Пример с использованием картинок с символами при составлении трёхсложных предложений


Рис.24

Баба идёт домой.   Мама несёт воду.  Анна водит авто.

 

Вова ест яйцо.     Анна видит кошку. Анна не видит кошку.

 

 

                                                       Анна не ест яйцо.

 

 

Символы - это некая абстракция, поэтому их сложнее понять.

Первые трудности при усвоении глагола через рисунок, появляются при изучении трёхсложных предложений с глаголом «есть», который имеет абстрактную форму. Для обозначения глагола «есть» мы рисуем чёрную точку в квадрате и «нет» - квадрат пустой.

 

Рис.25

Для усвоения этих понятий мы с ребёнком проводим игру, при

которой зажимаем в кулаке предмет - «есть» - открываем и показываем.

«Нет» - показываем пустую руку.


Рис.26

 

(с помощью руки)

Используем эти сигналы до тех пор, пока ребёнок не догадается их применять в символах в разных ситуациях.

Так, например, предложение «У мишки нет глаза» - в картинках ситуацию можно изобразить так:

 

Рис. 27

 

Обучаем этому символу, затем (обычно очень быстро) переходим к написанию слов «есть - нет».

Вот несколько примеров, иллюстрирующих упражнения с трёхсложными предложениями с глаголом "есть", который усваивается с помощью рисунков и символов.

 

Рис.28

У Вовы есть мяч. У Томы есть мишка. У мамы есть кошка.


Рис.29

 

          У папы есть цыпа.    У мамы есть мяч.     У Вовы есть авто.

 

Очень рано начинаем учить детей через показ (демонстрацию), «что большое, что маленькое, что желтое, что синее, что одинаковое, что разное, это моё, а это твоё, кто высоко, а кто низко, кто здесь, а кто там» и доходим так до трёхсложных предложений.

Следующие примеры для больных детей это хорошо иллюстрируют:

Рис.30

Кошка идёт вверх.  Кошка вверху.

 

Кошка идёт вниз.     Кошка внизу.


 

Лампа жёлтая.         Мяч синий.

Мяч не синий.          Лампа не жёлтая.

 

Также могут помочь картинки детям в структуре предложений со словами «тут», «там», «моя», «твоя», «большой», «маленький» и «не моя», так как через них дети быстро усваивают разницу.

 

Рис. 31

 

Мяч тут.             Вова тут.           Жёлтая лампа тут.

Мишка там.        Анна там.     Синяя лампа там

Синий мяч большой. У меня есть синий мяч.    У него есть желтый Жёлтый мяч маленький.                                         мяч.


 

Жёлтый мяч мой.  Синий мяч не мой. Синий мяч его.

 

Вопрос «где?» усваивается через закрытие и открытие предметов или картинок. Что-то закрываем пластмассовой чашей, от одной до нескольких карточек кладём лицом вниз. Для больных детей кладём на одной странице в определённом порядке, на одной из карточек рисунок, закрываем карточки листками бумаги. Ребёнок поднимает бумагу и говорит: «Тут нет. Тут нет. Тут есть.» - ищут рисунок.

Можем сделать и по-другому. Под бумагой какой-то рисунок, который мы должны найти. От ребёнка требуется запомнить место, где лежит рисунок. Мы показываем на другие листы бумаги и спрашиваем:

«Тут?», «Тут есть?» или «Где...?». Ребёнок отвечает: «Нет! Нет!» и в конце - «Это тут».

Обычно названия предлогов запоминаются легче, когда показываем, где находится предмет или где нужно его поставить - всякий раз проговаривая и определяя движением руки, рисунком и соотнося с символом соответствующего предлога.

 

Рис.32

В ситуации, когда мы показываем пальцем и спрашиваем, можно временно использовать символ «Где?». В детском варианте это может выглядеть так:

Где мяч?

Тут.


Часто дети имеют проблемы с запоминанием и употреблением предлогов: на, в, за, по

Рис.33








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: