Особенности анатомического строения органов дыхания (кафедра анатомии). Особенности гистологического строения органов дыхания (кафедра гистологии, цитологии, эмбриологии).
Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
Вопросы для самоподготовки
1. Что такое функциональная диагностика? Какие методы функциональной диагностики дыхания вы знаете? Клиническое значение этих методов.
2. Спирография. Параметры, регистрируемые с помощью спирографии.
3. Какие процессы относятся к обструктивным?
4. Какие показатели спирограммы свидетельствуют о дыхательной недостаточности обструктивного происхождения?
5. Какие процессы относятся к рестриктивным?
6. Какие показатели спирограммы свидетельствуют о дыхательной недостаточности рестриктивного происхождения?
Задания для СРС во внеучебное время.
1. Нарисовать спирограмму.
2. Выписать нормальные показатели спирограммы, которые будут анализироваться.
Показатель спирограммы | Нормальное значение |
ЧД | |
ДО | |
МОД | |
ЖЁЛ | |
РОвд | |
РОвыд | |
Объём форсированного выдоха за 1 –ю секунду (ОФВ1) | |
ОФВ1/ЖЁЛ (индекс Тиффно) | |
время выдоха/время вдоха | |
МВЛ |
3. Дать понятие обструктивных и рестриктивных нарушений дыхательной системы
|
|
Перечень вопросов для самоконтроля знаний:
1. В чём особенность инструментальных методов исследования?
2. Какие инструментальные методы исследования функции дыхания вы знаете?
3. Чем отличаются абсолютные показатели функции дыхания от относительных?
4. Как определить должную ЖЁЛ у мужчин и женщин?
5. О чём свидетельствует уменьшение индекса Тиффно и увеличение соотношения времени выдоха к вдоху?
6. О чём свидетельствует уменьшение МОД, МВЛ и увеличение ЧД?
7. О чём свидетельствует уменьшение ЖЁЛ за счёт уменьшения РОвд ?
8. Какими методами можно определить ЖЁЛ?
9. Какими методами можно определить проходимость воздухоносных путей?
10. Каким методом можно оценить силу дыхательных путей?
Этапы проведения практического занятия:
№ п/п | Название этапа | Цель этапа | Время | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
I. Вводная часть занятия | 5-10 % | ||||
1. | Организация занятия | Мобилизовать внимание студентов на данное занятие | 4 мин | ||
2. | Определение темы, мотивации, цели, задач занятия | Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов | 5 мин | ||
II. Основная часть занятия | 80-92 % | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
3. | Контроль исходных знаний, умений и навыков | Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков | 30 мин | ||
4. | Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время | Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе | 3 мин | ||
5. | Демонстрация методики | Показать ориентировочную основу действия (ООД) | 3 мин | ||
6. | Управляемая СРС в учебное время | Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия | 20 мин | ||
7. | Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, семинар, конференция и др.) | Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов | 10 мин | ||
8. | Итоговый контроль | Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка | 5 мин | ||
III. Заключительная часть занятия
| 5-10 % | ||||
9. | Подведение итогов занятия | Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия. Преподаватель анализирует работу каждого студента. Подводит итоги занятия, делает выводы, определяет выполнение учебно-воспитательных целей, а также общий уровень подготовки студентов к занятию. Объявляет оценки студентам, отмечает хорошо и слабо подготовленных студентов, отвечает на вопросы. | 7 мин | ||
10. | Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время | Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер | 3 мин |
Ориентировочные основы действия (ООД) по проведению практического занятия:
Самостоятельная работа студентов направлена на закрепление темы при проведении оценки состояния дыхательной функции с помощью спирографии. Рассчитываются параметры дыхания, полученные результаты сравниваются с физиологическими нормами, и составляется заключение об исходном состоянии исследуемой функции, возможном наличии дыхательной недостаточности, её происхождении, а также о компенсаторных возможностях органов дыхания.
Задание | Программа действия | Ориентировочная основа действия |
1. Оценка состояния дыхательной функции с помощью спирографии | 1. Прибор заземлить, включить в электрическую сеть. 2. На нос испытуемому надевается зажим. 3. Тубус прибора соединяется с простерилизованным загубником и берётся в рот. 4. Запись спирограммы проводится в следующей последовательности: - тумблер скорости лентопротяжного механизма поставить на отметку 50 мм/мин; - затем – глубокий вдох и глубокий выдох; - переключить тумблер скорости – 1200 мм/мин: - записываются 2 цикла спокойного дыхания; - затем – максимально глубокий вдох, задержка дыхания на 3 сек и максимальный выдох; - тумблер скорости переключается на 50 мм/мин; - в течение 12 – 15 сек регистрируется максимально глубокое и частое дыхание; - исследуемому предлагается нагрузка в виде 10 – 20 приседаний; - запись повторяют в той же последовательности. 5. Производят расчёт следующих показателей: - ЧД - подсчитывается количество дыхательных циклов в 1 см. и, с учётом скорости движения ленты, умножается на 5. Получаем результат за 1 мин. -ДО – измерить амплитуду 1 дыхательного цикла (в мм) при спокойном дыхании и умножить на 40 мл. - МОД – минутный объём дыхания определяется произведением ЧД×ДО; - ЖЁЛ – жизненная ёмкость лёгких – измерить амплитуду форсированного дыхательного цикла (мм) – от её пика на вдохе до пика на выдохе – и умножить полученную величину на 40 мл - РОвд – резервный объём вдоха – расстояние (мм) – от её пика на вдохе до пика на выдохе – и умножить полученную величину на 40 мл - РОвд – резервный объём вдоха – расстояние (мм) на амплитуде ЖЕЛ от пика её на вдохе до проекции на неё пика ДО и умноженное на 40 мл - РОвыд – резервный объём выдоха – на амплитуде ЖЕЛ измеряется высота (мм) от её пика на выдохе до проекции на неё основания ДО и умножается на 40 мл - Соотношение фаз выдоха и вдоха – из наиболее высокой точки спокойного дыхательного цикла (при скорости ленты 1200 мм/мин) опускается перпендикуляр к его основанию и измеряются расстояния: от перпендикуляра до конца кривой – вправо (продолжительность выдоха) и от перпендикуляра до начала кривой – влево – продолжительность вдоха. Находится их отношение. - ОФВ1,2,3 – объёмы форсированных выдохов за 1, 2, 3 сек. От начала форсированного выдоха (при скорости ленты 1200мм/мин) опускается перпендикуляр до основания кривой (окончание выдоха) и от него отмечаются расстояния, равные 1,2,3 секундам. Полученные точки соединяют перпендикулярными линиями сначала с кривой выдоха, а от них - с амплитудой выдоха. Полученные каждое из трёх расстояний на амплитуде (мм) умножают на 40 мл. Это и будут ОФВ1, ОФВ2, ОФВ3. Определение индекса Тиффно- объем форсированного выдоха за 1-ю секунду в %: (ОФВ1 : ФЖЕЛ) х 100 – свидетельствует о проходимости воздухоносных путей (норма 70-80%) - МВЛ - максимальная вентиляция лёгких – определяется произведением ЧД ×ДО при форсированном дыхании. Резерв дыхания (РД) = МВЛ-МОД | Рассчитываются параметры дыхания, полученные результаты сравниваются с физиологическими нормами, и составляется заключение об исходном состоянии исследуемой функции, возможном наличии дыхательной недостаточности, её происхождении, а также о компенсаторных возможностях органов дыхания, оценивается резерв дыхания, который должен превышать МОД в 15 и более раз. |
Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время (тесты, задачи и т.д.).
|
|
Тесты
Вариант 1
1. Какие причины вызывают закрытый пневмоторакс?
1) резкий перепад атмосферного давления;
2) рак лёгкого;
3) туберкулёз лёгкого;
4) ножевое ранение в области грудной клетки.
2. С какой целью в клинике используется спирография? 1) профилактической;
2) диагностической;
|
|
3) лечебной.
3. Что входит в понятие «функциональная остаточная ёмкость лёгких»? 1) общая ёмкость лёгких;
2) РО вд;
3) РО выд;
4) остаточная ёмкость;
5) ДО;
6) ЖЕЛ.
4. За счёт каких показателей компенсируется МОД у физически ослабленных людей?
1) частоты дыхания;
2) глубины дыхания;
3) увеличения продолжительности вдоха;
4) увеличения продолжительности выдоха.
5. Методы определения ЖЕЛ:
1) спирометрия;
2) спирография;
3) пневмотахометрия;
4) рентгенография.
6. ДО – это
1) то количество воздуха, поступающего в альвеолы, которое максимально возможно;
2) количество воздуха, максимально выдыхаемого из лёгких;
3) объем воздуха, вдыхаемого и выдыхаемого при каждом дыхательном цикле;
4) объём воздуха, остающегося в альвеолах после спокойного выдоха.
7. Средством неотложной помощи при открытом пневмотораксе является
1) искусственное дыхание;
2) тугое бинтование грудной клетки;
3) кислородная подушка.
8. Назовите этапы дыхания:
1) газообмен в атмосферном воздухе;
2) вентиляция лёгких;
3) гематоальвеолярный газообмен;
4) окисление Нb;
5) транспорт газов кровью;
6) газообмен между кровью и клеточной средой;
7) окислительные процессы в клетках.
9. На какой показатель, прежде всего, влияет морфологическая структура лёгочной ткани?
1) вентиляцию лёгких;
2) парциальное давление газов;
3) диффузионную способность лёгочной ткани;
4) содержание кислорода во вдыхаемом воздухе.
10. Какое дыхание возможно при ацидозе?
1) тахипноэ;
2) апноэ;
3) айпноэ;
4) гиперпноэ.
Вариант 2
1. Какие компенсаторные механизмы включаются в условиях кислородного голодания?
1) гиповентиляция;
2) увеличение гемодинамики;
3) гипервентиляция;
4) увеличение гемопоэза;
5) повышение метаболических процессов в тканях;
6) снижение чувствительности клеток к гипоксии;
7) увеличение числа функционально активных капилляров;
8) уменьшение плотности и извилистости капилляров.
2. Какие факторы гуморального механизма стимулируют дыхание? 1) алкалоз;
2) гипоксемия;
3) гиперкапния;
4) гипокапния;
5) гипергликемия;
6) ацидоз.
3. Какие типы грудной клетки встречаются?
1) астеническая;
2) гипостеническая;
3) гиперстеническая;
4) нормостеническая;
5) стеническая.
4. Дыхание какой частоты оценивается как тахипноэ?
1) 16 - 20;
2) менее 12;
3) 30 и более.
5. Брадипноэ – это
1) увеличение частоты дыхания;
2) снижение частоты дыхания;
3) уменьшение глубины дыхания.
6. При загрязнении воздуха каким газом быстрее наступает дыхательная недостаточность?
1) СО2;
2) СО.
7. Дыхание с частотой до 4-х циклов в мин. расценивается как:
1) тахипноэ;
2) брандипноэ;
3) эйпноэ.
8. По какому показателю спирограммы можно судить о «пределе дыхания»?
1) МОД;
2) МВЛ;
3) ОФВ;
4) ЖЕЛ.
9. Как изменится продолжительность дыхательного цикла при бронхитах? 1) удлинится вдох;
2) удлинится выдох;
3) станет более коротким вдох;
4) станет короче выдох.
10. При тромбоэмболии лёгочной артерии:
1) функциональное мертвое пространство больше анатомического;
2) функциональное мертвое пространство меньше анатомического;
3) функциональное мертвое пространство равно анатомическому;
4) изменения мертвого пространства не характерны.
Задачи
1. У двух студентов одинакового возраста и телосложения после забега на дистанцию 5000 м зарегистрировали ряд показателей внешнего дыхания. У первого студента частота дыхания составила 40 в минуту, дыхательный объём - 500 мл. Коэффициент лёгочной вентиляции-1/7. У второго - частота дыхания 27 в минуту, дыхательный объём – 1200 мл, а коэффициент лёгочной вентиляции = 1/5. Оцените интенсивность и эффективность дыхания у каждого студента. Кто из них более тренирован?
2. Нередко работа, связанная с производственной пылью (кремнезем, металлическая пыль и др.) ведёт к развитию профессионального заболевания – пневмокониоза, главными симптомами которого являются одышка, боли в груди, кашель. Какие исследования необходимо регулярно проводить в данной профессиональной группе? Какие изменения внешнего дыхания являются признаками нарастающей лёгочной недостаточности?
3. У двух людей лёгкие хорошо вентилируются, но интенсивность газообмена различна. В чём причина этого?
4. У больного человека резко нарушен транспорт кислорода гемоглобином. Какое терапевтическое воздействие может помочь в обеспечении тканей кислородом?
Оснащение практического занятия:
1. Наглядные пособия:
а) таблицы:
1. органы дыхания;
2. механизм газообмена;
3. механика дыхательного цикла.
б) спирограммы.
Литература:
А) основная
1. Нормальная физиология: учебник [под ред. К.В. Судакова]. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. 880 с.
2. Нормальная физиология: учебник [под ред. В.М. Смирнова]. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 480 с.
Б) дополнительная
1. Камкин А.Г. Атлас по физиологии в 2-х томах. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.
2. Нормальная физиология: учебник [под ред. А.В. Завьялова, В.М. Смирнова]. М.: МЕДпресс-информ, 2009. 916 с.
3. Судаков К.В., Андрианов В.В., Вагин Ю.Е., Киселев И.И. Физиология человека: Атлас динамических схем. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 416 с.
4. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Основы физиологии человека: учебник в 2-х томах. М.: РУДН, 2007. 364 с.
5. Атлас по нормальной физиологии [под ред. Н.А. Агаджаняна]. М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. 496 с.
6. Нормальная физиология: учеб. пособие в 3-х томах [под ред. В.Н. Яковлева]. М.: «Медицина», 2006.
7. Ситуационные задачи по нормальной физиологии [под ред. Л.Д. Маркиной]. Владивосток: Медицина ДВ, 2005.