Гончарные изделия и бронзовое литье
В ранние периоды истории и культуры Китая особое значение имели различные предметы повседневного обихода – блюда, сосуды, чаши, амфоры и кувшины, которые вначале делались из глины, а в период Шан (Инь) – из бронзы.
Эти изделия играли важную роль в погребальных культах и церемониях, а также становились средствами культурного общения, своеобразными сборниками знаний. По рисункам на них люди читали, как по книгам.
В отличие от узоров на гончарных изделиях, важнейшими составными частями орнаментов бронзовых изделий стали птица и дракон, посылающие на землю дожди; цикада, предвещающая урожай; бык и баран, несущие людям сытость и богатство.
Зачастую изображенные звери приобретали собирательный облик, составленный из черт важнейших животных – защитников и охранителей.
Иногда сосуды сами принимали форму зверей и птиц, оберегающих человека, – совы, тапира, тигра, но и в этом случае вся их поверхность заполнялась выступами и узорами, не оставляющими пустых мест.
|
|
Все эти формы и узоры отразили новые представления об упорядоченности мира.
Разделенные узорчатыми ребрами, ясно определяющими четыре стороны света, сосуды в верхней и нижней своих частях включали в себя изображения важнейших стихий неба и земли, а также пять первоэлементов мира – воду, землю, дерево, огонь и металл.
Градостроительство
Важнейшим этапом на пути становления китайской культуры стало регулярное градостроительство, которое достигло своего наивысшего подъема в III в. до н. э. – III в. н. э.
Самое крупное сооружение Китая конца IV – III вв. до н. э. – Великая китайская стена – олицетворяла собой мощь централизованной державы.
Достигающая в высоту 10 м и в ширину 5–8 м, она представляла собой одновременно и суровую глинобитную крепость со множеством сигнальных башен, и дорогу, протянувшуюся по уступам труднопроходимых горных хребтов.
На раннем этапе строительства протяженность Великой китайской стены достигала 750 км, а позднее превысила 3000 км.
Города в этот период строились как крепости, обнесенные стенами, обведенные рвами, имеющие ряд ворот и дозорных башен.
Планировка городов отличалась прямоугольной точностью и прямыми магистралями, на которых размещались дворцовые комплексы.
Летописи сообщают, что самыми известными дворцовыми комплексами того времени были дворец Эфангун в Сяньяне (длиной более 10 км вдоль реки Вэйхэ) и дворец Вэйангун в Чаньане (длиной по периметру 11 км), состоявший из 43 зданий.
Особым явлением в древнекитайской архитектуре были подземные каменные дворцы знати – их погребальные склепы.
|
|
Поскольку ритуал погребения стал одним из важнейших священнодействий, покойник и после смерти окружался той же роскошью, теми же почестями и теми же оберегающими его предметами, что и при жизни.
Погребения составляли целые комплексы подземных комнат, ориентированных на стороны света, благоприятное расположение ветров и небесных светил.
К подземным сооружениям подводила наземная «аллея духов» – охранителей могилы, обрамленная с двух сторон статуями крылатых львов и каменными пилонами, обозначающими вход в могилу.
Зачастую в комплекс входили и небольшие наземные святилища – цытаны.
Внутрь погребения вели каменные двери, на которых изображались четыре сторожа сторон света:
тигр – запада,
феникс – юга,
дракон – востока,
черепаха – севера.
В древнекитайскую эпоху были заложены основы культурных традиций, которые отчетливо прослеживаются на протяжении многовековой истории Китая вплоть до Нового и Новейшего времени.
Китайская культура эпохи Средневековья
Символизм и достоверность
Периодом высшего расцвета китайской культуры стало Средневековье.
Склонность к символизации – одна из типичнейших черт китайского искусства.
Каждый элемент древнекитайской живописи символичен:
сосна – символ долголетия;
бамбук – стойкости, мужества;
аист – одиночества и святости.
Восприятие такого произведения требует особого умения обнаруживать контексты, объединяя символические образы в единую эстетическую картину.
Но при всем своем символизме китайское искусство очень достоверно, ибо отражает мир, не как видится художнику, а как он есть.
В знаменитой гробнице императора Цинь Шихуанди (III в. до н. э.) в 1974 г. примерно на расстоянии километра от основного комплекса были обнаружены глиняные статуи (в натуральную величину) шести тысяч воинов с оружием и боевыми доспехами, а некоторые из них – на колесницах и лошадях.
Отлично сохранившиеся фигуры воинов имеют правильные очертания и пропорции, при этом каждая статуя обладает индивидуальными чертами лица.
Оружие, доспехи и обувь также были выполнены с большой тщательностью.
Построенное в боевом порядке глиняное войско охраняло покой своего правителя.
Каллиграфия
Особое значение в культуре Китая имела каллиграфия, часто ценившаяся даже выше живописи.
Знаменитые каллиграфы, как правило, были одновременно поэтами и живописцами.
Их рукописи ценились наравне с самыми лучшими картинами, изучались, копировались.
Очень важным понятием китайской культуры является ци – интегральная функция всего человеческого организма, его энергии, тонуса жизненности.
Ци проявляется в своеобразии каллиграфического рисунка иероглифа, в его нервности или благостности, что позволяет определить душевное состояние автора, структуру его личности.
Поэтому, занимаясь каллиграфией, каждый китаец заново открывает внутреннюю гармонию своего Я, вступает в общение со Вселенной.
Таким образом, добиться успеха в каллиграфии можно только в зрелом возрасте, накопив определенный духовный опыт, что становится возможным только после сорока лет.
В китайском языке существовало даже выражение «четыре драгоценности»: библиотека, тушь, бумага и кисточка с тушечницей.
Картины-свитки
Тонкое понимание природы помогло зодчим продумать принципы размещения зданий в самых живописных местах, а художникам выработать приемы живописи, обобщающие ее законы.
В процессе долгих поисков была найдена своеобразная форма картин – свитки.
Этот вид живописи получил свое развитие в IV – VI вв.
Работы выполнялись на шелке или бумаге в виде свитков вертикальной или горизонтальной формы (настенные и ручные). Настенные свитки обязательно обрамляли тканями нескольких цветов.
|
|
Ручные свитки были предназначены для того, чтобы смотреть их на столе.
Размеры такого свитка составляли в высоту 20-25 см, а в длину достигали 10-15 м.
Их смотрели постепенно разворачивая, как любой рукописный текст – сверху вниз и справа налево.
Созерцание свитка было целым ритуалом.
Поскольку их нельзя держать все время натянутыми (они от этого портятся), свитки не были постоянным украшением помещений.
Они хранились в свернутом виде в драгоценных шкатулках и вынимались только в торжественных случаях несколько раз в год.
Подобные свитки-повести содержали различные каллиграфические текстовые вставки, дополнявшие и раскрывавшие смысл живописи.
Обычно в китайской живописи использовались прозрачные и плотные краски минерального или растительного происхождения, напоминавшие акварель или гуашь.
Но уже в VIII в. китайские художники стали применять богатую оттенками черную тушь.
Китайские художники почти не пользовались светотенью, но выразительность линий контура и рисунка помогала им создавать в картине известную объемность.
Определенного впечатления глубины и передачи пространства в картине художники добивались посредством особого изображения воздушной среды, или дымки тумана, а также членением композиции на ряд планов.
Тогда же сложились и разные манеры письма: одна – тщательная, фиксирующая все детали и показывающая зрительно все мельчайшие подробности картины, другая – свободная, позволяющая зрителю по воле своей фантазии додумать то, что скрыл от него художник.