Тема 5. Методы, формы и диагностика обучения

Вопросы к обсуждению:

1. Контроль в процессе обучения.

2. Сущность контроля, проверки и оценки знаний учащихся.

3. Функции и виды контроля.

4. Познавательная деятельность учащихся и традиционные формы и методы контроля знаний. Контроль успеваемости.

5. Диагностика обученности. Диагностика обучаемости.

6. Тестирование достижений и развития.

7. Педагогическое тестирование: за и против.

8. Ведущие цели введения балльной системы оценивания, ее особенности.

9.  Основные направления совершенствования контроля в современной школе.

 

Задание. Концепция качества образования.

Цель работы: экспликация интуитивных представлений о качестве образования и, на этой основе, формирование концепции качества образования на уровне образовательных учреждений общего и профессионального (педагогического) образования.

Задание 1. Заполните краткую анкету в форме продолжения незаконченных предложений:

1) Актуализация проблемы качества образования обусловлена …

2) Качество образования – это …

3) Качество педагогического образования – это …

4) Качество полученного мною на сегодняшний день образования определяется (перечислить основные достижения и показатели) …

5) Качество полученного мною образования определяется …

6) Качество получаемого мною сегодня образования (выберите адекватный вариант) – высокое, хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное

7) Основным субъектом, обеспечивающим/ответственным за качество получаемого мною образования является …

8) Основными проблемами, влияющими на качество образования в нашем образовательном учреждении, являются: …

9) Основными средствами обеспечения и поддержания высокого качества образования являются …

10) Основными методами и формами повышения и поддержания высокого качества образования являются …

Результаты индивидуального (в малых группах) заполнения анкеты обобщите в виде единой таблицы. Сделайте выводы.

Задание 2. Проанализируйте материалы на сайтах:

· Сайт «Качество и образование»: http://www.tqm.spb.ru/

· Центр аудита качества РГПУ им. А.И.Герцена http://www.herzen.spb.ru/main/structure/centers/quality/

· Центр оценки качества образования – программа международного оценивания студентов – мониторинг знаний и умений в новом тысячелетии: http://www.centeroko.fromru.com/

· Сайт информационной поддержки ЕГЭ: http://ege.ru/

· Центр обеспечения качества образования РАГС: http://www.rags.ru/node/280

и, после обсуждения, заполните таблицу:

1) Основная терминология проблемы качества образования.

2) Субъекты (разработчики, пользователи) систем качества.

3) Основные аспекты (предметы диагностики) качества образования.

4) Основные методы диагностики в сфере качества образования.

5) Основные проблемы обеспечения/поддержки качества образования и преобладающие стратегии их решения.

6) Стратегии совершенствования качества образования.

7) Перспективы решения проблемы качества в отечественном образовании (на примере образовательного учреждения).

Задание. Анализируем текст

Выделите основные идеи.

Выразите свое мнение о прочитанном.

Ответьте, если необходимо, на вопросы.

Любопытное исследование провел ученый Б. Блум. Он показал, что каждый учебный год младший школьник решает приблизительно 200 задач и заданий и столько же раз подвергается традиционному школьному оцениванию. В средней школе ежегодно получает оценки до 2000 раз. С такой высокой частотностью оценки мы не встретимся больше никогда в жизни.

Б. Блум придерживался мнения, что около трети школьников благодаря высоким положительным отметкам становятся привилегированными. Но другая треть детей становится жертвой, теряет всякий интерес к школе. Эти дети деморализованы, часто доведены до неврозов. Оценочный приговор ставит их на безысходные позиции, без шансов на успех, потому что вызывает образ мышлениянеудачника.

Традиционные школьные методы оценки лишь в некоторой степени отражают продуктивность работы ребенка. Они выражают, прежде всего, отношение учителя к тому, какими средствами ученик достиг результата, какие старания приложил. Понятно, случай от случая отличается, однако с отметкой связано мнение об ученике.

Наказующая школьная отметка формирует у ребенка качества, которых у него прежде не было. Он вовсе не хотел стать плохим учеником, он и не знал, что у него пониженная сосредоточенность, повышенная возбудимость. Пополнение негативных оценок постепенно закрепило у учителя, родителей, соучеников (и у самого ребенка!) впечатление, что он слабый ученик. (А. Пазухин)

Согласны ли вы с подобными выводами? Подтверждает ли школьная практика эти утверждения?

Задание. Обсуждаем высказывания о значении контроля и оценки в жизни человека

Поскольку человек – существо сознательное, он ожидает и предвидит оценку. Оценка влияет, воздействует на его деятельность, направляет в ту или иную сторону, повышает или снижает ее уровень.

С. Л. Рубинштейн

Оценка как специфический вид активности, порой и самостоятельной деятельности, в процессе обучения служит главной цели – стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность школьника.

Ш. А. Амонашвили

В рамках стимулирующей оценки контроль служит способом обнаружения достижений и успехов школьников, через призму которых будут рассмотрены также недостатки, пробелы, ошибки. Выполняя подобную функцию в системе оценочной деятельности, контроль создает необходимую опору для стимулирующих содержательных оценок.

Ш. А. Амонашвилш

Механизм оценивания начинает действовать уже в раннем детстве, активно выковывает личность ребенка и продолжает быть ориентиром для взрослой жизни. Школьная отметка – одно из ранних и, самых болезненных столкновений ребенка с социальной жизнью.

Н. Подлеснова

...интеллектуальные действия школьника, которого педагог спрашивает в данный момент, отражают в себе предшествовавшие опросу состояния ожидания, переживания и волевого напряжения.

Б. Г. Ананьев


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: