Ориентировочная основа действия (ООД) по проведению практического занятия

При разборе темы занятия используются интерактивные методы обучения: дискуссия при ответах на контрольные вопросы с коррекцией исходного уровня знаний самими студентами с итоговым обобщением преподавателя. Самостоятельная работа студентов направлена на закрепление темы при выявлении сферической аберрации, определении остроты зрения и исследовании зрачкового рефлекса, а также решение ситуационных задач.

 

Задание 1. Выявление сферической аберрации

Программа действия: 1. Закрыв один глаз, приближают к другому глазу палец или карандаш, чтобы изображение получилось расплывчатым.

2.Помещают между глазом и рассматриваемым предметом чёрную бумагу с маленьким отверстием (d = 0,5-1 мм) 

З. Изображение становится чётким. Делают наблюдения и выводы.

Ориентировочные основы действия: Сферическая аберрация состоит в том, что лучи, попавшие на периферические части хрус­талика, преломляются сильнее центральных лучей. Помещение чёрной бумаги с отверстием приводит к тому, что устраняются периферические лучи и изображение становится чётким.

Эталон ответа: Лучи света, проходящие по центральной оптической оси глаза, не преломляются. Преломление периферических лучей создаёт нечёткость изображения, что объясняет эффект сферической аберрации.

 

Задание 2.  Выявление реакции зрачка на свет

Программа действия:

1. Исследуемый становится лицом к дневному свету.

2. Исследователь замечает ширину его зрачков.

3. Один глаз закрывают и прослеживают изменение ширины зрачка открытого глаза

4. Глаз открывают, прослеживают сужение зрачка.

5. Исследуемому предлагается сначала смотреть вдаль, затем фиксировать взглядом какой-нибудь предмет (карандаш, палец) удалённый приблизительно на 15 см. Происходит конвергенция обоих глаз и аккомодация, при которой зрачки расширяются (аккомодационная, зрачковая реакция)

Ориентировочные основы действия: 1. При закрытии обоих глаз на 30 сек, зрачки расширяются сильнее, чем при закрытии одного. 2.Обратить внимание, что расширение зрачка является важным симптомом ряда патологических состояний: болевого шока, гипоксии

Эталон ответа: Зрачковый рефлекс представлен содружественным изменением диаметра зрачков в ответ на изменение интенсивности потока света.

Задание 3. Аккомодация глаза

Программа действия: Между текстом и глазами располагают марлю.

Убеждаются, что если четко фиксировать текст, то изображение марли становится расплывчатым и наоборот

Ориентировочные основы действия: Для нормального глаза ближайшая точка ясного видения находится на расстоянии 10 см от глаза, дальняя точка ясного видения в бесконечности. Сила аккомодации выражается в диоптриях.

Эталон ответа: Аккомодация представляет собой способность к ясному видению разноудалённых предметов за счёт изменения кривизны хрусталика.

Задание 4. Определение остроты зрения.

Программа действия: 1. Исследуемый усаживается на расстоянии 5 м от хорошо освещенной таблицы. 2. Один глаз закрывают экраном. 3. Определяют, какой ряд таблицы он видит ясно. 4. Остроту зрения рассчитывают по формуле: V=d/D.

Ориентировочные основы действия: В таблице Сивцева, по которой определяют остроту зрения, слева от строк, под буквой "D", указано то расстояние, с которого данная буква видна нормальному глазу под углом зрения в 1 мин, "d" - расстояние от таблицы.

Эталон ответа: Острота зрения представляет собой предельную способность раздельного видения двух объектов на минимальном расстоянии друг от друга.

 

Задание 5.  Определение поля зрения (периметрия).

Программа действия: 1. Исследуемый садится спиной к свету, фиксирует одним глазом белый кружок дуги. Другой глаз не закрыт. 2. Ис­следователь устанавливает полукруг горизонтально и ведет по не­му белую марку, начиная от периферии. Отмечается в градусах момент появления марки перед взглядом исследуемого. 3. Дугу поворачивают на 30 градусов и снова производят наблюдения. 4. Исследование повторяют последовательно по всему кругу. 5. Определяют поле зрения для различных цветов.

Ориентировочные основы действия: Полученные данные заносят в таблицу - блок-схе­му с нормальными полями зрения. Цветовые поля зрения отмечают карандашами соответствующих тонов. Для определения границ цвет­ного поля зрения необходимо соблюдать одинаковую яркость цвето­вых тонов для исключения последовательного и одновременного контрастов, т.к. периферия сетчатки более чувствительна к яркости, а не к цветам. Исследуемый должен точно опознать цвет марки. Смотреть строго в центр. Обратить внимание, что поля зрения на разные цвета различны.

Эталон ответа: Горизонтальные поля зрения в норме больше вертикальных, латеральные преобладают над медиальными.

Задание 6. Выявление последовательных образов.

Программа действия:    1. Пристально смотреть на цветной фон. 2. Перевести взгляд на белый фон. 3. Исследуемый отмечает наличие "следа" от предыдущего раздражения на сетчатке в виде последовательного образа. 4. Проделать то же с таблицами различ­ных цветов.

Ориентировочные основы действия: Смотреть на объект в течение 40 сек. При длительном действии лучей определенной длины волны, в колбочках происходит расщепление светочувствительного вещества. В результате из белого цвета вычитается тот, который действовал на глаз до этого. Возникает ощущение дополнительного цвета.

Эталон ответа: Формирование последовательных образов также объясняется феноменом последействия в зрительных нервных центрах.

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время

Тестовый контроль

Вариант 1

  1. Кем был введён в физиологию термин «анализатор»?

1) И.М. Сеченовым; 2) И.П. Павловым; 3) А.А. Ухтомским; 4) Н.Е. Введенским.

2. Назовите отделы анализатора:

1) периферический; 2) проводниковый; 3) вставочный; 4) центральный;

5) эфферентный; 6) афферентный

  1. Какова функция проводникового отдела анализатора?

1) генерация рецепторного потенциала; 2) классификация, идентификация сигнала;   

3) преобразование импульсной активности в сенсорных ядрах.

  1. Какие из перечисленных типов рецепторов являются первичночувствующими? 1) слуховые; 2) обонятельные; 3) вкусовые.
  2. Укажите свойства, характеризующие рецепторный потенциал:

1) распространяется с декрементом;  2) подчиняется закону «всё или ничего»;    

3) способен к суммации.

  1. Чувствительность выше: 1) у рецептора; 2) у сенсорной системы.
  2. Механизмом, обеспечивающим чёткость изображения на сетчатке в результате устранения периферических лучей, является:

1) аккомодация; 2) зрачковый рефлекс; 3) сферическая аберрация; 4) рефракция.

  1. Укажите факторы, вызывающие уплощение хрусталика:

1) сокращение ресничных мышц; 2) натяжение цинновых связок;

       3) расслабление ресничных мышц;   4)ослабление натяжения цинновых связок.

  1. Укажите место главного фокуса при гиперметропии:

1) перед сетчаткой; 2) на сетчатке; 3) за сетчаткой.

  1. Явление сферической аберрации способствует созданию чёткого изображения на 

сетчатке:       1) да; 2) нет; 3) не влияет.

                                             

Вариант 2

1. Горизонтальные и амакриновые клетки:

1) обеспечивают распространение возбуждения; 2) тормозят распространение возбуждения; 3) не влияют на распространение возбуждения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: