Тема 3. Умозаключение

А) Непосредственные умозаключения

10. Произведите превращение, обращение и противопоставление субъекту и предикату следующих суждений; осуществите все возможные заключения по логическому квадрату:

а) «Некоторые приговоры суда не являются обвинительными».

b) «Все преступники подлежат уголовной ответственности».

с) «Ни один договор не может быть расторгнут в одностороннем порядке».

11. Проверьте правильность непосредственного умозаключения

а) «Ни один японец не говорит по-испански, значит неверно, что все японцы говорят по-испански».

b) «Ни одна звезда не является планетой, значит ни одна планета не является звездой».

с) «Некоторые свободомыслящие люди начала XX века были революционерами, значит, среди не революционеров не было свободомыслящих людей».

B) Простой категорический силлогизм

12. Сделайте заключение из посылок и проверьте правильность полученного умозаключения.

а) «Ни один человек не может быть вполне беспристрастным».

«Каждый юрист — человек».

________________________________________________________

«Следовательно,…»

 

б) «Правильные силлогизмы с истинными посылками дают истинное

  заключение».  

«Этот силлогизм дал не истинное заключение».

______________________________________________________________

«Следовательно, …»

 

С) Дедуктивные выводы из сложных суждений

13. Найдите основание и следствие в условных посылках, сделайте вывод, постройте схему, если условная посылка явно не выражена, сформулируйте ее в явной логической форме:

«Обмен жилыми помещениями будет признан недействительным, если он произведен с наруш Тема 4. Аргументация и доказательство: b) Основные логические законы (Базовые принципы и понятия) ением требований, предусмотренных Жилищным кодексом. В случае признания обмена недействительным, стороны подлежат переселению в ранее занимаемые площади».

14. Сделайте вывод из посылок условно-категорического умозаключения, установите его модус и определите, следует ли вывод с необходимостью:

«Договор будет заключен, если между договаривающимися сторонами достигнуто соглашение».

«Однако договор заключен не будет».

____________________________________________________________________ «Следовательно,...»

15. Сделайте вывод из посылки по одному из модусов разделительно-категорического умозаключения, постройте его схему:

 «Выдвинутая гипотеза доказывается или отвергается».

 «Данная гипотеза доказана».

_____________________________________________________________

 «Значит,…»

 

16. Определите вид дилеммы, сделайте вывод, постройте его схему:

«Если увеличивается семья нанимателя, то это ведет к изменению условий договора найма жилого помещения; если же семья нанимателя уменьшается, это также ведет к изменению условий договора найма жилого помещения».

«Семья нанимателя может увеличиваться или уменьшаться».

____________________________________________________________________«Следовательно,...»

D) Индуктивные умозаключения

17. Укажите умозаключения полной и неполной индукции, в последней определите степень вероятности обобщения («маловероятно», «равновероятно», «более вероятно, чем нет», «весьма вероятно»). Выделите умозаключения по аналогии.

«Осматривая место происшествия, где выстрелом из охотничьего ружья был убит гр-н Петухов. следователь нашел пыж. Он оказался самодельным, изготовленным из обрывка газеты. Развернув его, следователь убедился, что он сделан из клочка бумаги, оторванного от газеты «Труд». У Савельева, подозреваемого в убийстве, при обыске изъяли ружье и патроны. При вскрытии последних были изъяты пыжи. Они оказались самодельными и изготовленными из газеты «Труд». Следователь развернул все пыжи и приложил один к другому по линии отрывов. В результате удалось составить около 3/4 листа газеты. Следователь решил проверить, не совпадает ли с отобранными пыжами и тот, который был найдет на месте убийства. Оказалось, что и этот пыж по линии отрыва совпал с пыжами, изъятыми у Савельева; одной стороной — с одним пыжом, а другой — с другим. На этом основании следователь сделал вывод, что пыж, найденный на месте убийства, изготовлен из той же газеты, обрывки которой найдены в патронах, изъятых у Савельева».

 

18. Определите, какой метод научной индукции применяется в следующем рассуждении. Запишите его в виде схемы.

«В телеграмме начальника милиции сообщалось, что 8 марта 1997 г. в 23 часа 25 минут в поселке Пашковском постовым милиционером обнаружено, что двери магазина взломаны, товары разбросаны в беспорядке. Предполагается, что совершена кража. Следователь дополнительно выяснил, что 7 марта в магазин была завезена большая партия товаров. В ночь на 8 марта должен был дежурить сторож Каприн. В момент обнаружения происшествия его не оказалось около магазина. Взломаны два навесных замка входной двери. Около магазина на дороге обнаружены следы автомобиля».

 

Тема 4. Аргументация и доказательство

А) Логические основы аргументации

19. К данному тезису подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя один из видов дедуктивного умозаключения.

«Сделка, совершенная гражданином Прониным, является односторонней».

20. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя индуктивную форму обоснования, включая методы научной индукции; определите достоверность обоснования тезиса.

«Экспертизой установлено, что дом на Тверской обрушился от ветхости».

21. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя аналогию как форму обоснования.

«Возможно, что серия краж, имевших место в московских гостиницах, дело рук преступника по кличке «Гастролер»».

22.Постройте прямое и косвенное обоснование тезиса. Запишите схемы:

а) «Петров не является соучастником преступления».

b) «Друзья познаются в беде».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: