Дидактические принципы музыкального обучения в школе

Принципы обучения – это исходное положение, определяющее деятельность учителя и характер познавательной деятельности ученика. Д.Б.Кабалевский выделил 8 основных принципов:

1. Принцип единства музыкального обучения, воспитания и развития. Этот принцип преду-сматривает формирование у учащихся широкого и целостного представления о музыкальном искусстве.

I класс - общее представление о выразительных и изобразительных возможностях музыки;

II класс - сведения о трех жанрах (песне, танце, марше);

III класс - сведения об интонации, развитии, форме;

IV класс - сведения о связи различных видов музыкального искусства разных народов страны и мира.

2. Принцип оптимизации процесса музыкального обучения. Направлен к деятельности учителя. Учитель выявляет психологические особенности класса, его музыкальную подготовку, в каком темпе можно вести урок, на каком музыкальном материале можно раскрыть ту или иную тему четверти, выявляет трудности и пути их преодоления.

3. Принцип научности. Направлен на соответствие новой программы обучения новым требованиям, установление единства цели, задач, методов музыкального обучения, научную основу музыкальных занятий.

4. Принцип связи музыки и жизни. Музыка как и все виды искусства всегда не только отражала события нашей эпохи, но и влияла на ход событий.

5. Принцип доступности и наглядности. Основан на тематическом построении программы и служит более глубокому усвоению и пониманию предмета «Музыка».

6. Принцип активности, сознательности. Предполагает самостоятельность суждений, размышлений учащихся, проявление творчества в различных видах музыкальной деятельности (исполнение, импровизация, игра на детских музыкальных инструментах, выполнение музыкально-ритмических движений).

7. Принцип прочности, систематичности и последовательности. Обращен к результативной стороне музыкального обучения. Данная система обучения исходит из того, что

a. каждый ребенок имеет необходимые задатки для систематического музыкального развития;

b. процесс музыкального обучения является средством массового развития школьников, формирования у них потребности в музыке, развитие музыкального вкуса.

8. Принцип увлеченности. Основан на эмоциональном восприятии и является важнейшим условием для достижения единства идейно-воспитательной, познавательной и эстетических задач.

 

Важное значение имело открытие в конце 90-х годов в Перми и Екатеринбурге бесплатных народно-певческих классов А.Д. Городцова. Их посещали учителя народных школ, выходцы из рабочих и крестьян. Занятия строились на классике и народной музыке, отдавалась дань и духовной музыке. Учебная программа включала сольное и хоровое пение, управление хором, игру на музыкальных инструментах, выразительное чтение. Здесь готовили квалифицированных учителей музыки преимущественно для сельских школ. В 1906 году известным композитором и педагогом С.И. Танеевым совместно с педагогами-музыкантами Е.Э. Линевой, Б.Л. Яворским, Н.Я. Брюсовой в Москве была основана Народная консерватория (МНК). В ней продолжались традиции Бесплатной музыкальной школы Балакирева. Программа включала различные дисциплины. Но ведущее место отводилось хоровому пению. Особое значение уделялось развитию творческих способностей. Музыкальный материал включал народные песни в обработке Балакирева, Мусоргского, Римского-Корсакова, Лядова, Чайковского, сложные классические хоры.

В МНК впервые были введены занятия по «слушанию музыки» (методика Б.Л. Яворского). Б.Л. Яворский оказал очень большое влияние на развитие массового музыкального воспитания.

2. Музыкальное воспитание в русской школе 20-го века

Первая русская революция 1905 года дала толчок многим прогрессивным начинаниям в разных областях общественной жизни, в том числе и в музыкальном просвещении. Началась активная организация различных музыкальных обществ, курсов, учебных заведений

Изменение политической ситуации повлияло и на школу. Старая система обучения была разрушена, немало оказалось утеряно. Идея же о необходимости всеобщего эстетического, в том числе – музыкального, воспитания закрепилась и продолжала развиваться.

Вместо учебных заведений различных типов издавалась единая трудовая школа, где готовили «активных строителей коммунистического общества, людей всесторонне развитых» («Положение о единой трудовой школе», 1918г., Н.К. Крупская и А.В. Луначарский). В соответствии с этим документом музыка стала обязательным предметом. В Народном комиссариате по просвещению (Наркомпрос) действовал Музыкальный отдел. Луначарский подписал постановление «О доступе народных учителей в специальные музыкальные учебные заведения».Дореволюционные передовые идеи музыкантов-педагогов (С.И. Танеева, Б.Л. Яворского. Н.Я. Брюсовой, В.Н. Шацкой и др.) были поддержаны. Для разработки содержания, методики музыкального воспитания, создания учебных пособий, подготовки учителей Наркомпрос привлек Б.В. Асафьева, В.Г. Каратыгина, Н.Я. Брюсову, Н.Л. Гродзенскую и др.

Известный до революции хоровой деятель Н.М. Ковин в 1919 году так сформулировал в своей статье цели музыкального воспитания в новой школе:

- развитие способности воспринимать музыку и возможно интенсивнее переживать возбуждаемые ею эмоции;

- развитие необходимых как для этого, так и для воспроизведения в той или иной форме музыкальных произведений музыкальных способностей и умений;

- освоение нужных для этого знаний.

В первых программно-методических материалах отметался формализм, указывалось на необходимость творческого развития детей, музыка должна раскрепощать их, вносить радость в их жизнь.

В период «великого перелома» многие считали, что поскольку строится новый мир, то и для педагогики хорошо только все новое. Например, немало сторонников было у теории «свободного воспитания», в конечном итоге направленной на разрушение школы вообще, имеющей анархические тенденции. Такое увлечение новизной критиковал В.И. Ленин: «Красивое нужно сохранить, взять его как образец, исходить из него, даже если оно «старое»… Почему надо преклоняться перед «новым», как перед богом, которому надо покориться, только потому, что это «новое»?».

Коренная логика старой системы образования отразилась прежде всего на уроке. Сохранив форму, он резко изменил свою цель и содержание: изменились цели «старых» видов деятельности (пение, изучение музыкальной грамоты) – помочь детям войти в мир музыки; появились новые виды деятельности с аналогичной целью (слушание, движения под музыку, творчество; хоровое пение стало рассматриваться как путь творческого развития, более глубокого постижения музыки через собственное исполнение, воспитание «слушателя»; в содержание занятий музыкальной грамотой стали вводиться сведения о средствах музыкальной выразительности, характере музыки.

В 20-е годы шла интенсивная борьба старого и нового во всех областях жизни, и в том числе – образования. Влияли педагогические теории и методы: идеи «комплекса (глубина, жизненность, многогранность знаний), «метод проектов», «бригадно-лабораторный метод». Было немало ошибок. На «музыкальном фронте» действовали масса организаций, где причудливо переплетались положительные и отрицательные черты. РАМП (Российская ассоциация пролетарских музыкантов); АСМ (Ассоциация современных музыкантов); ОРКИМД (Организация революционных композиторов и музыкальных деятелей); ОМОЛОКО (Организация молодых композиторов) и мн. др.

30-е годы. В 1932 голу вышло постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций». После него в программах этих лет заметны попытки связать задачи воспитания и обучения. Но заметны и крены то в одну, то в другую сторону. В начале особенно сторону обучения. В эти годы место музыки сократилось (от 2-х часов в неделю во всех классах, до 1 часа в 1 – 7 классах к 1937 году).

В это время распространилось мнение, что музыкой надо заниматься преимущественно во внеклассное время и лишь тем, кто хочет и имеет способности. Внеклассная же и внешкольная работа развивалась интенсивно. Создавались Дома художественного воспитания детей, увеличилось число Домов и дворцов пионеров и т.л. К участникам предъявляли высокие требования, наметилось стремление к профессионализму. Появились замечательные детские художественные коллективы (хор под руководством В.Г. Соколова).

Задачи, репертуар, методы стали переносить и в школу. Это оказалось непосильным для всех учащихся. Стремление же поднять уровень хоровой культуры привело к его снижению, а также к массовым болезням голосового аппарата (показали специальные обследования детей). Была выдвинута проблема охраны и развития детского голоса. Началась разработка новых программ по музыке. Обеспечивающих всестороннее музыкальное развитие школьников. В 1940 году вышел проект, но его не успели опубликовать.

40-е годы. В годы войны музыка в школе официально была сохранена в начальных классах. Ее вели учителя-неспециалисты (учителя начальных классов). Это отразилось на состоянии музыкального воспитания в целом: оно стало необязательным и второстепенным, руководство школ не несло ответственности за его отсутствие. Музыкальная работа по возможности велась во внеклассное время. И, несмотря на то, что тяга к музыке в те годы была очень сильна, встречи с ней были бессистемны. Так продолжалось и после войны.

50-е годы. Только в 1956 году музыка была включена в программу 5-6 классов. Качество музыкального воспитания было низким. Сказались: 1) привычка к отсутствию уроков музыки; 2) отношение как к необязательному предмету; 3) учителю-музыканту, который мог вести уроки только в 5 и 6 классах, одна школа не могла обеспечить нагрузки; 4) плата учителю пения была ниже, чем всем остальным; 5) начал развиваться формализм в преподавании (иногда, чтобы доказать, что «музыка – такой же предмет, как и все).

60-е годы. В этот период наметился определенный перелом. О необходимости формирования всесторонне развитой личности с высоким художественным вкусом было сказано в Программе КПСС, принятой на 22 съезде, затем углублено и расширено на 225 съезде и 26 съезде. Общий подъем экономики страны отразился и на музыкальном воспитании. Примером тому открытие и активное развитие НИИ художественного воспитания в системе Академии педагогических наук (1947 году открыт). В 1959 году появились музыкально-педагогические факультеты при педагогических вузах; усилилось внимание к совершенствованию классной и внеклассной музыкальной работе; расширялась сеть детских музыкальных организаций (ДМШ, детские хоровые студии); перерабатывались программы по музыке; готовились и издавались учебно-методические материалы.

70-е годы – становление методики музыкального воспитания в эти годы связаны с деятельностью Д.Б. Кабалевского, его концепцией, программой, разрабатываемой группой ученых (участие советских музыкантов в ИСМЕ).

В современном воспитании музыка официально признана важной частью формирования личности. Однако еще немало проблем предстояло решить педагогам, музыкантам, ученым.

 

Контроль и оценка.

Наряду с методами организации и стимулирования учебной деятельности школьников на уроках музыки используют приемы ее педагогического контроля и оценки.

Педагогический контроль и оценка предполагают в равной мере учет успехов и неуспехов учащихся. Но на уроках в начальной школе публичное сообщение и демонстрация неуспехов ученика может очень негативно повлиять на ход его музыкального обучения. Поэтому здесь надо, прежде всего, использовать такие приемы контроля, которые стимулировали бы заинтересованное отношение школьников к занятиям.

Важнейшая функция оценки на уроке музыки как уроке искусства – этическая: поддерживать активность учащихся или в тактичной форме указать на недостатки. Применение отрицательных оценок резко противоречит в начальной школе эстетическим задачам предмета «Музыка» (формирование у школьников положительного отношения к музыкальному искусству).

Первое время желательно вообще не применять пятибалльную систему оценки. Педагог может использовать по отношению к учащимся разнообразные средства поощрения, стимулирования, выраженные в словесной форме, и лишь в отдельных случаях применять количественную оценку, но только 4 или 5. В данном случае цифровая оценка выполняет стимулирующую функцию.

Для правильной оценки на уроке музыки можно предложить следующие критерии:

1) проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на нее;

2) активные усилия школьника, обнаруженные в ходе поисковых ситуаций, и умение пользоваться ключевыми знаниями в процессе восприятия музыки;

3) рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учетом исходного уровня подготовки ученика и его активности в знаниях.

Соответствие этим трем критериям свидетельствует об отличных успехах школьника. Можно поставит «5» и при соответствии лишь первым двум критериям (особенно на первом году обучения). Соответствие двум или одному критерию дает основание для хорошей оценки («4»). При отсутствии соответствия этим критериям учитель может поставить «3». Но этой оценкой можно пользоваться на начальном этапе обучения лишь при чрезвычайных условиях.

2. Основные формы учета и контроля в музыкальном воспитании

По форме и времени учет подразделяется на индивидуальный, коллективный, текущий и итоговый. Каждый термин ясно определяет его существо.

Основное назначение любого учета – выявление состояния, результата какого-то явления (факта) в определенный момент.

Коллективный – в нем возникает необходимость потому, что важнейший вид деятельности на уроках музыки – хоровое пение (коллективный вид деятельности). Коллективный учет дает представление о выработке таких хоровых навыков, как ансамбль, строй, многоголосие. Конечно, эти достижения базируются на индивидуальных достижениях. Из практики известно, что бывают случаи, когда при пении в хоре кто-то фальшивит, а при индивидуальном исполнении все поют чисто, и наоборот. Таким образом, используя обе формы учета, учителя добиваются более качественных результатов. Индивидуальный учет демонстрирует и школьникам и учителю результаты музыкального развития каждого: как ученик слышит музыку, насколько ясно понимает выразительное значение знакомых элементов музыкального языка, может высказать и обосновать свое отношение к произведению, выразительно исполнить песню и т.д. Индивидуальный учет позволяет выявить, кто из учащихся особенно нуждается в постоянном внимании учителя, а также лучших.

Как индивидуальный, так и коллективный учет может быть и текущим, и итоговым.

Сведения, получаемые учителем в процессе повседневных, текущих занятий, позволяют ему сделать выводы: как ученик усвоил материал, приобрел ли индивидуальные и коллективные навыки.

Текущий учет способствует проверке правильности планирования, обусловливает введение в него тех или иных корректив. Он тесно связан с планированием.

Итоговый учет – это не только показатели каких-либо контрольных мероприятий (различных опросов, выполнения заданий), обычно проводимых в конце четвертей (по полугодиям или в конце года), но и данные, полученные в течение всего учебно-воспитательного процесса.

Этот момент необходимо иметь в виду, так как:

1. «Поголовный» опрос в конце четверти в значительной мере формален и не отражает подлинную картину музыкального развития учащихся. В его процессе нельзя определить, насколько развились любовь и интерес к музыке, эмоциональная отзывчивость, стремление самому исполнять и слушать музыку. Эти признаки качества музыкального воспитания должны фиксироваться постоянно, систематически, раскрывать динамику музыкального роста школьников.

2. Общий опрос требует довольно много времени. Урок в таких случаях фактически пропадает. Дисциплина во время такого опроса падает, что может отрицательно сказаться на последующих уроках.

Удачные формы итогового учета предложены В.К. Белобородовой. Это викторины и концерты по заявкам детей. В программе Д.Б. Кабалевского это заключительный урок-концерт года. Такие формы контроля и учета позволяют учащимся, учителям, родителям наглядно увидеть полученные в процессе музыкального воспитания результаты.

К итоговым формам учета относятся и выступления детей в школе и вне нее. Они предусматриваются планом и являются своеобразными «вехами», показывающими рост музыкальной культуры учащихся. По ним учителя делают выводы о том, что им удалось выполнить, выявить пробелы, недостатки, которые позже необходимо исправить.

В процессе запоминания можно выделить три условия:

· разбивка музыкального текста на отдельные элементы;

· выявление опорных ориентиров для организации соответствующих исполнительских действий;

· сопоставление взаимодействия выявленных ориентиров между собой (тонального и гармонического планов, особенностей мелодической линии, элементов фактуры и формы, художественной выразительности и т. п.).

Для динамики запоминания характерно осмысленное движение от частного к целому. Существуют два основных способа запоминания — произвольный и непроизвольный. При этом произвольное запоминание — это результат осознанной работы над музыкальным произведением с применением приемов стимуляции памяти.

БИЛЕТ №6 (1 вопрос)                                                                                           Будущему педагогу важно понять, что эффективность музыкальной подготовки во многом определяется его личным примером, культурой. Организуя прослушивание музыки, разучивание песни и т. д., он должен не только обеспечить художественное исполнение произведения (в «живом» исполнении или записи), ярко рассказать о его содержании, характере, но и проявить личную заинтересованность, увлеченность, в определенной мере артистизм, без которых воспитанники не смогут проникнуться соответствующим настроением, эмоционально сопереживать музыкальным образам. Личное отношение педагога к музыке, его вкус, исполнительские возможности в значительной степени влияют на уровень музыкального развития его воспитанников. Именно поэтому музыкальный руководитель, воспитатель должны постоянно совершенствовать свою музыкальную культуру. Во многом этому способствует изучение музыкальных дисциплин (элементарная теория музыки и сольфеджио, музыкальная литература, хоровое пение, ритмика, игра на музыкальных инструментах). Но этого недостаточно. Чтобы поддерживать хорошую профессиональную форму, в том числе и музыкальную, нужно заботиться о ней систематически, активно занимаясь своим совершенствованием. Эталоном подражания для своих воспитанников может стать лишь педагог, обладающий высоким уровнем общей и музыкальной культуры. Только при этом условии дети смогут обрести духовность, столь необходимую для развития личности. Раскрытие предмета данного курса требует рассмотрения понятий воспитание, образование, обучение и развитие в контексте его специфики. Музыкальное воспитание в детском саду — это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребенка. Под музыкальным образованием в детском саду подразумевают «первые шаги» в этой области, которые раскрывают детям содержание элементарных сведений и знаний о музыке, видах, способах музыкальной деятельности. Обучение рассматривается как основной путь и средство музыкального воспитания детей, обеспечивающие эффективность в развитии их музыкальности, музыкально-эстетических представлений, музыкальной культуры, художественно-творческих способностей, с целью формирования полноценной личности ребенка. Музыкальное развитие — это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования основ музыкальной культуры, творческой активности от простейших форм к более сложным. Все эти понятия тесно взаимосвязаны. Их связь выражается и в том, что эффективность музыкального развития ребенка дошкольного возраста зависит от организации музыкального воспитания, включая и обучение. Обучение должно иметь развивающий характер на основе глубокого изучения ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей и знания закономерностей музыкально-эстетического развития детей раннего и дошкольного возраста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: