МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения Российской федерации
Кафедра нормальной и патологической физиологии
Утверждено
на заседании кафедры
протокол № 58 от 09.06.2016 г.
Заведующий кафедрой
Проф. Е.В. Маркелова_______
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Модуль 3 «Физиология дыхания, пищеварения, обмена веществ, терморегуляции, выделения»
Учебная дисциплина – нормальная физиология
для специальности – 31.05.01 лечебное дело
курс 2 семестр 4
Составители: Горькавая А.Ю., к.м.н., доцент кафедры нормальной и патологической физиологии |
Рецензент: Матвеева Н.Ю., д.м.н., профессор, заведующая кафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии |
Владивосток – 2016
Тема 1 (25). Физиология внешнего дыхания
Мотивация изучения темы: дыхание – это совокупность процессов, включающих поступление в организм кислорода, использование его для окисления органических веществ с освобождением энергии и выделением углекислого газа в окружающую среду. Благодаря этому обеспечивается гомеостаз организма. Знание механизмов обеспечивающих эффективность дыхания является базой для последующего изучения дисциплин профессионального цикла.
|
|
Цели занятия.
Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31.05.01 лечебное дело
Конкретные цели и задачи.
В результате изучения темы студенты должны:
знать механизмы, обеспечивающие газообмен в лёгких и тканях, и вспомогательные факторы, способствующих оксигенации крови и диссоциации оксигемоглобина, механизмы регуляции этапов дыхания, показатели дыхательных объёмов, виды и методы их исследования, диагностическое значение.
уметь применять полученные знания для решения типовых задач, связанных с нарушением процессов дыхания, правильно интерпретировать изменения показателей дыхательных объёмов, с возможным использованием справочной литературы, и делать своё заключение о состоянии внешнего дыхания.
владеть основными методами оценки функции внешнего дыхания,
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы
1.Особенности анатомического строения органов дыхания (кафедра анатомии).
2.Особенности гистологического строения органов дыхания (кафедра гистологии, цитологии, эмбриологии).
Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию
Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний
|
|
1. Понятие и значение дыхания для организма. Дыхание как компонент различных ФС. Основные этапы дыхания.
2. Внешнее дыхание. Понятие «дыхательный цикл». Механизмы, его обеспечивающие (состояние костно-суставного аппарата, состояние дыхательной мускулатуры, состояние воздухоносных путей).
3. Понятие и функциональное значение эластических свойств лёгочной ткани, механизмы их обеспечивающие.
4. Значение отрицательного давления в плевральной полости. Виды пневмоторакса.
5. Дыхательные объёмы. Понятия, виды, методы исследования, диагностическое значение.
6. Механизмы, обеспечивающие эффективность диффузии газов через аэрогематический барьер (градиент концентрации газов в альвеолярном воздухе и крови лёгочных капилляров; состояние гемодинамики в малом круге кровообращения; площадь и толщина аэрогематического барьера, диффузионная способность тканей лёгкого).
7. Факторы, обеспечивающие эффективность транспорта газов (состояние гемодинамики в сосудах системного кровообращения, количество эритроцитов, количество, вид и форма Hb; условия, влияющие на степень его оксигенации и дезоксигенации – температура, напряжение СО2 и О2 в крови, Рh крови – эффекты Вериго и Бора)
Задания для СРС во внеучебное время
1. Составить таблицу нормативов лёгочных объёмов и ёмкостей по схеме
Наименование лёгочного объёма | Физиологические нормы | |
Мужчины | Женщины | |
Дыхательный обьём |
| |
Резервный объём вдоха |
| |
Резервный объём выдоха |
| |
Остаточный объём |
| |
Жизненная ёмкость лёгких | ||
Функциональная остаточная ёмкость |
| |
Общая ёмкость лёгких |
|
2. Записать формулы составляющих ОЕЛ, ЖЕЛ, ФОЕ
3. Вычислить парциальное давления О2 и СО2 в воздухе при различных условиях и влияние этих условий на газообмен в организме. Объяснить причины разных показателей О2 и СО2 в альвеолярном воздухе детей и взрослых
Задание | Программа действия | Ориентировочная основа действия |
Вычислить парциальное давление О2 и СО2 в воздухе при различных условиях и определить влияние этих условий на степень насыщения организма О2. | 1) В комнатном воздухе, где об % О2 = 20,9; об % СО2 = 0,07; 2) В альвеолярном воздухе взрослого человека, где об % О2 = 14,4;об % СО2 = 5,06; 3) В альвеолярном воздухе грудного ребёнка, где об % О2 = 17,0; об % СО2 = 3,3; 4) В альвеолярном воздухе школьника, где об % О2 = 15,0; об % СО2 = 4,6. Рассчитав содержание газов в каждой из предложенных ситуаций, сравните полученные результаты с нормами и сделайте вывод – может ли каждое из предложенных условий явиться причиной дыхательной недостаточности для данного человека. | Парциальной давление газов равно атмосферному, умноженному на относительное содержание газа в воздухе, выраженное в об %.При этом учитывается влажность воздуха и давление паров воздуха. Расчёт ведётся по формуле: , где ПДХ – парциальное давление газа; да – давление атмосферы; двп – давление водяных паров; об % - содержание газа в воздухе. Давление атмосферы принято считать равным 760 мм рт ст или 101308 Паскалей; давление водяных паров в альвеолах – 43 мм рт ст (5732 Паскаля); давление паров в относительно сухом комнатном воздухе – 5 мм рт ст (666 Паскалей). |
4. Заполнить таблицу газового состава различных сред по схеме:
Исследуемая среда | Парциальное давление и напряжение газа, мм рт ст | ||
О2 | СО2 | ||
Атмосферный воздух |
| ||
Выдыхаемый воздух |
| ||
Альвеолярный воздух |
| ||
Артериальная кровь |
| ||
Венозная кровь |
| ||
Ткани: клетки межтканевая жидкость |
| ||
5. Записать основные показатели дыхательной функции крови
Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию:
|
|
1. С какими физиологическими процессами связана эффективность дыхания?
2. Каковы отличительные особенности мышц, обеспечивающих спокойное и форсированное дыхание?
3. Что относится к «анатомическому мёртвому пространству»?
4. Какие структуры составляют «функциональное мёртвое пространство»?
5. Какие характеристики лёгочной ткани влияют на процесс вентиляции?
6. Какова структура и функции сурфактанта?
7. Какое участие принимает плевральная полость в процессе вентиляции лёгких?
8. С какой целью определяют дыхательные объёмы? Какими методами?
9. В чём заключается физиологический смысл эффекта Бора и Вериго?
10. Какое функциональное значение имеет газовый состав воздуха (вдыхаемого, альвеолярного) и крови?
Этапы проведения практического занятия:
№ п/п | Название этапа | Цель этапа | Время | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
I. Вводная часть занятия | 5-10 % | ||||
1. | Организация занятия | Мобилизовать внимание студентов на данное занятие | 4 мин | ||
2. | Определение темы, мотивации, цели, задач занятия | Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов | 5 мин | ||
II. Основная часть занятия | 80-90 % | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
3. | Контроль исходных знаний, умений и навыков | Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков | 30 мин | ||
4. | Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время | Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе | 3 мин | ||
5. | Демонстрация методики | Показать ориентировочную основу действия (ООД) | 3 мин | ||
6. | Управляемая СРС в учебное время | Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия | 20 мин | ||
7. | Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, семинар, конференция и др.) | Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов | 10 мин | ||
8. | Итоговый контроль | Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка | 5 мин | ||
III. Заключительная часть занятия
| 5-10 % | ||||
9. | Подведение итогов занятия | Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия. Преподаватель анализирует работу каждого студента. Подводит итоги занятия, делает выводы, определяет выполнение учебно-воспитательных целей, а также общий уровень подготовки студентов к занятию. Объявляет оценки студентам, отмечает хорошо и слабо подготовленных студентов, отвечает на вопросы. | 7 мин | ||
10. | Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время | Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер | 3 мин |
Ориентировочная основа действия (ООД) по проведению практического занятия:
Самостоятельная работа студентов направлена на закрепление темы при проведении методов оценки эффективности лёгочного дыхания и оценке функциональных показателей дыхания.
Задание | Программа действия | Ориентировочные основы действия |
1. Определение формы грудной клетки | Форма грудной клетки оценивается по величине эпигастрального угла, приложив «рёбра» обеих ладоней к нижнему краю грудной клетки (спереди). Угол разворота ладоней и будет являться диагностическим признаком. | У здоровых людей встречаются следующие формы грудной клетки: - нормостеническая (коническая) – эпигастральный угол приближается к 90ºС; - гиперстеническая - >90ºС; - астеническая - < 90ºС. |
2. Определения частоты дыхания (ЧД) | ЧД оценивается за 1 мин. | Чтобы испытуемый не смог (вольно или невольно) повлиять на результаты, ЧД подсчитывается незаметно для исследуемого. Делая вид, что выслушиваешь сердце. |
3. Определение экскурсии грудной клетки | Сантиметровую ленту проводят по нижнему краю лопаток и мечевидного отростка. Определяются объёмы грудной клетки (в см.) при максимальном вдохе, а затем при максимальном выдохе. Разность этих объёмов и есть показатель экскурсии. Экскурсия грудной клетки у женщин – 5 – 8 см, у мужчин – 7 – 10 см. | Исследование проводят у лиц с разными формами грудной клетки (юношей и девушек), сравнивают с физиологическими нормами и делают вывод о возможной предрасположенности к дыхательной недостаточности. В выводе указать факторы, влияющие на экскурсию грудной клетки |
4. Определение жизненной ёмкости лёгких (ЖЁЛ) и её составляющих методом спирометрии | Исследование проводится у юношей и девушек. Предварительно на нос одевается зажим. После этого испытуемый производит глубокий вдох, а затем в прибор осуществляет максимально возможный выдох. Цифра, отмеченная на спирометре, свидетельствует о ЖЁЛ. Величина дыхательного объёма (ДО) оценивается по спокойному выдоху в прибор после предварительного спокойного вдоха. Резервный объём выдоха (РОвыд) – после спокойного вдоха осуществляют форсированный выдох в прибор, из полученного показателя вычисляют ДО. Резервный объем вдоха (РОвд) определяют математически путем вычисления из ЖЕЛ суммы ДО и РОвыд Полученные фактические дыхательные объёмы сравниваются с должными величинами, которые определяются по формулам: для мужчин (л): ДЖЁЛ = рост (см) ×0,052 – возраст (лет) × 0,028 – 3,2 Для женщин (л): ДЖЁЛ = рост × 0,049 – возраст × 0,019 – 3,7 Процент отклонения рассчитывается по формуле: | Величина ЖЁЛ должна равняться сумме её составляющих: ДО и двух резервных объёмов (вдоха и выдоха). ЖЁЛ = ДО + РОвд + РОвыд Обратите внимание! Показатели внешнего дыхания в значительной степени зависят от пола, возраста, антропометрических данных человека (степени физического развития). Поэтому состояние функции дыхания следует оценивать не по абсолютным величинам лёгочных объёмов, а по их относительным показателям: процентное соотношение между отдельными объёмами, а также соотношением фактических показателей к должным. Допустимым отклонением считают пределы равные 10 – 20 %. ДО составляет 10 – 20 % от величины ЖЁЛ; РОвд и РОвыд составляют 40 – 43 % от ЖЁЛ. В выводе указать факторы, влияющие на ЖЕЛ |
5. Оценка состояния дыхательной мускулатуры и проходимости воздухоносных путей | Исследование проводится с помощью метода пневмотахометрии. Наконечник прибора протирается спиртом, помещается в рот и плотно обхватывается губами. Определяется объёмная скорость по шкале (с учётом диаметра тубуса) при максимальном вдохе и максимальном выдохе (на фоне спокойного дыхания). | О состоянии исследуемых функций судят по соотношению объёмных скоростей на вдохе и выдохе: Vвыд:Vвд Увеличение данного показателя более чем 1,2 – 1,4 свидетельствует, как правило, о нарушении проходимости воздухоносных путей. |
6. Оценка бронхиальной проходимости с помощью пикфлоуметрии | Мундштук прибора обрабатывается спиртом и берётся в рот. Мундштук не должен быть закрыт губами или зубами. Нельзя касаться шкалы пальцами. Убедиться, что «бегунок» находится на 0. | Измерения проводят трёхкратно; учитывается наибольшее значение. Пиковая скорость выдоха (ПСВ), л/мин, оценивается исходя из роста обследуемого. Для лиц в возрасте 16 – 18 лет ПСВ должна быть следующей в зависимости от роста: 152 см – 360 л; 160 см – 400л; 168 см – 440 л; 175 см – 480 л; 180 см – 520 л и 185 см – 550 л. |