4.1. Профильная подготовка специалистов является важным условием эффективной реализации образовательных программ в условиях летнего отдыха.Совершенствование системы подготовки кадров для организаций, реализующих программы детского отдыха и оздоровления предусматривает учет актуальных запросов государства, общества и личности при разработке и реализации дополнительных профессиональных программ – программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки. Программы должны оптимально сочетать теоретические и прикладные компоненты, обладать гибкостью, быстротой адаптации к изменению условий рынка труда, способностью аккумулировать, обобщать и распространять передовой опыт в различных профессиональных направлениях.
4.2. Для реализации образовательных программ в организациях отдыха и оздоровления детей рекомендуется формировать коллектив из руководителей, педагогических работников, технических (обеспечивающих) специалистов, психологов и медицинских работников соответствующей квалификации.
4.3. Руководящий и педагогический состав должен быть сформирован в соответствии с письмом Минобрнауки России от 31.03.2011 № 06-614 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями по порядку проведения смен в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков» (Далее – Рекомендации)).
4.4. Руководитель (директор, начальник) смены организации (учреждения) назначается приказом организатора смены на срок, необходимый для подготовки и проведения смены, а также представления финансовой и бухгалтерской отчетности.
4.5. Организатор смены должен подбирать кадры для проведения специализированной (профильной) смены совместно с руководителем (директором, начальником) организации (учреждения), органами здравоохранения, образования, органами по делам молодежи, другими заинтересованными органами исполнительной власти и местного управления, общественными организациями.
4.6. Организатор смены должен устанавливать штатное расписание организации (учреждения) исходя из целей и задач смены в пределах выделенных бюджетных ассигнований, а также с учетом внебюджетных источников финансирования.
4.7. Руководитель (директор, начальник) смены организации (учреждения) должен:
- обеспечивать общее руководство деятельностью смены, издавать приказы и распоряжения по смене организации (учреждения) в соответствии с действующим законодательством;
- разрабатывать и (после согласования с организатором смены) утверждать должностные обязанности работников смены организации (учреждения), знакомить их с условиями труда, проводить инструктаж персонала смены по технике безопасности, профилактике травматизма и предупреждения несчастных случаев с обучающимися, воспитанниками с оформлением процедур инструктажа в соответствии с действующим законодательством, составлять график выхода на работу персонала смены организации (учреждения);
- создавать безопасные условия для проведения смены, предоставления оздоровительных и образовательных услуг, обеспечения занятости обучающихся, воспитанников, их трудовой деятельности;
- нести ответственность за организацию питания обучающихся, воспитанников и финансово-хозяйственную деятельность смены организации (учреждения).
4.8. Рекомендуется формировать коллектив, в котором работники имеют высшее или среднее профессиональное образование, отвечающее требованиям квалификационных характеристик, определенных для соответствующих должностей. Педагогический состав организации (учреждения) отдыха и оздоровления детей должен быть подготовлен по программам повышения квалификации, соответствующих специфике работы с детьми разного возраста, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского оздоровительного лагеря, оздоровительно-образовательного центра, туристического, санаторного лагеря и др.
4.9. При формировании коллектива рекомендуется учитывать специфику регионального взаимодействия, например: особые договоренности с региональными организациями и учреждениями (об особенностях подбора детей на смену, их информирования об основной идее программы, об особенностях подбора специалистов, о предоставлении в регионы информационных материалов о предстоящей смене, о результатах реализации программы, об успехах и достижениях ребят - участников программы и т.п.).
4.10. Одним из этапов формирования педагогического коллектива является разработка системы критериев отбора претендентов с учетом наличия специального образования, опыта подобной работы с детьми соответствующей возрастной категории, уровня психолого-педагогических знаний, коммуникативных качеств, творческих способностей.
4.11. Для эффективной реализации программ развивающего отдыха и оздоровления детей, педагогический состав должен соответствовать ряду требований, обладать рядом необходимых навыков:
4.11.1. Требования в предметной области:
- свободно владеть различными методами и способами воспитания и обучения в межпредметной и метапредметной областях;
- иметь понимание современных социально-экономических, социально-политических и социально-культурных процессов;
- навыки понятийной, аналитической и сценарно-прогностической работы;
- навыки организации дифференцированной и индивидуальной форм работы;
- навыки культуры проблематизации (грамотной постановки проблемы);
- навыки управленческой и педагогической рефлексии;
- навыки ситуативной самоорганизации.
4.11.2. Требования в области владения ИКТ:
- навыки работы с универсальными информационными инструментами;
- навыки работы с интернет-ресурсами;
- навыки работы с базами данных (в тех программах, где используются базы данных).
4.12. При подготовке открытия смены Организатору смены необходимо заблаговременно провести обучение педагогического состава с учетом специфики летнего отдыха, особенностей программы. К отбору педагогического состава рекомендуется привлекать психолого-педагогическую службу, к компетенции которой отнести проведение личностно-профессиональной диагностики, психологического просвещения педагогов, их консультирование, как на этапе формирования педагогического коллектива, так и в процессе осуществления педагогической деятельности в рамках периода реализации программы.
4.13. В целях оказания методической помощи педагогическим работникам в организации работы с детьми, повышения их профессионального мастерства и творческого роста во время проведения смены организации (учреждения) может быть создан педагогический (методический) совет.
4.14. В соответствии с направленностью программ, используемых при проведении смены организацией отдыха и оздоровления детей, кроме педагогических позиций, в штатных расписаниях могут быть предусмотрены должности технических (обеспечивающих) специалистов, отвечающих за мультимедийное оборудование, туристическое снаряжение, машины и агрегаты, используемые при реализации программ.
4.15. Для эффективной реализации программ развивающего отдыха и оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, педагогический состав должен обладать рядом необходимых дополнительных компетенций:
4.15.1. Когнитивных:
- знание особенностей своей личности и особенностей социализации детей с ОВЗ и детей-сирот;
- знание теории и истории социального воспитания и образования детей с ОВЗ и детей-сирот, современных концепции воспитания;
- знание методик и технологий социально-педагогической работы с детьми с ОВЗ и детьми-сиротами;
- знание нормативно-правовой базы, регулирующую защиту детей с ОВЗ и детей-сирот;
4.15.2. Действенно-практических:
- умение ставить социальный диагноз;
- анализировать и проектировать работу с детьми с ОВЗ и детьми-сиротами;
- взаимодействовать со специалистами служб в оказании помощи детям и подросткам;
- умение выявлять резервные возможности личности;
- умение осуществлять правовую защиту ребенка;
4.15.3. Эмоционально-волевых:
- работоспособность, выносливость;
- толерантность (терпение, самообладание);
- организованность, собранность;
- коммуникабельность (умение расположить к себе людей);
- педагогический такт (мера в предъявлении требований);
- упорство в доведении начатого дела до конца, настойчивость;
4.15.4. Мотивационно-потребностных:
- стремлением к общению с детьми и потребностью оказывать им помощь, постоянно пополнять специальные знания о работе с детьми с ОВЗ и детьми-сиротами.
4.16. Для усовершенствования системы подготовки и повышения квалификации кадров для организаций отдыха и оздоровления детей необходимо принять следующие меры:
-осуществить сетевое межрегиональное взаимодействие носителей лучших практик с возможностью организаций стажировочных площадок федерального и регионального уровня и последующей интеграции дополнительного образования с другими формами и уровнями образования;
- обеспечить региональную поддержку создания и деятельности профессиональных сообществ специалистов организаций отдыха и оздоровления детей, в т.ч. конкурсов профессионального мастерства, конкурсов программ и технологий;
- организовать проведение исследовательской и методической работы, связанной с выбором приоритетных содержательных направлений системы подготовки и повышения квалификации кадров для организаций отдыха и оздоровления детей и разработкой пакета современных образовательных программ для педагогических кадров для работы с детьми с ОВЗ, детьми - сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, одаренными детьми, детьми мигрантами и т.д.;
- способствовать повышению качества предоставляемых услуг путем своевременного выявления проблемных областей в сфере отдыха и оздоровления детей, оценки потребности в обучении специалистов и предоставления на этой основе дополнительных профессиональных программ;
- осуществить организационные мероприятия, направленные на урегулирование системы взаимодействия участников процесса обеспечивающих организованный отдых и оздоровление детей, в том числе сформировать систему запроса на подготовку персонала, что позволит создать систему круглогодичного повышения квалификации и подготовки педагогического персонала для оздоровительных и профильных лагерей;
- разработать документы, регламентирующие порядок повышения квалификации и подготовки кадров организаций отдыха и оздоровления детей, процедуру экспертной оценки программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки.
- разработать механизм оценивания эффективности подготовки педагогических кадров для системы, в том числе единый набор диагностических инструментов, позволяющий провести качественный отбор специалистов, диагностирование профессиональной пригодности и перспектив профессионального роста специалистов организаций отдыха и оздоровления детей (например, материалы для организации тестирования, собеседования, анализ документов и пр.);
- способствовать повышению профессиональной компетентности специалистов, занимающихся организацией отдыха и оздоровления детей через обучение их современным, инновационным социальным, педагогическим и психологическим технологиям; реализовать принципы персонификации и модульности, ориентирующей участников подготовки или повышения квалификации кадров на самостоятельное проектирование своей программы профессионального развития (развитие стремления к самореализации, максимальной ответственности, сотрудничеству, способности к самообразованию, стремления к инновациям) на основе компетентностного подхода, позволяющего развивать и наращивать необходимые компетентности для решения профессиональных задач педагогической деятельности;
- создать в субъектах Российской Федерации единую открытую базу программ профессиональной переподготовки и программ повышения квалификации для специалистов организаций отдыха и оздоровления детей.
Рекомендации по совершенствованию оценки эффективности реализации программ организации процесса оздоровительного отдыха детей и подростков, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ.
5.1.Оценка эффективности реализации программ организации процесса оздоровительного отдыха детей и подростков предполагает оценку количественных и качественных показателей. Разработка системы критериев и показателей оценки эффективности программ деятельности оздоровительных и профильных лагерей определяется рядом позиций, таких как:
- инновационность программы, её экспериментальный характер;
-научно-методическая проработанность, прогнозируемость и тиражируемость результатов, которые связаны не только с пребыванием детей в конкретном лагере, но и с последействием;
- большое многообразие вариантов объединения подростков для совместного проживания и деятельности в оздоровительных лагерях;
- создание новой воспитательной среды при проведении смены вдали от привычного ближайшего окружения ребенка, предоставление возможности познакомиться и усвоить иные человеческие отношения;
-организация жизнедеятельности участников программ по совместно выработанным правилам и законам;
- ограниченные временные рамки смены, побуждающие участника как можно раньше определить свои ближайшие планы, и дальние перспективы, четкое планирование деятельности на определенный период: день, три дня, неделю;
-интенсивность деятельности, предполагающая осуществление многих событий одновременно, параллельную реализацию нескольких стадий коллективной творческой деятельности, эмоциональную насыщенность происходящих событий;
- в смене может быть предоставлено больше возможностей для использования инновационных игровых технологий и методик при организации жизнедеятельности детского сообщества для удовлетворения потребностей подростков в самопознании, самоопределении, самореализации, самоидентификации.
5.2. Наличие системы критериев и показателей оценки эффективности является средством, позволяющим проводить экспертизу программы как теоретического продукта, имеющего прикладное назначение, позволяет дать объективные, квалифицированные рекомендации и предложения по повышению качества работы.
5.2.1. Количественными показателями эффективности могут выступать:
- количество участников смены, вновь стремящихся попасть в лагерь по данной программе;
- количество участников, успешно реализующих намеченные в лагере планы на этапе последействия;
- количество участников, образовавших сетевые сообщества на основе своих партнеров по профильным лагерям;
- количество трудоустроенных (или поступивших в вузы, профессиональные училища) детей и вожатых, прошедших систему оздоровительных и профильных лагерей;
- активная работа сети бывших участников смен, проведение форумов, конференций, семинаров, мероприятий совместно и по инициативе молодых людей;
- статистика количества оздоровленных детей, количества охваченных детей организованными формами отдыха, сравнительные показатели травматизма и правонарушений.
5.2.2. Качественными показателями эффективности могут являться:
-изменение степени сформированности личностных качеств;
- сохранение и развитие (угасание) устойчивого интереса к данной деятельности;
- трансляция (использование) приобретенных знаний и опыта;
- укрепление (развитие) социальных связей;
- формирование ответственности за себя, других, за свое и общее дело;
- компетенции, связанные с проектной деятельностью (возникновение замысла (идеи), оформление в проект, его реализация, вовлечение в его реализацию других, продвижение этих проектов);
- психологически комфортное положение всех участников смены;
- степень включенности в активную жизнь лагеря, наличие или отсутствие детского самоуправления;
- мотивация к здоровому образу жизни;
- укрепление здоровья;
- приобретение нового социального опыта;
- удовлетворенность родителей и детей формами организации свободного времени, ощущение удовлетворения от своего участия в работе лагеря и от достигнутых за время лагерной смены результатов (примерные варианты опросов представлены в Приложениях 6-7).
5.3. При оценке эффективности оздоровительных и профильных смен и их последействия основными показателями будут отзывы самих детей, количество и качество реализованных проектов, успешность конкретного ребенка в росте по данному профилю. Кроме того, могут быть использованы следующие показатели:
-оценка специалистов;
-оценка аналитической группы;
-анализ отчетов по итогам работы;
-независимая экспертиза;
-анализ публикаций в СМИ;
- возможна организация анкетирования, тестирования, реализация метода «сочинений на свободную тему», проведение собраний всех организаторов для обсуждения деталей и обмена полученным новым опытом, создание фото- и видеоотчетов, открытого доступного информационного банка данных;
-организация награждений особо отличившихся.
5.4. Рекомендации по совершенствованию оценки эффективностиреализации программ оздоровления и эффективности оздоровления детей и подростков, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья.
5.4.1. По итогам оздоровления детей в рамках летнего отдыха оценку эффективности оздоровления необходимо проводить согласно методическим рекомендациям МР 2.2.4.01-09 «Оценка эффективности оздоровления детей и подростков в летних оздоровительных учреждениях» и МР 2.4.4.0011-10 «Методика оценки эффективности оздоровления в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей».
5.4.2. Существенным моментом оздоровительной работы является оценка достигнутых результатов, которая должна проводиться на основе общих стандартных подходов и критериев, что позволит провести объективный централизованный анализ.
5.4.3. Эффективность оздоровления детей в летнем оздоровительном учреждении должна оцениваться с помощью простых в использовании, доступных и нетрудоемких методов, позволяющих в короткие сроки обследовать большое количество детей. При этом критерии оценки должны в достаточной мере отражать состояние здоровья ребенка и позволить проследить его динамику в сроки, ограниченные длительностью смены.
5.4.4. Для комплексной оценки эффективности оздоровления детей рекомендуется производить медицинский осмотр в 1-2-й день от начала смены, а также за день до ее окончания с проведением антропометрических и физиометрических методов исследования.
5.4.5. Всем детям необходимо проводить оценку физического развития в динамике и оценку заболеваемости за смену. При наличии в штате организации (учреждения)спортивного инструктора всем детям проводится оценка физической подготовленности в динамике.
5.4.6. Детям, посещающим отряды спортивно-оздоровительного типа, рекомендуется также проводить оценку функционального состояния организма: измерение жизненной емкости легких (ЖЕЛ), мышечной силы рук (динамометрия). В таком же объеме обследуются дети из отрядов для часто болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями, детей с ОВЗ. При невозможности провести динамометрию и (или) спирометрию (ЖЕЛ) предлагается проведение пробы Генча (задержка дыхания на выдохе, сек.) и расчет индекса «двойное произведение» (ДП).
5.4.7. Для обобщения результатов рекомендуется использовать список детей по отрядам, в котором отражены результаты обследования с оценкой по каждому критерию, на основании чего выводится общая сумма баллов по каждому ребенку и определяется индивидуальная эффективность оздоровления.Далее по каждому отряду и по всему лагерю в абсолютных числах и в процентах высчитывается удельный вес детей, показавших высокую, слабую эффективность и отсутствие оздоровительного эффекта.
5.4.8. При оценке эффективности оздоровления необходимо учитывать показатели острой заболеваемости и обострение хронической патологии. В случае отсутствия острых и обострений хронических заболеваний у ребенка в период пребывания в организации (учреждении) речь идет о высокой эффективности оздоровления, острые или хронические заболевания свидетельствуют об отсутствии оздоровительного эффекта.
5.4.9. Одним из дополнительных критериев оценки эффективности оздоровления является физическая подготовленность (ФП).Физическая подготовленность – это один из показателей комплексной оценки состояния здоровья, взаимодействующий с основными критериями оценки состояния здоровья школьников, которые отражают уровень хронических заболеваний, функционального, физического состояния организма, степень сопротивляемости неблагоприятным воздействиям внешней среды. Оценка физической подготовленности в начале и в конце пребывания ребенка в летнем оздоровительном учреждении позволяет объективно оценить динамику физической активности и ее влияние на здоровье, отметить выраженность оздоровительного эффекта.
Юридическая справка к разработке методических рекомендаций по совершенствованию программ организации процесса оздоровительного отдыха детей и подростков, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
3. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
4. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
5. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
6. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52887-2007 «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 565-ст);
7. Национальный стандарт Российской Федерации туристские услуги средства размещения общие требования Tourist services. means of accommodation. general requirements гост р 51185-2008;
8. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей 2012-2017 годы»;
9. Указ Президента РФ от 24.03.2014 № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)».
10. Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2014 № 2125-р «Об утверждении Концепции создания единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам»;
11. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2015 г.№652 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования правил организованной перевозки группы детей автобусами»
14. Положение о лицензировании образовательной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 96
15. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);
16. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644);
17. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного среднего общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645);
18. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
19. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 июня 2015 г. N 329н «О внесении изменения в порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. n 363н.»
20. Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 14.04.2011 № МД-463/06;
21. Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 12.05.2011 N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
22. Письмо Минобрнауки России от 26.10.2012 № 09-260 «О методических рекомендациях» (вместе с Методическими рекомендациями по организации отдыха и оздоровления детей (в части создания авторских программ педагогических кадров)).
23. Письмо Минобрнауки России от 01.04.2014 № 09-613«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями по примерному содержанию образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей»).
24. Письмо Минобрнауки России от 31.03.2011 № 06-614 «О направлении рекомендаций по порядку проведения смен в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков».
25. Письмо Минздравсоцразвития России от 14.11.2011 № 18-2/10/1-7164 «О типовом положении о детском оздоровительном лагере».
26. Письмо Минздравсоцразвития от 18.08.2011 № 18/2-10-1-5182 о направлении Единых требований к составлению и ведению реестров организаций отдыха детей и их оздоровления, Типовой формы паспорта организаций отдыха и оздоровления детей и подростков.
27. Методические рекомендации МР 2.2.4.01-09 «Оценка эффективности оздоровления детей и подростков в летних оздоровительных учреждениях».
28. Методические рекомендации МР.2.4.4.0011-10 «Методика оценки эффективности оздоровления в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления».
29. СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул».
30. СанПиН 2.4.2.2842-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков».
31. СанПиН 2.4.2.2843-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы детских санаториев».
32. СанПиН 2.4.4.3048-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации работы детских лагерей палаточного типа».
33. СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей».
34. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2014 N 3 "Об утверждении СП 2.5.3157-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных групп детей».
Приложение 1






