Культурно-досуговой деятельности

Методическое обеспечение отрасли: специфика и формы

Методика, методическая деятельность, методическое руководство, методическое обеспечение - понятия, с которыми связана всякая сколь­ко-нибудь организованная практика. Без методического обеспечения не может эффективно развиваться ни одна область человеческой дея­тельности.

Профессионально-предметная практика предопределяет обновле­ние методики, ибо качественная методика является неотъемлемым свойством качественной работы. Развитие методики определяется цен­ностными ориентациями методиста в профессионально-предметном отношении, его методической мыслью. Индивидуальные способы и при­емы деятельности, индивидуальные образцы методических подходов позволяют выработать общие взгляды и группируются в несколько на­правлений методической мысли и практики. Совокупность методиче­ских идей, ценностных установок, с помощью которых обеспечи­вается определенная организация культурно-досуговой деятель­ности, обуславливает конкуренцию индивидуальных образцов, позво­ляет в определенном порядке и системе использовать приемы и спо­собы профессиональной деятельности.

Социокультурная ситуация в обществе характеризуется постоян­ными преобразованиями, изменяются культурные компоненты повсе­дневной жизнедеятельности людей. Существенно меняется и структура культурно-досуговой деятельности. Для её природы характерны гуманистическое, общечеловеческое содержание, своеобразие, националь­ная самобытность, авторское начало. Это предполагает постоянное переосмысление общественной значимости культурно-досуговой дея­тельности как составной части единого процесса возвышения культуры каждой личности. Изучение теоретико-методологических, методических и организационно-управленческих проблем в этой сфере дает возмож­ность преодолевать возникающие в ней проблемы. Изучение теории, методики и организации культурно-досуговой деятельности не может быть ограничено изучением явлений, относящихся к клубам, библиоте­кам, паркам, музеям и т.д. Культурно-досуговая деятельность пронизы­вает и систему просвещения, и производство, и политические процессы, и национальные отношения, и повседневный быт людей. Необходим поиск новых способов изучения ее многообразных компонентов на базе интеграции различных культурологических дисциплин. Все это выдвига­ет на первый план проблемы научно-теоретического осмысления роли и места культурно-досуговых учреждений в культурологических процес­сах, уточнения их функции, задач и целей, с одной стороны, и методи­ческого обеспечения практиков культурно-досуговой деятельности но­вой передовой методикой, эффективными средствами и формами рабо­ты, - с другой. Все это предъявляет высокие требования к практикам и методистам культурно-досуговой сферы, к их теоретической и методи­ческой подготовке, уровню и качеству методических материалов, куль­турных программ.

Понятие "методическое обеспечение" выражает определенное по­нимание методической деятельности. Методическое обеспечение рас­сматривается не как управленческий процесс с его управленческими функциями, а как одна из сфер, направлений, функций методического руководства. Методическое обеспечение культурно-досуговой дея­тельности по своей сущности и назначению предполагает создание "сервисных" условий в обслуживании и обеспечении передовой мето­дикой практиков культурно-досуговых учреждений.

Методическое обеспечение как компонент технологий

культурно-досуговой деятельности

Технология культурно-досуговой деятельности во многом зависит от совершенствования системы методического обеспечения. Сокращение научно-методических центров вызывает затухание процесса познания технологии культурно-досуговой деятельности. Специалисты в связи с этим начинают по-разному выстраивать технологический процесс в учреждениях культуры, без учета его научной основы.

Статья 39 Закона о культуре гласит. Компетенция органов государственной власти и управления республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и С.-Петербурга в области культуры. К ведению органов государственной власти и управления республик в составе РФ в области культуры относятся:

- определение республиканской государственной культурной политики;

- принятие законодательства республики о культуре.

К ведению органов государственной власти и управления республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и С.-Петербурга в области культуры относятся:

-осуществление федеральной политики в области культуры, разработка на ее основе территориальных и иных программ сохранения и развития культуры, их реализация, финансовое и материально-техническое обеспечение;

-формирование территориальных и иных органов государственного регулирования культурной деятельности;

-создание, реорганизация и ликвидация организаций культуры соответствующего подчинения;

-формирование фондов развития культуры и утверждение объемов средств, направляемых на финансирование культуры в государственных бюджетах республик в составе Российской Федерации, местных бюджетах, установление местных налогов и сборов на цели культурного развития, региональных нормативов финансирования культурной деятельности;

-международные культурные связи;

-установление дополнительных к устанавливаемым федеральными органами государственной власти и управления льгот, видов и норм материального обеспечения организаций и работников культуры;

-информационное и научно-методическое обеспечение культурной деятельности, ведение статистического учета в области культуры;

-организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников культуры;

-контроль за исполнением законодательства РФ о культуре.

В пределах своей компетенции республики в составе Российской Федерации, автономная область, автономные округа, края, области, города Москва и С.-Петербург имеют право самостоятельно вступать в отношения с другими государствами и с международными организациями по вопросам культуры.

Федеральные органы государственной власти и управления не могут издавать правовые акты по вопросам культуры, отнесенным к ведению органов государственной власти и управления республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и С.-Петербурга. Органы государственной власти и управления республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и С.-Петербурга не могут принимать правовые акты по вопросам культуры, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти и управления.

Проблемы методического обеспечения деятельности учреждений культуры чрезвычайно остры. Это объясняется все более усиливающимися противоречиями между изменяющимися условиями, установками, назначением культурно-досуговой деятельности и ее практическим воплощением. Выражается это в поисках назначения культурно-досуговой деятельности в целом, кризисных явлениях в социальной сфере, малочисленности набора форм, используемых на практике, отсутствии государственного финансирования областных научно-методических центров и методических кабинетов районных домов культуры.

Систему методического обеспечения культурно-досуговой деятельности отличает, прежде всего, предмет деятельности. Предметом методического руководства культурно-просветительной работой является методика культурно-просветительной работы, воспринимаемая как совокупность правил, требований и приемов психолого-педагогического воздействия на осознание, чувства и поведение в условиях свободного времени. Связи между объектом и субъектом методического обеспечения носят особый характер, определяющийся специальными методами. Методическое обеспечение опирается, прежде всего, на стимулирующие методы, которые создают специальный для этой системы набор методов управления (консультации, беседы, методические рекомендации, обсуждения, рецензирование, показ и т.п.).

Сущность методического обеспечения заключается в сокращении разрыва между проектируемой культурно-досуговой деятельностью и практическим ее воплощением, в обеспечении этого процесса всеми видами практической помощи учреждениями культуры. Технология, используемая в конкретном учреждении культуры, не может рассматриваться обособленно от общих тенденций развития культурно-досуговой деятельности не только региона, но и страны в целом с учетом зарубежного опыта.

Сущностное назначение методического обеспечения — в анализе, поиске передовых, наиболее эффективных методик, их апробировании, моделировании, а также внедрении новых, наиболее оптимальных в конкретных условиях вариантов культурно-досуговой деятельности, в корректировании, регулировании процесса в соответствии с актуальными проблемами реформирования всех сфер жизни общества с учетом изменяющихся потребностей и уровня духовного развития различных групп населения.

Методическое воздействие на технологию культурно-досуговой деятельности как систему осуществляется через следующие элементы:

. цели и задачи, определяющие главное направление методического воздействия;

. объект методического воздействия;

. содержание методической деятельности;

. субъект методического воздействия;

. средства, методы и формы методического воздействия;

. организационно-педагогические условия методического воздействия, т.е. через драматургический материал и методические рекомендации.

Вычленение отдельных элементов позволяет увидеть структурную целостность методической системы, выражающую количественный и качественный состав связей между ее элементами и способ организации этих связей. В этом аспекте методическое обеспечение следует понимать как:

а) упорядочение, налаживание, устройство, приведение в систему методической деятельности учреждения культуры;

б) строение, взаимосвязь, взаимное расположение, соотношение частей в единое целое в деятельности учреждений культуры региона, района.

 

Осваивая и развивая все лучшее, что накопили, республиканские, областные культурно-методические центры, районные дома культуры призваны обеспечить: более глубокое, всестороннее изучение состояния и основных тенденций развития культурно-досуговой деятельности, ее наиболее существенных проблем; проблемное рассмотрение сложившегося положения, глубокий анализ и обобщение результатов деятельности учреждений культуры, оценку их с точки зрения тех требований, которые к ним сегодня предъявляет жизнь; разработку рекомендаций учреждениям культуры, способствующих эффективному решению проблем, выявлению в практике действенных рычагов, при помощи которых можно улучшить дело; творческое конструирование эффективных способов совершенствования работы, активное содействие их рождению, экспериментальный поиск; широкую, систематическую и действенную рекламу наработанных рекомендаций, апробацию их в управленческих органах и на местах, последовательное внедрение в деятельность учреждений культуры.

Анализ деятельности районных домов культуры показывает, что объем выпускаемой ими продукции по изучению, обобщению и распространению передового опыта очень низок. Районные дома культуры обобщают и распространяют передовой опыт культурно-досуговой деятельности в районе; готовят семинары профессиональных работников учреждений культуры, руководителей коллективов художественной самодеятельности, проводят показательные программы, создают на своей базе художественные коллективы, клубы по интересам, любительские объединения.

В настоящее время возросло значение областной и рай­онных методических служб культурно-досуговой деятельнос­ти, изменились и усложнились их задачи и функции. Если раньше они касались, в основном, вопросов обучения, методической, практической помощи и творческой деятельности, то сегодня ме­тод. работа заключается в метод. сопровождении процесса реструктуризации культурно-досуговой отрасли.

В настоящий период специалисты методических служб со­действуют внедрению инноваций в практику деятельности культурно-досуговых учреждений с целью их адаптации к со­циально-экономической ситуации, обретения каждым клубом, домом культуры «своего лица», своего места в жизни своего села, города.

Основными видами деятельности методических служб становится аналитическая работа, социокультурное про­граммирование и проектирование, развитие социального про­странства в условиях реструктуризации и оптимизации дея­тельности КДУ.

В Омской области методическим руководством и обеспече­нием КДД занимаются Государственный центр народного твор­чества (ГЦНТ) и 32 районные методические службы.

Финансово-экономические и другие реформы последнего времени значительным образом могут изменить сегодняшнюю относительно стабильную социально-культурную ситуацию в Омской об­ласти. Последствия этих реформ, в случае их произвольного, неуправляемого течения самым отрицательным образом могут отразиться на сохранении единого культурного пространства на территории нашей области, в том числе, на сохранении и развитии народного творчества и КДД.

В связи с этим, к примеру, ГЦНТ, среди других приоритетных на­правлений деятельности, особо выделил такое направление ра­боты, как методическое сопровождение преобразовательных процессов в культурно-досуговой сфере, происходящих в свя­зи с реформой местного самоуправления и реформой бюджет­ной сферы (Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принци­пах организации местного самоуправления в РФ»).

Эффективность деятельности клубной сферы во многом зависит от результативности работы областной и районных ме­тодических служб. Будучи стержнем всей культурно-досуго­вой системы эти службы по роду своей деятельности соединя­ют науку с практикой.

Специалисты по направлению этой деятельности одновременно являются инициато­рами идей, непосредственными участниками исследований, управ­ленцами-менеджерами и лидерами, умеющими сплотить вокруг себя практиков и обеспечить внедрение инновационных методик.

Большое место в повышении эффективности и качества работы учреждений культуры занимает учебный процесс. Районные методические службы совместно с отделами (ко­митетами) культуры направляют своих работников КДУ на областные семинары, практикумы, лаборатории.

Методические образования областного и районных уровней активно ведут работу по формированию информационных и методичес­ких банков. Для реализации данного направления работы исполь­зуются самые различные методики и новейшие технологии.

Наряду с положительными факторами и примерами вне­дрения инновационных методик и развития всей информацион­но-методической деятельности в области, существует ряд задач и проблем, которые необходимо решить в ближайшее время.

Создание современной методики, позволяющей соблюсти баланс интересов государства, субъекта Федерации и муници­пального образования, а также баланс интересов государствен­ной культурной политики и населения, является приоритетной задачей методических служб.

Методика должна предусматривать функциональные осо­бенности сетевых единиц с учетом конкурентоспособности пре­доставляемых услуг; возможности доступа населения к куль­турным благам.

Также существует ряд проблем, связанных, прежде всего, с уровнем оснащения компьютерной и множительной техникой, созданием современных технических средств доставки инфор­мации потребителю и расширением источников информации.

Для совершенствования и реализации данной программы необходимо:

. обеспечить методические службы необходимой компью­терной и множительной техникой;

. провести учебу и повысить квалификацию специалис­тов в области новых технологий;

. вести постоянный мониторинг информационно-методи­ческих потребностей и обеспеченности отрасли основными ви­дами информации;

. организовать доступ субъектов к сети Интернет. Исполнение данных программных мероприятий позволит:

. сформировать единое областное информационно-мето­дическое пространство;

. обеспечить свободный доступ специалистов области к информационным ресурсам;

. обеспечить экстренный обмен информацией на област­ном уровне;

. внедрять дистанционные формы организации и управ­ления процессами развития социокультурной деятельности и народного творчества на основе современных информацион­ных технологий;

. модернизировать методико-управленческую работу различных уровней;

. разрабатывать методики, позволяющие создать каркас концепции реструктуризации сети подведомственных культурно-досуговых учреждений.

В результате сложившейся практики методическое руководство деятельностью учреждений культуры теряет свой смысл. Опрос директоров РДК показал, что в 80% случаев методическая деятельность в технологическом процессе подменяется административной, когда методисты выполняют функции инспектора, выдавая их за методические. Отсутствие четкого понимания того, что такое методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности, приводит к ее искажению на практике. В беседах с методистами районных домок культуры было выявлено, что 68% из них не смогли ответить на вопрос о том, какие конкретно функции методического обеспечения они должны осуществлять и как именно. Узкое толкование функций методического обеспечения, сводящегося чаще всего только к оказанию методической помощи в процессе подготовки и проведения отдельной программы, отрицательно сказывается на совершенствовании технологии культурно-досуговой деятельности. Отмечено также, что эти специалисты не могут учитывать, анализировать, оценивать, обобщать материал для культурно-досуговой программы.

Исследовательская деятельность у методистов районных домой культуры занимает последнее место. Постоянный учет практического использования и применения методических рекомендаций является, с одной стороны, заключительным этапом методической деятельности, а с другой — ее источником, отсчетом уже достигнутого и началом нового этапа в этом виде деятельности. Методическая деятельность осуществляется как бы по спирали: каждый достигнутый результат является исходным моментом очередного этапа и одновременно продолжением его.

Итогом исследовательского типа деятельности являются предметы-продукты, необходимые для сохранения информации как основы для принятия новых решений о продолжении деятельности. Исследовательский тип деятельности пронизывает весь процесс методической деятельности и выполняет информационную функцию. В свою очередь информацией для методической деятельности являются объективные данные о материально-бытовом, социально-демографическом, культурном состоянии района; пожелания вышестоящих органов культуры и администрации района, области.

Одним из носителей информации являются наглядные средства, расположенные в методическом кабинете районного дома культуры, поэтому оформление несет двойную нагрузку. С одной стороны, методический кабинет представляет для специалистов учреждения культуры образец для выбора той или иной формы наглядного оформления продукции, а с другой — является источником информации о новом в культурно-досуговой деятельности. Самую высокую оценку наглядные средства получили за конкретность и доступность. Однако эти качества не всегда сочетаются с актуальностью и насыщенностью информацией, тем более что свыше 10% сельских работников культуры считают недостаточную информативность о новых формах практики отрицательным фактором в деятельности методических кабинетов районных домов культуры.

Изучение деятельности методических кабинетов районных домов культуры показывает, что в каждом из них в среднем сценарии различных форм культурно-досуговой деятельности занимают первое место, методические указания и разработки — второе, а методические пособия отсутствуют вообще.

Наблюдается также неравномерность насыщения методическими разработками и сценариями по различным формам культурно-досуговой деятельности. Основная их доля приходится на праздники и обряды. В связи с этим необходимо разработать паспорт каждого района, где должны содержаться сведения о природно-климатических, демографических особенностях, обеспеченности его школами, больницами, культурно-бытовыми, культурно-просветительными и физкультурно-оздоровительными учреждениями. Без этого сегодня трудно правильно развернуть дело.

Информационное обеспечение методического кабинета, кроме указанных средств и методической продукции, включает карту-схему и картотеку. Карта-схема наглядно показывает обеспечение культурным обслуживанием всех населенных пунктов района, т.е. работу всех действующих учреждений культуры в нем. Картотека дает представление о наличии и размещении коллективов художественной самодеятельности, народных коллективов, дипломантов смотров и конкурсов.

Работникам культуры трудно ориентироваться в потоке книжной методической продукции. Особое значение в настоящее время приобретают рационализация и унификация документов, проблема их хранения и использования, т. е. проблема создания информационной системы, включающей данные о состоянии, сохранении и развитии культурно-досугового процесса в районе, области, стране: об учреждениях культуры; составе кадров; состоянии материально-технического обеспечения; реальной и потенциальной аудитории, о результатах внедрения методических рекомендаций. Система картотек — это и есть система информационного обеспечения методической деятельности районного дома культуры, имеющая материальное воплощение.

Методическая информация - не только исходный момент в процессе деятельности, но и важнейший компонент в технологии культурно-досуговой деятельности.

Поскольку всякая система представляет собой не только формальные, но и неформальные отношения между субъектом и объектом, то здесь на первый план выдвигаются индивидуальные особенности, которые могут оказывать заметное влияние на эффективность труда. Качество и эффективность методической деятельности во многом зависят то творчества субъекта, его активности, изобретательности и находчивости в выборе форм, методов и средств интеллектуального и эмоционального воздействия. Однако активность и оригинальность опираются на глубокие профессиональные знания. Поэтому методист должен в совершенстве знать проблемы культурно-досуговой деятельности, тенденции развития практики, замечать ростки нового, передового, обобщать опыт, передавать его другим, уметь обращаться с техническими средствами культурно-досуговой деятельности, иметь навыки оформления наглядной агитации, быть хорошим психологом, организатором, проявлять инициативу во внедрении всего нового, что накоплено теорией и практикой.

Методическая деятельность всех уровней методического воздействия строится на обобщенном и освещенном теорией культурно-досуговой деятельности передовом опыте. Поэтому она чрезвычайно разнообразна по содержанию, формам выражения, географии. Между субъектом и объектом существует целая система взаимодействий через различные формы и средства. Субъект методической деятельности получает информацию о социальных задачах культурно-досуговой деятельности, используя имеющийся опыт.

Под опытом культурно-досуговой деятельности следует понимать совокупность практически усвоенных работниками культуры знаний, умений, навыков, способных достичь положительных результатов. Опыт можно приобрести экспериментальным путем в специально созданных условиях с целью проверки научных знаний.

Передовой опыт в культурно-досуговой деятельности предполагает освоение творческого процесса, поиски новых форм и методов, способных усовершенствовать технологический процесс в учреждении культуры. Передовой опыт следует рассматривать и во времени. Он может быть кратковременным, способствующим комплексной перспективной реализации задач, стоящих перед учреждениями культуры. Массовый опыт отражает достигнутый уровень развития практики учреждений культуры. На примерах работы отстающих учреждений культуры можно точнее выявить факторы, тормозящие их функционирование. Изучение передового опыта и анализ причин механизма торможения позволяет объективно оценить деятельность учреждений культуры, проанализировать причины низкой эффективности работы некоторых из них.

Целесообразно выделить основные этапы изучения передового опыта:

. определение цели и задач изучения,

. выбор актуальной темы;

. выявление носителей передового опыта;

. изучение, сбор фактического материала.

Методы:

. непосредственное наблюдение, беседа, изучение документов и ответов на заочные методические задания (вопросники, письма-обращения с просьбой описать опыт и т.д.);

. подробное описание опыта, анализ, обобщение, выводы;

. типичные, характерные черты изучаемого опыта, его сущность и значение;

. проверка на практике эффективности приемов, форм и методов культурно-досуговой деятельности, которые выделены для распространения;

. выработка методических рекомендаций для распространения и внедрения изученного передового опыта.

Подняться до обобщения и выводов в изучении передового опыта — значит оценить его с позиций практических задач, определить, в каком направлении и с какой пользой для широкой практики он может быть использован. Уровень обобщения и сущность опыта определяют и формы его обобщения: научный отчет, справка, статья, методическое письмо, рекомендации, брошюра, книга, диссертация.

Видный психолог С.Л. Рубинштейн выделил два вида обобщения опыта: эмпирический и аналитический, раскрывающие его закономерные связи. Обобщение на эмпирическом уровне способно оперативно, во всем богатстве и своеобразии изучаемого явления, отразить его, трансформировать в знания. На этом уровне происходит выявление нового опыта, сопоставление конкретно изучаемого опыта с массовым.

Практически в каждом районе накоплен определенный опыт по всем направлениям культурно-досуговой деятельности, распространение которого должно быть основной обязанностью методической службы, так как обучение на лучших образцах культурно-досуговой деятельности становится закономерным способом движения вперед. В этом смысле методический кабинет может стать местом концентрации передового опыта работы учреждений культуры района. Обязанность методистов не только самим изучать его, но и широко пропагандировать среди работников учреждений культуры.

В передовом опыте должны найти отражение цель, задачи, основные этапы изучения опыта, вопросы, способствующие более полному раскрытию темы. В процессе изучения клубного опыта нужно использовать основные методы: анализ документальных источников, устные формы, непосредственное наблюдение за фактами и событиями в деятельности учреждений культуры.

Одним из этапов изучения опыта является его квалифицированное описание. Необходимо, чтобы в описании указывалось место изучаемого опыта в общей системе работы, содержались обобщения и выводы, которые помогли бы работникам культуры, слушателям семинаров использовать этот опыт в своей деятельности, ориентировали бы на дальнейший самостоятельный поиск. На этом этапе выявляется, чем данный опыт отличается от опыта другого учреждения культуры, коллектива самодеятельности, с какими трудностями пришлось столкнуться, как они были преодолены.

Важнейшим этапом в обобщении передового опыта является глубокий и всесторонний анализ его результатов. Анализ — это тщательный отбор фактов, их систематизация и группировка. Цель анализа — раскрытие способов и приемов, посредством которых достигнут положительный результат, вскрытие причины того или иного факта, явления, основных недостатков и путей их ликвидации; освещение нового, передового, что должно внедряться.

Обобщение передового опыта должно отвечать ряду требований. Это смысловая значимость, точность в выборе целей, задач, методов; научная достоверность и обоснованность выводов и обобщений, т.е. отражение достижений методики и практики культурно-досуговой деятельности; выделение тех сторон и черт, которые способствуют развитию организации и методики культурно-досуговой деятельности; использование передового опыта, т.е. конкретный показ путей его широкого распространения и внедрения в практику учреждений культуры.

Внедрение передового опыта требует сложной организаторской деятельности, которая складывается из многих элементов. Для этого недостаточно сделать доклад, напечатать статью, выпустить методическое пособие. Следует организовать практическое обучение работников учреждений культуры, причем нужно, чтобы они овладевали не только общей методикой решения той или другой конкретной задачи, но и методической техникой. Естественно, что результативность этого обучения, с одной стороны, зависит от квалификации, стажа методиста, с другой — от уровня профессиональной подготовки работника культуры. Культурно-досуговая деятельность нередко сравнивается со школой практических навыков и умений. Проходя эту школу, каждое новое поколение специалистов усваивает заново все те истины и весь тот опыт, которые получены их предшественниками.

Наличие в программе местного материала позволяет достигнуть одновременного коллективного восприятия происходящего, что увеличивает силу эмоционального воздействия. В технологии культурно-досуговой деятельности творческий потенциал направлен на конкретную аудиторию, знание психологических особенностей которой побуждает рассматривать творчество как результат совместной деятельности субъектов и объектов.

В деятельности учреждений культуры часто бывает так, что причиной неудачного заимствования опыта является неумение уловить его методическую суть. В связи с этим особую важность приобретают различные формы живой передачи опыта с личным участием его создателей, методистов, практическая помощь, консультации, руководство процессом внедрения.

Усвоить опыт — значит, сделать его органической составной частью своей работы, неотъемлемым элементом творческой деятельности. Готовит к восприятию нового опыта наглядный его показ, раскрытие его сущности на научно-практических конференциях, семинарах, практикумах, консультациях, в школах передового опыта, творческих лабораториях и т. д.

При внедрении в практику наиболее интересных рекомендаций надо добиваться того, чтобы на местах к ним относились творчески: перерабатывали, дополняли, развивали, обогащали местными материалами с учетом особенностей аудитории и имеющегося опыта

Необходимо знать, с каким конкретно населением работают учреждения культуры того или иного района (социальный и демографический состав, образовательный уровень, интересы и культурные запросы различных возрастных групп) Однако передовой опыт становится школой для молодых начинающих работников культуры, руководителей-общественников не всегда. Если эффективные приемы, способы, формы и методы учебно-творческой работы учреждений культуры будут вовремя замечены, подхвачены, закреплены, но не будут иметь научной основы, то такой опыт будет малопоучителен, да и вообще вряд ли его можно назвать опытом

А пока, как показывает анализ, основные запросы в помощи сводятся главным образом к проведению показательных программ (41,3%), составлению плана работы (30,4%), повышению квалификации (30,1%), созданию советов (10,4%). Следовательно, районный дом культуры, как непосредственный субъект методического воздействия, неспособен решить весь круг проблем развития новых форм, средств и актуализации содержания культурно-досуговой деятельности. На практике помогают решить их базовые или опорные учреждения культуры. Выбор базового учреждения культуры диктуется наличием различных видов предметной деятельности, его материально-техническим состоянием, профессионализмом кадров, географическим положением и транспортным сообщением. Базовые учреждения культуры являются учебно-методическими центрами, своеобразными лабораториями, где работники культуры приобретают навыки самостоятельного поиска, решения организационных проблем и вопросов руководства культурно-досуговой деятельностью.

Из всего многообразия форм методического обеспечения для учреждений культуры самыми распространенными являются материалы, разработанные методистами районного дома культуры, достоинство которых оценивается работниками учреждений культуры, прежде всего, за их актуальность, информативность и возможность применения на практике. Диспропорцию в запросах и предложениях можно ликвидировать путем равномерного создания материалов по всем направлениям деятельности учреждения культуры. Состояние методической продукции учитывается на первом этапе деятельности методистов — на этапе разработки, на котором определяется целевая направленность моделируемой программы.

Источником саморазвития для методической деятельности, на наш взгляд, является прогнозирование, цель которого — создание модели будущей программы. Однако этому аспекту деятельности специалистов учреждений культуры не уделяется должного внимания Проведение семинаров клубных, библиотечных работников, направленных на повышение квалификации, не учитывает основного требования — систематичности и последовательности в развитии прогностической функции. В большей степени эти недостатки могут быть преодолены другими формами обучения, такими, как университеты культуры, школы передового опыта, которые не получили еще широкого распространения из-за организационных трудностей.

Актуальным становится и вопрос о создании методических служб в культурно-спортивных комплексах. Необходимость оптимизации методического обеспечения деятельности учреждений культуры продиктована изменением функций, характером взаимоотношений объекта и субъекта, организаторской и методической видов деятельности.

Методическая деятельность осуществляется определенной категорией специалистов. Она направлена на совершенствование культурно-досуговой деятельности, определение актуальных путей, овладение формами, средствами, методами вовлечения в неё всех слоев населения.

Особое внимание необходимо уделить характеру организационно-методической деятельности, ее научной основе, включающей проведение глубокого анализа состояния и тенденций развития форм, методов и средств в конкретном учреждении, регионе, содействие внедрению результатов научных исследований в практику отдельного учреждения культуры. Такой подход к осуществлению методического обеспечения в условиях региона пока отсутствует.

Учет данных факторов в технологии культурно-досуговой деятельности позволяет, с одной стороны, решать насущные методические проблемы развития, совершенствования ее форм, методов, выразительных средств воздействия на человека, с другой — обогатить содержание организаторской деятельности районных домов культуры, модифицировать их цели и задачи в зависимости от региональных особенностей.

В современных условиях развитие системы научно-методического руководства культурно-досуговой деятельностью предполагает более четкое функциональное разграничение методического воздействия разных уровней автономно действующих учреждений культуры.

Итак, потребности специалистов учреждений культуры в методическом обеспечении технологии культурно-досуговой деятельности — это первоначальный этап постоянного стимулирования совершенствования знаний и умений, обусловленный современными требованиями новых технологий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: