1. Ознакомьтесь с условиями каждой задачи.
2. Найдите правовые нормы, применимые к изложенной в ней ситуации, проанализируйте их.
3. Особое внимание уделите изменениям законодательства в сфере уголовного судопроизводства и используйте актуальную редакцию УПК РФ.
Образец решения задач
Условие: Совершена кража из квартиры бывшего сотрудника органа внутренних дел. Пострадавший, хорошо зная тактику и технику производства осмотра места происшествия, не дожидаясь приезда следственной группы, сам составил протокол осмотра, изъял отпечатки пальцев рук и изготовил слепки следов отжима ригеля замка. С данными материалами он приехал в ГОМ и представил их следователю вместе с заявлением о совершенном преступлении.
Могут ли представленные материалы быть использованы в процессе доказывания? В качестве каких доказательств они могут быть приобщены? Есть ли основания к возбуждению уголовного дела?
Решение: Осмотр места происшествия — это неотложное следственное действие, которое состоит из познавательных и удостоверительных операций следователя (дознавателя), выполняемых на месте обнаружения признаков совершенного преступления с целью отыскания и закрепления следов, предметов и других объектов, позволяющих уяснить механизм происшедшего события и установить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Согласно ст.177 УПК осмотр производится с участием понятых, все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть предъявлено понятым. Описываются все действия следователя, а также все обнаруженное при осмотре в той последовательности, в какой производился осмотр, и в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось в момент осмотра (ст.180 УПК). Протокол подписывается следователем и лицами, участвовавшими в следственном действии (ч.7 ст.166 УПК). Таким образом, в рассматриваемом в задаче случае, осмотр места происшествия и составление протокола осмотра были произведены с нарушением УПК РФ, в результате этого протокол следственного действия, составленный пострадавшим в качестве доказательства является недопустимым и в соответствии со ст.75 УПК не имеет юридической силы, не может быть положен в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любого из обстоятельств дела. Однако в силу ст.144 УПК следователь обязан принять и проверить сообщение о совершенном преступлении, в данном случае краже. Поводом для возбуждения уголовного дела, по условиям задачи, является заявление потерпевшего. Кража относится к делам публичного обвинения, поэтому в соответствии с ч.1 ст.146 УПК следователь должен возбудить уголовное дело на основании заявления потерпевшего. Потерпевший вправе собирать и представлять предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств (ч.2 ст.86). Однако следователь должен проверить, предоставленные пострадавшим доказательства путем сопоставления их с другими доказательствами, имеющимися в уголовном деле, а также установления их источников, получения иных доказательств, подтверждающих или опровергающих проверяемые доказательства (ст.87 УПК).
|
|
|
|
Форма контроля выполнения заданий практических занятий
Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ.
Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:
1. Конституция Российской Федерации, 1993. – 263 с.
2.Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001года № 174 - ФЗ.
3.Гельдибаев, В. В. Вандышев. Уголовный процесс - М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2007.- 256 стр.
4. Россинский С. Б. Уголовный процесс России: курс лекций. М.: Эксмо, 2007.- 230 стр.
Список источников и литературы, используемых
При подготовке методических указаний
основные источники:
1.Гельдибаев, В. В. Вандышев. Уголовный процесс - М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2007.- 256 стр.
2. Россинский С. Б. Уголовный процесс России: курс лекций. М.: Эксмо, 2007.- 230 стр.
3.Конституция Российской Федерации, 1993. – 263 с.
4.Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001года № 174 - ФЗ.
дополнительные источники:
5.www.consultant.ru
6.Справочно-правовая система «Гарант»
7.Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
Тема № 1.8«Понятие, виды и классификация доказательств»
Практическое занятие № 13
«Составление процессуальных документов по определению вида доказательств»
Учебная цель: более глубокое усвоение учебного материала, правильное применение норм действующего уголовно-процессуального законодательства, ведомственных приказов и инструкций, регламентирующих отдельные направления деятельности органов дознания, следствия, прокуратуры и суда.
Учебные задачи:
1. Составление процессуального документа
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения
Студент должен
уметь:
- принимать процессуальные решения в сфере уголовного судопроизводства;
знать:
- основные понятия и институты уголовно-процессуального права;
- порядок производства по уголовным делам.
Задачи практического занятия № 13:
- Повторить теоретический материал по теме практического занятия.
- Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
- Выполнить задания.
- Оформить отчет.
Обеспеченность занятия (средства обучения)
1. Учебно-методическая литература:
2. Конституция Российской Федерации, 1993. – 263 с.
3. Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001года № 174 - ФЗ.
4. Гельдибаев, В. В. Вандышев. Уголовный процесс - М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2007.- 256 стр. Россинский С. Б. Уголовный процесс России: курс лекций. М.: Эксмо, 2007.- 230 стр.
5. Справочная литература:
6. Сборник образцов уголовно-процессуальных документов с комментариями. Под рук. и науч. ред. проф. Шостака М.А.Учебно- практическое пособие. Издательство Амалфея. 2007. 704 с.
7. Образцы документов – протокол следственного действия
8. Ручка.
Краткие теоретические и учебно-методические материалы