Задания для СРС во внеучебное время

МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской федерации

Кафедра нормальной и патологической физиологии

Утверждено

на заседании кафедры

протокол № 58 от 09.06.2016 г. 

Заведующий кафедрой

Проф. Е.В. Маркелова_______                                          

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ 

Модуль 3 «Физиология дыхания, пищеварения, обмена веществ, терморегуляции, выделения»

Учебная дисциплина – нормальная физиология

 

для специальности – 31.05.01 лечебное дело

курс 2  семестр 4

 

 

Составители: Горькавая А.Ю., к.м.н., доцент кафедры нормальной и патологической физиологии
 
Рецензент: Матвеева Н.Ю., д.м.н., профессор, заведующая кафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии

 

Владивосток – 2016

Тема 1 (25). Физиология внешнего дыхания

Мотивация изучения темы: дыхание – это совокупность процессов, включающих поступление в организм кислорода, использование его для окисления органических веществ с освобождением энергии и выделением углекислого газа в окружающую среду. Благодаря этому обеспечивается гомеостаз организма. Знание механизмов обеспечивающих  эффективность дыхания является базой для последующего изучения дисциплин профессионального цикла.

Цели занятия.

Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31.05.01 лечебное дело

Конкретные цели и задачи.

В результате изучения темы студенты должны:

 

   знать механизмы, обеспечивающие газообмен в лёгких и тканях, и вспомогательные факторы, способствующих оксигенации крови и диссоциации оксигемоглобина, механизмы регуляции этапов дыхания, показатели дыхательных объёмов, виды и методы их исследования, диагностическое значение.         

   уметь применять полученные знания для решения типовых задач, связанных с нарушением процессов дыхания, правильно интерпретировать изменения показателей дыхательных объёмов, с возможным использованием справочной литературы, и делать своё заключение о состоянии внешнего дыхания.       

   владеть  основными методами  оценки  функции внешнего дыхания,  

         

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы

1.Особенности анатомического строения органов дыхания (кафедра анатомии).

2.Особенности гистологического строения органов дыхания (кафедра гистологии, цитологии, эмбриологии).  

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию

Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний

1. Понятие и значение дыхания для организма. Дыхание как компонент различных ФС. Основные этапы дыхания.

2. Внешнее дыхание. Понятие «дыхательный цикл». Механизмы, его обеспечивающие (состояние костно-суставного аппарата, состояние дыхательной мускулатуры, состояние воздухоносных путей).

3. Понятие и функциональное значение эластических свойств лёгочной ткани, механизмы их обеспечивающие.

4. Значение отрицательного давления в плевральной полости. Виды пневмоторакса.

5. Дыхательные объёмы. Понятия, виды, методы исследования, диагностическое значение.

6. Механизмы, обеспечивающие эффективность диффузии газов через аэрогематический барьер (градиент концентрации газов в альвеолярном воздухе и крови лёгочных капилляров; состояние гемодинамики в малом круге кровообращения; площадь и толщина аэрогематического барьера,   диффузионная способность тканей лёгкого).

7. Факторы, обеспечивающие эффективность транспорта газов (состояние гемодинамики в сосудах системного кровообращения, количество эритроцитов, количество, вид и форма Hb; условия, влияющие на степень его оксигенации и дезоксигенации – температура, напряжение СО2 и О2 в крови, Рh крови – эффекты Вериго и Бора)

Задания для СРС во внеучебное время

1. Составить таблицу нормативов лёгочных объёмов и ёмкостей по схеме

Наименование лёгочного объёма

Физиологические нормы

Мужчины Женщины
Дыхательный обьём

 

Резервный объём вдоха

 

Резервный объём выдоха

 

Остаточный объём

 

Жизненная ёмкость лёгких    
Функциональная остаточная ёмкость

 

Общая ёмкость лёгких

 

 

2. Записать формулы составляющих ОЕЛ, ЖЕЛ, ФОЕ

 

3. Вычислить парциальное давления О2 и СО2 в воздухе при различных условиях и влияние этих условий на газообмен в организме. Объяснить причины разных показателей О2 и СО2          в альвеолярном воздухе детей и взрослых

 

Задание Программа действия Ориентировочная основа действия
Вычислить парциальное давление О2 и СО2 в воздухе при различных условиях и определить влияние этих условий на степень насыщения организма О2. 1) В комнатном воздухе, где об % О2 = 20,9; об % СО2 = 0,07; 2) В альвеолярном воздухе взрослого человека, где об % О2 = 14,4;об % СО2 = 5,06; 3) В альвеолярном воздухе грудного ребёнка, где об % О2 = 17,0; об % СО2 = 3,3; 4) В альвеолярном воздухе школьника, где об % О2 = 15,0; об % СО2 = 4,6. Рассчитав содержание газов в каждой из предложенных ситуаций, сравните полученные результаты с нормами и сделайте вывод – может ли каждое из предложенных условий явиться причиной дыхательной недостаточности для данного человека. Парциальной давление газов равно атмосферному, умноженному на относительное содержание газа в воздухе, выраженное в об %.При этом учитывается влажность воздуха и давление паров воздуха. Расчёт ведётся по формуле: , где ПДХ – парциальное давление газа; да – давление атмосферы; двп – давление водяных паров; об % - содержание газа в воздухе. Давление атмосферы принято считать равным 760 мм рт ст или 101308 Паскалей; давление водяных паров в альвеолах – 43 мм рт ст (5732 Паскаля); давление паров в относительно сухом комнатном воздухе – 5 мм рт ст (666 Паскалей).

4. Заполнить таблицу газового состава различных сред по схеме:

Исследуемая среда

Парциальное давление и напряжение газа, мм рт ст

О2

СО2
Атмосферный воздух  

 

Выдыхаемый воздух  

 

Альвеолярный воздух  

 

Артериальная кровь  

 

Венозная кровь  

 

Ткани: клетки межтканевая жидкость  

 

       

    

5. Записать основные показатели дыхательной функции крови 

 

Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию:

1. С какими физиологическими процессами связана эффективность дыхания?

2. Каковы отличительные особенности мышц, обеспечивающих спокойное и форсированное дыхание?

3. Что относится к «анатомическому мёртвому пространству»?

4. Какие структуры составляют «функциональное мёртвое пространство»?

5. Какие характеристики лёгочной ткани влияют на процесс вентиляции?

6. Какова структура и функции сурфактанта?

7. Какое участие принимает плевральная полость в процессе вентиляции лёгких?

8. С какой целью определяют дыхательные объёмы? Какими методами?

9. В чём заключается физиологический смысл эффекта Бора и Вериго?

10.  Какое функциональное значение имеет газовый состав воздуха (вдыхаемого, альвеолярного) и крови?

Этапы проведения практического занятия:

№ п/п Название этапа Цель этапа Время
1 2 3 4

I. Вводная часть занятия

5-10 %
1. Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное занятие 4 мин
2. Определение темы, мотивации, цели, задач занятия Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов 5 мин

II. Основная часть занятия

80-90 %
1 2 3 4
3. Контроль исходных знаний, умений и навыков Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков 30 мин
4. Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе 3 мин
5. Демонстрация методики Показать ориентировочную основу действия (ООД) 3 мин
6. Управляемая СРС в учебное время Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия 20 мин
7. Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, семинар, конференция и др.) Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов   10 мин
8. Итоговый контроль Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка 5 мин

III. Заключительная часть занятия

5-10 %
9. Подведение итогов занятия Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия. Преподаватель анализирует работу каждого студента. Подводит итоги занятия, делает выводы, определяет выполнение учебно-воспитательных целей, а также общий уровень подготовки студентов к занятию. Объявляет оценки студентам, отмечает хорошо и слабо подготовленных студентов, отвечает на вопросы. 7 мин
10. Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер   3 мин

Ориентировочная основа действия (ООД) по проведению практического занятия:  

Самостоятельная работа студентов направлена на закрепление темы при проведении методов оценки эффективности лёгочного дыхания и оценке функциональных показателей дыхания.

 

Задание Программа действия Ориентировочные основы действия
1. Определение формы грудной клетки Форма грудной клетки оценивается по величине эпигастрального угла, приложив «рёбра» обеих ладоней к нижнему краю грудной клетки (спереди). Угол разворота ладоней и будет являться диагностическим признаком. У здоровых людей встречаются следующие формы грудной клетки: - нормостеническая (коническая) – эпигастральный угол приближается к 90ºС; - гиперстеническая - >90ºС; - астеническая - < 90ºС.
2. Определения частоты дыхания (ЧД) ЧД оценивается за 1 мин. Чтобы испытуемый не смог (вольно или невольно) повлиять на результаты, ЧД подсчитывается незаметно для исследуемого. Делая вид, что выслушиваешь сердце.
3. Определение экскурсии грудной клетки Сантиметровую ленту проводят по нижнему краю лопаток и мечевидного отростка. Определяются объёмы грудной клетки (в см.) при максимальном вдохе, а затем при максимальном выдохе. Разность этих объёмов и есть показатель экскурсии. Экскурсия грудной клетки у женщин – 5 – 8 см, у мужчин – 7 – 10 см. Исследование проводят у лиц с разными формами грудной клетки (юношей и девушек), сравнивают с физиологическими нормами и делают вывод о возможной предрасположенности к дыхательной недостаточности. В выводе указать факторы, влияющие на экскурсию грудной клетки
4. Определение жизненной ёмкости лёгких (ЖЁЛ) и её составляющих методом спирометрии Исследование проводится у юношей и девушек. Предварительно на нос одевается зажим. После этого испытуемый производит глубокий вдох, а затем в прибор осуществляет максимально возможный выдох. Цифра, отмеченная на спирометре, свидетельствует о ЖЁЛ. Величина дыхательного объёма (ДО) оценивается по спокойному выдоху в прибор после предварительного спокойного вдоха.  Резервный объём выдоха (РОвыд) – после спокойного вдоха осуществляют форсированный выдох в прибор, из полученного показателя вычисляют ДО.  Резервный объем вдоха (РОвд) определяют математически путем вычисления из ЖЕЛ суммы ДО и РОвыд   Полученные фактические дыхательные объёмы сравниваются с должными величинами, которые определяются по формулам: для мужчин (л): ДЖЁЛ = рост (см) ×0,052 – возраст (лет) × 0,028 – 3,2 Для женщин (л): ДЖЁЛ = рост × 0,049 – возраст × 0,019 – 3,7 Процент отклонения рассчитывается по формуле: Величина ЖЁЛ должна равняться сумме её составляющих: ДО и двух резервных объёмов (вдоха и выдоха). ЖЁЛ = ДО + РОвд + РОвыд Обратите внимание! Показатели внешнего дыхания в значительной степени зависят от пола, возраста, антропометрических данных человека (степени физического развития). Поэтому состояние функции дыхания следует оценивать не по абсолютным величинам лёгочных объёмов, а по их относительным показателям: процентное соотношение между отдельными объёмами, а также соотношением фактических показателей к должным. Допустимым отклонением считают пределы равные 10 – 20 %. ДО составляет 10 – 20 % от величины ЖЁЛ; РОвд и РОвыд составляют 40 – 43 % от ЖЁЛ.   В выводе указать факторы, влияющие на ЖЕЛ
5. Оценка состояния дыхательной мускулатуры и проходимости воздухоносных путей Исследование проводится с помощью метода пневмотахометрии. Наконечник прибора протирается спиртом, помещается в рот и плотно обхватывается губами. Определяется объёмная скорость по шкале (с учётом диаметра тубуса) при максимальном вдохе и максимальном выдохе (на фоне спокойного дыхания). О состоянии исследуемых функций судят по соотношению объёмных скоростей на вдохе и выдохе: Vвыд:Vвд Увеличение данного показателя более чем 1,2 – 1,4 свидетельствует, как правило, о нарушении проходимости воздухоносных путей.
6. Оценка бронхиальной проходимости с помощью пикфлоуметрии Мундштук прибора обрабатывается спиртом и берётся в рот. Мундштук не должен быть закрыт губами или зубами. Нельзя касаться шкалы пальцами. Убедиться, что «бегунок» находится на 0. Измерения проводят трёхкратно; учитывается наибольшее значение. Пиковая скорость выдоха (ПСВ), л/мин, оценивается исходя из роста обследуемого. Для лиц в возрасте 16 – 18 лет ПСВ должна быть следующей в зависимости от роста: 152 см – 360 л; 160 см – 400л; 168 см – 440 л; 175 см – 480 л; 180 см – 520 л и 185 см – 550 л.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: