Учебные цели:
повторение и закрепление знаний, полученных обучающимися при прослушивании лекций и во время самостоятельной работы;
контроль знаний обучающихся и результатов их самостоятельной работы при подготовке к семинарскому занятию;
формирование у обучающихся целостных, взаимосвязанных и современных знаний;
развитие познавательной активности обучающихся и стимулирование самостоятельного логического, аналитического, творческого мышления;
формирование широкого профессионального кругозора, необходимых общекультурных компетенций.
Время: 2 часа.
I. Учебные вопросы:
1. Становление и развитие Афинского государства и права
2. Развитие государства и права Спарты.
II. Рефераты, доклады (сообщения):
1. Законы Драконта
III. Методические указания обучающимся по подготовке к семинару:
1. Актуализировать лекционный материал.
2. Изучить рекомендованную литературу, а также осуществить самостоятельный поиск информации по вопросам семинарского занятия.
3. В тетради отразить письменную подготовку по каждому вопросу семинарского занятия.
При подготовке к первому вопросу семинарского занятия целесообразно рассмотреть, особенности греческого государства — полиса (полис как гражданская община; связь между собственническими и политическими правами; причины ограничения полисного гражданства и недопущения чужестранцев в число граждан; правовое положение различных групп населения полиса).
Возникновение и развитие Афинского государства: реформы Эфиальта и Перикла, их значение для утверждения рабовладельческой демократии).
Общественный и государственный строй Афин в эпоху расцвета рабовладельческой демократии (V — IV вв. до н. э.).
Развитие рабовладельческого права Древней Греции (источники рабства, право собственности и развитие договорных отношений; семейное и наследственное право; преступление и наказание; судебный процесс).
При подготовке ко второму вопросу семинарского занятия разобрать Спарту: путь от военной демократии к олигархической республике (реформы Ликурга, их задачи и социальная направленность; государственный строй Спарты; военно-лагерный характер спартанского государства).
III. Литература для подготовки к семинару:
Основная литература:
История государства и права зарубежных стран: учебник/Под ред.
А.В. Вениосова. 2-е изд. - Минск, 2012.
История государства и права зарубежных стран: учебник/Под ред.
Н.В. Михайловой, А.А. Иванова/Юни-Дана, 2012. http://www.knigafund.ru/books/149260
Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран: учебник / Юриспруденция, 2013. http://www.knigafund.ru/books/138638
Прудников М.Н. «История государства и права зарубежных стран»
6-е изд. Учебник для бакалавров/ Юрайт, 2014.
Дополнительная литература:
Иванов А.А. История государства и права зарубежных стран: учебное пособие/Юни-Дана, 2012. http://www.knigafund.ru/books/106681
История государства и права зарубежных стран: учебник/Под ред. Михайловой Н.В./Юни-Дана, 2012. http://www.knigafund.ru/books/106679
Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран
(Древность и Средние века): учебное пособие/ Кафедра государства и права МГУ им. М.В. Ломоносова, сост. В.А. Томсинов.-М.:ЗЕРЦАЛО-М, 2012.
При подборе литературы и определении содержания сообщения обучающимся рекомендуется проконсультироваться с преподавателем.
Вопросы для самоконтроля:
1. Охарактеризуйте основные социальные группы афинского общества?
2. Какие функции были у ареопага?
3. Каковы источники и содержание афинского права?
4. Назовите характерные черты общественного и государственного строя Спарты?
5. Дайте характеристику основным социальным слоям спартанского
общества?
СЕМИНАР 6.2.