Инструкция по решению задач

1. Ознакомьтесь с условиями каждой задачи.

2. Найдите правовые нормы, применимые к изложенной в ней ситуации, проанализируйте их.

3. Особое внимание уделите изменениям законодательства в сфере уголовного судопроизводства и используйте актуальную редакцию УПК РФ.

Образец решения задач

 Условие: Совершена кража из квартиры бывшего сотрудника органа внутренних дел. Пострадавший, хорошо зная тактику и технику производства осмотра места происшествия, не дожидаясь приезда следственной группы, сам составил протокол осмотра, изъял отпечатки пальцев рук и изготовил слепки следов отжима ригеля замка. С данными материалами он приехал в ГОМ и представил их следователю вместе с заявлением о совершенном преступлении.

Могут ли представленные материалы быть использованы в процессе доказывания? В качестве каких доказательств они могут быть приобщены?  Есть ли основания к возбуждению уголовного дела?

Решение: Осмотр места происшествия — это неотложное следственное действие, которое состоит из познавательных и удостоверительных операций следователя (дознавателя), выполняемых на месте обнаружения признаков совершенного преступления с целью отыскания и закрепления следов, предметов и других объектов, позволяющих уяснить механизм происшедшего события и установить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Согласно ст.177 УПК осмотр производится с участием понятых, все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть предъявлено понятым. Описываются все действия следователя, а также все обнаруженное при осмотре в той последовательности, в какой производился осмотр, и в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось в момент осмотра (ст.180 УПК). Протокол подписывается следователем и лицами, участвовавшими в следственном действии (ч.7 ст.166 УПК). Таким образом, в рассматриваемом в задаче случае, осмотр места происшествия и составление протокола осмотра были произведены с нарушением УПК РФ, в результате этого протокол следственного действия, составленный пострадавшим в качестве доказательства является недопустимым и в соответствии со ст.75 УПК не имеет юридической силы, не может быть положен в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любого из обстоятельств дела. Однако в силу ст.144 УПК следователь обязан принять и проверить сообщение о совершенном преступлении, в данном случае краже. Поводом для возбуждения уголовного дела, по условиям задачи, является заявление потерпевшего. Кража относится к делам публичного обвинения, поэтому в соответствии с ч.1 ст.146 УПК следователь должен возбудить уголовное дело на основании заявления потерпевшего. Потерпевший вправе собирать и представлять предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств (ч.2 ст.86). Однако следователь должен проверить, предоставленные пострадавшим доказательства путем сопоставления их с другими доказательствами, имеющимися в уголовном деле, а также установления их источников, получения иных доказательств, подтверждающих или опровергающих проверяемые доказательства (ст.87 УПК).



Форма контроля выполнения заданий практических занятий 

Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ.

 

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:

1. Конституция Российской Федерации, 1993. – 263 с.

2.Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001года № 174 - ФЗ.

3.Гельдибаев, В. В. Вандышев. Уголовный процесс - М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2007.- 256 стр.

4. Россинский С. Б. Уголовный процесс России: курс лекций. М.: Эксмо, 2007.- 230 стр.

 

Список источников и литературы, используемых

При подготовке методических указаний

основные источники:

                                       

1.Гельдибаев, В. В. Вандышев. Уголовный процесс - М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2007.- 256 стр.

2. Россинский С. Б. Уголовный процесс России: курс лекций. М.: Эксмо, 2007.- 230 стр.

3.Конституция Российской Федерации, 1993. – 263 с.

4.Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001года № 174 - ФЗ.

 

дополнительные источники:

5.www.consultant.ru

6.Справочно-правовая система «Гарант»

7.Справочно-правовая система «Консультант Плюс»

 

Тема № 1.8«Понятие, виды и классификация доказательств»

Практическое занятие № 13

«Составление процессуальных документов по определению вида доказательств»

 

Учебная цель: более глубокое усвоение учебного материала, правильное применение норм действующего уголовно-процессуального законодательства, ведомственных приказов и инструкций, регламентирующих отдельные направления деятельности органов дознания, следствия, прокуратуры и суда.

Учебные задачи:

1. Составление процессуального документа

 

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения

 

Студент должен

уметь:

- принимать процессуальные решения в сфере уголовного судопроизводства;

 знать:

- основные понятия и институты уголовно-процессуального права;

- порядок производства по уголовным делам.

 

Задачи практического занятия № 13:

 

  1. Повторить теоретический материал по теме практического занятия.
  2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
  3. Выполнить задания.
  4. Оформить отчет.

Обеспеченность занятия (средства обучения)

 

1.    Учебно-методическая литература:

2.    Конституция Российской Федерации, 1993. – 263 с.

3.    Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001года № 174 - ФЗ.

4.    Гельдибаев, В. В. Вандышев. Уголовный процесс - М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2007.- 256 стр. Россинский С. Б. Уголовный процесс России: курс лекций. М.: Эксмо, 2007.- 230 стр.

5.    Справочная литература:

6.    Сборник образцов уголовно-процессуальных документов с комментариями. Под рук. и науч. ред. проф. Шостака М.А.Учебно- практическое пособие. Издательство Амалфея. 2007. 704 с.

7.    Образцы документов – протокол следственного действия

8.    Ручка.

 

Краткие теоретические и учебно-методические материалы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: