Рекомендации по выполнению курсовой работы

Курсовая работа является одним из основных видов письменных работ, выполняемых обучающимися, формой контроля их знаний, умений и навыков, одной из важнейших форм самостоятельного изучения обучающимися вопросов учебного курса теории государства и права.

Основными целями курсовой работы являются: обучение самостоятельному применению теоретических знаний, полученных в процессе изучения курса теории государства и права; привитие практических навыков научного исследования; формирование юридического мировоззрения и правовой культуры будущего юриста.

Выполнение курсовой работы позволяет обучаемым совершенствовать собственные представления об основных закономерностях формирования и функционирования государства и права, ориентироваться в потоке научной и практической информации, объективно оценивать социально-правовые явления и процессы, проявить свои творческие способности в работе с научной литературой и законодательством.

Курсовая работа по теории государства и права помогает обучаемым логически грамотно выражать и обосновывать точку зрения по государственно-правовой проблематике, свободно оперировать юридическими категориями и понятиями, увязывать теоретические положения с юридической практикой правотворческой и правоприменительной деятельности, что имеет важное значение для юриста и в конечном счете направлено на глубокое и прочное усвоение программного материала.

Курсовая работа должна:

- основываться на нормативно-правовых актах, специальной научной и справочной литературе, на достоверном фактическом материале из практики деятельности правоприменительных органов;

- носить самостоятельный, творческий, логически связанный, не противоречивый характер;

- содержать авторские обобщения и выводы, касающиеся исследуемой проблематики.

Порядок выполнения и защиты курсовых работ

Процесс написания курсовой работы условно можно разделить на следующие основные этапы:

1. Выбор и утверждение темы исследования;

2. Составление и согласование плана курсовой работы;

3. Изучение учебной и специальной научной литературы, нормативных актов и материалов юридической практики;

4. Написание текста курсовой работы;

5. Оформление работы, представление ее для регистрации, рецензирования и определения допуска к защите;

6. Защита курсовой работы.

Все вопросы, связанные с подготовкой, написанием и защитой курсовой работы, обучающийся выясняет у руководителя из числа профессорско-преподавательского состава кафедры.

1. Выбор и утверждение темы исследования.

Обучающимся предоставляется право выбора темы курсовой работы из примерного перечня. Выбранная тема обсуждается с руководителем. Темы курсовых работ закрепляются на заседании кафедры за три месяца до их защиты (за обучающимися факультета заочного обучения – в период экзаменационной сессии на предшествующем курсе) и регистрируются в журнале учета курсовых работ (проектов) кафедры.

Работа над одной темой несколькими обучающимися допускается лишь в том случае, если тема носит комплексный характер, и каждый обучаемый работает над отдельной ее частью.

По согласованию с руководителем обучающийся может написать курсовую работу и по инициативно выбранной им теме. При этом тема не должна выходить за рамки учебной программы по теории государства и права. Тема должна быть актуальной с теоретической и практической точек зрения, ее формулировка должна быть четкой, не допускающей двусмысленности.

Выбор темы желательно производить в соответствии с индивидуальными, формирующимися научными интересами обучающегося. Как правило, основными мотивами выбора той или иной темы является желание глубже разобраться в одной из теоретически важных либо сложных проблем теории государства и права, а также возможность применения теоретических знаний, положений в будущей практической работе. Необходимо также учитывать субъективные способности к теоретическому исследованию, степень разработанности темы, наличие и доступность литературы. Выбор темы определяется с учетом уже накопленной суммы знаний по теории государства и права и смежным дисциплинам. При этом можно допустить ошибку, взяться за проблему, которая с первого взгляда может показаться весьма простой, однако в ходе ее раскрытия потребуется довольно высокий уровень теоретических знаний. Поэтому выбранная тема должна обсуждаться с научным руководителем.

Замена темы курсовой работы производится только с разрешения кафедры.

Для непосредственного руководства курсовой работой кафедройназначается руководитель. Как правило, им является преподаватель, читающий лекции на данном потоке или ведущий семинарские и практические занятия в данной учебной группе.

В обязанности руководителя входит:

– проведение консультаций по методике написания работы и ее содержанию;

– консультирование обучающегося и контроль за ходом выполнения и своевременного представления работы на кафедру;

– оказание помощи (при необходимости) по сбору эмпирического материала;

– составление письменного отзыва о работе.

Руководитель должен содействовать формированию научного мышления, самостоятельности суждений, творческих навыков обучающихся, умения последовательно излагать и аргументировано обосновывать выдвигаемые положения и выводы.

2. Составление и согласование плана курсовой работы

Важным элементом любой письменной работы является план, который определяет структуру и направленность исследования. План курсовой работы должен состоять из следующих разделов:

    - введение;

    - основная часть (3 или 4 вопроса)[1];

    - заключение;

    - список использованной литературы;

    - приложение (схемы, таблицы, справки, проекты документов и т.п.).

Наличие плана курсовой работы позволяет осветить в ней только те вопросы, которые относятся к теме, обеспечивает логичность и последовательность в изложении материала, способствует упорядочению проблемных вопросов, рассматриваемых в рамках избранной тематики, избежать пробелов и повторений, научно организовать самостоятельный труд, в определенной степени сэкономить так необходимое для первокурсника время.

План курсовой работы составляется обычно в то время, когда уже собрана определенная информация по теме, дающая возможность выделить главные, узловые, проблемные вопросы. Составление плана работы - творческий процесс, во многом предопределяющий качество и направленность будущей работы. Поскольку план - это руководство к практическому выполнению работы, обучаемый может кроме основного плана, включающего в себя 3-4 вопроса темы, составить для себя развернутый, подробный план, определяющий детали и внутреннюю логику освещения материала темы. Но он остается в качестве своеобразной индивидуальной «лабораторией» обучаемого.

После составления плана работы необходимо согласовать его с руководителем. Без такого согласования приступать к раскрытию темы не рекомендуется, так как неудачно составленный план может свести на нет всю последующую работу. Надо помнить, что отсутствие плана или составление некачественного плана, как правило, приводит к расплывчатому, нелогическому характеру содержания работы.

3. Изучение учебной и специальной научной литературы, нормативных актов и материалов юридической практики

После того, как тема работы выбрана и утверждена, начинается самый важный и ответственный момент в процессе подготовки курсовой работы - сбор научной информации и ее обработка, выражающаяся в знакомстве с библиографией по проблеме, поиске конкретных источников в библиотеках, просмотре газет, научных журналов по юридическим и общегуманитарным проблемам, а также конспектировании материала, относящегося к теме. Фактически на этом этапе у обучаемых формируются практические навыки получения и систематизации необходимой информации, анализа теоретических концепций, нормативных актов, эмпирических материалов, соприкасающихся с исследуемой проблематикой. Для того, чтобы получить цельное представление об изучаемой проблеме, начинать подготовку следует с прочтения записи соответствующей лекции и главы в учебнике.

Обучаемым при ознакомлении с информационными материалами рекомендуется создавать банк данных и картотеку по теме. Целесообразно делать выписки и пометки, группируя при этом материал по конкретным вопросам плана. Одновременно с изучением литературы желательно подбирать примеры из правотворческой и правоприменительной практики для иллюстрации теоретических положений. Прежде чем делать выписки из монографической литературы, следует прочитать произведение или его законченную часть полностью, уловить основную мысль автора, сопоставить ее с имеющимся планом работы, сделать пометки с помощью закладок, а затем уже приступать к изложению основных положений в специально отведенных для этого тетрадях или различных электронных носителях. Изучения иной специальной литературы, нормативных актов и т.п. проводится в таком же порядке.

При подготовке работы следует использовать следующую учебную и научную литературу: учебники, учебно-методические пособия, учебно-практические пособия, научно-практические пособия, монографии (книги, посвященные наиболее значимым для теоретико-правовой науки проблемным вопросам), статьи в научных журналах, статьи в сборниках научных трудов, статьи в сборниках тезисов выступлений на научных конференциях, рецензии на опубликованные учебные пособия и монографии, авторефераты и рукописи диссертаций, аннотации монографий иностранных авторов и реферативных сборниках.

При подборе специальной литературы следует изучить возможности библиотек по месту учебы, используя: предметные и систематические каталоги, библиографические указатели, реферативные журналы, указатели, опубликованные в журналах статей и материалов (данные указатели, как правило, помещаются в последнем номере журнала за истекший год).

Определенную помощь в этом вопросе призван также оказать, имеющийся в настоящих методических рекомендациях перечень литературы к отдельным темам. Но обучаемые не должны ограничиваться предлагаемым кафедрой списком источников, им необходимо проявлять инициативу, уметь находить новые, наиболее «свежие» работы отечественных и зарубежных авторов, использовать статьи, опубликованные в таких журналах как: «Государство и право», «Правоведение», «Журнал российского права», «Философия права», «Правовая политика и правовая жизнь», «Российская юстиция», «Законность», «Право и политика», «Юрист-Правоведъ», «Юридический мир», «Юрист», «Милиция», «Профессионал», «Вестник МВД России», «Вестник Московского университета. Серия 11: Право», «Социологические исследования» (Социс), «Политические исследования» (Полис), «Вопросы философии», «Юридическое образование и наука», «Russianlaw» и др.

Кроме этого, нужно использовать литературу, указываемую авторами научных работ в подстрочных сносках на страницах книг (журналов) или в помещенных в конце книги (статьи) примечаниях, списках литературы.

Некоторые источники прошлых лет рекомендованы для изучения с целью выработки навыков критического осмысления отраженных в них позиций авторов. При этом необходимо помнить, что и в старых изданиях многие проблемы и категории теории государства и права разработаны с научных позиций и не являются политически и идеологически конъюнктурными. Тем не менее, изданиями прошлых лет нужно пользоваться осмотрительно, имея в виду динамичность общественных процессов и развитие юридической науки.

В процессе выбора, прочтения и конспектирования литературы важное значение имеет глубокое усвоение теоретических принципов, методологических установок, содержащихся в работах философов, социологов, политологов и специалистов в области экономической теории. Они образуют мировоззренческую основу, фундамент всех исследований, в том числе курсовых работ по теории государства и права.

Важную роль также играет изучение нормативного материала: законодательных и подзаконных актов, принятых в Российской Федерации, международно-правовых документов, актов официального толкования. Ознакомление с действующим законодательством позволяет впоследствии увязать рассмотрение теоретических вопросов с юридической практикой, что в свою очередь является значимым условием качественного выполнения курсовой работы. Изучать нормативно-правовые и иные юридически значимые документы следует по официальным изданиям соответствующих правотворческих и правоприменительных органов. К числу таких изданий следует отнести: «Собрание законодательства Российской Федерации» (с 1993 г. – «Собрание актов Президента и Правительства РФ»); «Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации» (до 1994 г. – «Ведомости Верховного Совета Российской Федерации»); «Российская газета». Следует также активно использовать получившие широкое распространение в последние годы, автоматизированные компьютерные базы данных «Система», «Кодекс», «Гарант», «Консультант Плюс», «Эталон» и др., содержащие информацию о действующих нормативно-правовых актах. Целесообразно использовать и информационные возможности глобальной сети «Интернет» для поиска различных источников, а не для поиска готовых курсовых работ (которые, как правило, не соответствуют методическим требованиям и не имеют творческого подхода к раскрытию темы).

При выполнении курсовой работы необходимо использовать нормативно-правовые, правоприменительные и интерпретационные акты, содержащиеся как в открытой печати, так и в источниках ведомственного характера (ведомственные приказы, инструкции, правила, наставления и т.п.), не имеющие грифа «Для служебного пользования» или «Секретно».

Некоторые темы курсовых работ требуют изучения и обобщения практики применения законодательства. В связи с этим перед автором курсовой работы стоит задача изучить и обобщить правоприменительную практику соответствующих государственных органов. Это позволит установить тенденции и выявить имеющиеся недостатки и пробелы в действующем законодательстве, наметить пути повышения его эффективности, дать соответствующие рекомендации по дальнейшему усовершенствованию правоприменительной практики.

Собранные материалы в виде письменного обзора (справки, проекты документов) могут прилагаться к курсовой работе.

В сборе и анализе научной информации по теме серьезную помощь обучаемому оказывает научный руководитель. В процессе поиска и обработки литературных и нормативных источников могут возникнуть сложности, неясные вопросы, связанные с дискуссионным освещением отдельных проблем в научной литературе. В подобных случаях обучаемые могут прийти на консультацию к научному руководителю и выяснить те моменты, которые у них вызывают трудности.

Важными средствами руководства по курсовым работам являются всемерное поощрение творческой самостоятельности обучаемых, пробуждение их личной инициативы, научного поиска, выработка навыков исследовательской деятельности.

4. Написание текста курсовой работы

К основному этапу практического, самостоятельного написания текста курсовой работы можно приступить только после детального ознакомления со своей темой, изучения научной литературы, нормативного материала, практики применения законодательства. Предполагается, что обучаемый уже подобрал и изучил (законспектировал) специальную литературу, нормативный материал, юридическую практику и, в целом, представляет содержание темы.

Написание курсовой работы носит творческий характер. Поэтому недопустимо дословное переписывание текста из книг, журналов и т.п. Работы, представляющие собой механическое переписывание (без оформления цитат и ссылок) учебников и других источников (в том числе распространяемые в машиночитаемом виде или через Интернет), а также курсовые сочинения с низким уровнем грамотности и несоблюдением правил оформления, к защите не допускаются, а от их авторов требуется повторное представление текста работы.

Обучаемый должен проявить умение находить различные точки зрения, анализировать дискуссионные положения, приводить самостоятельные аргументы в пользу отстаиваемой позиции, формулировать теоретические выводы и вносить практические предложения по оптимизации действующего законодательства и практики его применения. Сопоставление различных суждений – непременное условие выполнения научной работы.

Автор в ходе работы должен руководствоваться следующими требованиями:

    - курсовая работа должна быть написана грамотным литературным языком;

    - работа должна носить исследовательско-аналитический, а не описательный характер;

    - работа не должна состоять из набора отдельных фактов, событий, точек зрения, цитат и т.п.;

    - в процессе подготовки работы нужно не только фиксировать юридически значимые факты, события, мнения, но и делать необходимые обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять тенденции и закономерности, формулировать предложения и рекомендации.

В соответствии с планом работы следует определить порядок рассмотрения каждого вопроса. Целесообразно вначале систематизировать категории и понятия, определить их логический ряд. Далее следует проанализировать различные точки зрения на исследуемую проблематику, а затем выработать собственную позицию и сделать соответствующие выводы обобщающего характера. Весьма ценным в курсовой работе является подкрепление теоретических выводов фактами практической деятельности, политической реальности, примерами из юридической практики. В работе обязательно должны присутствовать элементы полемики, ибо нельзя развивать новые взгляды иначе как полемически, без этого невозможно представить развитие научного мышления. Поэтому из собранного материала выделяют выписки с различными точками зрения, а затем анализируют, подкрепляют аргументами и примерами и вырабатывают собственную позицию, делая необходимые выводы.

На этом этапе уточняется материал и откладывается в сторону второстепенная или не имеющая отношение к теме исследовательская информация. Обучаемым в ряде случаев достаточно сложно самостоятельно определить узловые, наиболее важные аспекты темы, поэтому на данном этапе необходимо проконсультироваться с научным руководителем.

При написании текста курсовой работы следует исходить из того, что каждый пункт плана раскрывает отдельный аспект избранной темы. Не допускается повторения названия темы работы в названии отдельных ее разделов. Структурные части работы должны носить логически взаимосвязанный, непротиворечивый характер. Изложение вопросов осуществляется в примерно равном объеме.

Курсовая работа должна иметь следующую структуру:

- титульный лист (приложение № 2);

- содержание (приложение № 3);

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- список использованной литературы;

- приложение.

Курсовая работа в соответствии с планом начинается с введения, где подчеркивается актуальность темы, показывается степень ее научной разработанности, ее место в курсе теории государства и права, указываются мотивы избрания данной темы, определяются цели и задачи исследования, предлагаются методологические подходы к достижению обозначенных целей и решению поставленных задач.

Объем введения должен соответствовать примерно 10% от общего объема работы (2-3 страницы).

В основной части работы логически последовательно раскрываются поставленные вопросы. Для этого используют основные способы – от общего к частному (дедуктивное умозаключение) или от частного к общему (индуктивное умозаключение). Каждый вопрос должен включать вводную, описательную и заключительную части. Завершать изложение материала в каждом из разделов следует выводами частного характера. В первом вопросе особое внимание обращается на понятие и категории, которые рассматриваются в данной теме. В остальных вопросах в зависимости от плана темы раскрываются признаки, качественные характеристики, виды, стадии, системные связи и т.п. государственно-правовых явлений.

Автору следует постараться с максимальной эффективностью использовать имеющиеся теоретические знания и практические навыки, полученные в процессе изучения курса теории государства и права. Кроме того, важно показать связь теоретических положений с реальной жизнью государства и общества, обозначить точки соприкосновения проблемных положений курсовой работы с вопросами практической деятельности органов внутренних дел.

Положения дискуссионного характера следует аргументировать путем дополнительной ссылки на мнения авторов, являющихся признанными авторитетами в данной проблематике.

Поскольку курсовая работа является результатом самостоятельного изучения обучаемыми избранной темы, она должна содержать необходимые личные обобщения и выводы.

В заключительной части работы автором подводится итог научного исследования и делаются обобщающие выводы. Здесь следует:

- отметить вопросы, которые подверглись критическому осмысливанию, формулируя собственное авторское понимание проблемы;

- акцентировать внимание на теоретических узловых положениях, вызвавших особый интерес;

- выделить вопросы, имеющие практическую значимость для деятельности правоохранительных органов, обеспечения прав человека и гражданина, укрепления законности и правопорядка.

Обобщения и выводы необходимо излагать кратко и своими словами. Объем заключения составляет около 10% от всего содержания курсовой работы (2-3 страницы).

В библиографии (список использованной литературы) указываются все использованные источники, а не только цитируемая по тексту литература. При написании курсовой работы обучаемый должен использовать не менее 10-15 различных источников.

5. Оформление работы, представление ее для регистрации, рецензирования и определения допуска к защите

Важное значение при подготовке курсовой работы имеет ее оформление. Правильное оформление курсовой работы предполагает грамотное и аккуратное выполнение письменного текста сочинения и умелое, в соответствии с требованиями, оформление научного аппарата.

После того, как работа написана в черновом варианте, обучаемый должен внимательно прочитать ее, проверив стиль, логику изложения материала, выявив и устранив допущенные пробелы и противоречия.

Курсовая работа должна быть оформлена следующим образом:

- примерный объем курсовой работы должен составлять 30-40 страниц машинописного текста. Возможно незначительное увеличение объема на 5-6 страниц, если это предполагается особенностями темы и характером изложения материала. Сокращение слов не допускается за исключением официально установленных аббревиатур (РФ, МВД, ОВД и т.п.);

- работа выполняется на стандартных листах белой бумаги формата А-4 (размер 210×297). Текст работы выполняется на одной стороне листа;

- работа, печатается в текстовом редакторе MicrosoftWord, шрифтом TimesNewRoman № 14, через 1,5 интервала, абзацный отступ равняется 5 знакам. На странице располагается 28-30 строк, в строке 60-65 знака, включая пробелы между символами. Текст печатается от левой границы текстового поля работы и выравнивается полевой и правой границам текстового поля работы (выравнивание по ширине). Табличные документы могут быть изготовлены также с использованием редактора MicrosoftExcel и шрифта Arial. Размер шрифта автором выбирается самостоятельно, но не может быть менее № 10;

- при размещении текста курсовой работы на листе оставляются верхние и нижние поля в размере 20 мм, левое 30 мм, правое 10 мм. Страницы текста (кроме титульного листа) должны иметь сквозную (сплошную) нумерацию листов и брошюроваться в установленной последовательности;

- на титульном листе (первой странице, которая не нумеруется) указывается министерство (ведомство), к которому относится учебное заведение, полное название последнего, название кафедры, факультета, тема, фамилия и инициалы автора, номер учебной группы (курс, факультет), а также фамилия и инициалы научного руководителя, его ученая степень, звание (если таковые имеются) и должность, город и год выполнения работы;

-на второй странице размещается план курсовой работы и указывается, на каких страницах размещены введение, вопросы, заключение, список использованной литературы (библиографический список), приложения (если таковые имеются в работе);

- текст каждого раздела курсовой работы (введения, основной части, заключения, список использованной литературы) начинается с новой страницы;

- все дословные заимствования, содержащиеся в работе, должны оформляться в виде цитат и иметь соответствующие сноски с указанием автора и наименования источника информации, места и года его издания, номера страниц.

- ссылки на научные работы, нормативные акты, статистические и архивные данные в тексте обозначаются арабскими цифрами, а в сносках (внизу страницы) указывается цитируемый источник в соответствии с требованиями оформления научного аппарата (ГОСТ Р 7.05-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»)[2]. Сноски также обозначаются арабскими цифрами, прописанными с применением верхнего индекса (например «1», «2» и так далее).

Требования к правильному оформлению сносок рассматриваются как средство выработки у обучаемого навыков научно-исследовательской грамотной работы:

· при использовании журнальных материалов следует указывать фамилию, затем инициалы автора статьи; ее название; наименование журнала; год издания; номер журнала; номер страницы (например: Мартышин О.В. Идеология и формирование новой политической и правовой культуры в Российской Федерации // Государство и право. 2010. № 9. С. 5-15; Серков П.П. О понятии юридической ответственности // Журнал российского права. 2010. № 8. С. 42-49; Павлушкин А.В., Нанба С.Б. Новый формат конференции по мониторингу законодательства и правоприменения // Журнал российского права. 2010. № 8. С. 83-89; Урумов А.В. Дидактические принципы преподавания дисциплины «Теория государства и права» // Юридическое образование и наука. 2010. № 3. С. 25-29; Урумов А.В. Особенности и проблемы правотворческой деятельности органов внутренних дел на современном этапе // Юридический мир. 2007. № 7. С. 26-31).

· при ссылке на книгу указывается фамилия, затем инициалы автора; название книги; город, где книга издана; год издания и номер страницы где расположен абзац на который ссылается автор (например: Грязин И.В. Текст права: опыт методологического анализа конкурирующих теорий. Таллин, 1983. С. 54-55; Сорокин В.В. Юридическая глобалистика. Том 2. М., 2010. С. 78; Курдюк Г.П., Бутько Л.В. Отрасль права: эволюционирование и перспективы. Краснодар, 2004. С. 162.; Колоков Я.Н. Аутентичное толкование норм права: поиск новых парадигм. М., 2010. С. 11; Урумов А.В. Нормативно-правовые акты органов внутренних дел России. Краснодар, 2009. С. 20-21).Для коллективных монографий и сборников статей (если авторы не указаны перед заглавием книги) указывается редактор (отв. редактор, редкол., общая редакция) (например: Правотворчество в СССР / Под ред. А.В. Мицкевича. М., 1974. С. 65; Государство, право и управление: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. М.И. Абдуллаева и С.И. Некрасова. М., 2004. С. 33).

· при ссылке на нормативный акт необходимо указать его полное официальное наименование и официальный источник, в котором он опубликован (например: О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ (ред. от 01.12.2007г.) // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757; Об утверждении положения о Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 28 мая 2004 г. № 699 (ред. от 21.10.2008г.) // СЗ РФ. 2004. № 22. Ст. 2147).

Объектами ссылки могут также быть электронные ресурсы локального и удаленного доступа (в зависимости от режима доступа). Ссылки составляют как на электронные ресурсы в целом (электронные документы, базы данных, порталы, сайты и т.д.) так и на составные части электронных ресурсов (разделы и части электронных документов, порталов, сайтов, публикаций в электронных сериальных изданиях и т.п.). При сносках на электронные ресурсы глобальной сети Интернет, необходимо указывать их описание - автор, дата, название, тип документа, полный адрес для доступа к документу, то есть приводятся сведения, необходимые для поиска и характеристики технических спецификаций электронного ресурса. Сведения приводятся в следующей последовательности: системное требование, сведения об ограничении доступа, дату обновления документа или его части, электронный адрес, дату обращения к документу. Электронный адрес и дату обращения к документу необходимо приводить всегда. При этом дата обращения к документу – это та дата, когда составляющий ссылку открывал данный документ и этот документ был доступен. Системные требования приводят в том случае, когда для доступа к документу нужно специальное программное обеспечение, напримерAdobeAcrobatReader, PowerPoint, Архиватор RAR и т.п. Дата обновления документа или его части указывается в том случае, если она зафиксирована на сайте. Если дату обновления установить нельзя, то не указывается ничего. При ссылке на электронный ресурс опускают [Электронный ресурс] и Режим доступа. Их заменяют аббревиатурой URL (UniformResourceLocator - унифицированный указатель ресурса), после которого указывают интернет-адрес страницы. После электронного адреса в круглых скобках приводят сведения о дате обращения к электронному сетевому ресурсу, после слов «дата обращения» указывают число, месяц, год.

Сноски на электронные ресурсы оформляются в соответствии с требованиями ГОСТа Р 7.05-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»[3].

Библиографическое описание электронных ресурсов в списке использованной литературы курсовой работы должно содержать обязательные элементы описания: автор, дата, название, тип документа, полный адрес для доступа к документу, то есть приводятся сведения, необходимые для поиска и характеристики технических спецификаций электронного ресурса. В списке использованной литературы электронные ресурсы включаются в общий массив ссылок вместе с другими источниками (которые не являются электронными), поэтому следует указывать обозначение материалов для электронных ресурсов – [Электронный ресурс].

В конце работы составляется общий список фактически использованной литературы. Библиография оформляется в соответствии с ГОСТом Р 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»[4]. Общая схема оформления библиографии: Ф.И.О. автора (авторов); основное заглавие: сведения, относящиеся к заглавию (если таковые имеются); сведения об издании: место издания (город, издательство), год издания, объем.

Библиографию следует располагать по разделам в следующем порядке:

1. Нормативные акты по юридической силе в следующем порядке: Конституция РФ; Конституции республик в составе РФ; Уставы субъектов РФ; законы РФ; указы Президента РФ; акты Правительства РФ; акты министерств и ведомств; решения органов местного самоуправления; Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; другие источники.

2. Научная и учебная литература в алфавитном порядке (книги, статьи, авторефераты и диссертации, литература на иностранном языке).

3. Материалы юридической практики (судебной, нотариальной и др.).

4. Неопубликованные документы.

Нумерация использованных источников в библиографическом списке

Выполненная курсовая работа направляется на кафедру для проверки. В течение семи дней руководитель осуществляет проверку курсовой работы и составляет отзыв. В отзыве отражается: степень самостоятельности, полнота раскрытия темы, обоснованность выводов, корректность использования литературы и нормативных правовых актов, основные недостатки работы (ошибки, неточности, неверные формулировки, стилистические ошибки), делается вывод о возможности допуска к защите. К защите не допускаются работы, не отвечающие требованиям самостоятельного и творческого подхода к раскрытию темы. Отзыв доводится обучающемуся. Небрежно оформленные или имеющие другие нарушения требований курсовые работы возвращаются без отзыва научного руководителя.

Обучающиеся, не допущенные к защите курсовой работы имеют право доработать с учетом замечаний, отраженных в отзыве, курсовую работу и повторно представить ее руководителю на проверку. Повторное представление курсовой работы осуществляется не позднее семи дней до даты защиты в соответствии с расписанием.

Обучающиеся, не предоставившие курсовую работу на кафедру в установленный срок для написания отзыва и (или) на момент защиты курсовой работы она отсутствует или не допущена к защите, экзаменатором выставляется оценка «неудовлетворительно».

6. Защита курсовой работы

Защита курсовой работы обучающимися определяется расписанием занятий. Данная процедура представляет собой публичное сообщение, в ходе которого обучаемый в течение 10-15 минут в соответствии с планом, кратко и убедительно характеризует актуальность темы, цель и основные положения своей работы, излагает содержание работы, делает обзор использованной научной литературы, обобщает основные выводы, вытекающие из темы исследования. Далее автор курсовой работы отвечает на замечания рецензента и вопросы, заданные в ходе защиты на которые должны быть даны полные и аргументированные ответы.

По окончании защиты, автору объявляется оценка по четырехбальной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». При неудовлетворительной оценке в зависимости от вывода возможна либо повторная защита, либо повторное выполнение работы с последующей защитой.

При оценке курсовой работы учитывается не только полнота изложения темы, правильность освещения вопросов, степень использования литературы и законодательства по теме, грамотность и качество оформления, но и:

- степень владения материалом и умение излагать свои мысли в письменной и устной форме;

- уровень знания и умение использовать нормативные акты, научную и учебную литературу;

- способность связывать теоретические положения с потребностями современной практики;

- самостоятельность и творческий подход к разработке темы;

- достоверность и научная обоснованность выводов и практических положений;

- культура авторского изложения и умение правильно применять юридическую терминологию, защищать собственное мнение, отстаивать те или иные позиции по выбранной для исследования проблеме.

После защиты курсовая работа вместе с отзывом руководителя сдается на кафедру, о чем делается запись в журнале учета курсовых работ (проектов). Работа хранится на кафедре два года, затем уничтожается по акту.

 

При получении неудовлетворительной оценки обучаемый обязан повторно выполнить работу по новой теме или переработать прежнюю.

Защита работ, в том числе повторная, должна завершиться до начала экзаменационной сессии. Курсант (слушатель, студент), не защитивший курсовую работу в установленные сроки, к сдаче экзаменационной сессии не допускается.

После защиты курсовая работа вместе с отзывом научного руководителя сдается на кафедру и регистрируется в специальном журнале. Работа хранится на кафедре или в специальной библиотеке два года, затем уничтожается по акту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: