Тема 5. Методы, формы и диагностика обучения

Вопросы к обсуждению:

1. Урок как основная организационная форма обучения.

2. Классификация типов уроков и их структура.

3. Нестандартные уроки.

4. Взаимосвязь урока с другими формами организации обучения.

5. Основные функции современного урока.

6. Дидактические требования к современному уроку.

7. Психологические требования к уроку.

8. Гигиенические требования к уроку.

9. Требования к технике проведения урока.

Задание. Разработка плана-конспекта урока.

Содержание работы. Разработайте план-конспект нестандартного урока (на выбор): урок-КВН, урок ролевых игр, урок «Поле Чудес», урок-заочное путешествие и других по своему предмету.

При разработке плана-конспекта урока учтите дидактические, психологические, гигиенические требования к современному уроку, а также требования к технике проведения урока.

Задание. Анализируем текст

* Выделите основные идеи.

* Выразите свое мнение о прочитанном.

* Ответьте, если необходимо, на вопросы.

Каким становится сегодня урок? Он приближается к природе ребенка. В систему школьного обучения не так давно вошла игра, имитация. Заметим, что педагогика очень была увлечена дидактикой в ущерб развитию эмоциональной сферы учеников. Вспомним учителей-новаторов, которые так много внимания уделяли режиссуре урока. Урок, выстроенный по законам режиссерского искусства, содержит в себе определенным образом заданную логику поведения учеников в предлагаемых обстоятельствах. Что значит Пережить ребенку в день три урока иностранного языка (в вариативных школах вводится билингвизм)? Здесь и утомляемость, и возможность смещения языковых систем, и большое интеллектуальное напряжение, а в итоге – падение учебной мотивации. Учителя переводят поле урока в поле игры. И вот уже второклассники играют в Незнайку, в Петрушку, в Чебурашку и др. Предлагаемые учителемправила аналогичны правилам играющих детей. Снимается страх перед иноязычной лексикой: есть азарт игры в слова, желание многое узнать, а для того надо многое и выучить. Происходит целеполагание в учебном процессе: цели деятельности учителя совпадают с целями ученика.

Контакт в игре, как отмечает исследователь этой проблемы, держится с помощью моделирования экстремальной ситуации на протяжении всего урока, что и провоцирует ученика на ответную реакцию, может быть даже не словесную, а внутреннюю. Игровым Ярилам на равных подчиняются учитель и ученики. На таких уроках: с одной стороны, выполняются реальные учебные задания, с другой – ряд моментов урока носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее нормативными обстоятельствами. Провоцируя воображение детей, учитель разжигает их к интеллектуальному поединку открытиями. В обычных уроках ученик ищет кратчайший путь к результату, устраняя все препятствия, но если в уроке есть экстремальные ситуации, он добровольно вступает в игру, принимая правила, которые усложняют путь к цели. В данной модели урока ученик испытывает себя на самостоятельность, что и называет Л. С. Выготский зоной ближайшего развития ребенка. Разумные рамки правил в сочетании со свободой творческой реализации развивают интуицию учеников. Назовем эти правила.

1. Священны смысловые акценты урока.

2. Исключается критика, можно высказывать любую мысль без боязни, что ее признают неточной.

3. Поощряется самое необузданное ассоциирование: чем более дикой кажется идея, тем лучше.

4. Количество предложенных идей должно быть как можно больше.

5. Разрешается как угодно комбинировать высказанные идеи, а также видоизменять, «улучшать» идеи, выдвинутые другими (Т. И. Руднева ).

А какие требования, по вашему мнению, предъявляют подобные правила игры к учителю?

В контексте данных рекомендаций попытайтесь сконструировать отдельные фрагменты урока по «своему» предмету.

Обсуждаем высказывания о значении урока в жизни детей и общества

Хороший урок должен иметь четыре свойства: ясность, ассоциацию, систему и метод.

И. Гербарт

Урок есть важнейшее открытие классической педагогики и творческой практики. Еще долгое время он будет служить воспитанию подрастающего поколения.

Ш. А. Амонашвили

Урок предан не детям, а законам формальной дидактики, – он – основная форма организации процесса обучения, а не основная форма организации жизни самих детей. Урок нуждается в обновлени и, очеловечивании.

Ш. А. Амонашвили

Урок в современной школе нечто большее, чем форма организации обучения. Это очень ответственная, важная часть всего педагогического процесса, в котором ученик получает образование, воспитывается, развивается, социально взрослеет и постепенно приобретает готовность к созданию общественных ценностей.

Г. И. Щукина

Современный урок призван дать навыки самообразования и заложить прочную основу единой системы непрерывного образования.

В. Д. Хадаев

Урок, как в фокусе, собрал в себе все проблемы школьного воспитания, отразил общий облик школы и состояние дела воспитания детей и несет на себе как проклятие времени, так и благодать переломного периода общественного развития.

Н. Е. Щуркова

Три постулата заложены в основании новой технологии урока,

Первый: «Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в современной деятельности детей и учителя».

Второй: «Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой Жилій должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой Цультуры».

Третий: «Человек в качестве осмысления истины и субъекта учения на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства».

Н. Е. Щуркова

Общение – это урок сотворчества, совместного мышления, партнерства, урок свободы, где всякий может и должен высказаться», не подстраиваясь под кого-то. Это, наконец, урок приобщения к своему духовному «я» другого и приобщения себя самого к Духовному «я» других; шаги навстречу, союз равных и разных.

Е. Н. Ильин

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: