МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ СОБЕСЕДОВАНИЯМ (ИС).
Индивидуальное собеседование направлено на всестороннюю оценку преподавателем знаний обучающихся по пройденной теме, проверку качества усвоения учебного материала, степени формирования навыков и умений самостоятельной работы обучающихся, а также на своевременное оказание индивидуальной, учебно-методической помощи обучающимся, активизацию их учебной работы при изучении наиболее сложных проблем и вопросов курса.
Посещение и отчётность каждого студента за все индивидуальные собеседования обязательны.
Задание к индивидуальному собеседованию выдаётся заблаговременно.
Готовиться к индивидуальному собеседованию необходимо исключительно по обозначенным в задании вопросам и только после их тщательного уяснения, используя при этом конспект лекции и материалы семинарского занятия по теме.
Затем следует переходить к изучению содержания литературы и подготовке вопросов занятия. Следует иметь ввиду ограниченность времени собеседования, поэтому рекомендуется заблаговременно продумать ответы (приготовить тезисы или конспект) по каждому вопросу.
|
|
На занятие рекомендуется принести с собой литературу (на доступных носителях), необходимую для повторения (закрепления) знаний до и после прохождения индивидуального собеседования.
Индивидуальное собеседование проводится в форме устных ответов с каждым обучающимся отдельно, либо в составе небольших групп (деление на группы производится пропорционально общей численности присутствующих).
Каждому обучающемуся назначается один вопрос. Времени на подготовку не отводится. Ответ должен быть содержательным, лаконичным, по существу вопроса с возможным обращением (но не зачитыванием) обучающегося к подготовленным материалам.
В случае необходимости преподаватель задает уточняющие вопросы с целью определения глубины усвоения материала. После ответа обучающегося преподаватель делает краткий анализ ответа и выставляет оценку.
Критерии оценки знаний обучающихся при проведении индивидуального собеседования:
1. Степень усвоения учебного материала:
«глубокие знания»– точные, правильные, исчерпывающие ответы, включающие в себя хорошее владение фактологическим материалом, умение выявлять закономерности, причины и предпосылки, следствия и значение событий, знание деяний исторических личностей и т.п.;
«твёрдые знания» – в основном правильные ответы, хорошая ориентация в содержании вопроса;
«поверхностные (посредственные) знания » – наличие каких-либо, главным образом обыденных, представлений о вопросе.
|
|
2. Научно-методический уровень ответа:
доказательность и убедительность аргументации, в том числе владение фактологическим и цифровым материалом;
способность анализировать исторические факты, события, явления в их хронологической и логической последовательности;
системность и структурированность ответа.
3. Связь с проблематикой современности и через призму предстоящей профессиональной деятельности.
Оценка на индивидуальном собеседовании выставляется по четырёх-балльной шкале:
«отлично» – если обучающийся при ответе на вопрос демонстрирует глубокие знания, умеет аргументировано, логически стройно излагать свои мысли, увязывает содержание материала с проблематикой современности и через призму предстоящей профессиональной деятельности;
«хорошо» – если обучающийся при ответе на вопрос демонстрирует твёрдые знания в целом умеет аргументировано, логически стройно излагать свои мысли, пытается увязывать содержание материала с проблематикой современности и через призму предстоящей профессиональной деятельности;
«удовлетворительно» – если обучающийся при ответе на вопрос демонстрирует поверхностные (посредственные) знания, не аргументирует выдвинутые положения, не увязывает содержание материала с проблематикой современности и через призму предстоящей профессиональной деятельности;
«неудовлетворительно» – если ответ обучающегося на вопрос (проблеме), а также его ответ на уточняющие вопросы преподавателя не соответствует критериям положительной оценки («отлично», «хорошо» и «удовлетворительно»).
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ СООБЩЕНИЯ (ДОКЛАДА).
Подготовка фиксированного сообщения (доклада) является обязательной. Темы выдаются обучающимся заблаговременно, вместе с методическими указаниями по подготовке к занятиям. Темы могут распределяться обучающимися как по жребию, так и по желанию, а также закрепляться преподавателем.
Выступающим рекомендуется соблюдать определённый порядок выступления или т.н. структурно-логическую схему: представление → тема→ цель, задачи → определение сути проблемы → изложение содержания → связь с практикой → вывод.
Выступление должно начинаться с внятного представления по следующей примерной форме:
«Докладывает студент (ка) … (указывается фамилия). Тема моего выступления (доклада) … (указывается название темы)».
Далее желательно кратко обозначить цель, задачи и суть изучаемой проблемы.
Затем следует основная часть выступления (изложение содержания). Выступающий должен излагать свой ответ чётко, не затягивая и по существу проблемы, лишь изредка заглядывая в текст выступления.
Также желательно, если позволяют рамки тематики, обозначить связь с современностью и характером предстоящей профессиональной деятельности.
В заключительной части выступления необходимо подвести основные итоги, сделать вывод.