Основные термины, понятия и определения

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 по совершенствованию программ организации процесса оздоровительного отдыха детей и подростков, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья


Оглавление

Введение. 3

Основные термины, понятия и определения. 6

1.Общие положения. 10

2.Рекомендации по совершенствованию разработки программ организации процесса оздоровительного отдыха детей и подростков, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья. 15

3. Рекомендации по совершенствованию организации и осуществления образовательной деятельности по программам, реализуемым в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей. 23

4.Рекомендации по совершенствованию системы кадрового обеспечения реализации программ……………………………………………………………………………………………………..30

5.Рекомендации по совершенствованию оценки эффективности реализации программ организации процесса оздоровительного отдыха детей и подростков, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ. 35

Юридическая справка к разработке методических рекомендаций по совершенствованию программ организации процесса оздоровительного отдыха детей и подростков, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья. 39

Приложение 1. 42

Приложение 2. 49

Приложение 3. 51

Приложение 4. 53

Приложение 5. 55

Приложение 6. 57

Приложение 7. 59

 




Введение

Совершенствование программ организации процесса оздоровительного отдыха детей и подростков, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья, является одним из важнейших условий реализации принципов социальной политики в Российской Федерации.

В настоящее время отмечается рост заинтересованности семей в дополнительном образовании детей, в том числе на платной основе, оказываемом организациями, осуществляющими отдых и оздоровление детей и подростков. Это объясняется тем, что комплексная организация отдыха и оздоровления детей имеет множество преимуществ перед другими формами отдыха. Во-первых, это организованный, активный отдых, направленный на восстановление, развитие и гармонизацию личности и обеспечивающий сохранение и укрепление физиологической нормы здоровья, развитие духовных и физических сил. Во-вторых, совместное проживание в группе сверстников, выполнение определенных задач способствует развитию коммуникативных качеств. В-третьих, использование современных социальных,  информационно-коммуникационных и технократических технологий позволяет за короткий срок освоить новые виды деятельности и приобрести дополнительные компетенции. Все эти аспекты способствуют не только оздоровлению, но и успешной социализации, и образованию, и, в конечном итоге, гармонизации личности ребенка.

Ответом на растущий спрос должно стать увеличение количества организационных форм оказания услуг в сфере отдыха и оздоровления детей и подростков, модернизация реализуемых дополнительных образовательных программ в соответствии с совершенствующейся нормативно-правовой базой, развитием современных образовательных и иных технологий.

В сентябре 2014 года Правительством Российской Федерации была утверждена Концепции развития дополнительного образования детей (Далее – Концепция), целью которой является воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики, направленной на развитие мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства.

Концепцией определены основными конкурентные характеристики дополнительного образования перед другими видами образования:

- свободный личностный выбор деятельности, определяющий индивидуальное развитие человека;

- вариативность содержания и форм организации образовательного процесса;

- доступность глобального знания и информации для каждого;

- адаптивность к возникающим изменениям.

Такое образование принципиально расширяет возможности человека, предлагая большую свободу выбора, возможность каждым участником определить для себя цели и стратегии индивидуального развития. Оно направлено на обеспечение персонального жизнетворчества детей в контексте позитивной социализации как здесь и сейчас, так и на перспективу в плане их социально-профессионального самоопределения, реализации личных жизненных замыслов и притязаний.

Дополнительное образование детей в условиях летнего отдыха и оздоровления является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. Оно выполняет функции «социального лифта» для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и в общеобразовательных организациях, компенсируя таким образом их недостатки, или предоставляя альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

В настоящее время в условиях информационной социализации дополнительное образование может стать инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен.

Сегодня можно выделить следующие основные проблемы в сфере организации детского отдыха и оздоровления:

- не соответствие программ отдыха и оздоровления детей интересам заказчика: детей, родителей (законных представителей), государства;

- низкое качество условий, в которых реализуются программы отдыха и оздоровления, низкая степень адаптации материально-технического оснащения для особых потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья;

- отсутствие вариативности программ отдыха и оздоровления детей;

- отсутствие объективных критериев качества реализуемых программ в организациях отдыха и оздоровления.

На основе методических рекомендаций по реализации программ летнего отдыха и оздоровления, концепции дополнительного образования, а так же результатов мониторинга эффективности развития системы сопровождения летнего отдыха и оздоровления детей и подростков, в т.ч. детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ, включая программы повышения квалификации, можно выделить основные принципы формирования программ организации процесса летнего отдых и оздоровления детей:

1. Отдых ребенка (в каникулярное время) должен носить компетентностный характер.

2. Программы отдыха и оздоровления должны быть вариативны.

3. Программа отдыха и оздоровления должна быть практична (применима) для ребенка.

4. Программа отдыха и оздоровления должна быть антропологична, ее содержание должно иметь значение для участника.

5. Программа отдыха и оздоровления должна формировать целостное представление о практике, на материале которой разворачивается содержание.

6. Система отдыха и оздоровления детей должна быть реализована по круглогодичному принципу.

При соблюдении этих принципов при разработке и реализации программ организации процесса летнего отдыха и оздоровления детей, в т.ч. детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ, удастся в значительно мере повысить эффективность системы отдыха и оздоровления детей, летний лагерь перестанет быть местом массового досуга, а станет местом, в котором ребенку предлагается освоение новых знаний и компетенций, актуальных для него на данном этапе развития и соотносящихся с его жизненной и образовательной стратегией.

Очевидно, что эффективная реализация программ отдыха и оздоровления детей и подростков может быть достигнута только при взаимодействии, профессиональном сотрудничестве и координации деятельности различных структур, ведомств и служб (медицинской, образовательной, социальной, психологической и др.), осуществляющих комплекс мероприятий, составляющих единую систему.

Важным результирующим социальным аспектом организации процесса оздоровительного отдыха детей и подростков, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья, должны стать повышение охвата и удовлетворенность услугами обучающихся и их родителей, законных представителей.

 

 

Основные термины, понятия и определения

Внеурочная деятельность – образовательная деятельность на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, отличная от урочной системы обучения, позволяющая в полной мере реализоватьтребования Федерального государственного образовательного стандарта (Далее – ФГОС) общего образования.

Время отдыха – время, в течение которого ребенок свободен от трудовых обязанностей, обязанностей по получению образования и других обязанностей, и которое он может использовать по своему усмотрению с согласия лиц или организаций, отвечающих за его воспитание.

Дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей, в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Дети с ограниченными возможностями здоровья –дети от 0 до 18 лет, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования (см. – «специальные условия»).

Дополнительная образовательная программа – дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа либо дополнительная предпрофессиональная программа) или дополнительная профессиональная программа (программа повышения квалификации либо программа профессиональной переподготовки).

Дополнительное образование –вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Информальное образование – индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер; спонтанное образование, реализующееся за счёт собственной активности индивидов в окружающей его культурно-образовательной среде; общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации и т.д., когда взрослый превращает образовательные потенциалы общества в действенные факторы своего развития, результат повседневной рабочей, семейной и досуговой деятельности, не имеет определенной структуры.

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным Законом №273-ФЗ «Об образовании», форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов

Образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Одаренные дети –дети в возрасте до 18 лет включительно – победители и призеры международных олимпиад и иных мероприятий, проводимых на конкурсной основе, победители и призеры всероссийских олимпиад и иных конкурсных мероприятий, победители региональных и межрегиональных олимпиад и иных конкурсных мероприятий.

Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Организации отдыха детей и их оздоровления – организации сезонного действия или круглогодичного действия независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления (загородные лагеря отдыха и оздоровления детей, детские оздоровительные центры, базы и комплексы, детские оздоровительно-образовательные центры, специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные и другие лагеря), санаторно-оздоровительные детские лагеря и иные организации), и лагеря, организованные образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием), а также детские лагеря труда и отдыха, детские лагеря палаточного типа, детские специализированные (профильные) лагеря, детские лагеря различной тематической направленности (оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, эколого-биологические лагеря, творческие лагеря, историко-патриотические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), созданные при организациях социального обслуживания населения, санаторно-курортных организациях, общественных организациях (объединениях) и иных организациях.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность – образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. К организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность.

Организация, осуществляющая обучение – юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

Отдых детей и их оздоровление – совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей.

Программа внеурочной деятельности (как программный жанр возникла в условиях введения ФГОС общего образования) –перечень требований и организационных мероприятий, направленных развитие личности обучающихся за рамками урока; является основной структурной единицей программно-методического сопровождения определённой модели организации внеурочной деятельности.

Развивающий отдых – отдых по программам, целью которых является продуктивное развитие личности ребенка, его физических и умственных способностей в каникулярный период.

Ребенок – лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия).

Специальные условия – это условия необходимые для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья реабилитационных услуг приспособления, технологии, способы, методы, программы, учебники, пособия и другие средства, обеспечивающие реализацию их конституционных прав и свобод.

Смена в организациях (учреждениях) отдыха и оздоровления детей и подростков – форма образовательной и оздоровительной деятельности, ограниченная временным периодом и характеризуемая определенными направленностями, целями, задачами и методами.

Смена лагеря с дневным пребыванием – форма оздоровительной и образовательной деятельности в каникулярный период с обучающимися общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей с пребыванием обучающихся в дневное время и обязательной организацией их питания.

Смена лагеря с дневным пребыванием – форма практического приобретения обучающимися и воспитанниками трудовых навыков, вовлечение их в общественно полезную деятельность, сочетающуюся с культурной программой, в период каникул с круглосуточным или дневным пребыванием.

Учащиеся – лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы.


 


Общие положения

1.1. В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» (введен в действие с 01.02.2009 от 27 декабря 2007 г. № 565-ст) отдых детей и их оздоровление представляетсобой совокупность мероприятий, обеспечивающих полноценный отдых детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности, развитие творческого потенциала в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.

1.2. Организациями (учреждениями) отдыха детей и их оздоровления являются организации различных организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления: детские оздоровительные лагеря (загородные, стационарные, лагеря дневного пребывания детей); лагеря дневного пребывания, организованные на базе образовательной организации (общеобразовательной или дополнительного образования); лагеря труда и отдыха; палаточные лагеря; детские санатории и санаторно-оздоровительные лагеря.

1.3. Организации (учреждения) отдыха детей и их оздоровления могут быть стационарными (специально созданными с целью обеспечения отдыха детей и их оздоровления)  и временно приспособленными (в том числе передвижными, палаточными с круглосуточным или дневным пребыванием,  на базе образовательных, досуговых, спортивных, санаторно-курортных учреждений, учреждений социального обслуживания, клубов по месту жительства, учреждений раннего развития детей, службы семьи, частных и общественных организаций и пр.).

1.4. В соответствии с пунктом статьи 1 главы 31Федерального Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие отдых и оздоровление, относятся к «организациям, осуществляющим обучение», в то же время, предоставление такими организациями услуг по временному пребыванию с использованием средств размещения, регулируется федеральным законом № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

1.5. В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания об организации летнего отдыха детей и подростков 16 мая 2011 г. № Пр-1365 и пунктом 1 поручения Заместителя Председателя правительства Российской ФедерацииА.Д. Жукова от 20 мая 2011 г. № АЖ-П12-3380 Минздрасоцразвития России разработаны единые требования к составлению и ведению реестров организаций отдыха детей и их оздоровления (далее – Единые требования) и типовая форма паспорта организаций отдыха и оздоровления детей и подростков (Далее – Типовая форма) (письмо Минздравсоцразвития Российской Федерации от 18 августа 2011 г. № 18-2/10/1-5182).

1.5.1. Единые требования определяют основные задачи ведения реестра организаций отдыха детей и их оздоровления (далее – Реестр), порядок его формирования, структуру и состав сведения, включаемых в Реестр.

1.5.2. В типовую форму паспорта включены общие сведения об организации отдыха и оздоровления детей и подростков, с указанием типа организации, информации об учредителе, собственнике и руководителе, периоде функционирования, наличии автотранспорта, водного объекта, оборудованного пляжа, а также раздел об обеспечении мер пожарной и антитеррористической безопасности, сведения о штатной численности организации, об условиях размещения детей и подростков, культурно-массового, медицинского, хозяйственно-бытового назначения, предусмотрено наличие основных характеристик доступности организации отдыха и оздоровления детей и подростков для лиц с ограниченными возможностями здоровья и учетом особых потребностей детей-инвалидов.

1.6. Наиболее распространенной формой организации отдыха детей и их оздоровления является детский оздоровительный лагерь, а так же детский оздоровительно-образовательный центр.

1.6.1. Деятельность детских оздоровительных лагерей регулируется Типовым Положением о детском оздоровительном лагере (письмо Минздравсоцразвития России от 14.11.2011 № 18-2/10/1-7164 «О Типовом Положении о детском оздоровительном лагере»).

1.6.2. В соответствии с Типовым Положением выделяют следующие типы лагерей:

- в зависимости от размещения лагерь может быть загородным или находиться в пределах границ населенного пункта;

- в зависимости от типа базы лагерь может быть стационарным (организован на стационарной базе) или мобильным (палаточный лагерь);

- в зависимости от режима пребывания лагерь может быть с круглосуточным или дневным пребыванием.

1.6.3. При формировании лагеря обеспечиваются условия жизнедеятельности детей, включая организацию размещения, питания, медицинского обеспечения, проживания, охраны, жизни, здоровья и безопасности детей.

1.6.4. Содержание, формы и методы работы лагеря определяются с учетом интересов детей и социальным заказом родителей (законных представителей).

1.6.5. С учетом пожеланий детей и их родителей (законных представителей) в лагере могут быть организованы профильные смены, отряды, группы, объединения детей (отряды), в том числе разновозрастные, специализирующиеся в спортивно-оздоровительном, оборонно-спортивном, туристическом, трудовом, эколого-биологическом, техническом, краеведческом и любом другом направлении деятельности.

1.6.6. Порядок проведения смен в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков определен письмом Минобрнауки России от 31 марта 2011 г.№ 06-614 «О направлении рекомендация по порядку проведения смен в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков».

1.6.7. В целях создания надлежащих условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья детей во время их пребывания в оздоровительных лагерях, а также условий, обеспечивающих безопасность детей во время их перевозки к местам отдыха и оздоровления и обратно, должен быть разработан необходимый комплекс мероприятий. Организации отдыха и оздоровления детей должны:

- иметь разрешительные документы от территориальных надзорных служб;

- осуществлять проверку состояния физкультурно-спортивных сооружений, игрового оборудования и прочих конструкций, расположенных на их территории;

- обеспечивать условия безопасного пребывания в лагере посредством круглосуточного дежурства сотрудниками правоохранительных органов или частных охранных предприятий, а также контроль безопасности со стороны правоохранительных органов;

- провести необходимые мероприятия по обследованию и очистке акваторий для купания, оборудованию пляжей;

- обеспечивать перевозку детей автомобильным транспортом в соответствии с Положением о сопровождении транспортных средств автомобилями Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и военной автомобильной инспекции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2007 г. № 20, а так же постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2015 г. №652, а перевозку детей железнодорожным транспортом в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 апреля 2003 г. № 31;

- своевременно направлять информацию о порядке проведения смен и возможных перевозках детей в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования в соответствии с рекомендациями Минобрнауки России по правилам оказания услуг при поездках в учреждениях отдыха и оздоровления детей;

- осуществлять постоянный контроль качества и безопасности пищевых продуктов, проводить плановые проверки качества поставляемых продуктов питания, готовой пищи, питьевого режима;

- организовывать оздоровительные, профилактические и физиотерапевтические процедуры в соответствии с рекомендациями медицинских учреждений;

- иметь первичные средства пожаротушения, проводить необходимые виды инструктажа, необходимую документацию по пожарной безопасности, в том числе в лесных массивах, прилегающих к лагерю;

- совместно с региональными управлениями МЧС России в загородных оздоровительных лагерях осуществлять занятия по эвакуации в случае пожара (иной экстремальной ситуации).

1.7. В соответствии с требованиями Национального стандарта Российской Федерации «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» деятельность организаций, осуществляющих отдых и оздоровление детей, состоит из следующих модулей:

- услуги, обеспечивающие благоприятные и безопасные условия жизнедеятельности детей;

- медицинские услуги, обеспечивающие охрану здоровья, своевременное оказание медицинской помощи, профилактику заболеваний и формирование навыков здорового образа жизни у детей, контроль соблюдения санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических требований;

- образовательные услуги, направленные на повышение интеллектуального уровня детей, расширение их кругозора, углубление знаний, формирование умений и навыков, развитие творческого потенциала;

- психологические услуги, направленные на улучшение психического состояния детей и подростков, их адаптацию к условиям жизнедеятельности;

- правовые услуги, направленные на оказание детям и их родителям (законным представителям) юридической помощи, защиту их законным прав и интересов, связанных с пользованием услугами учреждения отдыха и оздоровления;

- услуги по организации культурно-досуговой деятельности, туристские, краеведческие и экскурсионные, обеспечивающие разумное и полезное проведение детьми свободного времени, их духовно-нравственное развитие, приобщение к ценностям культуры и искусства;

- услуги в сфере физической культуры и спорта, направленные на физическое развитие, укрепление здоровья и закаливание организма детей;

- информационные услуги, направленные на предоставление своевременной и достоверной информации о различных сторонах деятельности учреждения;

- транспортные услуги.

1.8. Образовательные программы, реализуемые в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей, отнесены законодательством Российской Федерации к дополнительным образовательным программам.

 



Рекомендации по совершенствованию разработки программ организации процесса оздоровительного отдыха детей и подростков, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья

2.1. В соответствии с пунктом 2 главы № 2 статьи 12 Федерального Закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные программы, реализуемые в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей, относятся к дополнительным общеобразовательным программам – дополнительным общеразвивающим программам.

2.2. Выделяют несколько типов программ. В основе их дифференциации - различные критерии: направленность, продолжительность, инновационность и т.д.

2.3. Программы различаются по направленности (комплексные, профильные, адаптированные).

2.3.1. Комплексная программа - программа разноплановой деятельности, реализуемая в организациях отдыха и оздоровления детей, объединяющая различные направления отдыха, оздоровления и воспитания детей в специфических условиях лагеря.

2.3.2. Профильная (специализированная) программа - программа с одним, генеральным (ведущим, основным) направлением деятельности. Такими являются, например, социально-педагогические программы лагерей для подростков с девиантным поведением, юных лидеров детских организаций или экологические, краеведческие программы.

2.3.3. Адаптированная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

2.4. Вторая группа программ: долгосрочные и краткосрочные.

2.4.1. К долгосрочным программам следует отнести программы, рассчитанные на реализацию в течение ряда лет. Долгосрочная программа представляет собой не просто программу лагеря, а программу развития лагеря.

2.4.2. Краткосрочные программы - программы, реализуемые в течение небольшого срока (оптимальный период - лагерная смена).

2.5. К третьей группе (по критерию «инновационность») относят следующие типы программ:

2.5.1. Модифицированная программа – программа, составленная на основе примерной и/или авторской программы, скорректированная конкретным педагогом с учетом особенностей организации, формирования разновозрастных и разноуровневых групп детей, режимом и временными параметрами осуществления деятельности лагеря, нестандартностью индивидуальных результатов оздоровления и воспитания. Обычно в основе таких программ лежат уже разработанные и внедренные программы детских лагерей.

2.5.2. Авторская программа – документ, имеющий авторскую концепцию построения образовательного процесса и (или) содержания образовательной программы. Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Внедрению авторской образовательной программы в практику предшествует период ее апробации.

2.6. Программаорганизации процесса оздоровительного отдыха детей и подростков, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья должна опираться на основные направления развития воспитания в соответствии со «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р:

-  вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей;

- совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;

- развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры.

2.7. В программах летнего отдыха и оздоровления должны быть учтены следующие базовые приоритеты:

 - освоение детьми и подростками  базисного уровня знаний, связанных с различными сферами человеческой деятельности, важными в наше время, а также с современными картинами мира, социальными структурами, возможными вариантами собственного позиционирования и продвижения в обществе;

- освоение детьми и подростками  технологий и навыков организации и управления собственной деятельностью, позволяющих достигать общественно признаваемых результатов в выбранной профессиональной сфере (вплоть до значимых инноваций в этой сфере) и в общественных отношениях;

- целенаправленное формирование закрепленных навыков и присвоенных методов (компетенций), позволяющих управлять собственным поведением, мыслительной и эмоциональной сферами, эффективно строить стратегию своего поведения в различных ситуациях, осваивать и применять нормы поведения в обществе и действия в кооперации с другими людьми.

2.8. Программа должна обладать определенными качествами. В Методических рекомендациях по организации отдыха и оздоровления детей (в части создания авторских программ работы педагогических кадров) от 26 октября 2012 г. № 09-260 выделяют 8 таких качеств:

- актуальность - ориентированность программы на решение важных проблем;

- преемственность - качество программы, которое свидетельствует о том, что она создается не "с нуля", а рождается из предшествующего своего или чужого опыта, принимая его или отвергая;

- целостность, логичность - свойство программы объединять в единую систему все действия: от выдвижения целей, отбора средств до описания предполагаемого результата и способов его достижения.

- полнота изложения - полное, подробное описание в программе идей, смыслов, содержания, механизмов, средств и способов работы;

- реалистичность - содержательная характеристика программы, отражающая, что она выполнима, оптимальна для потенциала участников, заявленные в ней результаты достижимы в рамках смены;

- адаптивность (гибкость) - способность программы изменяться, корректироваться с учетом объективных условий;

- оригинальность - нетрадиционный подход к решению поставленных задач, отражающий творческий поиск педагогического коллектива;

- грамотность - грамотное использование в программе понятий педагогики, возрастной и педагогической психологии, методики воспитательной и образовательной деятельности, грамотное и четкое написание формулировок цели, задач, результатов.

2.9. Дополнительное образование в детском лагере направлено на решение следующих задач:

- выравнивание начальных возможностей развития личности ребенка;

- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

- укрепление психического и физического здоровья ребенка;

- выбор индивидуального образовательного пути;

- самореализация личности ребенка и педагога.

2.10. В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования, утвержденной Правительством Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, на современном этапе содержание дополнительных образовательных программ ориентировано:

- на создание необходимых условий для личностного развития детей и подростков, позитивной социализации и самоопределения;

- на удовлетворение индивидуальных потребностей детей и подростков в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;

- на формирование и развитие творческих способностей детей, выявление, развитие и поддержку талантливых детей и подростков;

- на обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания;

- на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья;

- на подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа детей с ограниченными возможностями здоровья.

2.11. Проектирование и реализация дополнительных образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими отдых и оздоровление детей должны строиться на следующих основаниях:

- свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;

- соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;

- вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;

- разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;

- модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов;

- ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;

- творческий и продуктивный характер образовательных программ;

- открытый и сетевой характер реализации.

2.12. Дополнительные образовательные программы подразделяются на дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы.

2.13. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

2.14. При определении структуры дополнительных образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими отдых и оздоровление детей и подростков (Далее – Программа), ввиду отсутствия на сегодняшний день федерального государственного образовательного стандарта дополнительного образования, целесообразно руководствоваться требованиями, предъявляемыми к структуре программы, определенными федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в редакции приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644).

2.15. Структура программы должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

2.15.1. Целевой раздел должен определять общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации программы дополнительного образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов.Целевой раздел включает:

- пояснительную записку;

- планируемые результаты освоения программы;

- систему оценки достижения планируемых результатов освоения программы.

2.15.2. Содержательный раздел должен определять общее содержание дополнительного образования, а также включать программы, ориентированные на достижение личностных и предметных результатов, в том числе:

- программу развития универсальных умений и навыков, включающую формирование компетенций обучающихся в области информационно-коммуникационных технологий и проектной деятельности;

- программы отдельных курсов, в том числе интегрированных;

- программу воспитания, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;

- программу социализации обучающихся, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

- программу коррекционной работы (данная программа разрабатывается и реализуется в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья);

2.15.3. Организационный раздел должен определять общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов программы. Организационный раздел включает:

- план реализации программы;

- системы условий реализации программы.

2.16. Примерная структура программы представлена в приложении 1. Разработанная программа лагеря проходит экспертизу на уровне регионального или муниципального экспертных советов с привлечением специалистов системы дополнительного образования, детского отдыха и оздоровления, профессиональных и общественных организаций, и после этого, при положительном заключении, реализуется в образовательном процессе данного лагеря.

2.17. Основные методические рекомендации по примерному содержанию образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей, определены в письме Минобрнауки России от 01.04.2014 № 09-613 «О направлении методических рекомендаций».

2.18. Содержание программ, реализуемых организациями, осуществляющими отдых и оздоровление детей, должно формироваться по одной или нескольким направленностям. Рекомендуется обосновывать принадлежность программы к определенной направленности. В соответствии с приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 выделают 6 основных направленностей дополнительных общеобразовательных программ:

- техническая;

- естественнонаучная;

- физкультурно-спортивная;

- художественная;

- туристско-краеведческая;

- социально-педагогическая.

2.19. При реализации дополнительных общеобразовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы.

2.20. Результаты реализации дополнительной общеобразовательной программы могут быть представлены как:

- результаты обучения;

- результаты развития;

- результаты воспитания.

2.21. К результатам необходимо добавлять критерии измерения достигнутых результатов (критерии результативности) в виде соответствующих тестов, анкет, опросников, проективных методик и других диагностических материалов. Данные материалы могут быть коротко  изложены в тексте программы и более подробно представлены разделе Приложение.

2.22. Содержание дополнительного образования в условиях организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, разработанной с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких учащихся.

2.23. При разработке программ считается целесообразным предусматривать использование современных социальных и информационно-телекоммуникационных технологий.

2.23.1. Учитывая активное развитие рынка услуг и сервисов информального образования, а также возрастающую активность подростков и молодежи в использовании ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (Далее – сеть «Интернет»), целесообразно предусмотреть при разработке программ дополнительного образования использования образовательных ресурсов, размещенных в сети «Интернет», например, web-семинаров, on-line-курсов, виртуальных читальных залов, мобильных приложений и т.д. При этом следует учитывать, что используемые ресурсы должны иметь необходимые опции по адаптации контента для детей особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.

2.23.2. Учитывая возрастающую активность по популяризации образовательных инициатив такими организационными структурами как парки, музеи и пр., а также такими инновационными формами, как экспериментариумы, эксплораториумы, детские компьютерные и мультимедийные студии, студии робототехники и 3-D-моделирования и прототипирования, иными организациями, реализующими проекты в сфере детского досуга и отдыха, целесообразно предусмотреть сетевые формы взаимодействия с вышеуказанными структурами при разработке и реализации программ отдыха и оздоровления детей и подростков соответствующей направленности.

2.24. Обязательным условием использования телекоммуникационных технологий является необходимость защиты ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию (статья 14 главы 2 Федерального закона № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

2.25. При планировании физкультурно-оздоровительной работы целесообразно учитывать нормативы Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне «(ГТО) соответственно возрастным особенностям детей и подростков. 

2.26. При разработке программы оздоровительного отдыха для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать особые образовательные потребности обучающихся данных категорий, предусматривать мероприятия по их социально-психологической реабилитации, создание безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности, соблюдение допустимого уровня нагрузки, возможность проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

2.27. При разработке программы оздоровительного отдыха для одаренных детей необходимо учитывать специфику направленности профильных лагерей, профильных (творческих) смен, учебно-тренировочных сборов, научно-исследовательских экспедиций и летних школ  в детских оздоровительных лагерях и оздоровительно-образовательных центрах, специальные условия воспитания, соблюдение допустимого уровня нагрузки, возможность проведения групповых и индивидуальных занятий для одаренных детей.

2.28. В целях обеспечения вышеуказанных принципов и оснований разработки программ рекомендуется:

2.28.1. С целью выявления ожиданий потенциальных участников программы (детей) и их родителей (законных представителей) заблаговременно размещать информацию о планируемых программах в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Рекомендуется создавать специализированные интернет-ресурсы, которые могут быть также использованы как площадки для последующего развитие социальных коммуникаций.

2.28.2. С целью совершенствования (корректировки) отдельных модулей (блоков) программ проводить опросы детей и их родителей (законных представителей) в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».(Примеры предварительныхопросников для родителей и детей представлены в приложениях 2 и 3).

2.28.3. При комплектовании контингента лагеря также рекомендуется проводить более подробный опрос с целью выяснения ожиданий и предпочтений. Примерные формы опросников для детей и родителей представлены в приложениях 4 и 5.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: