Техники опровержения: объективные

 

Многие техники оспаривания основаны на использовании для изменения иррациональных убеждений высокого или низ­кого уровня эмоционального возбуждения, но иногда более эф­фективным для трансформации мыслей оказывается хладно­кровный, бесстрастный стиль. Причина в том, что объективное, внеличностное обсуждение идей клиента может развеять его пристрастные эмоции, в то время как жесткие и мягкие техники опровержения могут их усилить.

Техники объективного оспаривания предполагают, что тера­певт будет предоставлять логичные, неэмоциональные аргумен­ты и склонять клиента к моделированию того же стиля. Как клиент, так и терапевт анализируют идеи клиента бесстрастно и отчужденно, как будто это математические формулы.

Объективное опровержение предполагает изменение преду­беждений в случае, если терапевт поможет клиенту собрать ло­гических доказательств против этих идей больше имеющихся у него аргументов «за». Эта точка зрения противоположна тому мнению, что эмоциональная напряженность и привычная сила контраргумента превосходит по значимости стоящую за ним ло­гику. Приобретая опыт, терапевт выяснит для себя, какие убеж­дения лучше поддаются мягким техникам, какие — жестким, а какие — объективным.

Мы обнаружили, что объективное оспаривание больше всего подходит для сопротивляющихся и защищающихся клиентов, поскольку этот подход не задевает их эмоциональные струны, с другой стороны, есть клиенты, которым больше помогает теплое, эмпатическое и позитивное обхождение с ними терапевтов (Rogers, 1951, 1959). Для поддержки контраргументации деп­рессивных клиентов им в особенности может понадобиться мяг­кий эмоциональный подход, напротив, клиентам, страдающим от приступов паники, подойдет атакующее, жесткое опровер­жение.

Объективный анализ идей клиента — ясный и элегантный терапевтический подход. Наш опыт, однако, показывает, что многие клиенты не приветствуют логику в той же мере, что и терапевты. Для таких клиентов объективное оспаривание долж­но быть заменено или дополнено другими методами.

Ниже следуют отдельные ключевые принципы, лежащие в основе различных типов объективного опровержения.

1. Пусть клиент идентифицирует основные центральные убеж­дения, которые приводят к негативным эмоциям.

2. Помогите клиенту разбить каждое утверждение на его основ­ные логические компоненты. Скрупулезно избегайте субъек­тивных суждений как о самом убеждении, так и о составля­ющих его частях.

3. С помощью клиента исследуйте каждое убеждение с пози­ций индуктивной и дедуктивной логики. Вместе с клиентом решите, является ли убеждение логичным.

4. Если клиент оценивает суждение как ложное, пусть он запи­шет все логические доводы для такого опровержения.

5. Попросите клиента вспоминать все эти опровергающие дово­ды каждый раз, когда возникает ложное убеждение, пока оно не перестанет повторяться совсем.

Мы используем эти инструкции в памятке, которая знако­мит клиента с техникой объективного оспаривания.

Пример анализа

 

Идея о том, что существуют различные по своей внутренней сущности классы людей, — одно из тех центральных убеждений, которые не основаны на фактах и могут быть ослаблены логическим обсуждением. Классовое сознание приводит некоторых клиентов к депрессии и тревоге из-за того, что они считают своих родителей выходцами из низших классов. Несмотря на свои собственные до­стижения (многие из них очень успешны), эти клиенты продолжают действительно верить, что им по своей сути недостает настоящей ценности, так как они вышли из бедных слоев. Эти клиенты постоян­но опасаются разоблачения. Они считают свои таланты и успехи частью фасада, за которым они скрываются, чтобы одурачить об­щество, и они сторонятся ситуаций, в которых окружающие могут разглядеть их маску и увидеть, кто они «на самом деле».

Другие клиенты беспокоятся о своей классовой принадлежнос­ти по-другому. Они выросли в высшем обществе, но считают, что им недостает определенных желаемых характеристик, присущих выходцам из низших слоев. Они могут считать, что людям низших классов свойственна энергия и жизненная сила, которая делает их устойчивыми и лучше приспособленными к решению прагматичес­ких проблем. Мужчины часто ощущают недостаток маскулинности и смелости, присущей их соперникам из низшего общества, и счита­ют себя занудами или денди.

После того как клиентам показали, что на проблемы можно смотреть более объективно, идентифицируется и анализируется то понятие, которое вызывает у них проблемы. В следующей схеме препарировалось такое абстрактное понятие, как «класс».

 

Определение класса

Синонимы: порода, кровь, характер, гены, уровень, страта, по­ложение, социальное происхождение, генеалогия, род, родослов­ная, наследственность, аристократ/человек из народа, избранность.

Утверждения, на которых логически основано понятие клиента.

1. Каждый индивидуум несет нефизический отпечаток своего класса.

2. Этот отпечаток каким-то образом передается с генами.

3. Он неизменяем.

4. Разное положение в обществе (высокое, среднее, низкое) внут­ренне связывается с таким нефизическим его аспектом, кото­рый называется классом.

5. Положение также неизменяемо.

6. Люди интуитивно сознают принадлежность к классу и положе­ние в обществе.

7. Их родители, деды, прадеды (и так до бесконечности) — все принадлежат к одному и тому же классу.

8. Дети, внуки и т. д. этих людей тоже принадлежат к этому классу и имеют то же положение в обществе. Если люди кажутся при­надлежащими к другому классу или рангу, то это маска. Это актеры, разыгрывающие общество, но рано или поздно их ра-

зоблачат. Если их начать проверять, их действительная классо­вая принадлежность обязательно проявится.

 

Оценка понятия

Понятие класса может быть использовано в качестве социоло­гической абстракции (Davis & Moore, 1945; Warner & Lunt, 1973), но этот термин оказывается несостоятельным, когда люди применяют его относительно своего достоинства. Он предполагает такое каче­ство, которого не существует: внутренне присущая классовая при­надлежность. Это идея о том, что каждый человек обладает унасле­дованной значимостью, которая не зависит от достижений и не может быть изменена. Это утверждает чуть ли не духовную страти­фикацию людей в зависимости от их положения.

Логическое опровержение

1. Не существует доказательств (так же, как и методов их нахож­дения) существования такого нефизического аспекта личности, который называется классовой принадлежностью.

2. Как может наследоваться нефизический элемент?

3. Даже если можно было бы предположить наличие такого эле­мента, не существует методов, при помощи которых такое неиз­меняемое качество, как общественное положение, могло быть за ним закреплено. Значимость — это чисто субъективная оцен­ка его носителя, и оно не является внутренним свойством внеш­не наблюдаемых проявлений.

4. Какие специфические физические, умственные, психологичес­кие, духовные или метеорологические элементы внутри людей позволяют им интуитивно осознавать свою классовую принад­лежность?

5. Вне применения в социологических теориях понятие класса яв­ляется произвольной абстракцией. Она навязывается одним людям другими и не имеет никакого иного значения, кроме выра­жения эмоционального отношения одного человека к другому.

 

Комментарий

 

Мы не пускаемся в метафизические споры с клиентами о до­стоинствах воззрений Канта, Беркли, Локка на онтологию или объективную реальность. Мы признаем субъективность любых

взглядов. Однако мы признаем и то, что взгляды клиента на себя и на окружающий мир полезны не в равной степени.

Дополнительная информация

 

Важность объективной самооценки отмечается Nissbett & Ross (1980). Объективизация — один из основных методов, используемых Абрахамом Лоу в своей волевой терапии (will therapy) и непрофессио­нальной организации, которую он основал для пациентов, недавно вы­шедших из больницы (Recovery Inc., Low, 1952).

Фактически все когнитивные подходы учат клиента наблюдать за собой и своим окружением более объективно (Bandura, 1997; A. Beck, 1993; J. Beck, 1996; Ellis, 1988a, 1995, 1996; Lazarus, 1995; Meihenbaum, 1994). Конструктивистские терапевты делают акцент на адаптивности, или пригодности, того убеждения, которое наиболее значимо, незави­симо от его соответствия объективной реальности (Mahoney, 1979, 1988, 1991, 1993а, 1993b, 1994).

 

 

Альтернативная интерпретация  

 

Принципы

 

Принцип первоочередности очень значим во всей психоло­гии. Он говорит о том, что люди больше внимания обращают на свои первые впечатления от событий, чем на последующие. Эти первые впечатления могут относиться к чему угодно: первый полет на самолете, первый раз, как вы покинули дом, ваш пер­вый поцелуй.

Но первое восприятие события у людей не всегда самое луч­шее. Многие клиенты постигают значение того или иного собы­тия импульсивно и интуитивно и в последствии придерживают­ся этого первоначального понимания, считая, что оно должно быть правильным. Более поздние оценки, пусть и более объек­тивные, только изредка могут прижиться так же надежно, как и первые. Например, некоторые люди продолжают верить, что тревога приводит к психозу или что напряжение грудных мышц указывает на сердечный приступ просто потому, что это первая Мысль, какая пришла им в голову. Внедрившись однажды, эти идеи с трудом поддаются изменениям.

К сожалению, это правда, что самые первые интерпретации события зачастую оказываются самыми худшими, и клиентам, введенным в заблуждение своими идеями, необходимо расска­зать об этой концепции. Они должны научиться воздерживаться от поспешных оценок до тех пор, пока не получат больше инфор­мации и не будут точнее воспринимать ситуацию.

 

Метод

 

1. Пусть клиент в течение недели делает записи о самых неприят­ных эмоциях, которые у него за это время возникнут, в одном двух предложениях отмечая активирующее событие (ситуа­цию) и свою первую интерпретацию события (убеждение).

2. Пусть клиент продолжит это упражнение и на следующей неделе, но в этот раз попросите его придумать еще по край­ней мере четыре интерпретации для каждого события. Каж­дая интерпретация должна отличаться от первой, но быть не менее правдоподобной.

3. На очередном сеансе помогите клиенту решить, какая из тех четырех интерпретаций поддерживается наибольшим чис­лом объективных доказательств.

4. Попросите клиента продолжать поиск альтернативных интер­претаций, временно откладывая первоначальные суждения и принимая решение о корректной оценке только тогда, когда время и расстояние обеспечат необходимую объективность. Продолжайте эту процедуру по меньшей мере в течение ме­сяца, пока клиент не будет выполнять ее автоматически.

Примеры

 

Ситуация 1

Одинокая 25-летняя женщина только что порвала со своим другом.

 

Первая интерпретация

Со мной что-то не в порядке. Я неадекватна и, наверное, никогда не смогу построить продолжительные отношения с мужчиной.

 

  Альтернативные интерпретации

1. «Я встретила не того мужчину».

2. «Я не хочу расставаться со своей свободой прямо сейчас».

 

 

ПАМЯТКА: ОБЪЕКТИВНОЕ ОПРОВЕРЖЕНИЕ

Мы все окружены внешней реальностью. Она воздействует на наши органы чувств, наше тело и наш мозг. Мы в ней рождаемся, жи­вем и умираем. Мы, не можем наблюдать эту реальность непосред­ственно, мы ее только интерпретируем при помощи мозга. Обычно наше восприятие ясное и чистое, и мы можем ощущать настоящую боль, настоящую грусть и настоящий страх, но это все возмещается тем, что мы также можем испытывать настоящие радость, счастье и удовлетворение.

У многих из нас в детстве, когда все виделось более четко и ясно, было не столь искривленное восприятие окружающей действительно­сти. Но становясь старше, мы начинаем терять незамутненноетъ опыта, и внешний мир погружается в туман. Мы отдаляемся от окру­жающей реальности все больше и больше по мере того, как наш мозг начинает создавать воображаемые системы, которые блокируют наше восприятие и искажают естественные чувства. Воззрения дру­гих людей, например родителей, или культуры в целом начинают вне­дряться и искривлять наш. собственный взгляд на этот мир. Некото­рые из нас вообще лишаются собственного мнения.

Там, где раньше только осязаемая боль могла заставить нас почув­ствовать себя несчастными, теперь новые абстракции и мысленные фантазии приводят к страданиям. Там, где когда-то плач вызывал ушибленный палец, слезы порождаются оскорбленными чувствами. Там, где когда-то боль прекращалась в тот же момент, как удалялся стимул, там сейчас мучения длятся неделями, месяцами и даже года­ми после исчезновения вызывающего их явления. Когда-то мы находи­ли величайшую радость в чистых и светлых чувствах, теперь же мы выкидываем осязаемое удовольствие и счастье ради метафизических абстракций. Эти абстракции не дают нам ничего материального, ни тепла, ни близости, потому что это пустые иллюзии, обманные удо­вольствия. Часто мы. пренебрегаем бесценным богатством незамут­ненного восприятия ради изощренных представлений о мире, которые мы были приучены строить.

Лучшей возможностью для вас приобрести подлинное счастье является возврат к внешней реальности, а лучшим способом этого достичьразвеять как можно больше иллюзий и начать снова смот­реть на мир ясными глазами. Поэтому обратите внимание на свои мысли и посмотрите, какие из них основаны на фактах, а какие на­думаны.

 

 

 

3. «Я и мой друг несовместимы на биохимическом уровне».

4. «Мой друг боялся связывать себя отношениями со мной».

 

Ситуация 2

После приема транквилизаторов в течение года клиент уходит от них. На следующий день он ощущает небольшую тревогу.

 

Первая интерпретация

«Я так и знал. Таблетки были мне необходимы, чтобы избав­ляться от тревожности, без них я сорвусь».

 

Альтернативные интерпретации

1. «Я волнуюсь, потому что у меня больше нет моих «костылей». Я лишился своей подкормки».

2. «Я тревожился и до того, как прекратил прием таблеток, поэто­му напряжение может быть вызвано чем-то иным».

3. «Я беспокоился тысячи раз и с таблетками, и без них. Это про­должается всего лишь час или около того, а затем проходит. Так будет и на этот раз».

4. «В отсутствие лекарств в моем организме я чувствую себя по-другому, не хуже и не лучше, а просто иначе. Я называл это другое ощущение «тревогой», потому что я интерпретирую все непривычные чувства как что-то пугающее, но я с таким же успе­хом мог назвать это чувство «незнакомым». Оно не так опасно».

 

Ситуация 3

Муж клиентки сказал, что у нее толстые ноги.

 

Первая интерпретация

«У меня нелепые ноги. Я бесформенная. Мне не стоит наде­вать шорты, потому что все тогда их увидят. Природа меня обделила».

 

Альтернативные интерпретации

1. «Он идиот!»

2. «Он рассердился на меня, потому что обед еще не был готов. Он

знает, что я болезненно отношусь к своему весу, и хотел меня обидеть».

3. «У него кризис середины жизни, и он хочет, чтобы я выглядела

как 18-летняя девочка, чтобы почувствовать себя моложе».

4. «Это его проекция, потому что у него у самого толстые ноги».

 

Ситуация 4

Шесть лет назад у клиентки возникла агорафобия. Несмотря на четыре месяца консультаций у двух психотерапевтов, у нее до сих пор случаются приступы паники.

 

Первая интерпретация

«Я ненормальная! Я всегда буду бояться выходить из дома, и если уж два профессиональных психотерапевта не смогли мне помочь, то и никто не сможет».

 

Альтернативные интерпретации

1. «Мои терапевты оказались не так хороши».

2. «Техники, которые они использовали, не соответствовали моей проблеме».

3. «Я не уделяю терапии достаточно времени».

4. «Чтобы преодолеть агорафобию, необходимо больше, чем че­тыре месяца».

5. «Я не работала над этим».

 

Комментарий

 

Для эффективности этой техники не имеет значения точность альтернативных интерпретаций. Важно, чтобы клиент осознал, что возможны альтернативные объяснения, что первые суждения не являются правильными каким-то чудесным образом только потому, что возникли раньше. Альтернативные варианты ана­лиза помогают клиенту ослабить определенность первых интер­претаций и учитывать другие, приходя в конце концов к наиме­нее травмирующим.

Дополнительная информация

 

Многочисленные исследования по социальной психологии подтверж­дают важность первоначальных убеждений субъекта (Fishbein & Ajzen, 1975; Hovland & Janis, 1959; Miller & Campbell, 1959; Petty & Cacioppo, 1981). С этим связано понятие «гипотезы первенства», которое означает, что первоочередные когниции клиента могут обладать столь большой властью, что начинают предопределять другие процессы — эмоциональ­ные, когнитивные, поведенческие (Haaga, Dyck & Ernst, 1991; Beck, 1996).

Рациональные убеждения  

 

Принципы

 

Подобно многим другим терапевтическим методам, оспари­вание иррациональных убеждений решает одну проблему и од­новременно создает другую. Успешное оспаривание ослабляет иррациональную мысль, но также вынуждает клиента концент­рироваться на ней. Фокусирование на иррациональной идее при­водит к негативным эмоциям, так что оспаривание в результате имеет обратное действие на погашение отрицательных эмоций, которые возникают в процессе контраргументации. Опроверже­ние должно быть нацелено как на мысль, так и на эмоции, кото­рые она вызывает. Для этого необходимы особенно сильные ар­гументы, поскольку негативные эмоции имеют тенденцию уси­ливать иррациональные убеждения.

Наиболее действенный тип оспаривания заключается в том, чтобы клиент смог избежать иррациональных мыслей, таким образом, отпадает необходимость работы с отрицательными эмо­циями, которые они порождают. Техника рациональных убеж­дений именно это и делает. Клиент, как только ему предъявляют­ся внешние стимулы, должен мысленно представлять реалистич­ное убеждение. При таком подходе клиент не должен оспаривать иррациональную идею, вместо этого он концентрируется на ра­циональном мышлении.

 

 

Метод

 

1. Составьте список ситуаций, в которых клиент расстраивает­ся. Это могут быть конкретные ситуации из прошлого или настоящего или общие жизненные ситуации, с которыми клиент чаще всего сталкивается.

2. Подготовьте рациональные убеждения или самовнушения, которые клиент в этих ситуациях сможет использовать. Эти убеждения должны преувеличивать положительные либо от­рицательные стороны ситуации, но должны основываться на объективном взгляде на происходящее. Потратьте время на то, чтобы найти для ситуации наиболее здравомыслящие ин­терпретации.

3. На одной стороне карточки 10 х 15 см запишите пусковые стимулы к каждой ситуации. На другой ее стороне — полное описание рационального восприятия, которого клиент хочет

достичь.

4. В течение как минимум шести недель по несколько раз в день клиент должен представлять себя в одной из ситуаций как можно отчетливее.

5. Когда визуализация будет достаточно ясной, клиент должен представить рациональную мысль и также сделать ее отчет­ливой.

6. Клиент должен выполнять это упражнение до тех пор, пока он не начнет рефлекторно воспроизводить рациональное убежде­ние каждый раз, как воображает событие.

7. Если иррациональные мысли внедряются в сознание клиен­та, он в тот же момент должен использовать «остановку мыс­ли» (Wolpe, 1969) и снова попробовать воспроизвести рацио­нальное убеждение.

Пример

 

Ниже приводятся примеры наиболее распространенных ситуа­ций и тех рациональных суждений, которые могут в них использо­ваться.

 

Ситуация: боязнь встречаться с незнакомцами. Рациональное убеждение: «У меня появилась возможность встретиться с новыми и интересными людьми».

 

Ситуация: чувство вины за сексуальные сны. Рациональное убеждение: «Сексуальные сны могут быть забав­ными».

 

Ситуация: совершение ошибки.

Рациональное убеждение: «Теперь у меня появился шанс на­учиться чему-то новому».

 

Ситуация: отказ друга.

Рациональное убеждение: «Это неприятно, но не смертельно».

 

 

Ситуация: несправедливое отношение.

Рациональное убеждение: «Я мог настоять на справедливом отношении».

 

Ситуация: страх публичного выступления. Рациональное убеждение: «Я имею возможность проявить себя и высказать свое мнение».

 

Ситуация: тревожность.

Рациональное убеждение: «Тревога малоприятна, но не опасна». Ситуация: чувство неполноценности.

Рациональное убеждение: «В некоторых вещах я действительно отстаю. В других — нет».

 

Ситуация: страх.

Рациональное убеждение: «Страх — это просто химические про­цессы, происходящие в моем организме».

 

Ситуация: критика.

Рациональное убеждение: «Если те, кто меня критикует, правы, я чему-то научусь, если же они несправедливы, я могу это проигно­рировать».

 

 

Комментарий

 

Рациональные убеждения — это не обязательно самое пози­тивное восприятие ситуации, но наиболее реалистичное. В боль­шинстве случаев терапевту нужно тщательно исследовать си­туацию, чтобы определить наиболее разумную точку зрения.

Дополнительная информация

 

Множество социально-психологических исследований подтвержда­ют ту точку зрения, что смена установок случается чаще тогда, когда клиент не воспроизводит прежние убеждения (Brehm, 1966; Brehm, Snres, Sensenig & Shaban, 1966).

В настоящее время «рациональный» — нагруженное значениями слово. Для одних теоретиков оно подразумевает абстрактное предполо­жение о том, что объективная реальность существует независимо и вне границ человеческого понимания (Mahoney, 1994; Niemeyer, Mahoney, & Murphy, 1996). Подобное предположение метафизично, его достовер­ность или ложность невозможно определить эмпирическими средствами (Ауег, 1952). Даже Эллис в настоящее время рассматривает рациональ-но-эмотивную терапию (называемую с 1993 года рационально-эмотив-ной поведенческой терапией) в более релятивистском, конструкционис-тском ракурсе (Ellis, 1988b; McGinn, 1997). Но существует и более узкое значение слова «рациональный». Это благоразумность повседневного опыта, которая может быть выявлена обычными средствами, которы­ми мы все владеем (см. раздел данной главы, посвященный логическо­му анализу).

 

Утилитарные доводы  

 

Принципы

В то время как отдельные виды объективного опроверже­ния выступают против разумности убеждений клиента и наце­лены на исправление логических ошибок, которые могут при­сутствовать в его рассуждениях, существует абсолютно иной тип объективного оспаривания, в котором терапевт проверяет мыс­ли клиента с точки зрения не их достоверности, а выгоды или бесполезности. Поскольку для клиента нет ничего ценнее прав­ды, то он может концентрироваться на ней, а не на том, что выгодно. Например, логически верным является то, что все мы когда-нибудь умрем, но для клиента вряд ли будет полезным концентрироваться на этой мысли в каждый сознательный мо­мент своей жизни.

Этот прагматический подход к оспариванию может суще­ственно помочь клиенту, мысли которого разумны, но беспо­лезны. Утилитарные доводы помогают исследовать убеждения с позиций прагматизма, а не просто с точки зрения их валид-ности.

 

 

Метод

 

1. Подготовьте список иррациональных мыслей клиента.

2. Составьте список ситуаций, в которых обычно возникают эти

мысли.

3. Помогите клиенту выбрать конкретную поведенческую цель, которую он должен достичь в каждой ситуации. Пусть он спросит себя: «Чего я хочу сейчас добиться?» Например, вы можете взять в качестве цели ассертивный ответ на неспра­ведливую критику или открытое признание ошибки и т. д.

4. Пусть клиент спрашивает себя относительно каждой мысли: «Помогает мне эта мысль достичь своей цели или нет?»

5. Независимо от того, является ли мысль правдивой или нет, помогите клиенту найти такие самоутверждения, которые были бы наиболее полезны для него в плане достижения сво­их целей.

6. Попросите клиента заменять непрактичное убеждение на прагматичное при каждой возможности.

7. Вместе с клиентом проработайте все ситуации, двигаясь вверх по иерархии и заменяя невыгодные мысли на полезные.

Пример

Непрактичное убеждение: «Она отвергла меня, потому что я вообще неполноценный мужчина».

Цель: стать таким, чтобы в будущем уменьшить вероятность отказа.

Полезное убеждение: «Она бросила меня, потому что я вел себя так, как ей не нравилось (нечасто звонил ей, не хотел связывать себя обязательствами). Поскольку другие женщины тоже не прием­лют такого поведения, мне нужно изменить его, если я не хочу больше оказаться брошенным».

 

Непрактичное убеждение: «Чтобы быть счастливым, я должен держать под контролем все свои чувства».

Цель: быть счастливым.

Полезное убеждение: «Излишний контроль приводит к неудов­летворенности. Когда мне будет плохо, я попытаюсь понять причи­ны эмоций и изменить их, если это возможно, но я не обязан кон­тролировать свои эмоциональные реакции».

 

Непрактичное убеждение: «Я должен быть все время начеку и остерегаться любых потенциальных опасностей, которые могут про­изойти».

Цель: защитить себя.

Полезное убеждение: «Беспокойство меня не защищает. Когда я столкнусь с какой-либо ситуацией, я в первую очередь определю, действительно ли она опасна. Если да, то я сделаю что-нибудь практичное, чтобы уменьшить опасность, если ничего уже нельзя сделать, я попытаюсь это принять. Приняв это решение, я буду распространять его и на другие аспекты своей жизни, поскольку дальнейшие размышления об этом будут бесполезны». (Ellis & Harper, 1998.)

 

Непрактичное убеждение: «Я должен быть во всем лучше всех».

Цель: достичь совершенства.

Полезное убеждение: «Лучший способ достичь совершенства — это сконцентрировать все свое время и энергию на задачах, кото­рые я считаю для себя важными, чтобы не тратить усилия на менее полезные занятия. Попытки быть лучшим во всем растрачивают мою энергию на низкоприоритетные задачи изаметно уменьшают шансы достичь каких-либо целей вообще».

 

Комментарий

 

По поводу утилитарных доводов необходимо сделать не­большое предостережение. Нападки на практическую ценность утверждения не имеют никакого отношения к опровержению его иррациональности и фактически могут его усилить. Напри­мер, лучше прямо возразить против убеждения: «Я неполноце­нен по сравнению с большинством людей», чем утверждать, что существуют действенные способы улучшить себя.

Дополнительная информация

 

Прагматики занимают такую философскую позицию, кото­рая утверждает, что смысл, знания и правду лучше рассматри­вать с позиций их функций в нашем опыте — насколько они полезны для приспособления или преодоления проблем. Джон Дьюи является самым влиятельным мыслителем и ведущим оратором, провозглашавшим философию прагматизма (Dewey, 1886, 1920). Джон Стюарт Милль раскрывает более ранний взгляд на это с точки зрения этики (Mill, 1950, 1988).

 

 

 

Деперсонализация «Я»   

 

Принципы

 

Деперсонализация — отстранение от образа себя — иногда считается невротическим и даже психотическим симптомом. Это состояние, в котором «Я» становится незнакомым, отдаленным, нереальным (Cameron, 1963). Это состояние считается профессио­налами в области психического здоровья настолько разруши­тельным, что они вряд ли стали бы защищать технику, которая может способствовать его возникновению, но наш опыт подтверж­дает, что поощрение деперсонализации в легкой степени часто имеет свои преимущества.

Деперсонализация находится на одном из экстремумов кон­тинуума. На другом его экстремуме — гиперперсонализация, в равной степени деструктивное состояние. Индивидуумы с гипер-персонализацией в чрезмерной степени все субъективируют, считая себя причиной всего, что вокруг них происходит. Избы­точность подобного Я-фокуса может привести к серьезным дис-тимическим расстройствам и навязчивой интроспекции. Модель реалистических убеждений и поступков, которые мы характе­ризуем как «нормальные», располагается где-то между этих двух крайностей, хотя и «нормальные» люди могут время от времени отклоняться в ту или иную сторону. Наш континуум может быть изображен следующим образом:

 

гиперперсонализация ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶  норма  ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ деперсонализация

 

Люди с гиперперсонализацией постоянно ошибаются в опре­делении причинности. Они считают все причины проприоцептивными. Когда в их жизни появляются проблемы, они пытают­ся изменить некие гипотетические недостатки в самих себе, вме­сто того чтобы как-то модифицировать окружающую среду. Например, агорафобики стараются избавиться от тревоги, при­обретая все больший контроль над собой, не пытаясь вместо это­го найти, что во внешней среде ее запускает. Обсессйвные кли­енты приписывают огромную важность и значение своим соб­ственным внутренним процессам.

Терапевты, которые столкнулись с конфронтацией гиперпер-сонализирующих клиентов, могут работать над сознательным сдвигом в их восприятии от экстремума гиперперсонализации в сторону деперсонализации. В задачу не входит провести их до самого конца континуума, но может оказаться необходимым (в зависимости от интенсивности тенденций клиента к самооб­винению) продвинуть их немного правее «нормальной» зоны. Это должно быть сделано исходя из предположения о том, что у клиента может произойти определенный посттерапевтический возврат в направлении своей прежней позиции.

Первый шаг в деперсонализации — изменить излишне пер­сонализированную причинную атрибуцию. Терапевт должен по­мочь клиенту взглянуть на себя извне, так, как на него смотрят другие: как на объект, подверженный действию внешних сил, а не только как на самогенерирующуюся сущность. Клиенту необходимо сосредоточиться на наблюдаемой информации, что­бы отыскать причины и избежать чрезмерной интернальной атрибуции.

 

Метод

 

1. Составьте список из 20 негативных событий, которые про­изошли с вашим клиентом не так давно.

2. Запишите предполагаемые им свои внутренние недостатки (убеждения, приводящие к гиперперсонализации), которые, на его взгляд, послужили причиной происшествий.

3. Научите клиента искать причины событий во внешней сре­де. Используйте научный метод: отыщите стимулы, подкреп­ление, операнты или сопутствующие элементы среды, ко­торые послужили пусковыми механизмами негативных со­бытий. Перепишите все проприоцептивные причины как внешние.

4. В случае, если причин множество, примените закон эконо­мии: самое простое объяснение должно рассматриваться в первую очередь, чтобы определить наиболее вероятное.

5. Пусть клиент практикуется в определении внешних и внут­ренних причин тех событий, которые происходят с ним в течение дня. Научите его смотреть на себя и на других как на объекты, подверженные влиянию окружающей среды.

6. Как только клиенты научатся не брать на себя ответствен­ность за эти влияния, расскажите им про различные методы решения проблем, которые могут использоваться для преоб­разования среды.

Пример

 

Одним из лучших примеров гиперперсонализации является то, насколько некоторые клиенты верят в свою интуицию. Они думают, что обладают глубоко запрятанным чувством правды и лжи, которое находится у них где-то внутри головы. Они считают это чувство ключом к любому знанию, почти что божественным видением исти­ны. Многим клиентам их интуиция говорит о том, что они скверные, порочные и виновны во всем. Это основное в гиперперсонализации. Оценка истинности или ложности помещается внутри клиента и ста­новится недоступной для объективного рассмотрения.

Но существует ли подобное явление? Клиенты, которые «серд­цем чувствуют, что правы», уверяют, что существует, и их сильные ощущения никогда их не подводят, какими бы негативными они ни были. Есть ли это шестое чувство, или интуиция на истину, которое не нуждается в проверке и логике?

Я решил неформально проверить всю теорию на некоторых из моих клиентов. Я попросил некоторых сосредоточить свою интуи­цию на первых десяти человеках, которых они встретят. Они долж­ны были фиксировать свое мнение, записывая все свои ощущения. Позднее, после того как они узнали этих людей, результаты показа­ли, что в 60% случаев они ошибались.

Когда мы исследовали, почему интуитивное познание клиен­тов оказалось ошибочным в большинстве случаев, мы обнаружи­ли одну главную причину — личное предубеждение. Хотя многие клиенты даже не имели представления о нем, оно отравляло все их оценки, проявляясь как условная реакция на определенные типы людей.

В этом был весь секрет интуиции наших клиентов. Непостижи­мое явление, которое они называли интуицией и описывали как прекрасное внутреннее чувство, которое позволяет им ясно видеть мир, содержало в себе лишь один компонент — предрассудок. Мно­гие из них с младенчества впитали подобные обобщения. Интуиция ощущается ими спонтанно и вполне определенно, потому что в ее основе лежит условный рефлекс, к которому мышление не имеет

никакого отношения и который возникает каждый раз, как они встре­чают тот тип людей, что его запускает.

Оценки клиентов зачастую оказывались ошибочными, потому что интуиция активизировала их предрассудки о том, как люди вы­глядят или говорят, чем они занимаются, каково их происхождение, к какой национальности принадлежат.

 

Комментарий

 

То, что изложено выше, — достаточно неромантичный взгляд на интуицию, но именно романтичная точка зрения порождает гиперперсонализацию. Клиенты сначала неохотно отказыва­ются от почитания своей интуиции, но постепенно они приобре­тают необходимую для сдвига своего восприятия мотивацию.

Терапевту очень важно определить ту ситуацию, когда необхо­димо использовать эту технику. Дистимические клиенты очень часто подвержены гиперперсонализации. Их непререкаемая интуиция сообщает им о том, что они виновны во всем, что во­круг них происходит. Другие же клиенты могут быть деперсона­лизированы. Аддикты, бьющие мужья, воры, делинквенты и ожесточенные клиенты — все отделяют себя от своего поведения. В своих поступках они обвиняют других и отрицают собствен­ную ответственность. Таким клиентам эта техника на пользу не пойдет. Им необходим противоположный подход.

Дополнительная информация

 

Рэчмен (Rachman, 1997), хотя и не употребляет термин «гиперпер-сонализация», пришел к выводу о том, что обсессивные клиенты прида­ют своим мыслям огромное личное значение. Они верят, что их мысли жизненно важны, чрезвычайно значимы и очень влиятельны.

Деперсонализация и диссоциация обсуждаются в контексте мно­жественной личности Уоткинсом (Watkins, 1976, 1978; Watkins & Watkins, 1980, 1981). Определение причинности как гипер-, так и де­персонализированными клиентами исследовалось Sober-Ain and Kidd (1984) и Taylor and Fiske (1975). McGinn (1996) применяют деперсона­лизацию и диссоциацию в схема-центрированной терапии для обучения клиентов дистанцированию от своих деструктивных «схем» (Young, 1992, 1994; Young & Rygh, 1994).

Общественное значение   

Принципы

 

В предыдущем разделе мы раскрыли понятия гипер- и. де­персонализации. Родственное им понятие имеет отношение к тому, каким образом клиенты воспринимают события своей жизни. Можно говорить о том, что любое событие имеет как «приватное», так и «публичное» значение.

Личная значимость связана с интенсивностью эмоций, кото­рые клиенты испытывают во время происходящего события, они в этом субъективны. Общественное значение — это внешнее тол­кование события, с точки зрения наблюдателей. Различие меж­ду ними можно сравнить с разницей между нашей реакцией на внезапный ушиб собственного пальца молотком и реакцией на то, что мы увидели, как кто-то стал жертвой того же несчастья. Единственный способ устранить из мыслей клиента сильный эмоциональный компонент, который приводит к предубежден­ному восприятию, — это помочь ему научиться деперсонализи­ровать свои убеждения. Чтобы добиться в этой технике успеха, необходима длительная и упорная практика. Альтернативная техника предполагает обучение клиента сдвигаться с частной перспективы на общественную во взгляде на любое событие, ко­торое заставляет его страдать.

 

Метод

 

1. Научите клиента делать различие между воспринимаемым событием и его мыслями об этом событии.

2. Помогите клиенту посмотреть на событие с позиций обще­ственной и личной значимости. Общественное значение мо­жет быть увидено, если клиент потренируется воспринимать ситуацию с точки зрения других людей. Событие должно быть объективировано. Напомните клиенту, что у них уже есть общественный взгляд, так как в течение всей своей жиз­ни они могли наблюдать за другими в тысяче различных си­туаций. Терапевт помогает клиенту перенести свое восприя­тие других людей на себя.

3. Для того чтобы перевести значение событий из разряда лич­ного в публичное, клиент должен научиться отстранять от собственного восприятия следующее: эмоциональные пере­менные, интенсивное самонаблюдение и определенные мета­физические предположения. Очевидно, что это невозможно осуществить в полной мере, но чем больше клиенты смогут к этому приблизиться, тем более объективным будет их взгляд на происходящее.

4. После того как понятие общественного значения было рас­крыто клиенту, помогите ему составить список основных си­туаций, с которыми он сталкивался, а также публичных и личных значений для каждой из них.

5. Сначала клиентам нужно будет проинтерпретировать собы­тие с позиций общественности, после того как они автомати­чески восприняли его с личной точки зрения. По мере посте­пенного развития клиенты смогут все больше и больше при­ближать объективный взгляд на событие ко времени его совершения и в конце концов замещать персональное вос­приятие публичным во время самого события.

Пример 1

Событие: приступ тревоги.

Персональное значение: «Я умру».

Публичное значение: адреналин и другие вещества выбрасыва­ются в кровяное русло.

Событие: критика другим человеком.

Персональное значение: «Я, должно быть, сделал что-то непра­вильно. Я неполноценен».

Публичное значение: «Некто выражает свое несогласие с тем, что я сделал. Причины этого неизвестны».

 

Событие: неудача в деловом проекте.

Персональное значение: «Я некомпетентен, я неудачник, я спус­каюсь вниз по лестнице успеха».

Публичное значение: «Планирование и подготовка были недо­статочно эффективными».

 

Событие: нехватка аргументов.

Персональное значение: «Я слабак, балабол и зануда».

Публичное значение: «Он знал по этому вопросу больше меня и, может быть, более опытен в ведении споров».

 

Событие: мало друзей.

Персональное значение: «В сущности, полюбить меня невоз­можно».

Публичное значение: «Я не пытаюсь заводить друзей и обхо­жусь с людьми не очень ласково».

 

Событие: неудачи в спорте.

Персональное значение: «Я нестоящий мужчина».

Публичное значение: «У меня недостаточно рефлексов, трени­ровки, практики».

 

Событие: стала на семь килограммов тяжелее, чем была в 17 лет. Персональное значение: «Я забыла о самодисциплине».

Публичное значение: «У 37-летней женщины и подростка про­цессы метаболизма неодинаковы».

Пример 2

 

Личное значение страха — такое восприятие мира, когда кажет­ся, что должно произойти что-то страшное и этого нужно избежать во что бы то ни стало. Общественное, объективное значение заклю­чается в том, что реальная опасность может присутствовать, а мо­жет и не присутствовать, и необходимо посмотреть на ситуацию и определить, действительно ли она существует. Клиенты, нуждаю­щиеся в руководстве, чтобы взглянуть на опасность не с субъектив­ной, а с общественной перспективы, могут воспользоваться следу­ющими пятью принципами. В целом, страх объективен, если:

1. Существует настоящая опасность для личности, которая может нанести реальный ущерб. Неразумно бояться чудовищ под кро­ватью, поскольку они не существуют, а то, что не существует, не может принести нам вреда. Некоторые клиенты боятся ведьм и колдунов.

2. Уровень страха равен уровню возможного ущерба. Неоправдан­ным будет страх посадить небольшую занозу на пятке, посколь­ку он перевешивает потенциальную опасность. Некоторые кли­енты боятся повести себя нескромно на людях.

3. Страх соответствует вероятности того, что неприятность про­изойдет. Если человек боится, что его убьет метеор, то его страх будет иррациональным, потому что вероятность этого со­бытия слишком мала. Некоторые клиенты заметно боятся таких маловероятных событий, как авиакатастрофы, хотя абсолютно очевидно, чточастота автомобильных аварий значительно выше.

4. Опасность может контролироваться. Боязнь того, что солнце превратится в суперновую звезду, бессмысленна, потому что событие выходит за пределы человеческого контроля. Многие клиенты опасаются того, что у них может быть скрытая наслед­ственная болезнь.

5. Страх полезен в том случае, если проявляется в ситуации, где он будет держать человека в состоянии боевой готовности пе­ред лицом опасности, которой можно избежать. Бдительность по поводу получения «нервного срыва» никоим образом не сни­жает вероятность этого.

 

Комментарий

 

Немногие клиенты способны освоить эту технику. Все мы склонны застревать на собственных взглядах на событие, и наши эмоции клокочут. Клиенты, которые в состоянии овладеть мето­дикой, приобретают великолепный инструмент для рассеивания паники, нейтрализации скорби, погашения гнева.

Дополнительная информация

 

Аарон Бек использует родственное понятие «дистанцирования», которое приводит к схожему снижению интенсивности эмоциональных проявлений (Beck, 1967, 1975, 1993; Beck, Emery & Greenberg, 1985).

 

Диспут по поводу иррациональных идей(ДИИ)  

 

Принципы

 

Диспут по поводу иррациональных идей (ДИИ) — простая, но эффективная техника, которая часто оказывается полезной в отношении клиентов, испытывающих трудности в оценке истинности или ложности своих собственных убеждений. В этой тех­нике, которая была создана Эллисом, клиента просят артикулиро­вать свою мысль в форме, пригодной для анализа, и затем отве­тить на серию открытых вопросов об этом убеждении.

Некоторым клиентам необходимо оказать моральную под­держку в развитии навыков объективного мышления и придер­живаться, если нужно, их собственных принципов доказатель­ства в течение всего упражнения. При анализе необходимы точ­ность мышления и тщательное избегание отходов в сторону, и того и другого достичь трудно. ДИИ может оказаться полезным для тех клиентов, которые запутались в абстракциях высшего уровня.

 

Метод

 

1. Попросите клиента при проверке своего убеждения ответить на следующие вопросы в предложенном порядке.

а. Какая идея вас волнует?

б. Можете ли вы дать ей рациональное подтверждение?

в. Какие существуют доказательства ее ложности?

г. Существуют ли какие-либо доказательства ее истин­ности?

д. Если судить реалистично и объективно, что произойдет скорее всего, если вы будете придерживаться подобного образа мыслей?

е. Что будет происходить, если вы не будете думать подоб­ным образом?

2. Пусть ваш клиент практикуется в приложении этой серии вопросов к каждому своему убеждению. Он может выпол­нять это дома, но на последующий сеанс он должен прийти готовым изложить результаты своего анализа. Примените дополнительные когнитивные техники к тем проблемам, с которыми возникли затруднения.

Пример. История Ричарда

 

Ричард пришел ко мне на прием по поводу депрессии и тоски, возникшей из-за разрыва отношений со своей девушкой. Они были любовниками приблизительно около двух лет. Отношения никогда не были гладкими, но они держались друг друга просто потому, что оба были одинокими. Они все время ругались друг с другом из-за различий между ними, обвиняя один другого, что тот не прав и должен измениться. Наконец они причинили друг дру­гу столько боли, что отношения стали скорее источником непри­язни, чем поддержки. На такой точке эти отношения и прекра­тились.

При депрессиях подобного рода клиент обычно убежден, что оказался недостаточно хорошим для своей девушки и поэтому она оставила его. Следуя моему совету, он подверг свое убеждение анализу.

1. Какая идея меня волнует? Я думаю, что не достоин ее.

 

2. Могу ли я дать рациональное ей подтверждение? Какие суще­ствуют доказательства ее ложности? Нет. Я не могу подтвер­дить ее. Мои достоинства и недостатки — понятия многогран­ные. И это абсолютно субъективный взгляд на часть меня. Мои выводы полностью основаны на том, какой аспект ее личности я сравнивал с собой. Вдобавок не существует такого метода, с помощью которого моя никчемность может быть измерена или сопоставлена с чем-либо.

 

3. Существуют ли какие-либо доказательства ее истинности? Не существует никаких доказательств того, что я ее не достоин. У нее действительно есть черты, которые превосходят мои: она более общительная и пользуется большей популярностью, но я мыслю более четко и веду себя более ответственно. Мы в равной степени достойные люди.

 

4. Если судить реалистично и объективно, что произойдет скорее всего? Скорее всего, я ее рано или поздно забуду и встречу кого-то более подходящего.

5. Что будет происходить, если я буду продолжать придерживать­ся старого образа мыслей? Я буду продолжать чувствовать свою никчемность. Я буду встречаться с другими женщинами, ощу­щая свою ничтожность, и буду неуверенно себя вести, так что вероятнее всего меня будут бросать еще чаще. Когда меня бу­дут оставлять в очередной раз, я буду чувствовать себя все более и более ущербным.

Дополнительная информация

 

Эта техника — вариация процедуры Эллиса. С оригиналом мож­но ознакомиться, изучив его работы (Ellis, 1974, 1996; Ellis & White-ley, 1979).

Логический анализ  

Принципы

 

Объективное опровержение привлекает методы иных, отлич­ных от психологии, областей знания. Задействуется множество различных дисциплин, однако одной из главных является логи­ческий анализ. Метод основан на эпистемологии, индуктивной и дедуктивной логике и лингвистическом анализе.

Определенные компоненты логического анализа могут ис­пользоваться в консультировании в качестве метода борьбы с деструктивным воображением. Поскольку дискомфорт клиента начинается с мыслей, терапевт использует когнитивный процесс для оценки валидности мысли и для исправления порожденных ею эмоциональных проблем.

Если говорить в общем, процесс представляет собой анализ мыслей клиента в терминах: а) того, что конкретно клиент име­ет в виду, думая подобным образом; б) того, знает ли он верный способ его верификации; в) имеющихся у него хороших доказа­тельств подобным убеждениям (Wilson, 1967).

Если говорить конкретнее, процесс логического анализа вклю­чает пять шагов, каждый из которых дополняется множеством различных техник. Эти шаги могут быть поняты лучше, если их содержание представляется в форме аналогии. Пусть ваш клиент представит, что его мысль — это обвиняемый в зале суда. Клиент сам и судья, и присяжные заседатели, и его цель — опре­делить виновность или непричастность, истинность или лож­ность, рациональность или иррациональность каждого убежде­ния. Как и в любом другом зале суда, в когнитивном судебном зале принята установленная процедура для выяснения обвине­ний и защиты, оценки доказательств «за» и «против» и вынесе­ния тщательно продуманного заключительного вердикта отно­сительно обоснованности каждой мысли. Процесс выглядит сле­дующим образом.

 

Шаг 1. Обращение чувств в суждения относительно идеи

(Представление обвинений)

 

Принципы

 

Первое, что происходит в зале суда, — обвиняемому вменя­ется то или иное преступление. Обвинение не делается обобщен­но. Истец не объявляет: «Ваша честь, подсудимый обвиняется в том, что он не очень хороший человек». Это подробное сообще­ние, например: «Мистер Смит обвиняется в том, что он покинул место автомобильной катастрофы в 10 часов 30 минут 10 июля на перекрестке Пятой и Главной улиц».

Клиенты редко бывают столь конкретны в своих когнитив­ных обвинениях против самих себя или мира. Они обычно ра­зыскивают терапевта для разрешения эмоционального диском­форта и склонны выражать этот дискомфорт в туманных оборо­тах, которые скорее описывают чувства, а не те именно мысли, что их спровоцировали. Большинство клиентов не знают, что в основе многих выражений, обозначающих чувства, лежит скры­тое обвинение или суждение о мире, какой он есть или каким должен быть.

В то время как выражающие эмоции фразы не могут быть оценены как истинные или ложные в привычном смысле, убеж­дения, лежащие в основе обвинения, могут. Поэтому первой за­дачей логического анализа является обнаружение стоящего за выражением эмоций скрытого смысла.

 

Метод

 

1. Пусть клиент предоставит вам список своих чувств касатель­но проблемы и констатирует эти чувства настолько полно, насколько это возможно.

2. Ищите обвинение или суждение, подразумеваемое в каждом выражении, и переведите императивные и оценочные утвер­ждения в эмпирические или аналитические (утверждения, истинность или ложность которых может быть подтверж­дена).

 

Пример

Утверждение клиента: «Я напуган».

Подразумеваемое суждение: «Есть что-то опасное во внеш­нем мире, и мне лучше страшиться этого».

Утверждение клиента: «Ненавижу мужчин». Подразумеваемое суждение: «Мужской пол заслуживает пре­зрения».

Утверждение клиента: «Это ужасно — чувствовать себя не­счастным».

Подразумеваемое суждение: «Самое худшее, что может слу­читься с человеком, — это впасть в неприятное эмоциональное состояние».

Утверждение клиента: «Я нестоящий человек, потому что я не богат».

Подразумеваемое суждение: «Ценность человеческого суще­ства зависит от количества имеющихся у него денег».

Утверждение клиента: «Это не должно было случиться со мной».

Подразумеваемое суждение: «Существует вселенский поря­док, которому мир должен следовать. Я могу выдвинуть закон­ное обвинение против мира, если вижу, что этот естественный порядок нарушается».

Шаг 2. Определение убеждений

(Какой закон был нарушен?)

 

Принципы

 

Как только в зале суда были представлены обвинения, истец констатирует, какой конкретно закон был нарушен. Это не ка­кое-нибудь расплывчатое заявление типа: «Ваша честь, нам не нравится то, что он сделал», а, скорее, такое: «Оставление места происшествия — нарушение муниципального закона 5039».

После того как эмоции были выражены в удобной для анали­за форме, терапевт помогает определить обвинение или сужде­ние как нечто конкретное. Язык обвинения — очень несовер­шенная форма коммуникации. Человеческие существа имеют склонность усложнять процесс общения, прибегая к помощи туманных абстракций, эмоциональных взрывов или сахарных ба­нальностей, чтобы выразить свои чувства и мысли, которые при­дают этим чувствам некую возвышенность. Задача терапевта — помочь клиенту определиться с обвинениями как можно в более конкретной и специфической форме.

 

Метод

 

1. Перечислите центральные убеждения. Попросите клиента написать список своих центральных убеждений, выражен­ных в форме удобных для анализа суждений.

2. Уточните. Рассматривая по одному суждению за раз, вни­мательно изучите каждое важное слово. Попросите клиента как можно больше его конкретизировать и уточнить. Вы мо­жете воспользоваться следующей инструкцией.

Слова имеют различный уровень абстракции. Чтобы эффек­тивно проанализировать мысль, мы должны использовать более конкретный уровень. Например, «этот стол» (указы­вая на ближайший стол) — вещь конкретная. «Этим столом» может быть только один в мире стол. Но мы можем сказать более абстрактно: «стол в комнате» — а их здесь несколько, или «мебель», или еще более отвлеченно: «объект в этой ком­нате». В каждом случае мы движемся от конкретного к абст­рактному. Заметьте, что происходит, когда мы достигаем уровня абстракции «объекта в этой комнате», — это не имеет большого смысла. Например, если нас спрашивают: «Правда или нет? Объект в этой комнате коричневого цвета?», мы будем не в состоянии ответить, потому что «объект» — слиш­ком общее понятие. Чтобы узнать цвет, мы должны знать, о каком именно «объекте» идет речь.

Наши мысли тоже такие же. Чтобы понять фразу: «Мне нуж­но быть богатым, чтобы быть счастливым», мы должны точно знать, что именно вы подразумеваете под словами «нужно», «богатый», «счастливый». Если вы считаете, что «богатый — значит миллионер», мы можем посмотреть, а счастливы ли миллионеры и делает ли каждый лишний миллион людей все более и более счастливыми. Но если вы имеете в виду, что «богатый — значит не бедный» или «способный обеспечить все основные жизненные необходимости», наши рассужде­ния будут существенно иными.

3. Определите понятия. Сформулируйте серию вопросов, ко­торые помогут клиентам установить понятия. Например, те­рапевт может задать относительно убеждения «Я неполноце­нен» такой вопрос: «Что в вас неполноценно? Всегда ли это было так? Откуда вы знаете, что навсегда останетесь непол­ноценным? Неполноценный по сравнению с кем? Когда? Все время или только иногда? Во всем или только в отдельных вещах? Что в вашем предложении обозначает «Я»? О каком уровне неполноценности вы говорите? Вы совсем на дне или только отчасти неполноценны? Какую шкалу вы используете, чтобы оценить свою неполноценность? Эта шкала обоснована, или вы сами это придумали, потому что вам было плохо?»

4. Перепишите убеждения. После того как вы с клиентом кон­кретизировали, насколько это возможно, каждое слово в предложении, перепишите предложение, включая в него но­вые определения. Например, один клиент был уверен в своей общей неполноценности по сравнению с другими мужчина­ми. Хотя первое определение было расплывчатым и абстракт­ным, мы нашли источник и смогли установить понятия. Пе­реписанное предложение выглядело так:

«Я недостаточно полноценен как мужчина, потому что дли­на моего пениса в состоянии эрекции на полтора сантиметра меньше, чем в среднем у мужчин; я увидел это в книге, кото­рую читал несколько лет назад».

После того как он посмотрел на переписанное предложение, он сказал: «Что ж, это действительно глупо, правда?»

5. Практика. Попросите клиента тренироваться в уточнении предложений, пока они не поймут необходимость в конкрет­ных определениях. выражения «злой умысел с расчетом» или различие между «умышленными» и «непредумышленными» действиями.

Техника определения убеждений, описанная выше, может быть неверно истолкована в том смысле, что определение мыс­лей клиента может казаться вопросом, зависящим от того, ка­ким определение должно быть по убеждению клиента, или от поиска конкретного термина или фразы в словаре. Однако про­цесс установления определений гораздо труднее. То, каким клиент хочет видеть определение, часто не соответствует обще­употребительному значению, и даже специалисты, составляющие словари, в своих представлениях об отдельных терминах обычно на несколько лет отстают от их просторечного использования.

«Настоящий мужчина», например, может означать «принад­лежность к полу, продуцирующему сперму и способному опло­дотворить яйцеклетку» (одно из словарных определений). Или это может значить «крутой, высокий, мускулистый, с большим членом, волосатый, пьющий пиво; существо, смотрящее футбол и могущее любого избить до смерти» (определение одного из кли­ентов). Когда мы определяем убеждения клиентов, мы хотим узнать, как они употребляют слова и какое значение придают фразам, а не то, что говорят словари.

Существует хороший метод нахождения значения, лежаще­го в высказываниях клиента. Британский философ Джеймс Вильсон (Wilson, 1963) разработал технику, которую назвал анализом понятий и которую терапевт может использовать для раскрытия смыслов клиента. Это одна из наиболее действенных техник, имеющихся в арсенале терапевта. Она состоит из мыс­ленного представления эталонного случая и сравнения его с про­тивоположной ситуацией.

 

Шаг 3. Нахождение значения понятий

(Что именно означает закон?)

 

Принципы

 

В зале суда истец совершает значительно больше, чем просто зачитывает вменяемую подсудимому статью закона. Он очень дотошно пояснит ключевые моменты закона, чтобы показать, как он был нарушен. Например, он может объяснить значение

 

Метод

 

1. Эталонный случай. Вы и ваш клиент выбираете пример кор­ректного использования ключевого понятия, взятого прямо из анализируемого суждения. Пример должен быть идеаль­ным, таким, чтобы фактически каждый мог бы считать его обоснованным.

Пример. Дафния пришла ко мне на прием, потому что стра­дала от сильнейшего чувства вины. Она ощущала себя плохой, аморальной и злой и была убеждена, что должна быть наказана, потому что неоднократно оскорбляла чувства лю­бимого человека.

Чтобы определить, может ли ее поведение оцениваться как «плохое», я попросил ее припомнить такой эталонный слу­чай, который практически все посчитали бы примером сквер­ного поступка. Она вспомнила газетную статью, прочитан­ную недавно. Несколько лед назад трое мужчин охотились на оленей. Им не повезло, и они уселись на вершине холма и заскучали. Вдруг они заметили человека, идущего по дороге через долину у подножия холма. Они никогда не видели его раньше и ради спортивного интереса начали в него стрелять. Человек пытался убежать, но после нескольких выстрелов они ранили и затем убили его. Потом они оставили тело на дороге и пошли домой обедать. Я согласился с Дафнией, что это Выл прекрасный пример того, что каждый назвал бы «плохим» поведением.

2. Контрастная модель. Выберите пример противоположного случая. Подберите идеальную ситуацию, как можно более похожую на первую, но в которой понятие ясно (по мнению большинства людей) не употребляется. (Например, этот слу­чай не должен являться однозначным примером содержания слова «плохой».)

Пример. (Мы с клиенткой выбрали следующий случай.) Мужчина вел машину по улице, окаймленной огромными деревьями и растительностью. Уже было поздно, и он вел осторожно, со скоростью ниже разрешенной, он был непью­щим. Внезапно из-за большого куста прямо перед машиной выскочил мальчик. Мужчина нажал на тормоза, но было уже поздно. Он сбил мальчика, и тот погиб. Он попытался помочь мальчику, но увидел, что уже слишком поздно. Он позвонил в полицию и дождался их появления.

3. Сравнение эталонного случая с противоположным. Опреде­лите, какие ключевые принципы присутствовали в первой модели, которых не было во второй. Какие между двумя слу­чаями есть сходства и различия? Перечислите их. Пример. Когда мы изучили компоненты эталонного случая, которые помогают определить, почему поведение мужчин правильнее всего будет назвать «плохим», мы пришли к та­ким выводам.

а. Был убит неизвестный человек (произошло плохое событие).

б. Трое мужчин убили его (они были причиной).

в. У них не было причин убивать его (неоправданно).

г. Они выбрали убить его (намеренно).

д. Они могли не убивать его (у них был свободный выбор).

е. Они знали, что они делают (сознательно).

Когда мы изучили противоположный случай, мы обнаружи­ли только такие сходства.

а. Был убит мальчик (произошло плохое событие).

б. Его убил водитель (он был причиной).

в. У него не было причин убивать его (неоправданно).

4. Чтобы определить, какие принципы или комбинации прин­ципов являются существенными для понятия, возьмите по одному правилу за раз и вспомните ситуации, в которых при­сутствует все правила, кроме этого одного. Если понятие не приложимо к такой ситуации, то правило существенно.

а. Например, могли бы мы оценить поведение охотников как «плохое», если бы ничего плохого не произошло, если бы они стреляли в консервные банки, а не в человека? Нет. Если никто не был убит, ранен, обижен или напуган каким-либо образом, мы не смогли бы назвать поступок плохим.

б. Является ли поступок плохим, если один человек не был причиной смерти другого? Если путник был убит молни­ей, мы не обвиняли бы охотников.

в. Является ли поступок плохим, если у охотников была при­чина стрелять в него? Нет. Полицейский имеет право стре­лять в нападающего хулигана.

г. Является ли поступок плохим, если охотники совершили его ненамеренно? Нет. Как в примере с водителем, един­ственным оправданием для него было то, что он убил маль­чика неумышленно.

д. Является ли поступок плохим, если его невозможно было избежать? Нет. Представьте, что взрослый берет руку ре­бенка и заставляет его ударить свою сестру. Ребенок будет невиновен за это действие.

е. Является ли поступок плохим, если человек не осознает, что он делает? Нет. Если психически больной ветеран за­стрелит человека во время галлюцинаций, воображая, что на него напал древний враг, он не будет виновен.

В нашем примере все правила оказались необходимыми для того, чтобы назвать поступок «плохим». Дафния использо­вала это понятие следующим образом: поведение будет пло­хим, если произошло что-то плохое, если другой человек стал этому причиной, если для поступка не было уважительной причины, он был намеренным, у человека был выбор его не совершать, он осознавал, что делал. Если отсутствует хотя бы одно правило, то поведение не может называться плохим. Водитель, сбивший мальчика, не несет ответственности за это, потому что в этом случае отсутствуют три правила, кото­рые были в ситуации с охотниками: преднамеренность, сво­бода, осознанность. Понятно, что человек не может назвать себя однозначно плохим, если он просто обидел другого безо всякой п


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: