При развитии слухового восприятия используем несколько выражений, которые ребёнок произносит и достаточно усвоил, и которые теперь может различать на слух.
В слуховых упражнениях используем материал, который ребёнок хорошо понимает.
Ребёнок сначала привыкает глядеть на нас и на картинку, слушает и показывает, что он услышал.
Затем необходимо давать этот же материал, без зрительного восприятия.
Ребёнок легче произносит знакомые и ранее усвоенные в игре значения, которые были связаны со слухо-речевым подражанием движений, эмоций или других имитаций.
Например, используем с ребёнком различение трёх слухо-речевых подражаний
- ОПОПОП ОООПА!
- Брррррр НЕТ!
- МААА, МААА, МААААП!
Каждый раз при проведении упражнений играем с игрушками на столе, постоянно обновляя игру. Так при «оп оп оп» скачет конь, а при «оооооопа!» он перепрыгивает ограду. При «брррр» машину возим по столу, а при нет останавливаем около нашей руки, при «мааа мааа мааа» кошка тянется, а при «Ап!» ловит мышку (палец ребёнка).
Затем мы произносим одно из выражений, используемых в игре. А ребёнок должен показать соответствующую игрушку или картинку, которую мы во время игры нарисовали.
Такие упражнения приносят результат. Почему? Потому что, мы даём полисенсорные ощущения, даём не просто звук, а соединение звуков. Различение их в сочетании с интонацией, усилением, длительностью, паузой, дает результате ребёнку возможность легче воспринимать и запоминать.
Вот ещё несколько примеров таких упражнений:
Слушай, что скажет Вова!
Перед этим предлагаем ситуативные картинки.
- Пссс!
- Нет!
- Ба!
- Па-па!
- О-О, О-О!
Слушай,что скажет Анна?
Ниже картинка, на которой один объект зовёт другого или что-то даёт.
Например: О-о ляля! О-о (папа, мама, пёс)
Это мяч! Это (авто, пёс, ляля).
Па-па пёс! Па-па (деда, баба, папа, мяу-мяу)! и т.д.
Как использовать игрушки?
Сначала ребёнок с игрушками производит некоторые действия, которые оречевляет определёнными словами. Когда ребёнок, что-то произносит, просим его показать игрушку, которая этому соответствует.
Например;
- Авто бррр
- Папа па-па
- Ляля оп!
- ОООО! Мама!
Когда научим их различать, задачу усложняем. В игре появляются новые элементы, которые сопровождают нашу речь. Так вместо игры с машиной, которая сама едет, машина едет, потом вдруг ударяется обо что-то, вместо куклы, которая прыгает на месте, в конце кукла перепрыгивает через что-то, папа машет и уходит.
Так вводим новое на основе старого и от ребёнка требуем различения выражений:
Авто бррр бррр бррр бум!
Ляля оп, оп, оп, оп... о-па!
Папа па-па, па-па, па-па... нет!
Покажи и назови что слышишь!
Когда ребёнок начинает говорить и самостоятельно произносить некоторые речевые упражнения, уже не обязательно использовать рисунки, которые ранее помогали в репродукции, тогда можно перейти к слуховым упражнениям. Слуховые упражнения обычно проводятся так.
Перед нами на столе, на доске или фланелеграфе большая иллюстрация речевого материала. Соотносим рисунок с рисунком и проговариваем, а ребёнок смотрит на нас. Затем постепенно начинает говорить вместе с нами или непосредственно после нас, показывает каждую картинку вместе с нами (можем водить его пальцем). Затем мы говорим, а он на нас смотрит, слушает и показывает. После этого закрываем рот экраном (бумагой) и говорим, а он показывает, что мы сказали. Ребёнок легче воспринимает, если мы говорим медленно и чётко (учим до того времени, когда он чётко начинает слушать и показывать).
Рис. 12
Начало восприятия простых слов и предложений.
Сложнее, когда ребёнок не знает, что он слушает или не ждет или ждет пять, шесть повторений.
Упражнения учитывают слуховые возможности ребёнка. Выбираем слова, которые научили ребёнка произносить и понимать, и которые разными способами могут между собой различаться.
Для этого можно использовать карточки с упражнениями для произношения, которые он самостоятельно называет и понимает фонетическую форму. Такие картинки наклеиваем на плотную бумагу и разрезаем, чтобы парные картинки были в двух экземплярах.
Предлагаем некоторые упражнения в детской тетради.
В речевых ритмических играх и упражнениях на произношение соединяем слоги в первые двусложные слова и требуем от ребёнка правильного их произнесения.
Ребёнка просим дома переписать эти упражнения в тетрадь. Используем символы или письмо, а можем использовать и то и другое. Так многие дети по этим упражнениям начинают читать.
Например, в детской тетради на двух соединенных страницах можно изобразить так:
Рис.13
БАБА
А затем так:
Рис.14
Использование разных усвоенных символов в слогах может помочь в усвоении структуры первых слов:
Рис.15
Мама
Баба
Папа
Вата
Тома
Лапа
Разная величина.
Если у ребёнка возникают сложности при восприятии и распознавании ритма в двусложных словах, используем карандаш, которым мы чертим в тетради для наглядности слог большим символом или большими печатными буквами. При трудности в распознавании,
движением детских рук или другими стимулирующими движениями пробуем исправить его произношение. Картинка в тетради будет служить ему помощью.
Могут также помочь большие и маленькие круги, в которых написаны слоги или нарисованы символы. Для некоторых детей они служат началом коррекции.
Рис.16
Разный цвет.
Если ребёнок переставляет слоги в одном слове, например: ТАВА и ВАТА, можем при их составлении и запоминании использовать для помощи картинки и символы, при этом один слог рисуем одним цветом, а другой другим цветом. С некоторыми детьми можно использовать и символы и письмо.
После чего на одной странице тетради рисуем слово символами, а на другой пишем слоги, одинаковые слоги и символы обозначаем одним цветом.
Если у ребёнка возникает сложность при связи слова со значением или два слова он путает между собой, снова можем попробовать использовать картинку и символ или картинку и письмо.
Многократное правильное проговаривание двух слов с использованием соответствующей картинки и символа или картинки и написанного слова (показывая слева и справа) помогает выработать хорошее произношение и связать произношение со значением.