Тема 3. Умозаключение

А) Непосредственные умозаключения

10. Произведите превращение, обращение и противопоставление субъекту и предикату следующих суждений; осуществите все возможные заключения по логическому квадрату:

а) «Каждый воин должен понимать свой маневр».

b) «Опекун и попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечными, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование».

с) «Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленном законом».

11. Проверьте правильность непосредственного умозаключения

а) «Не все учащиеся прилежны, значит, неверно, что ни один из них не прилежен».

b) «Некоторые летчики — космонавты, значит, некоторые летчики не являются не космонавтами».

с) «Трудолюбивые люди берутся за самую сложную работу, значит все те, кто выполняет самую сложную работу – трудолюбивые люди».

B) Простой категорический силлогизм

12. Сделайте заключение из посылок и проверьте правильность полученного умозаключения.

 

а) «Лица, совершившие должностной подлог, привлекаются к уголовной

  ответственности».

«Л. привлекается к уголовной ответственности».

__________________________________________________________________

«Следовательно,…»

 

б) «Некоторые преступления являются умышленными».  

«Некоторые преступления совершены с особой жестокостью».

_________________________________________________________

«Следовательно, …»

 

С) Дедуктивные выводы из сложных суждений

13. Найдите основание и следствие в условных посылках, сделайте вывод, постройте схему, если условная посылка явно не выражена, сформулируйте ее в явной логической форме:

«Если срок испытания истек, а работник продолжает работать, он считается выдержавшим испытание, и последующее расторжение трудового договора (контракта) допускается только на общих основаниях».

14. Сделайте вывод из посылок условно-категорического умозаключения, установите его модус и определите, следует ли вывод с необходимостью:

«Не могут служить доказательством фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может сообщить источник своей осведомленности».

«Фактические данные, сообщенные свидетелем, могут служить доказательством».

____________________________________________________________________ «Следовательно,...»

 

15. Сделайте вывод из посылки по одному из модусов разделительно-категорического умозаключения, постройте его схему:

«Преступление может быть или умышленными, или неосторожным».

«Преступление, совершенное Н., нельзя назвать неосторожным».

_______________________________________________________________

«Значит,…»

 

16. Определите вид дилеммы, сделайте вывод, постройте его схему:

«Брак не может быть заключен, если нет взаимного согласия лиц, вступающих в брак, и если они не достигли брачного возраста».

«Между К. и Л. нет взаимного согласия, или они не достигли брачного возраста».

____________________________________________________________________«Следовательно,...»

D) Индуктивные умозаключения

17. Укажите умозаключения полной и неполной индукции, в последней определите степень вероятности обобщения («маловероятно», «равновероятно», «более вероятно, чем нет», «весьма вероятно»). Выделите умозаключения по аналогии.

«В день, когда было обнаружено повреждение средств в сигнализации на железной дороге, Р. находился вблизи предупредительного диска. Р. был в неприязненных отношениях с бригадиром. На основании этих фактов Р. было предъявлено обвинение в умышленном повреждении сигнализации».

 

18. Определите, какой метод научной индукции применяется в следующем рассуждении. Запишите его в виде схемы.

«Сравнивая свидетельство о болезни и другие медицинские документы, имеющиеся в пенсионном деле, следователь обратил внимание, что хотя эти документы значились выданными различными учреждениями и в разное время, они выполнены одним и тем же почерком. Совпадали общие признаки почерка и особенно выделялись совпадения в написании букв «М», «3», «К» и цифр 7, 8, 9. В пенсионном деле имелись также два заявления, написанные П. Когда следователь сравнил почерк в этих заявлениях с почерком в указанных медицинских документах, то обнаружил полное совпадение как в общих признаках почерка, так и в частных при выполнении отмеченных выше букв и цифр, следователь пришел к выводу, что документы в пенсионном деле подделал сам П.».

 

Тема 4. Аргументация и доказательство

А) Логические основы аргументации

19. К данному тезису подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя один из видов дедуктивного умозаключения.

«Бутылкин — соучастник преступления».

20. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя индуктивную форму обоснования, включая методы научной индукции; определите достоверность обоснования тезиса.

«Скорее всего полные сборы обеспечивало участие в концертах известного зарубежного исполнителя».

21. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя аналогию как форму обоснования.

«В слове «мышление» ударение делается на втором слоге».

22.Постройте прямое и косвенное обоснование тезиса. Запишите схемы:

а) «Версия совершенного в гостинице преступления, которую предложил инспектор Лосев, в процессе расследования не подтвердилась».

b) «Человеку свойственно ошибаться».

B) Основные логические законы

23.Опираясь на закон тождества, выделенное понятие попробуйте заменить понятием, заключенным в скобках?

«Виновность Мухина установлена содержащимися в деле доказательствами (основаниями, доводами, аргументами)».

24. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными и одновременно ложными данные пары суждений:

«Некоторые органы государственной власти имеют право издавать законы».

«Некоторые органы государственной власти имеют право издавать приказы и инструкции».

25. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными данные пары суждений:

«Каждое уголовное дело имеет свои особенности».

«Некоторые уголовные дела никаких особенностей не имеют».

 

26. Укажите рассуждения, в которых нарушены требования закона достаточного основания:

«Н. не давал и не получал взяток, поэтому он не может быть привлечен к уголовной ответственности».

 

Вариант 18

Тема 1. Понятие

1. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

а) «Политика»; b) «Истец»; в) «Антипатия».

2. Произведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограничения понятий:

а) «Зима»; b) «Животное»;

 

3. Определите вид отношений между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:

а) «Юрист», «Следователь», «Шахматист»;

b) «Симпатия», «Антипатия»;

с) «Гармоничный», «Дисгармоничный»;  

 

4. Проверьте правильность деления понятий; в неправильном делении определите, какие правила нарушены:

а) «Социальные революции бывают прогрессивные и в виде вооруженного восстания».

b) «Политический режим различных государств может быть демократическим и недемократическим».

с) «Формальная логика делит понятия на общие и единичные, конкретные и абстрактные, соотносительные и безотносительные».

 

5. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какие правила нарушены; дайте правильное определение:

а) «Источники права — акты компетентных государственных органов, устанавливающие или санкционирующие нормы права».

b) «Кассационная жалоба — это жалоба на приговор или решение суда, не вступившее в законную силу».

Тема 2. Суждение

6. Приведите высказывание к правильной логической форме, дайте объединенную классификацию суждений, приведите их схемы и принятые в логике обозначения А, Е, I, О:

а) «Многие первокурсники не могут перевести этот текст без словаря».

b) «Некоторые осужденные — воры».

с) «Эта картина была подарена музею им. А.С. Пушкина дочерью художника».

7. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи. Укажите антецедент и консеквент в импликативных суждениях:

а) «Адвокат может просить либо удовлетворить иск (заявление/жалобу) полностью или частично, либо отказать в удовлетворении, либо прекратить производство по делу, либо оставить иск без рассмотрения».

b) «В случае уклонения отца (или матери) от исполнения родительских прав и обязанностей алименты на содержание ребенка взыскиваются в судебном порядке».

с) «Если предъявителю иска препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое событие, то течение срока исковой давности приостанавливается».

 

8. Запишите логические формулы сложных суждений на языке логики высказываний и постройте для них истинностные таблицы.

а) «В случае если в день увольнения работника выдать трудовую книжку невозможно в связи с отсутствием работника либо его отказом от получения трудовой книжки на руки, работодатель направляет работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте».

b)«Запятая не ставится перед соединительными и разделительными союзами, если соединяемые ими предложения имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение».

с) «Наниматель обязан использовать жилое помещение только для проживания, обеспечивать сохранность жилого помещения и поддерживать его в надлежащем состоянии».

9. Определите модальность суждения, запишите суждения с помощью модальных операторов:

а) «С изменением причины изменяется следствие».

b) «Приговоры районного суда могут быть обжалованы в суде второй инстанции».

в) «В общественном транспорте запрещается провоз легковоспламеняющихся материалов».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: