Упражнения на слуховое восприятие

При развитии слухового восприятия используем несколько выражений, которые ребёнок произносит и достаточно усвоил, и которые теперь может различать на слух.


В слуховых упражнениях используем материал, который ребёнок хорошо понимает.

Ребёнок сначала привыкает глядеть на нас и на картинку, слушает и показывает, что он услышал.

Затем необходимо давать этот же материал, без зрительного восприятия.

Ребёнок легче произносит знакомые и ранее усвоенные в игре значения, которые были связаны со слухо-речевым подражанием движений, эмоций или других имитаций.

Например, используем с ребёнком различение трёх слухо-речевых подражаний

- ОПОПОП ОООПА!

- Брррррр НЕТ!

- МААА, МААА, МААААП!

Каждый раз при проведении упражнений играем с игрушками на столе, постоянно обновляя игру. Так при «оп оп оп» скачет конь, а при «оооооопа!» он перепрыгивает ограду. При «брррр» машину возим по столу, а при нет останавливаем около нашей руки, при «мааа мааа мааа» кошка тянется, а при «Ап!» ловит мышку (палец ребёнка).

Затем мы произносим одно из выражений, используемых в игре. А ребёнок должен показать соответствующую игрушку или картинку, которую мы во время игры нарисовали.

Такие упражнения приносят результат. Почему? Потому что, мы даём полисенсорные ощущения, даём не просто звук, а соединение звуков. Различение их в сочетании с интонацией, усилением, длительностью, паузой, дает результате ребёнку возможность легче воспринимать и запоминать.

Вот ещё несколько примеров таких упражнений:

Слушай, что скажет Вова!

Перед этим предлагаем ситуативные картинки.

- Пссс!

- Нет!

- Ба!

- Па-па!

- О-О, О-О!

Слушай,что скажет Анна?

Ниже картинка, на которой один объект зовёт другого или что-то даёт.

Например: О-о ляля! О-о (папа, мама, пёс)

  Это мяч! Это (авто, пёс, ляля).

  Па-па пёс! Па-па (деда, баба, папа, мяу-мяу)! и т.д.

 

Как использовать игрушки?


Сначала ребёнок с игрушками производит некоторые действия, которые оречевляет определёнными словами. Когда ребёнок, что-то произносит, просим его показать игрушку, которая этому соответствует.

Например;

- Авто бррр

- Папа па-па

- Ляля оп!

- ОООО! Мама!

Когда научим их различать, задачу усложняем. В игре появляются новые элементы, которые сопровождают нашу речь. Так вместо игры с машиной, которая сама едет, машина едет, потом вдруг ударяется обо что-то, вместо куклы, которая прыгает на месте, в конце кукла перепрыгивает через что-то, папа машет и уходит.

Так вводим новое на основе старого и от ребёнка требуем различения выражений:

Авто бррр бррр бррр бум!

Ляля оп, оп, оп, оп... о-па!

Папа па-па, па-па, па-па... нет!

 

Покажи и назови что слышишь!

 

Когда ребёнок начинает говорить и самостоятельно произносить некоторые речевые упражнения, уже не обязательно использовать рисунки, которые ранее помогали в репродукции, тогда можно перейти к слуховым упражнениям. Слуховые упражнения обычно проводятся так.

Перед нами на столе, на доске или фланелеграфе большая иллюстрация речевого материала. Соотносим рисунок с рисунком и проговариваем, а ребёнок смотрит на нас. Затем постепенно начинает говорить вместе с нами или непосредственно после нас, показывает каждую картинку вместе с нами (можем водить его пальцем). Затем мы говорим, а он на нас смотрит, слушает и показывает. После этого закрываем рот экраном (бумагой) и говорим, а он показывает, что мы сказали. Ребёнок легче воспринимает, если мы говорим медленно и чётко (учим до того времени, когда он чётко начинает слушать и показывать).


Рис. 12

 

 


Начало восприятия простых слов и предложений.

 

Сложнее, когда ребёнок не знает, что он слушает или не ждет или ждет пять, шесть повторений.

Упражнения учитывают слуховые возможности ребёнка. Выбираем слова, которые научили ребёнка произносить и понимать, и которые разными способами могут между собой различаться.

Для этого можно использовать карточки с упражнениями для произношения, которые он самостоятельно называет и понимает фонетическую форму. Такие картинки наклеиваем на плотную бумагу и разрезаем, чтобы парные картинки были в двух экземплярах.

 

Предлагаем некоторые упражнения в детской тетради.

В речевых ритмических играх и упражнениях на произношение соединяем слоги в первые двусложные слова и требуем от ребёнка правильного их произнесения.

Ребёнка просим дома переписать эти упражнения в тетрадь. Используем символы или письмо, а можем использовать и то и другое. Так многие дети по этим упражнениям начинают читать.

Например, в детской тетради на двух соединенных страницах можно изобразить так:

Рис.13

  БАБА


А затем так:

Рис.14


Использование разных усвоенных символов в слогах может помочь в усвоении структуры первых слов:

Рис.15

Мама  

        

Баба

 

 

Папа

 

 


Вата

 

 

Тома

 

 

Лапа

 










Разная величина.

Если у ребёнка возникают сложности при восприятии и распознавании ритма в двусложных словах, используем карандаш, которым мы чертим в тетради для наглядности слог большим символом или большими печатными буквами. При трудности в распознавании,


движением детских рук или другими стимулирующими движениями пробуем исправить его произношение. Картинка в тетради будет служить ему помощью.

Могут также помочь большие и маленькие круги, в которых написаны слоги или нарисованы символы. Для некоторых детей они служат началом коррекции.

Рис.16


 

 





Разный цвет.

Если ребёнок переставляет слоги в одном слове, например: ТАВА и ВАТА, можем при их составлении и запоминании использовать для помощи картинки и символы, при этом один слог рисуем одним цветом, а другой другим цветом. С некоторыми детьми можно использовать и символы и письмо.

После чего на одной странице тетради рисуем слово символами, а на другой пишем слоги, одинаковые слоги и символы обозначаем одним цветом.

Если у ребёнка возникает сложность при связи слова со значением или два слова он путает между собой, снова можем попробовать использовать картинку и символ или картинку и письмо.

Многократное правильное проговаривание двух слов с использованием соответствующей картинки и символа или картинки и написанного слова (показывая слева и справа) помогает выработать хорошее произношение и связать произношение со значением.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: