Методические рекомендации по противопожарной пропаганде и обучению

Мерам пожарной безопасности лиц с нарушением слуха (слабослышащих

и неслышащих).      .     .     .     .     .     .     .     .      133

3.1 Термины и определения.     .     .     .     .     .     .      133

3.2 Нормативно-правовое обеспечение деятельности по обучению лиц с

нарушением слуха (слабослышащих и неслышащих).     .     .      135

Технические средства реабилитации лиц с нарушением слуха (слабослы-

Шащих и неслышащих) .     .     .     .     .     .     .      136

3.4 Особенности обучения мерам пожарной безопасности лиц с нарушением

слуха (слабослышащих и неслышащих) в организациях     .     .      138

3.4.1 Деятельность Общероссийской общественной организации инвали-

 дов «Всероссийское общество глухих».     .     .     .      138

3.4.2 Образовательные учреждения   .     .     .     .     .      139

3.4.3 Центры социального обслуживания    .     .     .     .      140

3.4.4 Обучение по месту работы.     .     .     .     .     .      140

3.5 Специалисты, осуществляющие обучение лиц с нарушением слуха

(слабослышащих и неслышащих).     .     .     .     .     .      140

3.6 Психологические особенности лиц с нарушением слуха (слабослыша-

щих и неслышащих)      .     .     .     .     .     .     .     .      141

3.6.1 Физиологические особенности лиц с нарушением слуха (слабослы-

шащих и неслышащих)   .     .     .     .     .     .      141

3.6.2 Психофизические особенности лиц с нарушением слуха (слабослы-

шащих и неслышащих) и специфика их обучения     .     .     .      142

3.7 Рекомендации по межличностному взаимодействию с обучающимися,

имеющими нарушение слуха   .     .     .     .     .     .      143

3.8 Методы и формы обучения мерам пожарной безопасности лиц с нару-

шением слуха (слабослышащих и неслышащих)      .     .     .     .      143

3.8.1 Комплекс методов и форм обучения мерам пожарной безопаснос-

 ти лиц с нарушением слуха (слабослышащих и неслышащих).      143

3.8.2 Рекомендации по проектированию плакатов, стендов, листовок по

 пожарной безопасности для лиц с нарушением слуха (слабослыша-

 щих и неслышащих).     .     .     .     .     .     .      144

3.8.3 Жестовый язык как средство обучения мерам пожарной безопаснос-

 ти   .     .     .     .     .     .     .     .     .      145

3.8.4 Рекомендации по составлению субтитров к видеоматериалам для

 лиц с нарушением слуха (слабослышащих и неслышащих).      145

3.9 Эвакуация из зданий и сооружений лиц с нарушением слуха (слабослыша-

щих и неслышащих) при пожаре.     .     .     .     .     .      148

3.9.1 Общие требования к объектам с массовым пребыванием людей,

 доступным лицам с нарушением слуха (слабослышащим и неслы-

 шащим)     .     .     .     .     .     .     .     .      148

3.9.2 Система оповещения и управления эвакуацией при пожаре для

 лиц с нарушением слуха (слабослышащих и неслышащих) .      151

3.9.3 Рекомендации по составлению плана (схемы) эвакуации людей при

 пожаре.     .     .     .     .     .     .     .     .      152

3.9.4 Рекомендации по организации практических занятий по эвакуации 153

3.9.5 Порядок действия персонала при проведении эвакуации маломобиль-

 ных групп населения, в том числе лиц с нарушением слуха (слабо-

 слышащих и неслышащих).     .     .     .     .     .      155

3.10 Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара  156

3.11 Первичные средства пожаротушения.     .     .     .     .      158

3.12 Тематический план проведения занятий по вопросам обеспечения пожар-

ной безопасности лиц с нарушением слуха (слабослышащих и неслы-

шащих) (примерный)    .     .     .     .     .     .     .      159

Приложение Памятки для лиц с нарушением слуха (слабослышащих и

 неслышащих)..     .     .     .     .            .      170

Литература    .     .     .     .     .     .     .     .     .      173

Методические рекомендации по противопожарной пропаганде и обуче-

нию мерам пожарной безопасности лиц с нарушением опорно-двига-

тельного аппарата.      .     .     .     .     .     .     .      176

4.1 Психофизиологические особенности лиц с нарушением опорно-двига-

тельного аппарата.     .     .     .     .     .     .     .      176

4.2 Формы и методы обучения мерам пожарной безопасности лиц с нару-

шением опорно-двигательного аппарата.     .     .     .     .      178

4.3 Обеспечение информационной доступности в сфере теле-, радиовеща-

ния, электронных и информационно-коммуникационных технологий    185

4.4 Обучение лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата мерам

пожарной безопасности на рабочем месте     .     .     .     .      187

4.4.1 Организация рабочего места                 .     .     .     .     .      188

4.4.2 Противопожарный инструктаж на рабочем месте                 .     .      190

4.4.3 Обеспечение безопасности лиц с нарушением опорно-

 двигательного аппарата на рабочем месте               .     .      191

4.5 Общие требования к объектам с массовым пребыванием людей, доступ-

 ным лицам с нарушением опорно-двигательного аппарата.     .      191

4.6 Эвакуация из зданий и сооружений лиц с нарушением опорно-двига-

 тельного аппарата при пожаре.     .     .     .     .     .      193

4.6.1 Организация эвакуации лиц с нарушением опорно-двигательного

аппарата из зданий, сооружений.     .     .     .     .      194

4.6.2 Средства ориентации и информации, применяемые в зданиях

и сооружениях   .     .     .     .     .     .     .      197

4.6.3 Средства оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 199

4.6.4 Оповещатели пожарные индивидуальные      .     .     .     .      202

4.6.5 Знаковые средства отображения информации (предупреждаю-

щие знаки, пиктограммы, таблички и наклейки)     .     .      204

4.6.6 Порядок действий персонала при проведении эвакуации маломо-

бильных групп населения.     .     .     .     .     .      208

4.7 Устройство элементов жилой среды с учетом обеспечения требова-

ний безопасности лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата     210

4.8 Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара    213

4.9 Обучение мерам пожарной безопасности лиц с нарушением опорно-

двигательного аппарата по месту жительства.     .     .     .      214

4.9.1 Пояснительная записка к обучающему курсу .     .     .      214

4.9.2 Тематический план проведения занятий по вопросам обеспечения

 пожарной безопасности по месту жительства (примерный)  .      216

4.9.3 Планы-конспекты проведения занятий.     .     .     .      217

Приложение Правила и меры пожарной безопасности..     .     .      229

Литература    .     .     .     .     .     .     .     .     .      235

Приложениек методическим рекомендациям.  .     .     .             240

1. Макеты плакатов и листовокпо профилактике пожаров для граждан

пожилого возраста и инвалидов..     .     .     .     .     .     .      241

2. Сценарии учебных фильмов, аудио- и видеороликов по обучению

мерам пожарной безопасности граждан пожилого возраста и инвалидов..      262



Введение

Одной из важных и сложных составляющих системы противопожарной пропаганды и обучения мерам пожарной безопасности является подготовка неработающего населения.Необходимость в особом подходе к обучению граждан пожилого возраста и инвалидов мерам пожарной безопасности обусловлена такими характеристиками как возраст и состояние здоровья. Всевозможные нарушения здоровья влияют: на заинтересованность граждан в получении пожарно-технических знаний и умений; специфику обучения этих граждан; на способы организации обучения. При выборе форм, методов, средств обучения этих граждан мерам пожарной безопасности необходимо учитывать их возрастные, социально-психологические особенности, медико-социальные проблемы.

Создание методических рекомендаций по обучению мерам пожарной безопасности граждан пожилого возраста и инвалидов (Методические рекомендации) преследовало несколько целей: помочь ответственным специалистам наладить пожарно-профилактическую работу с населением по месту жительства; привлечь внимание людей к важности вопросов обеспечения пожарной безопасности; повысить грамотность населения по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

В Методических рекомендациях рассматриваются вопросы подготовки в области пожарной безопасности граждан пожилого возраста и инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением зрения, с нарушением слуха.

В ходе выполнения работы разработаны: макеты наглядных материалов по профилактике пожаров для граждан пожилого возраста и инвалидов; сценарии учебных фильмов, аудио- и видеороликов (с возможностью применения сурдоперевода и субтитров, а также тифлокомментирования) по обучению мерам пожарной безопасности данной категории граждан.

Авторы надеются, чтопредлагаемый материал поможет практическим работникам, занимающимся вопросами противопожарной пропаганды и обучения граждан пожилого возраста и инвалидов мерам пожарной безопасности, в их непростой и такой необходимой работе.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: