А) Непосредственные умозаключения
10. Произведите превращение, обращение и противопоставление субъекту и предикату следующих суждений; осуществите все возможные заключения по логическому квадрату:
а) «Многие участники Великой Отечественной войны награждены боевыми орденами».
b) «Дееспособность является важнейшим элементом правосубъектности граждан».
с) «Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки».
11. Проверьте правильность непосредственного умозаключения
а) «Все кенгуру прыгают на 2 ногах, значит, неверно, что некоторые кенгуру этого не делают».
b) «Обвиняемые имеют право на защиту, значит все люди имеющие право на защиту — обвиняемые».
с) «Некоторые студенты предпочитают сдавать экзамен не со своей группой, значит, некоторые студенты предпочитают сдавать экзамен со своей группой».
B) Простой категорический силлогизм
12. Сделайте заключение из посылок и проверьте правильность полученного умозаключения.
|
|
а) «Ни один человек, не изучавший логику, не знает ее».
«Иванов изучал логику».
_________________________________________________
«Следовательно,…
б) «Все адвокаты имеют высшее юридическое образование».
«Некоторые из адвокатов являются руководителями частных фирм».
_______________________________________________________________
«Следовательно, …»
С) Дедуктивные выводы из сложных суждений
13. Найдите основание и следствие в условных посылках, сделайте вывод, постройте схему, если условная посылка явно не выражена, сформулируйте ее в явной логической форме:
«В случае явки гражданина признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим, это решение является основанием для прекращения действия договора о доверительном управлении имуществом».
14. Сделайте вывод из посылок условно-категорического умозаключения, установите его модус и определите, следует ли вывод с необходимостью:
«Если следственным экспериментом устанавливается лишь возможность течения события определенным образом, вывозы из этого эксперимента будут только вероятными».
«Проведенный эксперимент установил лишь возможность течения события определенным образом».
____________________________________________________________________ «Следовательно,...»
15. Сделайте вывод из посылки по одному из модусов разделительно-категорического умозаключения, постройте его схему:
«Отбывание наказания в виде лишения свободы по приговору суда назначается в исправительно-трудовых колониях — поселениях, колониях общего, усиленного, строгого и особого режима или в тюрьме, а также в воспитательно-трудовых колониях общего и усиленного режима».
|
|
«Отбывание наказания назначено в тюрьме».
____________________________________________________________________
«Значит,…»
16. Определите вид дилеммы, сделайте вывод, постройте его схему:
«Сообщения, предусмотренные ст. 41 Международного пакта о гражданских и политических правах, могут приниматься и рассматриваться только в том случае, если они предоставлены государством-участником, сделавшим заявление о принятии для себя компетенции комитета по правам человека. Комитет по правам человека не принимает никаких сообщений, если они касаются государственной политики участника, не сдавшего такого заявления».
«Но комитет принимает и рассматривает сообщения государства-участника или не принимает его».
____________________________________________________________________«Следовательно,...»
D) Индуктивные умозаключения
17. Укажите умозаключения полной и неполной индукции, в последней определите степень вероятности обобщения («маловероятно», «равновероятно», «более вероятно, чем нет», «весьма вероятно»). Выделите умозаключения по аналогии.
«В квартире 37 проживает семья Федоровых, состоящая из шести человек: С.И. Федоров, его жена И.А. Федорова, их сыновья Сергей и Игорь, родители С.И. Федорова — И.С. и Е.П. Федоровы. Сергей окончил юрфак МГУ и работает следователем, Игорь призван в армию. Значит, все проживающие в квартире 37 совершеннолетние».
18. Определите, какой метод научной индукции применяется в следующем рассуждении. Запишите его в виде схемы.
«Чем больше воздуха попадает в горн, тем жарче в нем разгорается огонь. Если же доступ воздуха в горн совсем прекратить, то огонь погаснет. Значит, воздух является необходимым условием горения».
Тема 4. Аргументация и доказательство
А) Логические основы аргументации
19. К данному тезису подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя один из видов дедуктивного умозаключения.
«Некоторые русские писатели — лауреаты Нобелевской премии».
20. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя индуктивную форму обоснования, включая методы научной индукции; определите достоверность обоснования тезиса.
«Многие герои античной мифологии — боги».
21. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя аналогию как форму обоснования.
«Вполне вероятно, что свидетель Челноков, проходящий по делу Широкова, даст ложные показания».
22.Постройте прямое и косвенное обоснование тезиса. Запишите схемы:
а) «Ни одно преступление не должно оставаться нераскрытым».
b) «Человек желает счастья».
B) Основные логические законы
23.Опираясь на закон тождества, выделенное понятие попробуйте заменить понятием, заключенным в скобках?
«Имущество, принадлежащее супругам до вступления в брак, остается их раздельным имуществом (собственность, достояние, добро)».
24. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными и одновременно ложными данные пары суждений:
«Большая часть машин находилась в парке».
«В парке не было ни одной машины».
25. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными данные пары суждений:
«Каждая область общественных отношений регулируется определенными нормами права».
«Некоторые области общественных отношений нормами права не регулируются».
26. Укажите рассуждения, в которых нарушены требования закона достаточного основания:
«Правый глаз чешется — радоваться, левый — плакать».
Вариант 21
Тема 1. Понятие
1. Дайте полную логическую характеристику понятиям:
а) «Амнистия» ; b) «Ответственность»; c) «Безымянный».
|
|
2. Произведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограничения понятий:
а) «Король», b) «Монархическое государство»;
3. Определите вид отношений между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:
а) «Гражданин», «Человек», «Юрист»;
b) «Исполнительный», «Неисполнительный»;
с) «Преступление», «Преступление с отягчающими вину обстоятельствами», «Преступление со смягчающими вину обстоятельствами».
4. Проверьте правильность деления понятий; в неправильном делении определите, какие правила нарушены:
а) «Республики разделяются на парламентарные, президентские, унитарные».
b) «Работа может быть выполнена добросовестно и недобросовестно».
с) «К обстоятельствам, смягчающим ответственность за административные правонарушения, относятся: чистосердечное раскаяние виновного, предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда».
5. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какие правила нарушены; дайте правильное определение:
а) «Административное правонарушение (проступок) ~ это посягательство на государственный или общественный порядок».
b) «Трудовой договор (контракт) есть соглашение между трудящимися и предприятием».
Тема 2. Суждение
6. Приведите высказывание к правильной логической форме, дайте объединенную классификацию суждений, приведите их схемы и принятые в логике обозначения А, Е, I, О:
а) «В некоторых отраслях промышленности есть нерентабельные предприятия».
b) «Некоторые умеющие читать люди нигде не учились».
с) «Никто без аттестата о среднем образовании не может быть принят в высшее учебное заведение».
7. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи. Укажите антецедент и консеквент в импликативных суждениях:
а) «Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, то это лицо считается не подвергавшимся административному взысканию».
|
|
b) «Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации».
с) «Неверно, что Иванов — преступник».
8. Запишите логические формулы сложных суждений на языке логики высказываний и постройте для них истинностные таблицы.
а) «Если увеличивается семья нанимателя, то это ведет к изменению условий договора найма жилого помещения; если же семья нанимателя уменьшается, это также ведет к изменению условий договора найма жилого помещения».
b)«Обмен жилого помещения не допускается, если он носит корыстный или фиктивный характер».
с) «Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной своей деятельности, либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками».
9. Определите модальность суждения, запишите суждения с помощью модальных операторов:
а) «Производство по делам об административных правонарушениях должно осуществляться на основе строгого соблюдения законности»;
b) «Для некоторой группы населения стало возможным получение второго образования»;
с) «Граждане обязаны платить налоги