Формы группового воздействия

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Профессиональныу компетенции (ПК):

ПК 4.1. Организовывать диспансеризацию населения и участвовать
в ее проведении.

ПК 4.2. Проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия
на закрепленном участке.

ПК 4.3. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.

ПК 4.4. Проводить диагностику групп здоровья.

ПК 4.5. Проводить иммунопрофилактику.

ПК 4.6. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения.

ПК 4.7. Организовывать здоровьесберегающую среду.

ПК 4.8. Организовывать и проводить работу школ здоровья для пациентов и их окружения.

ПК 4.9. Оформлять медицинскую документацию.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

· определения групп риска развития различных заболеваний;

· формирования диспансерных групп;

· проведения специфической и неспецифической профилактики;

· организации работы школ здоровья, проведения занятий для пациентов с различными заболеваниями;

· проведения санитарно-гигиенического просвещения населения;

уметь:

· организовывать и проводить занятия в школах здоровья для пациентов с различными заболеваниями;

· применять в практической деятельности нормы и принципы профессиональной этики;

· обучать пациента и его окружение сохранять и поддерживать максимально возможный уровень здоровья;

· организовывать и проводить профилактические осмотры населения разных возрастных групп и профессий;

· проводить санитарно-гигиеническую оценку факторов окружающей среды;

· обучать пациента и его окружение вопросам формированию здорового образа жизни;

· проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения различных возрастов;

· определять группы риска развития различных заболеваний;

· осуществлять скрининговую диагностику при проведении диспансеризации населения;

· организовывать диспансеризацию населения на закрепленном участке;

· осуществлять диспансерное наблюдение за пациентами;

· проводить специфическую и неспецифическую профилактику заболеваний;

· проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия на закрепленном участке;

· организовывать и поддерживать здоровьесберегающую среду;

· организовывать и проводить патронажную деятельность на закрепленном участке;

· проводить оздоровительные мероприятия по сохранению здоровья у здорового населения;

знать:

·  роль фельдшера в сохранении здоровья человека и общества;

· факторы риска развития заболеваний в России и регионе;

· роль и значение диспансерного наблюдения, принципы организации групп диспансерного наблюдения;

· особенности организации диспансеризации и роль фельдшера в ее проведении;

· принципы диспансеризации при различных заболеваниях;

· группы диспансерного наблюдения при различной патологии;

· виды профилактики заболеваний;

· роль фельдшера в организации и проведении профилактических осмотров у населения разных возрастных групп и профессий;

· закономерности влияния факторов окружающей среды на здоровье человека;

· методику санитарно-гигиенического просвещения;

· значение иммунитета;

· принципы организации прививочной работы с учетом особенностей региона;

· пути формирования здорового образа жизни населения;

· роль фельдшера в организации и проведении патронажной деятельности;

· виды скрининговой диагностики при проведении диспансеризации населения;

· нормативные документы, регламентирующие профилактическую деятельность в здравоохранении





ФОРМЫ ГРУППОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Лекция проводится врачами МО или фельдшерами на объектах (вне МО). Состав аудитории должен составлять от 10 до 25 человек. Основной акцент в выступлении делается на меры профилактики конкретной патологии. В лекционном материале исключаются медицинские термины и рекомендации по применению конкретных лекарственных препаратов. Лекция является массовым средством гигиенического обучения и воспитания, характеризуется наибольшей емкостью переработанной лектором информации. За небольшой период времени лектор должен изложить новый большой материал. Обычно для чтения лекции предполагается большая аудитория.

Беседы проводятся всеми медицинскими работниками (врачи, фельдшера, акушерки, медсестры). Состав аудитории от 1 человека (индивидуальная) до 5-7 человек (групповая). Темы бесед могут быть самые разнообразные. Беседа предполагает активное участие слушателей. Беседа предполагает активное участие слушателей. Задача ведущего беседы заключается в том, чтобы сделать ее интересной путем наводящих вопросов, вовлекать слушателей в общий разговор.

Доска вопросов и ответов – это форма заочных консультаций.

Памятка дается пациенту с целью напомнить ему советы по укреплению и сохранению здоровья.

Круглый стол, часы вопросов и ответов – это групповая форма работы гигиенического воспитания, основанная на обсуждении конкретных вопросов, связанных с укреплением и охраной здоровья присутствующих, обменом мнениями. В мероприятии принимают участие не только медицинские работники, но и общественные организации (по наркомании, пенсионный фонд и т.д.).

Стенная санитарная печать (плакаты, санбюллетени) – это массовое средство санитарного просвещения, которое наглядно, красочно и содержит конкретную информацию. Художественно оформленный санбюллетень всегда привлекает внимание и является одним из самых доходчивых средств пропаганды.


САНБЮЛЛЕТЕНЬ — это иллюстрированная санитарно-просветительская газета, посвященная только одной теме. Тематика должна быть актуальной, с учетом задач, стоящих перед современным здравоохранением, а также эпидемиологической обстановки. Крупным шрифтом выделяется заголовок. Название его должно быть интересным, интригующим, желательно при этом не упоминать слово «болезнь» и «профилактика».

Санбюллетенъ состоит из 2-х частей—текстовой и иллюстрированной. Текст размещают на стандартном листе ватмана в виде колонок шириной 13—15 см, печатают на машинке или компьютере. Разрешается написание текста каллиграфическим почерком черного или фиолетового цвета. Нужно выделить передовую статью или введение, остальной текст должен быть разбит на подразделы (рубрики) с подзаголовками, в которых излагают суть вопросов и практические советы. Заслуживает внимания подача материала в виде вопросов и ответов.

Текст должен быть написан доходчивым для широкой массы языком без медицинской терминологии, с обязательным использованием местного материала, примеров правильного гигиенического поведения по отношению к своему здоровью, случаев из врачебной практики.

Художественное оформление: рисунки, фотографии, аппликации должны быть изящными, иллюстрировать материал, но не дублировать его. Рисунок может быть один или несколько, но один из них — основной — должен нести главную смысловую нагрузку и привлечь внимание.

Текст и художественное оформление не должны быть громоздкими.

Санитарный бюллетень заканчивается лозунгом или призывом. Он лучше смотрится, если окантован рамкой. Эмблема Красного Креста и чаши со змеей не рисуются. Название «Санбюллетень» и номер выпуска присутствовать не должны, так как санитарный бюллетень не является периодическим изданием.

В правом нижнем углу указывается ответственный и дата выпуска. Необходимо обеспечить выпуск санитарного бюллетеня не реже 1—2 раз в квартал.

МАССОВАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ – проводится к медицинским датам с целью привлечения внимания к конкретной проблеме. Предполагает участие большого количества человек с привлечением специалистов общего и узкого профиля.


УГОЛОК ЗДОРОВЬЯ

Организации уголка должна предшествовать определенная подготовительная работа:

• согласование организации уголка с руководством данного учреждения;

• определение перечня работ и необходимых строительных материалов (стенды, планки, крепежные «рельсы», кнопки, клей, ткань и т. д.);

• выбор места — желательно такого, где постоянно или часто бывает масса людей;

• подборка соответствующего иллюстрированного материала: плакаты, выставки, диапозитивы, фотографии, памятки, листовки, вырезки из газет и журналов, рисунки. Эта подборка осуществляется с помощью инструктора по гигиеническому воспитанию района.

 

ШКОЛА ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни. Цель таких Школ – повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество. При посещении этих школ у пациентов формируется ответственность за сохранение своего здоровья, рациональное и активное отношение к здоровью, мотивация к оздоровлению, соблюдению режима лечения.

Развитие Школ здоровья для пациентов позволяет реализовать один из основополагающих принципов реформирования здравоохранения – обеспечение партнерства врача и пациента в достижении качества и эффективности оказываемой медицинской помощи.

 

ЦЕНТР МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ является самостоятельным практическим учреждением здравоохранения, главным учреждением службы медицинской профилактики и укрепления здоровья.

Основные задачи центра медицинской профилактики

1. определение общих направлений в первичной и вторичной профилактике заболеваний, а также приоритетов в пропаганде медицинских и гигиенических знаний, исходя из анализа показателей заболеваемости населения, демографических данных, состояния экологической и эпидемиологической обстановки;

2. выявление и оценка причинно-следственных связей между здоровьем населения, его образом жизни и разработка на этой основе профилактических мероприятий и практических рекомендаций по коррекции поведения различных групп с целью оздоровления;

3. координация работы органов и учреждений здравоохранения, образования, культуры, других ведомств и организаций по вопросам профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни в рамках Федеральных комплексных и целевых программ охраны и формирования здоровья населения.

В соответствии с основными задачами центр медицинской профилактики осуществляет: организационно-методическую, учебную, пропагандистскую, научно-практическую, консультативно-оздоровительную деятельность.

Структура центра медицинской профилактики:

• организационно-методический отдел с методическим кабинетом;

• редакционно-издательский отдел;

• кино-фотолаборатория;

• консультативно-оздоровительный отдел.

Санитарно-гигиеническое просвещение населения - обязательный раздел деятельности каждой лечебной организации, профессиональная обязанность каждого медицинского работника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: