Техника постановки вопросов

Поскольку интересующая психолога и преподавателей информация о внутреннем мире собеседника, о структуре его мотивов не поступит сама по себе, необходимо задать ему вопросы. Попытаемся классифицировать вопросы, определить области их применения в беседе; для этого выделим их основные группы.

Прямые закрытые вопросы. Это вопросы, которые предполагают ответ; "да" или "нет". Они ведут к созданию напряженной атмосферы в беседе, поскольку резко сужают "возможности для маневра" у собеседника. Поэтому такие вопросы можно применять со строго определенной целью: направлять мысли собеседника в соответствии с установленным планом беседы.

Приведем примеры таких вопросов:

1. "Убеждены ли Вы в том, что профессия юриста (экономиста, менеджера, лингвиста) является вашим призванием?"

2. "Можете ли Вы сказать, что Вы - уверенный в себе человек?"

3. "Способны ли Вы подавлять личные интересы ради коллективных"?

В постановке подобных вопросов кроется опасность того, что у собеседника складывается впечатление, будто его "допрашивают", "центр тяжести" беседы смещается в сторону психолога, а собеседник лишен возможности высказать свое мнение.

Прямые открытые вопросы. Это вопросы, на которые нельзя ответить односложно. Они требуют какого-то объяснения. Это такие вопросы: "кто?", "что?", "как?", "чем?", "сколько?", "почему?" и т.д.

Приведем примеры таких вопросов:

1. "Что думают родители по поводу Вашего желания стать юристом (экономистом, менеджером, лингвистом)?"

2. "Почему Вы решили поступать в Университет?"

3. "Чем Вас привлекает учеба в Университете?"

Такие вопросы задают тогда, когда нужны дополнительные сведения или когда необходимо выяснить реальные мотивы и позицию собеседника. "Почвой" для этих вопросов является позитивная или нейтральная позиция собеседника по отношению к психологу и готовность дать интересующую его информацию.

Косвенные (риторические) вопросы. На эти вопросы не дается прямого ответа, так как их цель - вызвать новые вопросы с тем, чтобы прояснить отношение собеседника к некоторым аспектам проблемы, подходя к ней с различных сторон. Они служат также переходу к рассмотрению новых проблем.

Приведем примеры:

1. "Всегда ли необходимо говорить только правду и сдерживать свои обещания?"

2. "Можно ли считать проявление лидерства в коллективе нормальным явлением?"

Логические вопросы. Ответы собеседника на эти вопросы обычно позволяют выявить уязвимые места в его знаниях, а также его отношение к создаваемой психологом ситуации.

Приведем примеры:

1. "Как Вы представляете организацию самостоятельной учебной деятельности?"

2. "Как Вы считаете, какие знания и умения необходимы менеджеру, чтобы стать профессионалом?"

3. "Как Вы думаете, почему упрекают людей, которые не считаются с другими?" В индивидуальной беседе следует избегать прямых вопросов, направленных на оценку качеств личности. Лучше отдать предпочтение косвенным вопросам, касающимся тех особенностей поведения, анализ и обобщение которых позволяет оценить свойства личности собеседника.

Примерный план беседы

Необходимо отметить, что невозможно дать подходящий для любой жизненной ситуации план проведения индивидуальной беседы, который бы облегчил работу психолога. Каждый собеседник обладает неповторимыми психологическими особенностями и к нему необходим индивидуальный подход. Поэтому рассмотрим только некоторые группы проблем, которые помогут правильно составить план проведения индивидуальной беседы.

1. Установление контакта с собеседником. Начать с вопросов:

"Как настроение, самочувствие?"

- установить связь с прошлой беседой.

2. Уточнение социально-демографической характеристики:

- число, месяц и год рождения;

- где родился;

- кто родители, братья, сестры;

- образование и профессия родителей.

3. Изучение направленности личности и нравственных качеств:

- цель в жизни и как исследуемый собирается ее достичь;

- активность и принципиальность позиции;

- под чьим влиянием формировались те или иные взгляды;

4. Направленность интересов:

- любимые занятия в свободное время;

- отношение к физическому труду;

- отношение к искусству;

- регулярность чтения литературы, какой именно;

5. Умеет ли собеседник управлять поведением и как он это делает:

- нравственные установки и идеалы;

- соответствие их образу жизни и поведению.

6. Изучение мотивов выбора профессии:

- отношение родителей к выбору профессии;

- отношение к профессионально важным качествам личности;

- степень знакомства с профессией;

- мотивы поступления в университет;

- желание и готовность стать юристом (экономистом, менеджером, лингвистом);

- проверка устойчивости мотивов выбора профессии;

- насколько развиты волевые качества, отношение к спорту.

7. Изучение отношения к учебной деятельности:

- как оценивает собеседник свои успехи и достижения в учебе;

- есть ли стремление к самообразованию;

- успевает ли приготовить самостоятельные задания;

- как давалась учеба в школе;

- умение планировать внеучебное время;

- уровень трудолюбия и работоспособности;

- склонности и способности собеседника.

8. Отношение собеседника к коллективу:

- отношение к коллективу, к сверстникам;

- отношение к родителям, семье;

- положение в коллективе, пользуется ли авторитетом в нем;

- что нравилось в учителях и школьном коллективе;

- кто из учителей запомнился больше других;

- что может рассказать о них;

- друзья, что больше всего нравится в них;

- что не нравится в товарищах и почему.

9. Окончание индивидуальной беседы.

10. Оценка собеседника по результатам беседы.

При оценке отношения собеседника к общеобразовательной, профессиональной и физической подготовке, к профессии, коллективу и к себе самому рекомендуется придерживаться определенных критериев (см. таблицу 1).

Таблица 1. Критерии оценки отношений собеседника в ходе индивидуальной беседы

Оцениваемые отношения Критерии повышения оценки Критерии понижения оценки
Отношение к общеобразовательной подготовке Высокая успеваемость, уме­лое планирование и эффективное использование времени для самоподготовки, интерес к учению, желание упорно и прилежно учиться, объективная оценка своей учебы Низкая успеваемость, неумелое планирование и неэффективное использование времени для самоподготов­ки, отсутствие интереса к учению, нежелание учиться, завышенная самооценка успехов в учебе
Отношение к профессии и профессиональной подготовке Осознанность выбора профессии, умение обосновать мотивы выбора профессии, устойчивость интереса к ней, верное представление о трудностях профессиональной деятельности Неосознанный выбор профессии, неумение обосновать мотивы выбора профессии, неопределенное отношение к ней, стремление уйти от профессиональных трудностей
Отношение к физической подготовке Стремление к физическому развитию, высокие показатели физической подготовки, увлечение различными видами спорта, активное участие в спортивных мероприятиях Безразличное отношение к физическому развитию, низкие показатели физической подготовки, отсутствие увлечения спортом, уклонение от спортивных мероприятий
Отношение к коллективу Хорошо развитое чувство долга, бескорыстное отношение к общественной работе, желание оказывать помощь товарищам, единство слова и дела Отсутствие чувства долга, корыстное отношение к общественной работе, нежелание оказывать помощь товарищам, расхождение между словом и делом
Отношение к себе Преобладание духовных интересов, широкий кругозор, гармоничное развитие, активное стремление к самосовершенствованию личности Преобладание материальных потребностей, узкий кругозор и неопределенность культурного развития, пассивность, склонность к праздному времяпрепро­вождению

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: