После выступления докладчик отвечает на вопросы участников семинара и, в течение 5–7 минут, происходит краткое обсуждение (дискуссия).
К выступлению желательно подготовить мультимедийную презентацию. Материал, размещаемый на слайдах, должен представлять собой не текст, дублирующий речь докладчика, а набор элементов (помимо текста в виде, например, важнейших данных, тезисов или выводов, на слайдах размещаются графические изображения, диаграммы, таблицы, рисунки, фотографии и картины, звуковой и видео- материал, и т.п.), которые должны дополнять текстовую информацию или передавать её в более наглядном виде.
Желательно избегать в презентации изображений, не несущих смысловой нагрузки, если они только не являются частью стилевого оформления. Иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом.
Цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать, текст должен хорошо читаться, но не резать глаза. Тип шрифта целесообразно выбирать для основного текста – гладкий, для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем. Курсив, подчёркивание, жирный шрифт, прописные буквы рекомендуется использовать для смыслового выделения фрагмента текста. Не рекомендуется использовать в стилевом оформлении более 3 цветов и более 3 типов шрифта.
|
|
Не стоит чрезмерно насыщать презентацию анимационными эффектами.
Каждый слайд должен иметь заголовок, который не должен быть длинным.
Следует также придерживаться общего порядка слайдов:
- титульный слайд (с указанием темы доклада, фамилии, имени и отчества студента, номера курса и номера учебной группы);
- основная часть;
- заключение (выводы);
- список использованных источников;
- слайд с текстом «Доклад закончен. Спасибо за внимание».
Критериями оценки сообщения (доклада) являются:
1. Научно-теоретический уровень выступления.
2. Полнота раскрытия учебного материала.
3. Степень творчества и самостоятельности в подходе к анализу обсуждаемого вопроса.
4. Доказательность и убедительность.
5. Форма изложения материала (свободная; своими словами; привязанность к тексту) и качество презентации.
6. Культура речи, жестов, мимики.
7. Полнота и всесторонность выводов.
8. Наличие собственных взглядов на проблему.
Оценка за сообщение (доклад) выставляется по четырёх-балльной шкале:
«отлично» – сообщение (доклад) делается строго по теме, коротко и ясно, при этом выступающий в полной мере раскрывает суть вопроса, не нарушая установленный регламент, делает чёткие аргументированные выводы, имеет собственную обоснованную точку зрения на проблему, уверенно и быстро отвечает на заданные вопросы, выступление сопровождается качественной презентацией;
|
|
«хорошо» – тема сообщения (доклада) выдержана, но выступление недостаточно краткое, имеет место излишнее теоретизирование, допущено незначительное превышение установленного времени, выводы излишне громоздки, собственная точка зрения недостаточно обоснована, на дополнительные вопросы выступающий отвечает с некоторым затруднением, подготовленная презентация содержит небольшие отступления от правил;
«удовлетворительно» – сообщение (доклад) выглядит расплывчато, неконкретно, суть вопроса раскрыта не полностью, выступающий не уверен в себе, допускает значительные нарушения регламента, выводы слабые, собственная точка зрения не обоснована или отсутствует, на вопросы отвечает с трудом или не отвечает совсем, презентация содержит грубые ошибки;
«неудовлетворительно» – сообщение (доклад) не готово или суть вопроса раскрыта менее чем на треть.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ РЕФЕРАТА.
Подготовка реферата является обязательной. Тема выдаётся заблаговременно, вместе с методическими указаниями по подготовке к занятию, на котором будет заслушиваться реферат.
Темы могут распределяться обучающимися как по жребию, так и по желанию, а также закрепляться преподавателем.
Реферат должен представлять собой письменную работу, предполагающую анализ и краткое изложение содержания определённого научного материала (статьи, монографии и др.) последующий доклад с таким изложением.
Базовый научный материал для реферирования может предоставляться как преподавателем, так и быть результатом самостоятельного поиска, обучающегося по соответствующим ссылкам.
Реферат направлен на ознакомление аудитории (учебной группы) с необходимым для изучения заданной темы материалом. На учебном занятии обучающийся, подготовивший реферат (на заданную тему), представляет краткое его изложение в течение 10–15 минут.
При подготовке реферата обучающиеся обязаны выполнять соответствующие методические указания и, при необходимости, проконсультироваться с преподавателем.
Структура оформленного (подготовленного к сдаче) реферата должна состоять из следующих компонентов:
I. Титульный лист
II. Содержание (оглавление)
III. Введение
IV. Основная часть (или главы, параграфы и др.)
V. Заключение
VI. Список источников и литературы.
I. Титульный лист:
Министерство Российской Федерации
По делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
И ликвидации последствий стихийных бедствий
______________________________________________________
Академия гражданской защиты
ФАКУЛЬТЕТ (____________________________)
(название факультета)
Кафедра философии, истории и культурологии
РЕФЕРАТ
по учебной дисциплине
«История государства и права зарубежных стран»
Тема: «____________________________________________».
(название темы)
Выполнил(а):
студент(ка) ____ учебной группы
_____________________________
(Ф. И. О.)
Проверил:
должность, учёная степень, учёное звание преподавателя
_________________________________________________
(инициалы, фамилия)
Химки – 20___
II. Содержание (оглавление):
Содержание
Введение………………………………………………………………………3
Основная часть………………………………………………………………..5
или (варианты оформления зависят от структуры реферируемого материала)
Глава I. ……………………………………………………………………….. 5
_______________________________________________________________
(название главы)
|
|
§ 1…………………………………………………………………..………......8
_______________________________________________________________
(название параграфа)
Заключение…………………………………………………………..………10
Список источников и литературы………………………………………….12
III. Введение:
- обоснование актуальности (значимости) темы;
- краткая биография автора реферируемого научного материала;
- проблемные (дискуссионные) вопросы, рассматриваемые в научном труде;
- источники, на которые опирался автор научного труда;
- методы исследования и изложения материала, применяемые автором научной работы.
IV. Основная часть (или главы, параграфы и др.):
- основные положения (идеи);
- система доказательств (аргументы), которые использовал автор научного труда;
- выводы научной работы.
V. Заключение:
краткий вывод по реферируемому научному материалу, в т.ч. его оценка с точки зрения современности и будущей профессиональной деятельности.