Рис.24
Баба идёт домой. Мама несёт воду. Анна водит авто.
Вова ест яйцо. Анна видит кошку. Анна не видит кошку.
Анна не ест яйцо.
Символы - это некая абстракция, поэтому их сложнее понять.
Первые трудности при усвоении глагола через рисунок, появляются при изучении трёхсложных предложений с глаголом «есть», который имеет абстрактную форму. Для обозначения глагола «есть» мы рисуем чёрную точку в квадрате и «нет» - квадрат пустой.
Рис.25
Для усвоения этих понятий мы с ребёнком проводим игру, при
которой зажимаем в кулаке предмет - «есть» - открываем и показываем.
«Нет» - показываем пустую руку.
Рис.26
(с помощью руки)
Используем эти сигналы до тех пор, пока ребёнок не догадается их применять в символах в разных ситуациях.
Так, например, предложение «У мишки нет глаза» - в картинках ситуацию можно изобразить так:
Рис. 27
Обучаем этому символу, затем (обычно очень быстро) переходим к написанию слов «есть - нет».
|
|
Вот несколько примеров, иллюстрирующих упражнения с трёхсложными предложениями с глаголом "есть", который усваивается с помощью рисунков и символов.
Рис.28
У Вовы есть мяч. У Томы есть мишка. У мамы есть кошка.
Рис.29
У папы есть цыпа. У мамы есть мяч. У Вовы есть авто.
Очень рано начинаем учить детей через показ (демонстрацию), «что большое, что маленькое, что желтое, что синее, что одинаковое, что разное, это моё, а это твоё, кто высоко, а кто низко, кто здесь, а кто там» и доходим так до трёхсложных предложений.
Следующие примеры для больных детей это хорошо иллюстрируют:
Рис.30
Кошка идёт вверх. Кошка вверху.
Кошка идёт вниз. Кошка внизу.
Лампа жёлтая. Мяч синий.
Мяч не синий. Лампа не жёлтая.
Также могут помочь картинки детям в структуре предложений со словами «тут», «там», «моя», «твоя», «большой», «маленький» и «не моя», так как через них дети быстро усваивают разницу.
Рис. 31
Мяч тут. Вова тут. Жёлтая лампа тут.
Мишка там. Анна там. Синяя лампа там
Синий мяч большой. У меня есть синий мяч. У него есть желтый Жёлтый мяч маленький. мяч.
Жёлтый мяч мой. Синий мяч не мой. Синий мяч его.
Вопрос «где?» усваивается через закрытие и открытие предметов или картинок. Что-то закрываем пластмассовой чашей, от одной до нескольких карточек кладём лицом вниз. Для больных детей кладём на одной странице в определённом порядке, на одной из карточек рисунок, закрываем карточки листками бумаги. Ребёнок поднимает бумагу и говорит: «Тут нет. Тут нет. Тут есть.» - ищут рисунок.
|
|
Можем сделать и по-другому. Под бумагой какой-то рисунок, который мы должны найти. От ребёнка требуется запомнить место, где лежит рисунок. Мы показываем на другие листы бумаги и спрашиваем:
«Тут?», «Тут есть?» или «Где...?». Ребёнок отвечает: «Нет! Нет!» и в конце - «Это тут».
Обычно названия предлогов запоминаются легче, когда показываем, где находится предмет или где нужно его поставить - всякий раз проговаривая и определяя движением руки, рисунком и соотнося с символом соответствующего предлога.
Рис.32
В ситуации, когда мы показываем пальцем и спрашиваем, можно временно использовать символ «Где?». В детском варианте это может выглядеть так:
Где мяч?
Тут.
Часто дети имеют проблемы с запоминанием и употреблением предлогов: на, в, за, по
Рис.33