Задание: 1) прослушать магнитофонные записи и грамзаписи голосов и песен птиц; 2) с помощью букв и слогов записать песни птиц; 3) определить, к какой из 4 основных групп относится пение каждой птицы; 4) запомнить песни наиболее распространенных лесных птиц и уметь определить этих птиц по голосу.
О б о р у д о в а н и е:
- магнитофонные записи и грампластинки с голосами птиц;
- магнитофон и электропроигрыватель.
В период размножения у большинства воробьиных птиц самцы издают характерные звуки – песни. Знание голосов птиц позволяет легко определить вид птиц, даже не наблюдая ее.
Для удобства ориентирования в различных типах пения птиц, его можно разделить на 4 основные группы. Одни птицы (I) имеют сравнительно короткую, законченно построенную песню (например, зяблик, овсянка, пеночка-весничка), для которой можно даже дать определенную схему, отмечая характерное по звукам начало, середину и заключительные тона.
Затем, есть много видов (II), имеющих длительную песню, переходящую из трели в трель или содержащую целый ряд звуков, чередующихся друг с другом без ясно заметной последовательности. Такая песня может тянуться иногда довольно долго и прекращается часто без определенных концевых звуков (например, песня жаворонка, некоторых славок, щегла).
|
|
Далее есть птицы (III), пение которых может быть охарактеризовано как многократное повторение 1–2–3 отрывистых слогов (таковы большинство синиц). Близко сюда примыкают певцы, у которых таких повторяющихся “слов”, состоящих из нескольких слогов, очень много, они следуют друг за другом с паузами и создают впечатление сложной, но размеренной в “слова” песни. Таково пение соловья, черного и певчего дроздов. Этот тип песни близок ко второй группе с длительной песней, так что самостоятельное выделение его может быть и излишне.
Наконец, можно выделить еще IV группу видов, которую можно назвать “пересмешниками”, а песню их “копировкой”. Эти птицы (пересмешка или лесная малиновка, скворец) в своих песнях воспроизводят звуки, слышанные у других птиц или же вообще в окружающей природе.
Для простейшей записи песни птиц удобнее всего прибегать к обозначению звуков буквами и слогами. Эти обозначения сами по себе примитивны и могут страдать субъективностью, но при комбинировании их с простым описанием песни или крика, ее характера и интонации, они дают хорошие указания, так как изменение гласных букв в сочетании с согласными иногда очень близко передает отдельные звуки птиц. Так, например, в крике вороны мы совершенно ясно слышим слоги “карр”, у кукушки “ку-ку”, у многих синиц “си-ци-ци”. Таких примеров удачной буквенной передачи можно привести довольно много, и они сильно способствуют определению птицы. Сочетание буквенной записи с ясными характеристиками звуков, вроде употребления объективных терминов: трескучее или свистовое; торопливое или неторопливое и т.д., может дать более, чем одна буквенная или нотная запись.
|
|
Описание песен наиболее распространенных птиц:
I группа песен: А: Песня почти исключительно свистовая.
Песня короткая, в три – четыре низких (флейтовых) свистовых тона, вроде “фи-тиу- лиу” - Иволга
Очень звучный свист, близко передаваемый звуками “ ти-тю-ить-витю”. - Чечевица
1. Песня очень длинная, не очень громкая, с нежными округлыми свистами, постепенно замирающими к концу “ви-тви-тви-тю-тю-тю-тю/виу/ви-ви-ви-ли-флюфью-тью”. - Пеночка-весничка
Б. Песня звенящая или трескучая. Чистых свистовых тонов почти нет.
1. Звенящая пяти–шестисложная трель, очень близко передающаяся слогами: “зинь-зинь-зинь-зи-зии”. - Овсянка обыкновенная
2. Громкая мажорная трель, с характерным отрывистым “росчерком” на конце. Слегка варьирует у различных особей. Варианты записи слогами: 1) “фью-фьюфью-ля-ля-ля-ди-ди-ди—ви-чиу”; 2) “чип-чип-чип-тиль-тиль-тиль-чи-у-чу-и-кик”. – Зяблик
3. Трель трескучая. Ускоряющееся повторение слогов: “сип-сип-сипсипсип” и в конце сливающееся в сухое “сирр”. При тревоге издает однотонный и чистый, как бы печальный свист, вроде “тю.....тю”. –
Пеночка-трещотка
4. Простая однотонная и довольно трескучая трель, очень напоминающая канареечную и заканчивающаяся протяжным, как бы урчащим низким возгласом “ижжж…” или “жжиу…”. – Зеленушка
5. Песня начинается частой малозвучной трелью и “стукотней” и вслед за тем переходит в протяжное, довольно чистые ноты: “тсиа-тсиа-тсиа…”. Начиная свою трель “тиртиртиртир”, певец взлетает косо вверх с макушки дерева и, переходя на протяжные свисты, парящим полетом спускается на ту же или соседнюю вершину.- Лесной конек
II группа песен:
Очень чистые, звучные, неторопливые, округлые свисты, почти без пауз; песня иногда тянется довольно долго и к концу поется громче. –
Славка-черноголовка
1. Переливчатая трель, богатая модуляциями типа жаворонка, с чистыми свистами, близко передающимися слогами: “юли-юли-юли-юла-юла-юла-лилилили...” и т.д.- Юла
III группа песен:
1. Один звонкий, отрывистый слог, модулированный при повторении, как “тень-тинь-тянь-тень…”, с ровным ритмом падающих капель. - Пеночка-теньковка
2.Звучный, звенящий накрик, в 2–3 слога: “чи-чи ку…чи-чи ку…” или “ци-фу…ци-фу”. - Большая синица
3.Звучная песня: “ци-кру, ци-кру-ци, цикру-цикру…”. При тревоге – очень короткое “пик”. - Мухоловка-пеструшка