Мы уже ввсли в обърот понятис по- 9 страница

Патриархальная, или приходс­кая, политическая культура присуща социальным общно-стям, политические интересы которых не выходят за рамки своей общины, деревни или района. Ее отличительной чер­той является полное отсутствие у членов сообщества ин­тереса к политическим институтам, к центральным властям. Как местные вожди, так и подданные не испытывают ни­какого чувства к центральному правительству, их отноше­ние к нему не определяется никакими нормами. В современной действительности самыми близкими эквива­лентами такой политической культуры могут быть отно­шения, существующие в африканских племенах.

237


Подданническая политическая культура отличается сильной ориентацией социальных субъектов на политическую систему и результаты деятельности властей. но слабым участием в обеспечении функционирования этой системы. Носители подданнической политической культуры осознают существование специализированных политических-институтов, имеют к ним отношение негативное или по­зитивное, но не склонны принимать участия в политической деятельности. От центральной власти подданные в этом случае ожидают либо приказов, либо благ.

Активистская, или гражданская, политическая культура характеризуется сильной ориента­цией на существующую политическую систему и на ак­тивное участие в политической жизни общества. Носители такой культуры заинтересованы не только в том, что им дает политическая система, но также и в том, чтобы играть активную роль в обеспечении функционирования ее инс­титутов. К власти они относятся не только в плане необ­ходимости подчинения ее предписаниям и решениям, но и в плане необходимости своего участия в процессах выра­ботки, принятия и выполнения этих решений. В силу ука­занных черт данного типа политической культуры его принято называть также культурой участия.

Из смешения элементов этих трех чистых типов возни­
кают еще три вида политической культуры: патриархаль­
но-подданническая, подданническо-активистская и патриар­
хально-активистская. Именно эти смешанные типы полити­
ческой культуры, по мнению Алмонда и Вербы, преобладают
в истории различных обществ.                                    *

В России и Беларуси, по нашему мнению, существовав­шая в дооктябрьский период авторитарно-монархическая разновидность подданнической политической культуры сме­нилась в советское время авторитарно-вождистской ее раз­новидностью. Важнейшим признаком последней являются примат государства над человеком, тотальное подчинение индивида так называемым высшим государственным инте­ресам, превращение его в «винтик» огромного социального механизма, направляемого волей вождя. Носитель автори­тарно-вождистской политической культуры в своем пове­дении ориентируется не на нормы закона, не на принципы

238


функционирования различных политических институтов, а на волю вождя, начальника. Обозначившийся ныне переход к демократической политической системе невозможен без преодоления прежней, авторитарно-вождистской, полити­ческой культуры, которая все еще проявляется в психологии и поведении широких слоев населения.

nilliiIIS!||lll           В любом обществе наряду с полити-
ческой культурой существуют различ-
ные политические субкультуры. В
политологической литературе субкультура рассматривается
как совокупность политических ориентации, значительно
отличающихся от ориентации, доминирующих в данном
обществе. Речь, по существу, идет об особенностях по­
литических культур различных социально-демографических
и профессиональных групп. Так, различают политическую
субкультуру молодежи, женщин, интеллигенции, творче­
ской элиты, служащих государственного аппарата, деревен­
скую, городскую и т. д. В странах с многонациональным
составом населения различают этническую субкультуру.
Особенности каждой из подобных политических субкультур
обусловлены различиями положения общественных групп
в экономической и социальной структуре общества, а также
этническими, расовыми,' религиозными, образовательными,
половозрастными и другими особенностями их носителей.
Наличие в обществе множества политических субкультур
может оказаться источником дестабилизации общественно-
политической жизни. Иногда отдельные субкультуры на­
столько отличаются от общей политической культуры, что
могут рассматриваться в качестве самостоятельных контр­
культур. Стабильности общества способствует единство его
политической культуры. Видимо, нереальной является за­
дача преодоления множественности политических субкуль­
тур. Однако можно и следует стремиться к совместимости
между различными субкультурами, к согласию всех соци­
альных групп по коренным вопросам жизни общества.

Нацйрн|й:Ины^ I В обществоведческой литературе весь-
черты политической ма часто употребляются понятия «на-
культуоы ;                                            

7 у               циональныи характер», «националь­
ный менталитет». Термин менталитет (ментальность) —
латинского происхождения (лат. mens — ум, мышление,

239


образ мыслей, душевный склад). В социологии и социальной психологии этим термином принято обозначать совокуп­ность готовностей, установок и предрасположенностей ин­дивида, социальной группы или народа действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом. Это понятие характеризует глубинные черты со­знания и поведения, оно в концентрированном виде отра­жает единство высокорационализированных форм сознания (науку, философию, политическую идеологию, религию и т. п.) и мира бессознательных структур, неосознанных куль­турных кодов, определяющих поведение людей. На уровне ментальности «пересекаются» природные и культурные, ра­циональные и эмоциональные, сознательные и бессозна­тельные, личностные и общественные компоненты струк­туры индивидуального и коллективного сознания и пове­дения.

Национальный менталитет, или национальный харак­
тер,
формируется на протяжении длительного времени,
охватывающего практически всю историю данного народа.
Конкретные черты характера народа складываются в зави­
симости от его традиций, культуры, социальных структур,
внешней, природной среды обитания. В свою очередь, бу­
дучи социально-психологическим феноменом, сама менталь-
ность выступает как порождающее сознание, задавая
определенные образцы мышления и поведения личностей,
социальных групп и народа в целом. Таким образом, на­
циональный менталитет — определенный способ видения
мира и типичных образцов социального действия, регули­
рующих поведение народа на протяжении длительного вре­
мени.                                                                                                          *

Политологию интересуют особенности национального менталитета с целью выяснения его влияния на политиче­скую жизнь, на политическую культуру общества. К на­стоящему времени накоплена обширная литература, посвященная анализу типичных черт национального харак­тера и обусловленных ими стереотипов политического по­ведения различных народов.

Например, в национальном характере белорусов иссле­дователи чаще всего отмечают такие черты, как трудолюбие и выносливость, рассудительность и неторопливость, мяг­кость характера и добродушие. Вместе с тем для значи-

240


тельной части белорусов характерны пассивность и нере­шительность, отсутствие настойчивости и рисковости, ма-лоразговорчивость. Белорусы, как правило, отличаются по­слушностью и даже покорностью представителям власти, им свойственно стремление к мирным отношениям с другими народами. Все это предопределяет эволюционный характер развития политической жизни Беларуси, отсутствие здесь почвы для радикальных политических движений [75. С. 236—243 ].

Издавна предметом внимания исследователей являются особенности национальной ментальности русского народа. Наиболее обстоятельное изложение данного вопроса можно найти в книге известного философа Н. О. Лосского «Ха­рактер русского народа», впервые изданной в 1957 г. Автор приходит к выводу, что основной, наиболее глубокой чертой национального характера русского народа является его ре­лигиозность и связанное с нею искание абсолютно совер­шенного царства бытия. Русский человек обладает чутким различением добра и зла, зорко подмечает несовершенство общественных установлений и учреждений, никогда не удовлетворяясь ими [56. С. 240—241 ]. К числу важнейших свойств русских философ относит также страстность, волю, свободолюбие, склонность к анархизму, доброту, дарови-«тость, мессианизм, нигилизм, максимализм. В книге при­водятся многочисленные иллюстрации массового проявления указанных черт национального характера в политической жизни России. С точки зрения Лосского, к примеру, гран­диозная территория Российской империи сложилась отчасти потому, что вольнолюбивые русские люди бежали от своего государства, но когда они заселяли новые земли, государство настигало их [56. С. 276].

Интересные выводы относительно влияния национальной ментальности русского народа на его исторические судьбы сделал академик Д. С. Лихачев. В этом отношении он считает важными такие черты национального характера русских, как преданность идее свободы личности и стрем­ление во всем доходить до крайностей, до пределов воз­можного и притом в кратчайшие сроки. По его мнению, вторая из отмеченных черт — доведение всего до пределов возможного — составляет истинное несчастье русского на­рода. Именно из-за данной особенности своего националь-

241


ного характера Россия часто оказывалась на грани чрез­вычайной опасности [54. С. 4—5].

Видимо, эта черта национальной ментальное™ русских не в последнюю очередь способствует и тому, что история России сопровождается периодической переделкой, «пере­стройкой» всех основ общественной жизни. За последнюю тысячу лет таких крупных «перестроек» общества, его са­моотрицания усматривается, по крайней мере, пять: пер­вое — это отрицание своей языческой сути, обращение к христианству, что сориентировало страну на западную мо­дель развития; второе — осуждение феодальной раздроб­ленности через образование централизованного Московского царства, что обусловило поворот к деспотическому азиат­скому Востоку; третье отрицание связано с Петровскими реформами и, как легко видеть, ориентировано обратно с Востока на Запад; четвертое — это революция 1917 г., которая снова повернула вектор развития с Запада на Восток; наконец, пятое самоотрицание — это нынешние перемены, которые, несомненно, ориентируют общество на западную модель развития.

и политическая система   w

Надо обратить внимание на то, что всякий раз подобные
решительные самоотрицания сопровождались тотальным
разрушением прежних экономических, политических и ду­
ховных структур и ценностей. Уже в наши дни мы явились
свидетелями разрушения существующих политических ин­
ститутов и символов, сложившихся духовных ценностей,
материальных памятников истории и культуры. Но исто­
рический парадокс состоит в том, что тотальное по форме
отрицание прежнего образа жизни и системы ценностей
никогда не вело к их подлинному преодолению или унич­
тожению. Складывавшиеся веками социальные институты
и ценности не исчезали бесследно, а вновь возрождались
в своей прежней сути, хотя и под новыми названиями.
Политическая            Между политической культурой и по-
культура литической системой общества суще­
ствует тесная взаимосвязь. Стереотипы
политического поведения в той или
иной степени аккумулируются в дея­
тельности политических институтов. В целом институцио­
нальная структура политической системы закрепляет

242


сложившиеся формы политических отношений, а полити­ческий режим выступает как итог политико-культурного развития общества. Вместе с тем существует и обратное влияние, хотя и менее сильное, — на базе одной и той же политической культуры могут возникать и эффективно действовать различные модификации политической систе­мы, в том числе и отличающиеся существенно.

Таким образом, политическая культура — это система исторически сложившихся, относительно устойчивых и воп­лощающих опыт предшествующих поколений людей уста­новок, убеждений, представлений и стереотипов поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политических отношений. Фиксируя принципы, нормы и институциональные механизмы их взаимоотношений, по­литическая культура тем самым обеспечивает воспроизвод­ство политической жизни общества на основе исторической преемственности. При этом она выступает как объективная данность, являющаяся не простым внешним отражением существенных черт политического процесса, но его внут­ренней, органической частью. Вплетенная в контекст су­ществующих общественно-политических отношений, в структуру социальной деятельности, политическая культура возникает и эволюционирует вместе с этими отношениями.

Углубленное изучение политического сознания и по­литической культуры является непременной стороной по­знания политической жизни любого общества. Именно они во многом объясняют истоки, характер и особенности кон­кретной политической системы, существующие в обществе политический режим, поведение общественных групп, ди­намику и направленность политических процессов. Необ­ходимость изучения политического сознания.и политической культуры диктуется также потребностями в прогнозах по­литического поведения людей, без чего невозможна резуль­тативная практическая политика.
















































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: