· Прочитайте следующие описания особенностей класса и оснащенности школы учебными пособиями.
· Определите тему урока.
· Какие методы обучения в данной ситуации вы бы выбрали? Обоснуйте свой выбор.
а) Класс общеобразовательной школы в поселке городского типа. Отличников нет, неуспевающих по вашему предмету – тоже. Общий уровень знаний и учебных навыков невысок. Интерес к вашему предмету проявляют один-два человека. Остальные слушают вас внимательно только, если интересно, если же материал сложен для понимания, предпочитают «не напрягаться». Навыки самостоятельной работы в зачаточном состоянии. Владение материалом в основном на репродуктивном уровне. В классе часты проблемы с дисциплиной, на уроке учащиеся отвлекаются, занимаются своими делами, не слушают учителя. В школе неплохой набор наглядных пособий, но ТСО в основном старые, большей частью неисправные.
б) Очень сильный гимназический класс. Абсолютное большинство учащихся, помимо школьных заданий, занимаются самостоятельно, читают дополнительную литературу. В классе высокий общий интеллектуальный уровень, ребята владеют учебным материалом, имеют неплохие навыки учебной и частично-поисковой работы. В классе, как правило, деловая рабочая атмосфера, хотя нередки споры по острым вопросам. Школа хорошо оснащена всеми необходимыми учебными пособиями.
|
|
в) Класс общеобразовательной средней школы. Два отличника, трое неуспевающих по вашему предмету. Несколько учащихся глубоко интересуются вашим предметом, занимаются в предметном кружке, читают дополнительную литературу, участвуют в научно- исследовательской работе. В целом класс имеет достаточно высокий уровень знаний по предмету, обусловленный, правда, не интересом, а требовательностью учителя. Проблемы с дисциплиной редки, вызваны бывают лишь плохим поведением одного-двух учащихся. Школа оснащена необходимыми учебными пособиями.
Анализируем текст
• Выделите основные идеи.
• Выразите свое мнение о прочитанном.
• Ответьте, если необходимо, на вопросы.
а) В последние годы все чаще можно услышать пессимистические оценки эффективности компьютерного обучения. Исследователи отмечают, что в рамках «общепринятого подхода к компьютеризации образования применение компьютера является самоцелью, а не средством». Причины «хронического неуспеха попыток компьютерного обучения» они видят в том, что оно определяется «не насущными проблемами образования, а скорее тем, что появились компьютеры и надо найти им в образовании применение». Опираясь на исследования американских ученых, авторы книги приходят к выводу, что «компьютеры в качестве средства обучения, такого же, как в свое время кино и телевидение, не оправдали возлагавшихся на них больших надежд». (И. П. Брусенцов)
|
|
· А как вы считаете, компьютерное обучение - это прогресс или регресс? Приведите убедительные доводы.
б) Вдолгосрочной перспективе еще важнее влияние компьютеров на изменение представлений педагогов о том:
· как должна выглядеть классная комната;
· как осознают себя участники учебно-воспитательного процесса
· как меняется их взаимодействие в условиях использования новых информационных технологий.
Важно, что грамотное использование компьютеров помогает превратить школьников в активных участников учебного процесса. Компьютер меняет практику распространения информации в школе, дает учителю новый уровень свободы в принятии решений об изменении организации и методов обучения и принципиально меняет его работу. (С. Керр)
· Согласны ли вы с автором? Почему?
Задание. Составление схемы-опоры.
Содержание работы. Опираясь на учебники по педагогике (им. список рекомендуемой литературы), схематически представьте классификацию технических средств обучения.
Задание. Анализ календарно-тематических планов.
Содержание работы. Проанализируйте календарно-тематические планы на предмет использования ТСО на учебном занятии. Письменно ответьте на следующие вопросы.
· Какие ТСО предлагают использовать на уроках учителя-предметники?
· Как сочетается тип урока с видом применяемого технического средства?
· Как часто используются ТСО как средства предъявления информации?
На основании проведенного анализа предложите свой вариант использования ТСО на уроках по вашему предмету.
Задание. Мини-проект.
Содержание работы. Работа в группах.
Каждая микрогруппа должна представить мини-проект «Техническое оснащение кабинета английского языка (или другого предмета)» в форме коллажа или группового рисунка.
Для работы можно использовать статью «Оборудование учебного кабинета» (Педагогика /под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1996. С. 263). Защита проекта проводится в творческой форме.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 15.