Определение птиц по голосу и пению

Задание: 1) прослушать магнитофонные записи и грамзаписи голосов и песен птиц; 2) с помощью букв и слогов записать песни птиц; 3) определить, к какой из 4 основных групп относится пение каждой птицы; 4) запомнить песни наиболее распространенных лесных птиц и уметь определить этих птиц по голосу.

О б о р у д о в а н и е:

- магнитофонные записи и грампластинки с голосами птиц;

- магнитофон и электропроигрыватель.

 

В период размножения у большинства воробьиных птиц самцы издают характерные звуки – песни. Знание голосов птиц позволяет легко определить вид птиц, даже не наблюдая ее.

Для удобства ориентирования в различных типах пения птиц, его можно разделить на 4 основные группы. Одни птицы (I) имеют сравнительно короткую, законченно построенную песню (например, зяблик, овсянка, пеночка-весничка), для которой можно даже дать определенную схему, отмечая характерное по звукам начало, середину и заключительные тона.

Затем, есть много видов (II), имеющих длительную песню, переходящую из трели в трель или содержащую целый ряд звуков, чередующихся друг с другом без ясно заметной последовательности. Такая песня может тянуться иногда довольно долго и прекращается часто без определенных концевых звуков (например, песня жаворонка, некоторых славок, щегла).

Далее есть птицы (III), пение которых может быть охарактеризовано как многократное повторение 1–2–3 отрывистых слогов (таковы большинство синиц). Близко сюда примыкают певцы, у которых таких повторяющихся “слов”, состоящих из нескольких слогов, очень много, они следуют друг за другом с паузами и создают впечатление сложной, но размеренной в “слова” песни. Таково пение соловья, черного и певчего дроздов. Этот тип песни близок ко второй группе с длительной песней, так что самостоятельное выделение его может быть и излишне.

Наконец, можно выделить еще IV группу видов, которую можно назвать “пересмешниками”, а песню их “копировкой”. Эти птицы (пересмешка или лесная малиновка, скворец) в своих песнях воспроизводят звуки, слышанные у других птиц или же вообще в окружающей природе.

Для простейшей записи песни птиц удобнее всего прибегать к обозначению звуков буквами и слогами. Эти обозначения сами по себе примитивны и могут страдать субъективностью, но при комбинировании их с простым описанием песни или крика, ее характера и интонации, они дают хорошие указания, так как изменение гласных букв в сочетании с согласными иногда очень близко передает отдельные звуки птиц. Так, например, в крике вороны мы совершенно ясно слышим слоги “карр”, у кукушки “ку-ку”, у многих синиц “си-ци-ци”. Таких примеров удачной буквенной передачи можно привести довольно много, и они сильно способствуют определению птицы. Сочетание буквенной записи с ясными характеристиками звуков, вроде употребления объективных терминов: трескучее или свистовое; торопливое или неторопливое и т.д., может дать более, чем одна буквенная или нотная запись.

Описание песен наиболее распространенных птиц:

I группа песен: А: Песня почти исключительно свистовая.

Песня короткая, в три – четыре низких (флейтовых) свистовых тона, вроде “фи-тиу- лиу” -                           Иволга

Очень звучный свист, близко передаваемый звуками “ ти-тю-ить-витю”.  - Чечевица

1. Песня очень длинная, не очень громкая, с нежными округлыми свистами, постепенно замирающими к концу “ви-тви-тви-тю-тю-тю-тю/виу/ви-ви-ви-ли-флюфью-тью”. - Пеночка-весничка

Б. Песня звенящая или трескучая. Чистых свистовых тонов почти нет.

1. Звенящая пяти–шестисложная трель, очень близко передающаяся слогами: “зинь-зинь-зинь-зи-зии”. - Овсянка обыкновенная

2. Громкая мажорная трель, с характерным отрывистым “росчерком” на конце. Слегка варьирует у различных особей. Варианты записи слогами: 1) “фью-фьюфью-ля-ля-ля-ди-ди-ди—ви-чиу”; 2) “чип-чип-чип-тиль-тиль-тиль-чи-у-чу-и-кик”. –                           Зяблик

3. Трель трескучая. Ускоряющееся повторение слогов: “сип-сип-сипсипсип” и в конце сливающееся в сухое “сирр”. При тревоге издает однотонный и чистый, как бы печальный свист, вроде “тю.....тю”. –

Пеночка-трещотка

4. Простая однотонная и довольно трескучая трель, очень напоминающая канареечную и заканчивающаяся протяжным, как бы урчащим низким возгласом “ижжж…” или “жжиу…”. – Зеленушка

5. Песня начинается частой малозвучной трелью и “стукотней” и вслед за тем переходит в протяжное, довольно чистые ноты: “тсиа-тсиа-тсиа…”. Начиная свою трель “тиртиртиртир”, певец взлетает косо вверх с макушки дерева и, переходя на протяжные свисты, парящим полетом спускается на ту же или соседнюю вершину.- Лесной конек

II группа песен:

Очень чистые, звучные, неторопливые, округлые свисты, почти без пауз; песня иногда тянется довольно долго и к концу поется громче. –

Славка-черноголовка

1. Переливчатая трель, богатая модуляциями типа жаворонка, с чистыми свистами, близко передающимися слогами: “юли-юли-юли-юла-юла-юла-лилилили...” и т.д.-                                         Юла

III группа песен:

1. Один звонкий, отрывистый слог, модулированный при повторении, как “тень-тинь-тянь-тень…”, с ровным ритмом падающих капель. - Пеночка-теньковка

2.Звучный, звенящий накрик, в 2–3 слога: “чи-чи ку…чи-чи ку…” или “ци-фу…ци-фу”. -                                        Большая синица

3.Звучная песня: “ци-кру, ци-кру-ци, цикру-цикру…”. При тревоге – очень короткое “пик”. -   Мухоловка-пеструшка


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: