Грамматический строй речи. Умение употреблять в речи фразу из 2-4 слов

Определяется в процессе наблюдения за ребенком в образовательной деятельности и в режимные моменты. Кроме того, педагог предлагает вниманию ребенка 2-3 сюжетных картинки, на которых изображены играющие дети, и предлагает рассказать, что делают дети.

 

Высокий уровень (В)

В свободном общении ребенок использует простые распространенные предложения. Отмечаются случаи использования сложносочиненных предложений. Ребенок сразу же без затруднений отвечает на вопрос педагога и составляет простые распространенные предложения по картинке: «Мальчик и девочка играют в мячик. Маленькие мальчики играют в песочнице. Девочка катает куклу в коляске».

 

Достаточный уровень (Д)

В свободном общении ребенок использует простые предложения из 2-4 слов. Ребенок отвечает на вопрос педагога и составляет простые предложения по картинке: «Дети играют в мяч. Малыши копают песок. У девочки кукла».

 

Средний уровень (С)

В свободном общении ребенок использует в основном предложения из двух слов. С помощью педагога ребенок отвечает на его вопрос и составляет предложения: «Дети играют. Мальчики копают. Куклу катает».

 

Низкий уровень (Н)

В свободном общении ребенок использует в основном однословные предложения-просьбы (Дай! Уйди! Хочу!) или отдельные слова. Ответь на вопрос педагога по картинке не может, произносит отдельные слова, называя предметы и действия: «мальчик… мяч…играть…девочка… катать».

 

 

Грамматический строй речи. Умение употреблять глаголы в единственном и множественном числе. Изменять личные местоимения по лицам.)

Педагог предлагает ребенку рассмотреть пары картинок и сказать, что делают изображенные на них животные и люди: кот спит – коты спят, птичка летит – птички летят, мальчик играет – мальчики играют, девочка бежит – девочки бегут.

Затем педагог предлагает ребенку порисовать и рисует сам, а потом задает вопросы: «Что ты делаешь? Что я делаю? Что мы делаем?» Далее педагог показывает картинки, на которых нарисованы рисующий мальчик и рисующие мальчики.

Высокий уровень (В)

Ребенок с легкостью справляется с предложенным заданием, без ошибок образует глаголы в единственном и множественном числе, составляет не словосочетания из двух слов, а простые распространенные предложения (Белый кот спит. – Белые коты спят. Маленькая птичка летит. – Маленькие птички летят.)

Он, не затрудняясь, отвечает на вопросы педагога и изменяет местоимения по лицам. При этом он не просто образует словосочетания, а составляет простые распространенные предложения. (Я рисую красивую картинку. Ты рисуешь красивую картинку. Мы рисуем красивые картинки. Он рисует разноцветные шары. Они рисуют разноцветные шары).

Достаточный уровень (Д)

Ребенок без труда справляется с предложенным заданием, без ошибок образует глаголы в единственном и множественном числе, составляет словосочетания из двух слов. Затем отвечает на вопросы педагога и изменяет местоимения по лицам, составив словосочетания: я рисую, ты рисуешь, мы рисуем, он рисует, они рисуют).

 

Средний уровень (С)

Ребенок не может сразу самостоятельно выполнить задание и образовать глаголы в единственном и множественном числе. Он выполняет задание только после того, как педагог предъявит ему образец выполнения. При этом он может допустить 1-2 ошибки при образовании множественного числа глаголов.

Ребенок испытывает затруднения, отвечая на вопросы педагога, и допускает 1-2 ошибки при изменении местоимений по лицам.

 

Низкий уровень (Н)

Ребенок не может самостоятельно, без помощи педагога выполнить задание и образовать глаголы в единственном и множественном числе. Он выполняет задание только вместе с педагогом после того, как педагог предъявит ему образец выполнения. При этом он может допустить 2-3 ошибки при образовании множественного числа глаголов.

Ребенок испытывает затруднения, отвечая на вопросы педагога, отвечает однословно (… рисую, рисуешь) и допускает 2-3 ошибки при изменении местоимений по лицам.

Грамматический строй речи. Умение употреблять в речи некоторые вопросительные слова.

Определяется в процессе наблюдения за ребенком в образовательной деятельности и в режимные моменты. Кроме того, взрослый организует игру с предметом, который он прячет от ребенка, а потом задает вопросы: «Где мячик? Куда я спрятала мячик? Зачем я спрятала мячик?» После этого педагог дает другой предмет ребенку, предлагает поиграть с ним, спрятать его и задать вопросы: «Спроси меня так же, как я спрашивала тебя».

Высокий уровень (В)

Ребенок использует в свободной речевой деятельности вопросительные слова где, куда, зачем, с легкостью справляется с предложенным заданием, без ошибок отвечает на вопросы педагога, а потом задает аналогичные вопросы педагогу сам. При этом он дает развернутые ответы на вопросы педагога: «Вы спрятали мячик, наверное, под стол. Мячик под столом лежит! Вы, наверное, хотели со мной поиграть».

Достаточный уровень (Д)

Ребенок использует в свободной речевой деятельности вопросительные слова где, куда, зачем, справляется с предложенным заданием, без ошибок отвечает на вопросы педагога, а потом задает аналогичные вопросы педагогу сам.

 

 

Средний уровень (С)

Ребенок редко задает вопросы и редко использует в свободной речевой деятельности вопросительные слова где, куда, зачем, справляется с предложенным заданием только с помощью педагога, допускает 1-2 ошибки в ответах на вопросы педагога, только с помощью может сформулировать вопросы педагогу.

Низкий уровень (Н)

Ребенок практически никогда не задает вопросов и не использует в свободной речевой деятельности вопросительные слова где, куда, зачем, с трудом справляется с предложенным заданием даже с помощью педагога, допускает 3-4 ошибки в ответах на вопросы педагога, даже с помощью не может сформулировать вопросы педагогу.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: