Регулирование местного самоуправления субъектами Российской Федерации. Соотношение федерального и регионального регулирования местного самоуправления

В соответствии с п. «н» статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы местного самоуправления относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов федерации. На основании п. 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и нормативные акты субъектов федерации. Именно таким образом толковал право субъектов федерации Федеральный закон № 154-ФЗ от 28.08.1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Субъекты федерации могли принимать любые законы, касающиеся местного самоуправления, при условии, если они не идут вразрез с федеральным законом, а также принимать опережающее законодательство в сфере, не урегулированной федеральным законом. Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. существенно ограничил пределы законодательной деятельности субъектов федерации в сфере местного самоуправления. Теперь на основании п. 1 статьи 6 данного Закона они могут осуществлять правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации только в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, а именно: правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами; правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Многие вопросы, ранее относившиеся к регулированию субъектами федерации, изъяты из их ведения и регулируются единообразно на федеральном уровне. Сегодня законами субъектов федерации регулируются в основном проведение муниципальных выборов, местных референдумов, статус депутатов представительных органов местного самоуправления, виды отдельных государственных полномочий субъекта федерации, передаваемые органам местного самоуправления, межбюджетные отношения, административная ответственность за невыполнение решений органов местного самоуправления. Кроме того, основные принципы местного самоуправления закрепляются в Конституции или уставе субъекта федерации. Например, в Уставе Красноярского края от 5 июня 2008 года, есть раздел VII «Местное самоуправление в крае».

 


[1] На поиск обобщающих характеристик процесса деление «власти по горизонтали и вертикали» все чаще обращается внимание в конституционной доктрине, см. например, Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. 2-е изд., перераб. и доп. В 2 т. Т. 1. М.: Юристъ, 2007. С. 351.

[2] Городовое положение от 11 июня 1892 г. // Хрестоматия по истории государства и права СССР. М., 1990. С.428-429.

[3] Девятов С.А. Проблемы финансового обеспечения местного самоуправления и пути их решения в свете реализации федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. // Разделение властей в современной России: проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 21-22 октября 2008 г. / под ред. М.С. Матейковича. Тюмень, 2008. С. 207.

[4] Сборник нормативных актов по советскому государственному праву. М., 1984. С. 22.

[5] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Мунмиципальное право Российской Федерации: учеб. М., 2007. С.18.

[6]Вестник Конституционного Суда РФ. 2002.№3.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: