Всеволод Михайлович Гаршин (1855 – 1888)

Окончив Петербургскую реальную гимназию в 1874, Гаршин поступил в Горный институт. Начал печататься в 1876 (очерк «Подлинная история Энского земского собрания»). Гаршин сблизился с молодыми художниками-передвижниками, написал ряд статей о живописи с анализом художественных выставок. В 1877 с началом русско-турецкой войны Гаршин отправился добровольцем в действующую армию, был ранен, затем произведен в офицеры, по окончании войны уволен в запас (1878).

Военные впечатления Гаршина отразились в рассказах, опубликованных в «Отечественных записках»: «Четыре дня» (1877), в котором с большой художественной силой передана психология человека на поле сражения, «Трус» (1879), «Из воспоминаний рядового Иванова» (1883). Восхищаясь нравственной силой простых солдат, Гаршин дал выразительные зарисовки солдатских типов.

 Одна из основных тем творчества Гаршина – трагедия личности в условиях несправедливого устройства общества. Острая постановка этой темы звучит в рассказах «Происшествие» (1878) и «Надежда Николаевна» (1885), в которых раскрывается трагедия женщины, вынужденной стать проституткой. Образ Надежды Николаевны, сильной, незаурядной личности, близок героиням романов Ф. М. Достоевского, оказавшего известное влияние на творчество Гаршина.

Проблема выбора пути для интеллигенции поставлена в рассказах «Встреча» (1879) и «Художники» (1879). Образ рабочего-клепальщика («глухаря»), потрясший Рябинина («Художники»), становится выражающим задачу искусства, как ее понимал Гаршин: оно должно «ударять в сердце» и «лишать спокойствия». В рассказах «Attalea princeps» (1880) и «Красный цветок» (1883) в образах гордой пальмы, стремящейся к воле, и безумца, решившегося ценой жизни уничтожить зло мира, воплощенное в красном цветке, в аллегорической форме изображены черты народников-семидесятников, их благородство и жертвенность. В этих произведениях выражено преклонение перед жаждой подвига и сознание его безысходности.

Гаршин – мастер короткого рассказа. Его проза отличается эмоциональной и философской содержательностью, драматической напряженностью. Обостренное восприятие мирового зла гаршинскими героями приводило к тому, что будничные явления превращались в образы-символы. Наряду с рассказами Гаршин обращался к жанру сказки, фантастической новеллы, а также очерка. Сомнения и искания нравственного идеала приводили его к увлечению философией Л. Н. Толстого. Под его воздействием Гаршин написал «Сказание о гордом Аггее» (1886) и «Сигнал» (1887). Однако в письмах Гаршина последних лет уже возникает полемика с теорией «непротивления злу насилием». С детства обладавший необычайной впечатлительностью, Гаршин болезненно реагировал на зло и несправедливость. С начала 70-х Гаршин страдал психическим заболеванием. В 1880 г. он тяжело заболел и около 2 лет находился в лечебнице. В припадке безумия покончил с собой 5 апреля 1888 г.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: