Основные этапы развития культуры Древнего Китая

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Культура Китая как результат диалога этносов

ПЛАН:

Основные этапы развития культуры Древнего Китая

Духовная культура и религия Китая

Искусство Древнего Китая

Китайская культура эпохи Средневековья

Основные этапы развития культуры Древнего Китая

Древнекитайская цивилизация прошла особый путь развития с начала II тыс. до н. э. до III в. н. э.

Ее характер во многом был обусловлен географическим положением Китая, изолированностью от других очагов цивилизации (Месопотамии, Индии), с которым Китай разделяли труднопроходимые горы, пустыни и джунгли.

Сами китайцы называли свою страну по-разному:

– Чжун Го («Срединное царство»),

– Чжун Хуа («Срединная цветущая»),

– Поднебесная,

– тили по названию тех или иных династий.

В общую культуру Китая внесли свой вклад многие народы.

Лишь с конца III тыс. до н. э. определилась ведущая роль в этом синтезе ханьской народности, давшей название народу, создавшему величайшую цивилизацию древности.

Самоназвание «ханьцы», или «ханьжень» (так китайцы называют себя), произошло от названия огромной деспотической империи эпохи поздней древности – Хань (202 г. до н. э.)

А по названию ее предшественницы – империи Цинь со времен античности были образованы европейские названия Китая: лат. – sinae, фр. – chine, англ. – china.

Начало культурной истории Китая восходит к рубежу III – II тыс. до н. э.

Именно к этому времени относят период правления пяти легендарных императоров, эра владычества которых воспринималась как золотой век мудрости, справедливости и добродетели.

Это было время основания первой в китайской традиции династии Ся, когда на смену выборным должностям приходит наследственная власть.

Становление древнекитайской культуры было также непосредственно связано с преодолением этнической раздробленности.

По мере того как складывалось межплеменное культурное единство, формировалось и китайское этническое самосознание, отличительными чертами которого стало представление о себе как о единственном цивилизованном народе, который должен господствовать над остальной периферией варваров.

Во многом это связано с тем, что до сих пор в Китае живет несколько народностей, и самые большие различия существуют между северными и южными китайцами.

Они не сняты и сегодня, а в эпоху Древнего мира они были двумя культурными полюсами страны, которые то объединялись в рамках великих империй, то разделялись границами множества мелких раздробленных княжеств.

В истории Древнего Китая принято выделять несколько больших периодов:

эпоха Шань (Инь) – XVI – XII вв. до н. э.;

эпоха Чжоу – XII – III вв. до н. э.;

эпоха династий Циньи Хань – III в. до н. э. – III в. н. э.

Китайские историки утверждают, что в XVII в. до н. э. в долине реки Хуанхэ было основано государство Шан (по названию наиболее сильного тогда племени).

Соседние племена называли это государство Инь.

До нас дошло большое количество памятников материальной культуры этого периода, свидетельствующих о переходе китайцев к оседлости и скотоводству.

Для изготовления различных орудий труда использовались медь и бронза.

Археологические данные свидетельствуют, что племенные вожди (ваны) превратились в царей и основали династии.

Однако царство Шан (Инь) оказалось непрочным, и оно не смогло противостоять нападению соседнего племена Чжоу.

Последний царь этого царства покончил жизнь самоубийством после поражения от соседей.

В результате на смену государству Шан пришло государство Чжоу.

Время правления династии Чжоу в свою очередь делится на три периода:

– время Западного Чжоу (XII – VIII вв. до н. э.);

– время Восточного Чжоу (VIII – V вв. до н. э.);

– время Чжаньго (V – II вв. до н. э.).

Для периода Западного Чжоу характерно было усиление родовой знати.

Земля находилась в собственности общин, и существовала так называемая «колодезная система».

Суть ее заключалась в том, что вся территория, являвшаяся собственностью данного селения, разделялась на девять частей.

Свое название эта система получила потому, что схема такого деления по своему виду напоминала китайский иероглиф, означавший «колодец».

Из девяти наделов восемь отдавались семьям, а центральный девятый участок обрабатывался всей общиной: урожай с него шел на нужды всей общины.

В этот период неоднократно предпринимались попытки создания централизованного государственного правления.

Однако все они заканчивались провалом, поскольку сталкивались с сепаратизмом местных правителей, не желавших уступать свою власть.

Стремление к централизации ослаблялось также натиском и набегами кочевых племен.

В эпоху Восточного Чжоу сепаратистские тенденции не ослабли, но среди борющихся между собой мелких государственных стали выделяться сильнейшие.

В эпоху Чжаньго, т. е. «Враждующих государств», таких сильнейших образований насчитывалось семь.

Именно в эту эпоху был достигнут некоторый прогресс в вопросе интеграции Китая, что сразу положительно отразилось на развитии хозяйственной жизни.

В частности, тогда появились железные орудия труда и новые виды ремесел.

В то же время необходимость интеграции усиливалась потребностью противостоять набегам кочевников.

Решающую роль в этом сыграло государство Цинь, располагавшееся в западных районах Китая.

В IV в. до н. э. чиновник по имени Шан Ян провел в царстве Цинь очень важные реформы, позволившие государству собрать большие денежные средства для реорганизации устоев сельской общины.

В результате этих реформ государство Цинь смогло победить всех своих соперников и низложить династию Чжоу.

Окончательное объединение Китая произошло во время правления Ин Чжена, который смог распространить свою власть на все царства, существовавшие на территории Китая.

В 221 г. до н. э. он принял титул императора (хуанди) и вошел в историю под именем Цинь Шихунди (первый император Цинь).

Именно в период его правления была построена Великая китайская стена, ставшая как пирамиды для Египта, символом китайской культуры.

Правление Цинь Шихуанди отличалось крайней жестокостью и деспотичностью. Император заботился о создании и поддержании своего культа.

Для этого в честь императора стали сооружать храмы и дворцы.

Но после смерти императора в Китае вспыхнуло восстание и в 207 г. до н. э. один из вождей восстания Лю Бан сверг последнего представителя династии Цинь и стал основателем новой династии, которая получила название Хань.

Представители династии Хань правили Китаем вплоть до 220 г. н. э.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: