Министерство образования и науки РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Сибирский государственный университет науки и технологий
Имени академика М.Ф. Решетнёва»
(СибГУ)
Аэрокосмический колледж
| Рассмотрено на заседании цикловой комиссии учетно-экономических дисциплин и специальности 38.02.01 и рекомендовано к применению «_____»______________2017 г | Согласовано председатель ЦК учетно-экономических дисциплин и специальности 38.02.01 ________________(Моргунова В.В.) «______»________________2017 г |
Методические указания для выполнения
Учебной практики (УП.01.01)
по профессиональному модулю:
ПМ.01 Документирование хозяйственных операций и ведение
Бухгалтерского учета имущества организации
МДК.01.01. Практические основы бухгалтерского учета имущества организации
Специальность: 38.02.01Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Форма обучения: заочная
Г.
Данные методические указания предназначены для студентов 2 курса заочной формы обучения, обучающихся по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет, выполняющих учебную практику по ПМ.01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации МДК.01.01. Практические основы бухгалтерского учета имущества организации.
Разработали преподаватели АК СибГУ: __________ (С.А. Безруких)
_________ (В.В. Моргунова)
__________ (Т.Г. Тарасова)
Рецензенты:
АК, СибГУ преподаватель высшей
квалификационной категории __________(Е.В. Афанасьева)
(место работы, должность)
Торгово-экономический институт СФУ
Доцент кафедры менеджмента ТЭИ
СФУ, кандидат экономических наук _____________(А.С. Данилова)
(место работы, должность)
Одобрено ЦК учетно-экономических дисциплин и специальности 38.02.01
Председатель ЦК ____________ (В.В. Моргунова)
СОДЕРЖАНИЕ
| Общие указания.............................................................................................................. | 4 |
| МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ОТЧЕТА ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ............. | 7 |
| 1. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ | 7 |
| 1.1. Характеристика первичной бухгалтерской документации................................ | 7 |
| 1.2. Первичная документация по учету денежных средств....................................... | 7 |
| 1.3. Первичная документация по учету заработной платы...................................... | 9 |
| 2. РАБОТА С ПЛАНОМ СЧЕТОВ | 11 |
| 2.1. Классификация счетов......................................................................................... | 11 |
| 2.2. Разработка рабочего плана счетов……………………………............................. | 11 |
| 2.3. Обобщение данных аналитического и синтетического учета............................ | 11 |
| 3. ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ | 20 |
| 3.1. Учет основных средств......................................................................................... | 21 |
| 3.2. Учет нематериальных активов……..................................................................... | 23 |
| 3.3. Учет материально-производственных запасов……............................................ | 24 |
| 3.4. Учет процесса снабжения.................................................................................... | 26 |
| 3.5. Учет процесса производства................................................................................ | 29 |
| 3.6. Учет реализации................................................................................................... | 32 |
| 4. СОСТАВЛЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ............................... | 34 |
| ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ, КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ…………………………... СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................... | 37 43 |
| ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Образец оформления титульного листа по учебной практике | 45 |
| ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Образец оформления содержания............................................ ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Форму №1 «Бухгалтерский баланс»......................................... | 46 47 |
| ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Форму №2 «Отчет о финансовых результатах»..................... | 49 |
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
Для студентов заочной формы обучения по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет предусмотрено выполнение учебной практики (УП.01.01) по профессиональному модулю ПМ.01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации междисциплинарному комплексу МДК.01.01. Практические основы бухгалтерского учета имущества организации.
Методические указания по выполнению заданий и оформлению отчета о прохождении учебной практики по ПМ.01 МДК.01.01. разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) для студентов среднего профессионального образования.
С целью овладения видом профессиональной деятельности: Документирование хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета имущества организации студент в ходе данного вида практики должен:
иметь практический опыт:
§ документирования хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета имущества организации;
уметь:
§ принимать произвольные первичные бухгалтерские документы, рассматриваемые как письменное доказательство совершения хозяйственной операции или получение разрешения на ее проведение;
§ принимать первичные унифицированные бухгалтерские документы на любых видах носителей;
§ проверять наличие в произвольных первичных бухгалтерских документах обязательных реквизитов;
§ проводить формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую проверку;
§ проводить группировку первичных бухгалтерских документов по ряду признаков;
§ проводить таксировку и контировку первичных бухгалтерских документов;
§ организовывать документооборот;
§ разбираться в номенклатуре дел;
§ заносить данные по сгруппированным документам в ведомости учета затрат (расходов) – учетные регистры;
§ передавать первичные бухгалтерские документы в текущий бухгалтерский архив;
§ передавать первичные бухгалтерские документы в постоянный архив по истечении установленного срока хранения;
§ исправлять ошибки в первичных бухгалтерских документах;
§ понимать и анализировать план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;
§ обосновывать необходимость разработки рабочего плана счетов на основе типового плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности;
§ поэтапно конструировать рабочий план счетов бухгалтерского учета организации;
§ проводить учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;
§ проводить учет денежных средств на расчетных и специальных счетах;
§ учитывать особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам;
§ оформлять денежные и кассовые документы;
§ заполнять кассовую книгу и отчет кассира в бухгалтерию;
§ проводить учет основных средств;
§ проводить учет нематериальных активов;
§ проводить учет долгосрочных инвестиций;
§ проводить учет финансовых вложений и ценных бумаг;
§ проводить учет материально-производственных запасов;
§ проводить учет затрат на производство и калькулирование себестоимости;
§ проводить учет готовой продукции и ее реализации;
§ проводить учет текущих операций и расчетов;
§ проводить учет труда и заработной платы;
§ проводить учет финансовых результатов и использования прибыли;
§ проводить учет собственного капитала;
§ проводить учет кредитов и займов;
знать:
§ основные правила ведения бухгалтерского учета в части документирования всех хозяйственных действий и операций;
§ понятие первичной бухгалтерской документации;
§ определение первичных бухгалтерских документов;
§ унифицированные формы первичных бухгалтерских документов;
§ порядок проведения проверки первичных бухгалтерских документов: формальной, по существу, арифметической;
§ принципы и признаки группировки первичных бухгалтерских документов;
§ порядок проведения таксировки и контировки первичных бухгалтерских документов;
§ порядок составления ведомостей учета затрат (расходов) – учетных регистров;
§ правила и сроки хранения первичной бухгалтерской документации;
§ сущность плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;
§ теоретические вопросы разработки и применения плана счетов бухгалтерского учета в финансово-хозяйственной деятельности организации;
§ инструкцию по применению плана счетов бухгалтерского учета;
§ принципы и цели разработки рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации;
§ классификацию счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию, назначению и структуре;
§ два подхода к проблеме оптимальной организации рабочего плана счетов – автономию финансового и управленческого учета и объединение финансового и управленческого учета;
§ учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;
§ учет денежных средств на расчетных и специальных счетах;
§ особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам;
§ порядок оформления денежных и кассовых документов, заполнения кассовой книги;
§ правила заполнения отчета кассира в бухгалтерию;
§ понятие и классификацию основных средств;
§ оценку и переоценку основных средств;
§ учет поступления основных средств;
§ учет выбытия и аренды основных средств;
§ учет амортизации основных средств;
§ особенности учета арендованных и сданных в аренду основных средств;
§ понятие и классификацию нематериальных активов;
§ учет поступления и выбытия нематериальных активов;
§ амортизацию нематериальных активов;
§ учет долгосрочных инвестиций;
§ учет финансовых вложений и ценных бумаг;
§ учет материально-производственных запасов:
§ понятие, классификацию и оценку материально-производственных запасов;
§ документальное оформление поступления и расхода материально-производственных запасов;
§ учет материалов на складе и в бухгалтерии;
§ синтетический учет движения материалов;
§ учет транспортно-заготовительных расходов;
§ учет затрат на производство и калькулирование себестоимости:
§ систему учета производственных затрат и их классификацию;
§ сводный учет затрат на производство, обслуживание производства и управление;
§ особенности учета и распределения затрат вспомогательных производств;
§ учет потерь и непроизводственных расходов;
§ учет и оценку незавершенного производства;
§ калькуляцию себестоимости продукции;
§ характеристику готовой продукции, оценку и синтетический учет;
§ технологию реализацию готовой продукции (работ, услуг);
§ учет выручки от реализации продукции (работ, услуг);
§ учет расходов по реализации продукции, выполнению работ и оказанию услуг;
§ учет дебиторской и кредиторской задолженности и формы расчетов;
§ учет расчетов с работниками по прочим операциям и расчетов с подотчетными лицами.
В настоящих методических указаниях приведены конкретные требования к содержанию и оформлению отчета по учебной практике, критерии оценки, список рекомендованной литературы.
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ОТЧЕТА ПО УЧЕБНОЙ
ПРАКТИКЕ






