Ориентировочные значения физико-механических характеристик грунтов

Грунт Удельный вес, , кН/м3 Угол внутреннего трения , градус Коэффициент крепости
Сланец, известняк, мел, мерзлый грунт 2 65 2
Слежавшаяся галька, щебенистый грунт, твердая глина 18-20 60 1,5
Плотный глинистый грунт 18 60 1
Гравий, глинистый грунт, лесс 16 40 0,8
Слабый глинистый грунт, сырой песок, растительный грунт 15 30 0,6
Песок, мелкий гравий, насыпной грунт 17 27 0,5
Разжиженные грунты, глина 15 9 0,3
Гравелистый песок 36-40 38-43 0,7-0,8
Песок средней крупности 33-38 35-40 0,65-0,75
Мелкий песок 30-36 28-38 0,6-0,7
Пылеватый песок 28-34 26-36 0,55-0,65
Супеси 21-25 18-30 0,35-0,45
Суглинки 17-22 12-26 0,3-0,4

 

2. Высота грунта в пределах естественного свода обрушения, действующая на футляр:

м                                       (3.2)

Где:

f кр- коэффициент крепости породы, принять согласно таблице 7.

 – ширина пролета естественного свода обрушения, определяется по формуле (3.1), м.

3. Определим расчетную вертикальную нагрузку на футляр:

т/м2                        (3.3)

Где:

nгр - коэффициент надежности по перегрузки;

 - объемный вес грунта в естественном состоянии, принять согласно таблице 7.

 - высота грунта в пределах естественного свода обрушения, определяется по формуле (3.2), м.

4. Определим расчетное боковое давление на футляр:

               (3.4)

Где:

 - коэффициент надежности по перегрузки, принимаем согласно [2] 1,2;

 - обозначение то же, что в формуле (3.3);

 - обозначение то же, что в формуле (3.3);

Dф- обозначение то же, что в формуле (3.1);

 - обозначение то же, что в формуле (3.1).

5. Момент инерции полотна дороги:

,                                  (3.5)

Где:

 - толщина покрытия дороги, м. Определяется согласно [4] в зависимости от категории автодороги.

 - ширина полотна дороги, равная 1 м.

6. Цилиндрическая жесткость бетонного полотна дороги:

,                                            (3.6)

Где:

 – модуль упругости материала полотна дороги, согласно условию;

 – момент инерции материала полотна, определяется по формуле (3.5), м4;

 - коэффициент Пуассона материала полотна дороги (для бетона принимаем равным 0,17).

7. Коэффициент жесткости бетонного полотна дороги:

,                                          (3.7)

Где:

 - ширина полотна дороги, равная 1 м;

 - коэффициент постели грунта при сжатии, согласно условию для песка принимаем 30000 кН/м3;

 - цилиндрическая жесткость бетонного полотна дороги, определяется по формуле (3.6), кН м2.

8. При расчете давления от автомобильного транспорта полотно дороги рассматриваем как балку конечной жесткости на упругом основании. Нагрузка, передаваемая через каждую ось, представляется виде сосредоточенной силы, отнесенной к единичной ширине полотна дороги b=1 м.

Нагрузка от автомобиля передается через бетонное полотно дороги в грунт. На рисунке 1 представлена эпюра реакции основания полотна дороги, где центры координат O2 и О3 являются центрами приложения сосредоточенной нагрузки от автомобильных колес задней оси. Параметр а’, который является расстоянием от центра координат O2 или О3 до точек пересечения линии графика реакций с координатной осью Х (где Х=0), и определяется как:

,                                               (3.8)

Где:

 - коэффициент жесткости бетонного полотна дороги, определяется по формуле (3.7), м-1.

Тогда зона распространения суммарной эпюры реакции основания определяется как сумма:

,                                       (3.9)

Где:

 - расстояние между колесами задней оси, м. Для автомашины МАЗ 6501 B5 принимаем равное 1,4 м.

Рисунок 3.2 – Схематическая эпюра реакций основания полотна дороги

 

9. Максимальное значение реакции основания , равное q, имеет место в точках  (см. рисунок 3.2), равных нулю:

,                             (3.10)

Где:

 – сила действующая на основание от оси автомобиля МАЗ 6501 B5, которая составила 31,883 кН;

 – ширина полотна дороги, равная 1 м;

 – коэффициент жесткости бетонного полотна дороги, определяется по формуле (3.7), м-1.

10. Равномерно распределенная нагрузка q, передаваемая на основание полотна дороги от действия транспорта, и напряжение в грунте в любой точке с координатами x, z, действующие вертикально вниз, можно определить:

, (3.11)

Где:

z – координата распределения напряжения в грунте, равная расчетному заглублению трубопровода до верхней образующей Н, м. Определяется по чертежу;

 - максимальная равномерно распределенная нагрузка от автотранспорта, определяется по формуле (3.10), кПа;

 - координата распределения напряжения в грунте по оси Х (по эпюре), м. При определении максимальной нагрузке принимаем х=0.

11. Расчетное давление от подвижного транспорта:

,                                       (3.12)

Где:

 – напряжение в грунте в любой точке, определяется по формуле (3.11), кПа.

12. Расчетное сжимающее усилие:

,                                  (3.13)

Где:

– радиус трубопровода с футляром, м;

 – расчетная вертикальная нагрузка, определяется по формуле (3.4), кПа;

 – расчетное давление от подвижного состава, определяется по формуле (3.12), кПа.

13.  Расчетный изгибаемый момент:

,                   (3.14)

Где:

 – коэффициент, учитывающий всестороннее сжатие трубы, согласно условию принимаем равным 0,25;

 – радиус трубопровода с футляром, м;

 – вертикальная нагрузка, нагрузка от подвижного состава и боковое давление, действующие на трубопровод, рассчитанные по формулам (3.3), (3.12), (3.4) соответственно.

14. Расчетное сопротивление металла трубы и сварных соединений R1 определяем по формуле:

,                                           (3.15)

Где:

 - нормативное сопротивление растяжению металла труб и сварных соединений, равное значению временного сопротивления, Мпа. Принимается согласно условию;

 - коэффициент условий работы газопровода, принимаем, таблица 2 раздела 1 [1];

 - коэффициент надежности по материалу, таблица 3 раздела 1;

 - коэффициент надёжности по назначению, таблица 4 раздела 1;

15. Требуемая толщина трубы:

,                  (3.16)

Где:

 – расчетное сжимаемое усилие, определяемое по формуле (3.13), кПа;

 – расчетное сопротивление металла трубы и сварных соединений, определяется по формуле (3.15), кПа

 – расчетный изгибаемый момент, определяемый по формуле (3.14), кПа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: