Мы уже ввсли в обърот понятис по- 7 страница

209


Партизанская война рассматривается ее руководителями как длительный ряд столкновений с правительственными вооруженными формированиями с целью их деморализации, изматывания сил и последующего окончательного разгрома. Исход такой войны бывает разный. В одних случаях по­встанческие отряды могут быть разгромлены регулярными войсками. В других — война завершается победой оппози­ционных сил, под контроль которых переходит вся терри­тория страны. Например, партизанская война была основ­ным средством в целом ряде революционных процессов текущего столетия (Китай, Вьетнам, Куба, Алжир), которые завершились разгромом регулярных вооруженных армий. Случается, партизанское движение, не добившись конечной победы, в течение длительного времени контролирует не­которую часть территории страны. Наконец, в ряде случаев после переговоров с официальными властями партизанские отряды или разоружаются, или в значительной своей массе вливаются в регулярные вооруженные силы.

Террористические группы

Еще одной формой вооруженного на­силия в политических целях является терроризм (от лат. terror — страх, ужас). Это движение не широких масс, а небольших, но тщательно организо­ванных подпольных террористических групп. В качестве средства террористы используют насиль­ственные акты против отдельных граждан, главным образом, официальных лиц, а также разрушение материальных объ­ектов: убийства, захват заложников, взрывы в обществен­ных помещениях, на улицах, в аэропортах, вокзалах и т. д. Основной целью террористического насилия является подрыв авторитета правительства путем нагнетания среди населения атмосферы страха. Одновременно с этим пресле­дуется цель обеспечения террористической группе широкой рекламы и придания ей политической значимости. Этот метод политической борьбы использовался и используется группами самой разной идеологической направленности. Однако нередко террористы свои акции сопровождают и вполне конкретными политическими требованиями.

В отличие от партизанской борьбы, развертывающейся в сельской местности, терроризм — это, по преимуществу,

210


городское явление. Чем крупнее город, тем террористам легче скрываться. Понятно, что в определенных условиях деятельность таких групп может встречать сочувствие среди различных общественных кругов. Известно, например, ка­кой положительный общественный резонанс вызывали дей­ствия террористов-народовольцев в России. Население оказывало им содействие, когда необходимо было скрыться, а суды оправдывали участников террористических акций. Сила террористических групп заключается главным образом в тайне проведения операций. Поэтому основным оружием в борьбе против таких групп является проникновение в их организации, что далеко не просто.

Согласно выводам специалистов, современный терроризм имеет тенденцию к интернационализации. Террористы раз­личных национальных организаций поддерживают систе­матические контакты, оказывают друг другу разного рода услуги, обмениваются опытом, предоставляют необходимую информацию, оружие, убежище. Они проводят совместные тренировки, а иногда и осуществляют операции смешан­ными бригадами, в задачу которых нередко входит причи­нение ущерба иностранному государству, рассматриваемому как враждебное.

* В соответствии с указанной особенностью некоторые со­временные террористические формирования за рубежом яв­ляют собой не типичные для сравнительно еще недавнего времени группки заговорщиков и фанатов, а разветвленные организации с внутренним разделением труда, мастерскими, складами, типографиями, лабораториями, убежищами, гос­питалями, доходными предприятиями. Они используют пе­редовой военный опыт, новейшее легкое вооружение, современный транспорт и радиосвязь. Такие формирования превращают захваты банков, рэкет, взятие заложников с целью получения выкупа в постоянно функционирующую отрасль высокодоходного бизнеса. Они внедряют своих лю­дей в различные звенья государственного аппарата, про­мышленного и финансового мира.

Государство       Неверным было бы полагать, что не-
и проблема легальные вооруженные отряды всегда
терроризма создаются только враждебными прави­
тельству политическими группировками. Правительство са-

211


мо иногда поощряет возникновение подобных военизиро­ванных формирований, считая репрессивные действия офи­циальных силовых структур недостаточными. Такие объ­единения выступают в качестве «вооруженной руки» близ­ких к правительству влиятельных политических кругов, которые финансируют их и манипулируют ими в своих интересах через спецслужбы государства. Правящая по­литическая группа, предоставляя такого рода «самодеятель­ным» вооруженным отрядам свободу действий, пытается использовать их в качестве инструмента борьбы со своими политическими противниками. Главнач их задача состоит в осуществлении репрессивных действий, за которые офи­циальные власти формально не отвечают. Таким образом, подобные общественные формирования также выполняют функцию силового давления, но не на правящую группу, а на оппозиционные организации.

Возникновение на территории государства каких бы то ни было нелегальных вооруженных групп является признаком или кризисных явлений в общественном развитии, или не­демократизма политической системы, или утраты правящей группой авторитета, легитимности своего господства. Как от­мечал Макс Вебер, государство, чтобы быть таковым, должно охранять свою монополию на насилие и распоряжение ору­жием. Там, где оно отказывается от этой тяжелой обязанности, право на насилие захватывают другие негосударственные структуры. Выполняя эту свою обязанность, государство вправе использовать оружие. Но при этом было бы ошибочным ограничиваться только ответными репрессивными мерами. В свое время французский писатель В. Гюго высказал блестящую мысль: «Право избирать отменяет право вос­ставать». Поэтому главным путем преодоления физиче-" ского насилия как политического средства является создание предпосылок для сотрудничества всех политических сил, т. е. развитие демократических принципов общественной жизни, осуществление назревших социально-экономических реформ.

Завершая рассмотрение данной проблемы, подчеркнем, что растущее разнообразие и активность общественных объ­единений и движений отражают глубинные процессы об­щественной жизни, существенно влияют на перегруп­пировку политических сил, создают новый социально-по­литический фон.

212


8. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

8.1. Политическое сознание

Понятие

«политическое

сознание»

Подойти к этому понятию можно на основе философской трактовки поня­тия сознание, которое в самом общем виде обозначает высший уровень ду­ховной активности человека как социального субъекта. Раз­личные философские направления по-разному рас­сматривают природу сознания. Идеализм исходит из того, что сознание развивается спонтанно и может быть понято исключительно из самого себя. Диалектико-материалисти-ческое учение исходит из того, что невозможно анализи­ровать сознание изолированно от явлений общественной жизни. Оно представляет собой свойство высокоорганизо­ванной материи — мозга — и выступает как осознанное бытие, субъективный образ объективного мира. С социоло­гической точки зрения, сознание выступает прежде всего как отображение в духовной жизни людей их общественного бытия, интересов и представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом.

Политика, политические отношения являются частью общественного бытия. Соответственно и политическое со­знание выступает как отражение в духовной жизни людей в первую очередь их политического бытия — всего разно­образия политической жизни, политических процессов и явлений. Одновременно политическое сознание является атрибутом политического действия, его непременным со­ставляющим элементом. Политика — это целесообразная деятельность, она предполагает наличие у действующего субъекта определенных представлений о политической дей­ствительности, осознание своих устремлений, формулиро­вание цели, выбор средств и способов ее достижения.

Как мы видели, главным вопросом отношений людей в политической сфере является вопрос о государственной вла­сти. Соответственно этот вопрос занимает главное место и в структуре политического сознания. Без его уяснения не может быть и речи о сознательном участии в политике. Не менее важное место в политическом сознании занимает

213


проблема политических интересов людей, которые высту­пают в качестве побудительных мотивов политического дей­ствия. Вместе с тем политическое сознание отражает гораздо более широкий круг социальных явлений. Это вытекает из самой природы политики. Поскольку она имеет в качестве объекта своей деятельности все сферы общественной жизни, то политическое сознание так или иначе включает в себя все отраженное социальное бытие.

Таким образом, политическое сознание является отра­жением производственно-экономических и иных обществен­ных отношений индивидов, социальных групп, классов, наций, общества в их совокупном отношении к государст­венной власти. По своему содержанию оно охватывает все представления людей, опосредующие их объективные связи как с институтами власти, так и между собой по поводу участия в управлении делами государства и общества.

Определение политического сознания через категорию «отражение» отнюдь не означает, что оно есть пассивный элемент политического процесса. Наоборот, будучи имма­нентным свойством всякого социального субъекта, оно вы­ступает в качестве активного начала в политике. Политическое сознание может опережать общественную практику, прогнозировать развитие событий и тем самым выступать стимулирующим политическую деятельность фактором. Вместе с тем политическое сознание, если оно в искаженном виде отражает социальную действительность, может приводить к волюнтаризму в политике, когда дей­ствующий субъект не считается с объективными законами общественной жизни, руководствуется субъективными же-"" ланиями и произвольными решениями.

сознан ия

Социальны*               Как и сознание в целом, политическое
носители сознание может принадлежать только
определенным субъектам, а именно:
субъектам политических отношений.
Как известно, субъектами политики
выступают индивиды, социальные группы, классы, нации,
общество в целом. Они и являются социальными носителями
политического сознания. Соответственно различают поли­
тическое сознание ивдивида, социальной группы, класса,
нации, общества.




































214


Политическое сознание отдельного индивида, социальной группы и общества не тождественны друг другу. Полити­ческое сознание группы и общества не есть простая сумма политических представлений составляющих их индивидов. Каждая социальная группа, как и каждое общество, будучи самостоятельными субъектами политики, вырабатывают свои собственные политические представления. В то же время между индивидуальным, групповым и массовым, т. е. присущим народу, обществу, видами политического сознания существует диалектическая взаимосвязь. Совокуп­ность политических идей, носителями которых выступают социальные группы и общество в целом, является основой формирования индивидуального политического сознания. В свою очередь, личностные особенности политических взгля­дов и убеждений благодаря творческой активности их но­сителей могут приобретать характер групповой или общественной ценности.

Социально-классовые Политика есть область отношений всех
и йацирнальн^в классов и слоев к государству и пра-
4*6^0 вителъству, сфера взаимоотношений
е                          между социальными группами, клас­
сами, нациями и народами. В силу
политическое сознание не в последнюю очередь вы­
ступает и как специфическая форма выражения политиче­
ских интересов социальных классов и групп. Оценка соци­
ально-политической действительности зависит от того кон­
кретного положения, которое занимает носитель этой оцен­
ки — личность, социальная группа, класс — в данной
системе общественных отношений. Поэтому политическому
сознанию указанных социальных субъектов объективно при­
сущи социально-классовые черты. ч

Такие черты в значительной мере присущи и полити­ческому сознанию общества в целом. Каждая социальная группа стремится представить свои политические интересы как отвечающие общим интересам. Однако наиболее суще­ственное влияние на характер политического сознания об­щества оказывают экономически доминирующие соци­альные силы, которые располагают максимальными воз­можностями для духовного производства и соответственно для своего влияния на всех членов общества. Вместе с тем

215


политическое сознание, отражая объективные интересы на­ции, народа в целом, характеризуется и общенациональ­ными чертами, которые присущи всем социальным группам и индивидам.

Между социально-классовыми и национальными элемен­тами политического сознания происходят сложные процессы взаимодействия и взаимовлияния. Обе эти стороны посто­янно в той или иной мере присущи сознанию любого субъ­екта политики, однако в различные периоды общественного развития доминируют или одни, или другие. Несомненно, например, что в периоды внешней угрозы безопасности страны на первый план в политическом сознании всех общественных сил выходят общенациональные интересы. В конце XX в. перед лицом глобальных проблем человечества в политическом сознании народов все большее место зани­мают общечеловеческие ценности и интересы.

политического сознания

Уровни                Политическое сознание системно по
своему характеру, оно имеет много­
уровневую структуру. Уровень полити­
ческого сознания — это определенная
ступень, достигнутая социальным субъектом в познании
процессов и явлений, имеющих место в сфере политических
отношений. По крайней мере, в структуре политического
сознания можно выделить такие уровни, как обыденный,
эмпирический и теоретический.

Обыденный уровень политического сознания — это совокупность политических идей и взглядов общества, класса, социального слоя, группы людей и отдельных ин­дивидов, возникающих из непосредственного восприятия будничной общественной жизни. Характерной его особен- „ ностью является эмоционально-рассудочное осмысление действительности. Имея дело главным образом с внешними проявлениями политических процессов, обыденное созна­ние, как правило, не проникает в их сущность, не подни­мается до понимания их глубинных противоречий и закономерностей. Поэтому в содержательном отношении оно характеризуется размытостью, отрывочностью и неси-стематизированностью представлений о политических яв­лениях. Однако его простая логика, основанная на так называемом «здравом смысле», служит достаточно надеж-
























216


ным ориентиром в происходящих политических собы­тиях.

Обыденное политическое сознание является важным предметом изучения в социологии политики. Реальное со­стояние обыденного политического сознания обусловлено историческими, социальными, национальными, образова­тельными, возрастными и другими особенностями социаль­ных субъектов. На него оказывает влияние состояние дел во всех сферах жизни общества.

Рассматривая этот уровень политического сознания, сле­дует предостеречь от традиционно необоснованного нега­тивного отношения к нему. В политике обыденное сознание играет весьма существенную роль, его качественным состо­янием предопределяются важные решения. Серьезный по­литик не может его игнорировать. Дело в том, что обыденное сознание, будучи исторически первичным способом идеаль­ного отражения действительности, служит источником на­копления реалистических элементов знания, выполняет особую функцию в структуре общественного сознания — воспроизводит в формах повседневного знания все богатство жизни общества и складывающихся в нем отношений. До­полняясь за счет других способов духовного освоения мира, обыденное сознание, конечно же, обогащается новой ин­формацией, структурно усложняется, но при этом остается самим собой, поскольку его функции не берет на себя ни один ни другой уровень сознания.

В качестве относительно развитой формы обыденного политического сознания можно квалифицировать такой фе­номен, как общественное мнение. Под таковым понимается исторически обусловленное и изменяющееся состояние об­щественного сознания больших групп людей, заключающее в себе их отношение к проблемам, важным для "обществен­но-политической жизни.

Общественное мнение не идентично совокупности раз­личных мнений, высказываемых лицами или группами, из которых состоит общество. Простая сумма частных мнений есть конгломерат всевозможных взглядов по различным вопросам политики. Общественное мнение — конкретные суждения по тем или иным проблемам жизни, разделяемые многими членами общества. Из первоначально единичных

217


или немногих совпадающих суждений в определенных ус­ловиях может возникнуть общественное мнение. Но для того, чтобы суждение по политической проблеме приобрело характер общественного, необходимо чтобы оно имело до­статочно широкое распространение, чтобы его разделяли очень многие люди.

Оценивая роль общественного мнения в политической жизни, необходимо иметь в виду, что как форма сознания оно есть в большей мере продукт эмоциональной, нежели рационально-познавательной деятельности. Оно возникает не на основе тщательной интеллектуальной работы и опыт­ного подтверждения складывающихся представлений, а в результате целенаправленного воздействия главным образом средств массовой информации на эмоциональную сферу людей. Поэтому общественное мнение зачастую искаженно истолковывает политические явления или просто выступает в качестве предубеждения людей, которые непоколебимо уверены в своей правоте. Кстати, предубеждения имеют чрезвычайно широкое распространение в политической жиз­ни. Их отличительной чертой является то, что они не обосновываются рационально, а рассматриваются их жер­твами как неоспоримая истина.

Однако, несмотря на это свойство общественного мнения,
политическая жизнь без него немыслима. В сущности, оно
является политическим содержанием коллективной воли и
в этом своем качестве становится необходимым моментом
функционирования самой политической системы. От на­
правленности общественного мнения в значительной мере
зависит успех усилий правящей политической группы по*
достижению поставленных целей. Именно поэтому во всех
государствах между различными политическими силами ве­
дется борьба за монопольное влияние на органы, форми­
рующие общественное мнение: печать, радио, телевидение,
партии, парламент. Не напрасно средства массовой инфор­
мации зачастую образно называют четвертой властью, так
как им принадлежит решающая роль в формировании об­
щественного мнения, что очень важно для обеспечения 4
успеха той или иной политической силе.                          f

Обыденное политическое сознание иногда отождествляют И с массовым сознанием. Это не совсем верно. Понятия «обы- |


















218


денное сознание» и «массовое сознание» выражают различ­ные грани общественного сознания, и, как таковые, они различаются по своим носителям и содержанию. Обыденное политическое сознание имеет конкретных постоянных но­сителей — индивиды, социальные группы и общности — и характеризуется относительно устойчивыми чертами. В структуре политического сознания, носителем которого яв­ляется общество, народ как целое, также присутствует обыденный уровень. Специфика же собственно массового сознания, его содержание и функциональные свойства обус­ловлены особой природой его носителя — массы.

В литературе термином «масса» принято обозначать воз­никшее по тем или иным обстоятельствам неопределенное в количествеяном и качественном отношении, разнородное по своему составу и не оформленное в структурированную целостность множество людей. Очевидно, что масса есть особая общность, не тождественная ни народу, ни соци­альной группе, ни классу. Такая общность также выраба­тывает свои представления об окружающей ее социальной действительности, и потому она выступает носителем спе­цифической формы общественного сознания — массового. Функциональная роль массового сознания состоит в обес­печении возможности данной совокупности людей ориен­тироваться в тех конкретных жизненных ситуациях, в которых она действует. Массовое сознание проявляется в сферах производства, потребления, досуга, спорта, политики и т. д. Оно имеет место ровно столько, сколько существует то социальное образование, которое порождает данный тип сознания. Иногда такое сознание составляет доминирующий компонент представлений и «классических» групп общества.

С содержательной точки зрения, в массовом сознании отражаются знания, представления, нормы и ценности, раз­деляемые; возникшей по тем или иным обстоятельствам совокупностью индивидов. Оно является результатом со­вместного восприятия в процессе непосредственного и опос­редованного общения людей информации о происходящих (мнимых илк действительных) событиях, процессах, явле­ниях социально-политической жизни. Большинство иссле­дователей, характеризуя особенности массового сознания, указывают ча наличиг в нем таких черт, как неустойки

219


вость, иррациональность, алогизм, отсутствие здравого смысла, функционирование в режиме подсознания. Вообще же природа и свойства массового сознания плохо поддаются фиксации и описанию.

Эмпирический (от греч. empeiria — опыт) уровень политического сознания — это более или менее осознанная сумма наблюдений о явлениях и процессах политической жизни, которые возникают у ее участников. Этот уровень формируется на почве практического повсед­невного опыта людей. В отличие от обыденного данный уровень сознания характеризуется большей определенно­стью и предметностью представлений о социально-полити­ческих процессах.

Вместе с тем обыденный и эмпирический уровни по­литического сознания недалеко отстоят друг от друга. Хотя они не тождественны, но между ними есть немало общих черт. Обоим им присущи такие ярко выраженные психо­логические черты, как чувства, настроения, импульсив­ность, эмоциональное восприятие происходящих полити­ческих событий. Психологический компонент политиче­ского сознания особенно сильно проявляется в периоды политической нестабильности, в кризисных ситуациях, в переходные периоды общественного развития.

Теоретический уровень политического сознания — это наиболее высокая ступень в познании политической реальности. Он выступает как система идей и представлений, выработанных на основе научного осмыс­ления всей совокупности фактов и явлений, относящихся к социально-политической сфере общества. Такой уровень сознания включает в себя более или менее целостное " представление о закономерных существенных связях и от­ношениях социально-политической действительности. Со­держание политического сознания на теоретическом уровне закрепляется в форме научных понятий и категорий, а также социально-политических теорий, учений, концепций и доктрин. О понятиях и категориях как элементах поли­тологического знания речь шла в первом разделе учебника. Поэтому здесь приведем лишь общее определение полити­ческих теорий, учений, концепций и доктрин.

Теория (от греч. theoria — наблюдение, исследование)

220


в широком смысле слова — это комплекс идей, понятий и принципов, объясняющих какой-либо класс явлений. В бо­лее узком смысле теория есть высшая, опытно обоснованная, логически непротиворечивая система знания, дающая це­лостное представление о существенных свойствах, законо­мерностях, причинно-следственных связях, определяющих характер функционирования и развития определенной об­ласти реальности.

Соответственно и политическая теория выступает как наиболее целостное, в высокой степени достоверное, сис­тематически развиваемое знание о существенных связях и закономерностях, присущих политической действительно­сти. Развитая политическая теория (наука) — это не просто механическая сумма достоверных знаний о политических явлениях и процессах, она содержит в себе определенный механизм построения этого знания, раскрывающий логиче­скую зависимость одних его элементов от других, одних категорий и понятий от других. Сформированная на основе обобщения общественной практики, политическая теория является наиболее совершенной формой научного обосно­вания практической политической деятельности. В качестве примера такого внутренне систематизированного знания о политической действительности можно рассматривать по­литологию как научную и учебную дисциплину.

Политические или социально-политические концепции, учения и доктрины по сравнению с теорией являются более узкими по своему предмету и менее глубокими по уровню обобщения формами отражения политической действитель­ности. Например, политическая концепция (от лат. conceptio — понимание, система) — это определенный спо­соб понимания, трактовки какого-либо политического яв­ления или процесса, основная точка зрения на тот или иной вопрос общественной жизни. Этот термин употребля­ется также для обозначения ведущего замысла в полити­ческой деятельности. Социально-политическое учение есть совокупность теоретических положений о какой-либо обла­сти явлений социально-политической действительности. В некоторых случаях учением называют систему социально-политических воззрений того или иного мыслителя (напри­мер, учение Платона, учение Макиавелли, учение Маркса

221


и т. д.). Политическая доктрина (лат. doktrina — учение) чаще всего выступает как более или менее последовательно изложенная концепция, совокупность взаимосогласованных принципов подхода к рассмотрению политических явлений и к организации политической деятельности. Доктрина не­редко служит средством борьбы за власть, интеграции чле­нов политического движения. Термин «доктрина» иногда употребляется и для обозначения политических взглядов, для которых характерны оттенки схоластичности и догма­тизма (откуда выражения «доктринер», «доктринерский», «доктринерство»).

Подчеркнем, что было бы ошибочным полагать, что свое социально-политическое бытие люди осознают только в форме понятий, категорий и законов научной теории, а также идей, постулатов и принципов теоретической кон­цепции или политической доктрины. Этот процесс осуще­ствляется и посредством представлений обыденного соз­нания. В противном случае было бы невозможным участие в политическом действии широких масс людей, не имеющих соответствующей теоретической подготовки. Однако только на уровне научной теории возможно отражение политиче­ских явлений и процессов в их целостности и взаимосвязи. И только идейно-теоретическая концепция, т. е. система­тизированная сумма социально значимых идей и представ­лений, может явиться мобилизующим факторов серьезных политических действий.

Политическая     Мы уже знаем, что в содержательном
идеология              отношении политическое сознание
включает в себя также идеи и пред­
ставления, в которых различные группы людей осознают
свои политические интересы и устремления. Этот элемент
политического сознания принято называть политической
идеологией. Рассмотрим более подробно смысл данного по­
нятия.

Термин идеология (от греч. idea — мысль, замысел и logos — слово, понятие) ввел французский ученый Дестют де Траси (1754—1830). В самом широком смысле им обо­значается система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также со-

222


держатся цели (программы) социальной деятельности, на­правленной за закрепление или изменение (развитие) дан­ных общественных отношений [96. С. 206].

Понятие политическая идеология имеет более узкий и специфический смысл. Это — относительно систематизи­рованная совокупность понятий, идей и представлений, в которых различные субъекты политических отношений — индивиды, социальные группы, классы, нации, общество — осознают свои политические позиции и интересы и кото­рыми они оправдывают свои политические устремления. Здесь необходимо особо подчеркнуть, что именно в функ­циональной зависимости содержания политической идеоло­гии от интересов и действий общественной группы (например, социального слоя, класса, нации) состоит ее специфика как формы общественного сознания. Она пред­ставляет собой упорядоченную систему представлений как о существующей социально-политической действительно­сти, так и о необходимых ее изменениях с точки зрения группы или общности, интересы и действия которой, данная идеология обслуживает.

Непременным компонентом политической идеологии яв­ляется исторически и социологически обоснованная поли­тическая программа. Иногда понимают программу как систему запланированных действий и целей, как «доку­мент», «источник», содержащий описание данных действий. На наш взгляд, политическую программу следует понимать гораздо шире. Она формулирует общественные цели, идеалы и ценностные ориентиры, а также определяет пути и спо­собы их утверждения. Такая программа включает в себя также систему установок, императивных требований к по­ведению своих сторонников, благодаря чему идеология рас­пространяет свое воздействие не только на щнтеллек-туальную, но и на волевую сторону сознания. Политическая программа, таким образом, есть конкретизация идеологии по уровням, направлениям, принципам, средствам и мето­дам действия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: