Тема 4. Содержание обучения как педагогический феномен и основа формирования культуры личности

Вопросы к обсуждению:

1. Сущность содержания образования как распредмеченной культуры и его исторический характер.

2. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования.

3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования.

4. В чем сущность педагогического проектирования? Сопоставьте проектирование, как вид деятельности, в архитектуре, военном деле, градостроительстве, политике. Что общего и чем отличаются эти виды проектирования?

5. В чем общность и чем отличаются педагогические цели и содержание образования? Почему цели задаются или формулируются, а содержание – отбирается или разрабатывается?

6. Является ли взаимодействие учителя и учащегося – элементом содержания образования? Сформулируйте аргументы как «за», так и «против» этой точки зрения. Попытайтесь выделить основные содержательные элементы взаимодействия (из чего оно состоит).

7. Как вы объясняете, почему именно естественные науки в наибольшей степени укоренились в школьной практике? В чем их «преимущества» и «недостатки» в сравнении с гуманитарными предметами?

8. Некоторые учителя высказываются против специального определения содержания образования, считая, что содержание образования исчерпывается, с одной стороны, – научным предметом, а с другой стороны – методикой его преподавания, иначе говоря, никакого специфического содержания в процессе образования нет. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Можно ли представить содержание образования таким образом? Аргументируйте.

 

Задание. Анализ типов знания.

Цель работы: формирование системных образов естественнонаучного, технического и гуманитарного знания и идентификация педагогических представлений.

Примечание: для выполнения этой работы необходимо обеспечить студентов соответствующими текстами (учебники, инструкции и пр.).

Инструкция: сравните естественнонаучные (например, законы Ньютона, законы Менделя, закон Авогадро), технические законы (инструкции по применению бытовых приборов, алгоритмы инсталляции программ) и гуманитарные законы-принципы (закон природо- или культуросообразности в образовании, закон системности и систематичности обучения) по следующим критериям:

- источник знания и возможности его определения;

- пути развития знания (уточнения, реконструкции);

- наличие этического, нравственного измерения;

- способы практического использования знания;

- способ передачи (получения) знания;

- последствия незнания.

Представьте результаты работы в виде таблицы (столбцы – различные виды знания, строки – соответствующие характеристики).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: