Учебные цели:
повторение и закрепление знаний, полученных обучающимися при прослушивании лекций и во время самостоятельной работы;
контроль знаний обучающихся и результатов их самостоятельной работы при подготовке к семинарскому занятию;
формирование у обучающихся целостных, взаимосвязанных и современных знаний;
развитие познавательной активности обучающихся и стимулирование самостоятельного логического, аналитического, творческого мышления;
формирование широкого профессионального кругозора, необходимых общекультурных компетенций.
Время: 2 часа.
I. Учебные вопросы:
1. Государство и право франков.
2. Особенности государственно-правового развития Франции от сениориальной монархии до абсолютизма.
3. Государство и право Германии и Англии в Средние века.
II. Рефераты, доклады (сообщения):
1. Сословно-представительные учреждения Англии, Франции и России: общее и особенное.
III. Методические указания обучающимся по подготовке к семинару:
1. Актуализировать лекционный материал.
2. Изучить рекомендованную литературу, а также осуществить самостоятельный поиск информации по вопросам семинарского занятия.
3. В тетради отразить письменную подготовку по каждому вопросу семинарского занятия.
При подготовке к первому вопросу семинарского занятия обратить внимание на предпосылки и основные этапы складывания государственности у франков, а также на процесс становления Франкской империи. Отдельно изучить основные положения «Салической правды», сравнить содержание данного правового документа с известным памятником средневекового русского права — «Русской Правдой».
При подготовке ко второму вопросу семинарского занятия требуется рассмотреть обобщённо, через эволюцию основных этапов развития французского средневекового государства. При этом необходимо уделить особое внимание изучению источникам права, а также влиянию римского и канонического права на формирование французского законодательства.
При подготовке к третьему вопросу семинарского занятия следует обстоятельно изучить государство и право Германии и Англии в средние века. При этом целесообразно, опираясь на содержание первого и второго вопросов, выявить отличительные особенности государственности Англии и Германии, а также уяснить характерные черты немецкого и английского средневекового права.
III. Литература для подготовки к семинару:
Основная литература:
История государства и права зарубежных стран: учебник/Под ред.
А.В. Вениосова. 2-е изд. - Минск, 2012.
История государства и права зарубежных стран: учебник/Под ред.
Н.В. Михайловой, А.А. Иванова/Юни-Дана,2012. http://www.knigafund.ru/books/149260
Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран: учебник / Юриспруденция, 2013. http://www.knigafund.ru/books/138638
Прудников М.Н. «История государства и права зарубежных стран»
6-е изд. Учебник для бакалавров/ Юрайт, 2014.
Дополнительная литература:
Иванов А.А. История государства и права зарубежных стран: учебное пособие/ Юни-Дана, 2012. http://www.knigafund.ru/books/106681
История государства и права зарубежных стран: учебник/Под ред.
Михайловой Н.В./ Юни-Дана, 2012. http://www.knigafund.ru/books/106679
Лаврова. И.А. Цивилизации древней Америки и Европы. Основные этапы развития: Учебное пособие. Химки: АГЗ МЧС России, 2014.
Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран
(Древность и Средние века): учебное пособие/ Кафедра государства и права МГУ им. М.В. Ломоносова, сост. В.А. Томсинов.-М.:ЗЕРЦАЛО-М,2012.
При подборе литературы и определении содержания сообщения обучающимся рекомендуется проконсультироваться с преподавателем.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какова периодизация средневековых государств Западной Европы?
2. Дайте характеристику отношениям сюзеренитета-вассалитета?
3. Каковы источники феодального права Франции?
4. Какова роль «Саксонского зерцала» в становлении судебно-правовой системы Германии?
5. Расскажите об особенностях развития сеньориальной и сословно-представительской монархии в Англии.
СЕМИНАР 7.2.