Определяется в процессе наблюдения за ребенком в образовательной деятельности и в режимные моменты. Кроме того, педагог предлагает вниманию ребенка 2-3 сюжетных картинки, на которых изображены играющие дети, и предлагает рассказать, что делают дети.
Высокий уровень (В)
В свободном общении ребенок использует простые распространенные предложения. Отмечаются случаи использования сложносочиненных предложений. Ребенок сразу же без затруднений отвечает на вопрос педагога и составляет простые распространенные предложения по картинке: «Мальчик и девочка играют в мячик. Маленькие мальчики играют в песочнице. Девочка катает куклу в коляске».
Достаточный уровень (Д)
В свободном общении ребенок использует простые предложения из 2-4 слов. Ребенок отвечает на вопрос педагога и составляет простые предложения по картинке: «Дети играют в мяч. Малыши копают песок. У девочки кукла».
Средний уровень (С)
В свободном общении ребенок использует в основном предложения из двух слов. С помощью педагога ребенок отвечает на его вопрос и составляет предложения: «Дети играют. Мальчики копают. Куклу катает».
|
|
Низкий уровень (Н)
В свободном общении ребенок использует в основном однословные предложения-просьбы (Дай! Уйди! Хочу!) или отдельные слова. Ответь на вопрос педагога по картинке не может, произносит отдельные слова, называя предметы и действия: «мальчик… мяч…играть…девочка… катать».
Грамматический строй речи. Умение употреблять глаголы в единственном и множественном числе. Изменять личные местоимения по лицам.)
Педагог предлагает ребенку рассмотреть пары картинок и сказать, что делают изображенные на них животные и люди: кот спит – коты спят, птичка летит – птички летят, мальчик играет – мальчики играют, девочка бежит – девочки бегут.
Затем педагог предлагает ребенку порисовать и рисует сам, а потом задает вопросы: «Что ты делаешь? Что я делаю? Что мы делаем?» Далее педагог показывает картинки, на которых нарисованы рисующий мальчик и рисующие мальчики.
Высокий уровень (В)
Ребенок с легкостью справляется с предложенным заданием, без ошибок образует глаголы в единственном и множественном числе, составляет не словосочетания из двух слов, а простые распространенные предложения (Белый кот спит. – Белые коты спят. Маленькая птичка летит. – Маленькие птички летят.)
Он, не затрудняясь, отвечает на вопросы педагога и изменяет местоимения по лицам. При этом он не просто образует словосочетания, а составляет простые распространенные предложения. (Я рисую красивую картинку. Ты рисуешь красивую картинку. Мы рисуем красивые картинки. Он рисует разноцветные шары. Они рисуют разноцветные шары).
|
|
Достаточный уровень (Д)
Ребенок без труда справляется с предложенным заданием, без ошибок образует глаголы в единственном и множественном числе, составляет словосочетания из двух слов. Затем отвечает на вопросы педагога и изменяет местоимения по лицам, составив словосочетания: я рисую, ты рисуешь, мы рисуем, он рисует, они рисуют).
Средний уровень (С)
Ребенок не может сразу самостоятельно выполнить задание и образовать глаголы в единственном и множественном числе. Он выполняет задание только после того, как педагог предъявит ему образец выполнения. При этом он может допустить 1-2 ошибки при образовании множественного числа глаголов.
Ребенок испытывает затруднения, отвечая на вопросы педагога, и допускает 1-2 ошибки при изменении местоимений по лицам.
Низкий уровень (Н)
Ребенок не может самостоятельно, без помощи педагога выполнить задание и образовать глаголы в единственном и множественном числе. Он выполняет задание только вместе с педагогом после того, как педагог предъявит ему образец выполнения. При этом он может допустить 2-3 ошибки при образовании множественного числа глаголов.
Ребенок испытывает затруднения, отвечая на вопросы педагога, отвечает однословно (… рисую, рисуешь) и допускает 2-3 ошибки при изменении местоимений по лицам.
Грамматический строй речи. Умение употреблять в речи некоторые вопросительные слова.
Определяется в процессе наблюдения за ребенком в образовательной деятельности и в режимные моменты. Кроме того, взрослый организует игру с предметом, который он прячет от ребенка, а потом задает вопросы: «Где мячик? Куда я спрятала мячик? Зачем я спрятала мячик?» После этого педагог дает другой предмет ребенку, предлагает поиграть с ним, спрятать его и задать вопросы: «Спроси меня так же, как я спрашивала тебя».
Высокий уровень (В)
Ребенок использует в свободной речевой деятельности вопросительные слова где, куда, зачем, с легкостью справляется с предложенным заданием, без ошибок отвечает на вопросы педагога, а потом задает аналогичные вопросы педагогу сам. При этом он дает развернутые ответы на вопросы педагога: «Вы спрятали мячик, наверное, под стол. Мячик под столом лежит! Вы, наверное, хотели со мной поиграть».
Достаточный уровень (Д)
Ребенок использует в свободной речевой деятельности вопросительные слова где, куда, зачем, справляется с предложенным заданием, без ошибок отвечает на вопросы педагога, а потом задает аналогичные вопросы педагогу сам.
Средний уровень (С)
Ребенок редко задает вопросы и редко использует в свободной речевой деятельности вопросительные слова где, куда, зачем, справляется с предложенным заданием только с помощью педагога, допускает 1-2 ошибки в ответах на вопросы педагога, только с помощью может сформулировать вопросы педагогу.
Низкий уровень (Н)
Ребенок практически никогда не задает вопросов и не использует в свободной речевой деятельности вопросительные слова где, куда, зачем, с трудом справляется с предложенным заданием даже с помощью педагога, допускает 3-4 ошибки в ответах на вопросы педагога, даже с помощью не может сформулировать вопросы педагогу.