поддержка со стороны ведущих литераторов были расценены Чеховым как приглашение к профессиональной литературной деятельности. В повести «Степь»,опубликованной в 1888 г., обозначились главные художественные открытия Чехова: отсутствие традиционного для русской литературы героя, выражающего авторскую позицию; воссоздание окружающего мира, преломленного эмоциональным человеческим восприятием; передача душевного состояния персонажей через «случайные» реплики и жесты.

 В 1887 г. пьесой «Иванов» Чехов подвел итог своим ранним драматургическим поискам, начатым еще в гимназические годы, и одновременно заложил основу поэтики нового драматического искусства.

В 1890 г. Чехов прерывает литературную работу и отправляется в длительное путешествие на остров Сахалин для изучения быта каторжников и ссыльных. Творческим итогом путешествия становится книга «Остров Сахалин»(1895), написанная в жанре путевых записок; в ее основу легли не только личные впечатления от многочисленных встреч, но и собранные им на острове статистические данные.

В первой половине 1890-х гг. Чехов становится одним из самых читаемых писателей России. В рассказах этого времени Чехов обращается к исследованию души современного человека, испытывающего влияние разнообразных социальных, научных и философских идей: пессимизма («Огни», 1888), социального дарвинизма («Дуэль», 1891), радикального народничества («Рассказ неизвестного человека», 1893); решает волновавшие общество вопросы семейных отношений («Три года», «Супруга», «Ариадна», все 1895), аномальных явлений психики («Черный монах», 1894) и др. В конце 1890-х – начале 1900-х гг. Чехов – признанный мастер, появление его новых произведений расценивается критикой как событие литературной жизни. В его творчестве возникают новые темы. Верный принципам художественной объективности, Чехов создает мрачные картины крестьянского быта («Моя жизнь», 1896; «Мужики», 1897; «В овраге», 1900).

Тема нравственной деградации и духовной опустошенности русской интеллигенции, ее неспособности к социальному и личному жизнеустройству поднимается в рассказе «Дом с мезонином» (1896), «маленькой трилогии» «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»(1898). В то же время многие герои его последних произведений все сильнее испытывают «тоску по идеалу», переживают стремление к новой, лучшей жизни («По делам службы», 1898; «Архиерей», 1902; «Невеста», 1903).

Третий период (1899 - 1904) связан с драматургией. Первые пьесы Чехова появились еще в Таганроге. Затем были написаны и поставлены «Иванов» (1887), «Леший» (1888), водевили «Медведь» 1889), «Свадьба» (1889) и др.

Эпоха «больших» пьес Чехова начинается с «Чайки» (1896). Это произведение создается и ставится в ситуации, когда пересматриваются традиции реалистического театра и осваивается поэтика современной драматургии. В 1897 году «Чайка» была поставлена в Александринском театре как бытовая пьеса. Чехов переживал из-за провала комедии и долго не соглашался на новую постановку. После длинных переговоров пьесу ставят в Московском художественном театре режиссеры В. Немирович-Данченко и К. Станиславский. Премьера состоялась 17 декабря 1897 г. «в нервной атмосфере, да еще и при неполном сборе», но триумфально. Следующие шедевры писателя «Дядя Ваня»(1897), «Три сестры» (1900) и «Вишневый сад»(1903) создавались уже специально для МХТ.

Драматургия Чехова представляет собой пьесы, которые положили начало новому направлению в русской и мировой литературе, которое принято называть «новой» драмой. Чехов разрушает «сквозное действие», ключевое событие, организующее сюжетное единство классической драмы. Однако драма при этом не рассыпается, а собирается на основе иного, внутреннего единства. С исчезновением сквозного действия в пьесах Чехова устраняется сосредоточенность сюжета вокруг ведущего персонажа. Чехов приходит в своих пьесах к новому раскрытию человеческого характера. В классической драме герой выявлял себя в поступках и действиях, направленных к достижению поставленной цели. Чехов открыл в драме новые возможности изображения характера. Он раскрывается не в борьбе за достижение цели, а в переживании противоречий бытия. Пафос действия сменяется пафосом раздумья. Возникает неведомый классической драме чеховский подтекст, или «подводное течение».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: