Вопросы к обсуждению:
1. Контроль в процессе обучения.
2. Сущность контроля, проверки и оценки знаний учащихся.
3. Функции и виды контроля.
4. Познавательная деятельность учащихся и традиционные формы и методы контроля знаний. Контроль успеваемости.
5. Диагностика обученности. Диагностика обучаемости.
6. Тестирование достижений и развития.
7. Педагогическое тестирование: за и против.
8. Ведущие цели введения балльной системы оценивания, ее особенности.
9. Основные направления совершенствования контроля в современной школе.
Задание. Концепция качества образования.
Цель работы: экспликация интуитивных представлений о качестве образования и, на этой основе, формирование концепции качества образования на уровне образовательных учреждений общего и профессионального (педагогического) образования.
Задание 1. Заполните краткую анкету в форме продолжения незаконченных предложений:
1) Актуализация проблемы качества образования обусловлена …
2) Качество образования – это …
|
|
3) Качество педагогического образования – это …
4) Качество полученного мною на сегодняшний день образования определяется (перечислить основные достижения и показатели) …
5) Качество полученного мною образования определяется …
6) Качество получаемого мною сегодня образования (выберите адекватный вариант) – высокое, хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное
7) Основным субъектом, обеспечивающим/ответственным за качество получаемого мною образования является …
8) Основными проблемами, влияющими на качество образования в нашем образовательном учреждении, являются: …
9) Основными средствами обеспечения и поддержания высокого качества образования являются …
10) Основными методами и формами повышения и поддержания высокого качества образования являются …
Результаты индивидуального (в малых группах) заполнения анкеты обобщите в виде единой таблицы. Сделайте выводы.
Задание 2. Проанализируйте материалы на сайтах:
· Сайт «Качество и образование»: http://www.tqm.spb.ru/
· Центр аудита качества РГПУ им. А.И.Герцена http://www.herzen.spb.ru/main/structure/centers/quality/
· Центр оценки качества образования – программа международного оценивания студентов – мониторинг знаний и умений в новом тысячелетии: http://www.centeroko.fromru.com/
· Сайт информационной поддержки ЕГЭ: http://ege.ru/
· Центр обеспечения качества образования РАГС: http://www.rags.ru/node/280
и, после обсуждения, заполните таблицу:
1) Основная терминология проблемы качества образования.
2) Субъекты (разработчики, пользователи) систем качества.
3) Основные аспекты (предметы диагностики) качества образования.
|
|
4) Основные методы диагностики в сфере качества образования.
5) Основные проблемы обеспечения/поддержки качества образования и преобладающие стратегии их решения.
6) Стратегии совершенствования качества образования.
7) Перспективы решения проблемы качества в отечественном образовании (на примере образовательного учреждения).
Задание. Анализируем текст
Выделите основные идеи.
Выразите свое мнение о прочитанном.
Ответьте, если необходимо, на вопросы.
Любопытное исследование провел ученый Б. Блум. Он показал, что каждый учебный год младший школьник решает приблизительно 200 задач и заданий и столько же раз подвергается традиционному школьному оцениванию. В средней школе ежегодно получает оценки до 2000 раз. С такой высокой частотностью оценки мы не встретимся больше никогда в жизни.
Б. Блум придерживался мнения, что около трети школьников благодаря высоким положительным отметкам становятся привилегированными. Но другая треть детей становится жертвой, теряет всякий интерес к школе. Эти дети деморализованы, часто доведены до неврозов. Оценочный приговор ставит их на безысходные позиции, без шансов на успех, потому что вызывает образ мышлениянеудачника.
Традиционные школьные методы оценки лишь в некоторой степени отражают продуктивность работы ребенка. Они выражают, прежде всего, отношение учителя к тому, какими средствами ученик достиг результата, какие старания приложил. Понятно, случай от случая отличается, однако с отметкой связано мнение об ученике.
Наказующая школьная отметка формирует у ребенка качества, которых у него прежде не было. Он вовсе не хотел стать плохим учеником, он и не знал, что у него пониженная сосредоточенность, повышенная возбудимость. Пополнение негативных оценок постепенно закрепило у учителя, родителей, соучеников (и у самого ребенка!) впечатление, что он слабый ученик. (А. Пазухин)
• Согласны ли вы с подобными выводами? Подтверждает ли школьная практика эти утверждения?
Задание. Обсуждаем высказывания о значении контроля и оценки в жизни человека
Поскольку человек – существо сознательное, он ожидает и предвидит оценку. Оценка влияет, воздействует на его деятельность, направляет в ту или иную сторону, повышает или снижает ее уровень.
С. Л. Рубинштейн
Оценка как специфический вид активности, порой и самостоятельной деятельности, в процессе обучения служит главной цели – стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность школьника.
Ш. А. Амонашвили
В рамках стимулирующей оценки контроль служит способом обнаружения достижений и успехов школьников, через призму которых будут рассмотрены также недостатки, пробелы, ошибки. Выполняя подобную функцию в системе оценочной деятельности, контроль создает необходимую опору для стимулирующих содержательных оценок.
Ш. А. Амонашвилш
Механизм оценивания начинает действовать уже в раннем детстве, активно выковывает личность ребенка и продолжает быть ориентиром для взрослой жизни. Школьная отметка – одно из ранних и, самых болезненных столкновений ребенка с социальной жизнью.
Н. Подлеснова
...интеллектуальные действия школьника, которого педагог спрашивает в данный момент, отражают в себе предшествовавшие опросу состояния ожидания, переживания и волевого напряжения.
Б. Г. Ананьев