Учебные цели:
углубить знания по общественному строю и государственно-правовым институтам Византии;
уяснить Византийское право, как достижение античности и христианских ценностей. Законодательные своды;
закрепить знания по особенностям государственно-правового развития Византийской империи;
формирование у обучающихся целостных, взаимосвязанных и современных знаний;
развитие познавательной активности обучающихся и стимулирование самостоятельного логического, аналитического, творческого мышления;
формирование широкого профессионального кругозора, необходимых общекультурных компетенций.
Время: 2 часа.
I. Учебные вопросы:
1. Общественный строй и государственно-правовые институты Византии.
2. Византийское право, как достижение античности и христианских ценностей. Законодательные своды.
II. Рефераты, доклады (сообщения):
1. Доклад (целесообразно с презентацией) продолжительностью не более 11 мин, по теме: «Взаимоотношения в Византийском государстве светской власти и православной церкви».
|
|
III. Методические указания обучающимся по подготовке к семинару:
1. Актуализировать лекционный материал.
2. Изучить рекомендованную литературу, а также осуществить самостоятельный поиск информации по вопросам семинарского занятия.
3. В тетради отразить письменную подготовку по каждому вопросу семинарского занятия.
При подготовке к первому вопросу семинарского занятия студентам целесообразно разобраться с:
а) основными социальными сословиями Византийской империи;
б) краткой характеристикой аппарата государственного управления Византии;
в) особенностями института императорской власти в Византии;
г) феодальными отношениями в Византийском государстве, что отличало византийского феодала от западноевропейского.
Вторая проблема, раскрывающая «Византийское право, как достижение античности и христианских ценностей. Законодательные своды.», охватывает широкий круг вопросов. Данный спектр вопросов предлагается студентам для рассмотрения с учетом материала, данного в лекции:
а) источники византийского права (Эклога, Прохтрон (Прохирон), Номоканон и их краткая характеристика;
б) права византийских императоров, их обязанности;
в) существовала ли преемственность между Сводом законов Юстиниана и последующим законодательством Византии (Эклога, Прохтрон (Прохирон), «Василики»?
г) судебная система Византийского государства;
д) особенности преступления, наказания и судебного процесса;
е) церковная юстиция в судебной системе Византии.
III. Литература для подготовки к семинару:
Основная литература:
|
|
История государства и права зарубежных стран: учебник/Под ред.
А.В. Вениосова. 2-е изд. - Минск, 2012.
История государства и права зарубежных стран: учебник/Под ред.
Н.В. Михайловой, А.А. Иванова/Юни-Дана, 2012.
http://www.knigafund.ru/books/149260
Прудников М.Н. «История государства и права зарубежных стран»
6-е изд. Учебник для бакалавров/ Юрайт, 2014.
Дополнительная литература:
Иванов А.А. История государства и права зарубежных стран: учебное пособие/ Юни-Дана, 2012. http://www.knigafund.ru/books/106681
История государства и права зарубежных стран: учебник/Под ред. Михайловой Н.В./ Юни-Дана, 2012. http://www.knigafund.ru/books/106679
Лаврова. И.А. Цивилизации древней Америки и Европы. Основные этапы развития: Учебное пособие. Химки: АГЗ МЧС России, 2014.
Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран
(Древность и Средние века): учебное пособие/ Кафедра государства и права МГУ им. М.В. Ломоносова, сост. В.А. Томсинов.-М.:ЗЕРЦАЛО-М, 2012.
При подборе литературы и определении содержания сообщения обучающимся рекомендуется проконсультироваться с преподавателем.
Вопросы для самоконтроля:
1. Охарактеризуйте внутреннее устройство Византийской империи.
2. Каковы были особенности института императорской власти в Византии?
3. Какими правами обладали византийские императоры? В чем состояли их обязанности?
4. Какие органы власти существовали в Византийском государстве?
5. Охарактеризуйте основные своды законов в Византии?
СЕМИНАР 9.2.