Обсуждаем высказывания о сущности и структуре процесса обучения

(Самостоятельно найти информацию об авторах этих сентенций и рассказать о них аудитории)

Ничего не следует заставлять выучивать на память, кроме того, что хорошо понять рассудком.

Я. А. Коменский

Образование должно начинаться с пословиц и заканчиваться собственными мыслями.

П.Буаст

Обучать – значит учиться вдвойне.

Ж. Жубер

Говорят, истина лежит между двумя противоположными мнениями. Неверно! Между ними лежит проблема.

И. В. Гете

Ученику, жаждущему знаний, не грех возразить учителю, чтобы тот полнее излагал и доказывал истину.

Б. Грасиан

Наводить на мысль – это более тонко, чем приводить на память.

Б. Грасиан

Решаем педагогические задачи

Познакомьтесь с педагогической ситуацией.

Ответьте на вопрос.

а) Идет урок. Решая задачу, восемь учеников класса прибегли к одному способу, пятнадцать учеников выбрали другой, четверо пошли оптимальным путем. Учитель, однако, не спешит ставить точки над «и». Он предлагает преобразовать задачу на новый лад, при этом поощряя активность каждого ученика. Учитель и с оценками не торопится, как это бывает, - он больше всего озабочен работой мысли учеников, занят доброжелательным разбором не только всех способов решения задачи, но и ошибок отдельных учеников, поощрением все новых и новых самостоятельных поисков. Для него и его учеников (он их к этому приучает) самая большая радость и награда - радостный вскрик: «Я понял! Можно еще и так решить...».

· Каков стиль обучения на уроке? Что служит критерием успеха на уроке? Какие педагогические задачи ставились и решались на уроке?

· Что делает педагог, чтобы обучение обеспечивало развитие учащихся?

 

б) В учительской возник спор. Одни учителя считали, что основой основ обучения является мастерство учителя формировать «аппетит» к знаниям, умение сделать интересным каждый урок.

Другие делали упор на воспитании способности преодоления трудностей и признавали мнение первых ошибочным, полагая, что интересная учеба приучает только к интересной работе, а в жизни приходится часто заниматься неинтересными, порой скучными, но нужными делами.

· Докажите, кто же из них прав? Каким должно быть современное обучение?

 

Задание 1. Анализ логики учебного процесса.

Задание 2. Подготовка схемы-опоры.

Содержание работы. Схематично изобразите структуру процесса обучения.

Задание 3. Характеристика структурных компонентов процесса обучения,

Содержание работы. Охарактеризуйте структурные компоненты процесса обучения в преподавании одной из тем вашей специальности.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7.

Тема 3.Обучение в целостном педагогическом процессе

Вопросы к обсуждению:

1. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения.

2. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения.

3. Виды обучения и их характеристика (традиционное обучение, программированное обучение, модульное обучение и др.).

4. Достоинства и недостатки традиционного обучения.

5. Достоинства и недостатки развивающего обучения.

6. Существенная характеристика проблемного обучения.

7. Достоинства и недостатки программированного обучения.

8. Деятельность учителя и учащихся в различных видах обучения.

9. Характеристика основных концепций развивающего обучения.

10. Современные подходы к разработке теории личностно развивающего обучения.

Анализируем текст

· Выделите основные идеи.

· Выразите свое мнение о прочитанном.

· Ответьте, если необходимо, на вопросы.

На страницах педагогической прессы сегодня все чаще остро критикуют «развивающее обучение».

Познакомьтесь с замечаниями одного из оппонентов.

Провозглашение тезиса «Обучение должно вести за собой развитие», раскрытого через «зону ближайшего развития», ознаменовало наступление эпохи педагогического волюнтаризма.

Еще Я. А. Коменский важнейшим принципом дидактики считал легкость и приятность учения. Позже этот принцип подопрут плечом могучего интеллекта Дж. Локк, И. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский и А. С. Макаренко. Возможна ли легкость и приятность там, где учитель одержим манией «развивать», «формировать», где им движет не блеск ребячьих глаз, а рубежи базисных учебных планов и «стандартов» «допустимой убогости»?!

Разве можно назвать приятным и легким такое учение, которое постоянно держит ребенка в зависимости от помощи взрослого, лишает радости собственного личного успеха? И можно только удивляться наивности школьных практиков, которые всерьез принимают так называемую «теорию развивающего обучения», главным моментом которой является эта самая «помощь взрослого», превращающая ребенка не в субъекта учебного процесса, а в полено для Папы Карло.

В сущности, «зона ближайшего развития» – это зона «повышенного уровня трудности», если воспользоваться терминологией Л. В. Занкова. Находясь в такой «зоне», ребенок подвержен постоянному стрессу, непрерывно пребывает в диалоговом режиме освоения деятельности и лишен возможности испытать упоение делом, осуществлять деятельностный монолог.

Совершенно прав красноярский сподвижник В. К. Дьяченко, когда с горечью восклицает: «Как же оно может быть развивающим, это обучение, если «зона ближайшего развития» навязывается одинаковой для всех учеников, они все такие разные?».

Не преодолев уравниловку классно-урочной системы, школа никогда не станет «развивающей» в том смысле, какой декларируют сами теоретики «развивающего обучения», а останется школой подгонки детей под стандарт приемлемой серости.

И самое поразительное: после десятилетий разработки и внедрения «развивающего обучения» по сей день нечем измерять степень развития. Идея-фикс «развивающего обучения» – осчастливить все население опережающим развитием теоретического мышления. Казалось бы, идея не должна вызвать особых возражений. Но вдумайтесь: Кто мыслит? Человек? Или некая составная часть его сознания, мозга, интеллекта? И где вы встречали процесс абстрактно-понятийного мышления в чистом виде? Человеческое мышление всегда сложносоставно. В решении сложной инженерной задачи участвует даже моторика тела, не говоря уже о воображении, эмоциях, интуиции, процессах восприятия. Если учение в такой степени «ведет за собой развитие» и моему ребенку навязывают развивать исключительно, например, «теоретическое мышление», если сегодня уже почти нет альтернативы – в «развивающее обучение» откровенно загоняют административной дубиной, – то чем обернется этот «теоретический флюс» для моего собственного дитяти? Утратой перспективы быть полноценным человеком – вот чем!

Нормальный человек должен полноценно жить, используя все свои психические функции. Хотелось бы, чтобы он обладал яркой фантазией, культурой чувств, интуицией, чтобы его осеняло, чтобыимел «золотые руки», любил размышлять и решать проблемы. Вместо этого ему предлагают накачивать только одну мышцу, якобы самую главную.

Господи, как хорошо, что обучение не ведет за собой развитие в тaкой степени, как это представляется адептам развивающей педагогики (А. Кушнир).

· Прав ли автор, подвергший столь серьезной критике теорию, у истоков которой стояли видные отечественные психологи и педагоги, реализация которой внедрялась в течение нескольких десятилетий в практику школы и приобрела в настоящее время массовый характер?

· Есть ли у вас принципиальные возражения против аргументов ученого? Обоснуйте свой ответ.

· В ходе педагогической практики выясните мнение учителей по поводу «развивающего обучения». Подтверждают ли их оценки критические замечания автора статьи?

Обсуждаем высказывания о видах обучения (Самостоятельно найти информацию об авторах этих сентенций и рассказать о них аудитории)

Мышление берет свое начало в проблемной ситуации, которая означает, что в ходе своей деятельности человек начинает испытывать какие-то непонятные трудности, препятствующие успешному продвижению вперед... Так возникшая проблемная ситуация переходит в осознаваемую человеком задачу.

А. В. Брушлинский

Сущность процесса учения путем решения проблем сводится в каждом случае к созданию такой ситуации, которая вынуждает учащегося самостоятельно искать решение.

В. Оконь

Проблемный тип обучения не решает всех образовательных и воспитательных задач, поэтому он не может заменить собой всей системы обучения, включающей разные типы, способы и формы организации учебно-воспитательного процесса. Но также и общая система обучения не может быть подлинно развивающей без проблемного обучения, основой которого является система проблемных ситуаций.

М. И. Махмутов

Потеря времени на первых этапах введения проблемного метода компенсируется впоследствии, когда самостоятельное мышление учащегося разовьется в достаточной степени.

В. А. Крутецкий

Истинная проблема заключается в том, чтобы на всех ступенях образования обучение было с хорошим управлением, включая и начальную школу и даже дошкольные учреждения.

И. Ф. Талызина

Одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большее значение для дальнейшего развития личности, другие – меньшее. Одни играют главную роль в развитии, другие – подчиненную.

А. Н. Леонтьев

Развитие – в сотрудничестве.

Л. В. Занков


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: